Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему:"Как не любить мне эту землю"»
Классный руководитель «А» класса
МБОУ СОШ №20 г.Новочеркасска
Зубкова Татьяна Ивановна.
Классный час «Как не любить мне эту землю»
(Классный час составлен на основе пособия для учащихся Я.В.Соколова «Наша Родина – великая Россия», часть 1, параграф 1 «Страна, которую мы любим»).
3 слайд
Цель:
- развитие национального самопознания и гражданственности;
- формирование чувства гордости за свою страну, любви к родине;
- воспитание в себе высоких нравственных начал.
Ход классного часа
4 слайд
Учитель:
Во все времена и у всех народов под Родиной подразумевали не только территорию, но и людей, соотечественников. И Россия – это, прежде всего, ее народ.
Можно сказать и так: Родиной для российского гражданина является то, что связывает его со всем российским народом. Это: территория, языки, общая история, народные традиции, законы, долг, семья, веротерпимость, здравомыслие, нравственность, достоинство, справедливость…
5 слайд
Отечество - единственная, уникальная для каждого человека родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. Как известно, понятие «Родина» имеет для нас несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи. Ведь не случайно в трудные, критические минуты своей жизни люди вспоминают место, где родился, где прошло детство, то есть свою малую родину как часть большого Отечества. У А.С.Пушкина есть такие слова: «Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».
Если все это присутствует в сознании человека, то у него возникает чувство Родины. Это чувство позволяет ему оставаться патриотом России не только во времена ее подъема, но и в трудные для его Родины годы.
6 слайд
Задание для учеников: Попытайтесь самостоятельно охарактеризовать человека, который обладает чувством Родины и является патриотом России. (Ответы детей)
Учитель: У каждого человека до конца дней сохраняется благодарная любовь к тому месту, откуда берет начало его жизнь, - к отчему краю. Человеческие качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей. Половина - от взрастившей нас земли. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из нее и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями. Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки.
Жители любой страны гордятся своей родиной. Так устроен человек: ему дорога земля, на которой он родился. Он любит то место, с которым связано его детство.
И как можно не любить родные края, если они… просто родные, если всё вокруг знакомо с детства? Ведь именно здесь человек впервые ощутил тепло и любовь самых родных людей: мамы, папы, дедушек, бабушек, братьев и сестер…
12 слайд
Задание для учеников: Как вы думаете, почему везде люди любят свою родину и гордятся ею, хотя приезжим она может казаться не очень привлекательной? (Ответы детей)
13 слайд
Учитель: Можно ли не гордиться такой страной, как наша Россия?
Кто-то скажет, что можно: ведь бывшие россияне добровольно переселяются в Иорданию или даже Африку.
Да, сейчас у людей появился выбор: теперь можно жить там, где захочешь, - границы открыты. И кто-то выбирает для себя судьбу эмигранта. В толковом словаре вам нужно было посмотреть значение слова эмигрант.
14 слайд
Сообщение ученика: ЭМИГРА́НТ, -а, м. Человек, переселившийся из своего отечества в другую страну, находящийся в эмиграции (в 1 знач.). Политический эмигрант.Итак, я тоже эмигрант, как Герцен, как Бакунин, как Огарев, как Лавров! Я тоже изгнанник из своей родины за гражданскую свободу, за республику. Морозов, Повести моей жизни. (Словарь русского языка в 4-х томах)
15 слайд
Задание для учеников: Эмигрантов иногда спрашивают: «Почему вы покинули Россию?» Некоторые отвечают пословицей: «Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше». В чем, на Ваш взгляд, смысл другой пословицы: «Где родился – там и пригодился»? (Ответы детей)
16 слайд
Конкурс: Вспомните пословицы и поговорки о Родине, родном крае. (Ответы учеников)
Возможные варианты:
- Всякая птица свое гнездо любит.
- Всякому мила своя сторона.
- Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
- Дома и стены помогают.
- Каждому свой край сладок.
- На чужой стороне Родина милей вдвойне.
- Родина краше солнца, дороже золота.
- Своя земля и в горсти мила.
Учитель: Итак, вернемся к эмигрантам. Каждый из них обязательно сталкивается с одной проблемой. Это – ностальгия. В толковом словаре вам нужно было посмотреть значение слова ностальгия.
17 слайд
Сообщение ученика: НОСТАЛЬГИ́Я, -и, ж. Книжн. Тоска по родине, по родному дому. Под влиянием этих болезней и ностальгии, в то же время сильно заговорившей в нем, Глинка поспешил воротиться в Россию. Стасов, М. И. Глинка. В нашем Владивостоке среди чиновников и моряков нередко наблюдается ностальгия. Чехов, Остров Сахалин. (Словарь русского языка в 4-х томах).
Учитель: Ностальгия…Так называют не утихающую ни на минуту тоску по Родине, по милой России.
Пример: Бывший российский гражданин женился на датчанке и стал подданным королевы Дании. Его спросили: почему он так тоскует по Родине? Сначала в ответ он пробормотал что-то невнятное, потом признался, что тоскует по запаху борща, который он обожает. Пожалел, что в саунах не парятся березовым веником. Сказал, что местное Рождество очень красивое, «но другое». И так далее.
18 слайд
Задание для учеников: За что же россияне так любят свою Россию? (Ответы детей)
19 слайд
Учитель: Разве можно выразить точными фразами то, что человек чувствует душой? Да, можно, то только в стихах – так легче. К ним потом часто подбирают музыку. И льются песни о России, в которых заключена душа ее народа.
20 слайд
Выразительное чтение стихотворения М.Ждангазиева «Я землю родную хочу обнять»:
Ученик: Я землю родную хочу обнять,
Прижаться к ней горячей щекой,
Удары гулкого сердца унять…
И погладить ее травинки рукой.
Я землю хочу целовать –
Священную землю моей страны,
Как сына целует седая мать,
Когда возвращается он с войны.
Я землю родную хочу целовать,
Как солнце целует ее поутру,
Как знамя целует солдат на ветру,
Давая клятву не отступать.
(Звучит песня «С чего начинается Родина?», музыка В.Баснера, слова М.Матусовского)
21 слайд
Конкурс: Вспомните песни о Родине, родном крае. (Ответы учеников)
22 слайд
Задание для учеников:
- Почему любое место в Росси, где человек родился, навсегда привязывает его к себе?
- Почему вся огромная Россия является общей Родиной всех россиян?
- Кто такие эмигранты и почему они покидают Россию?
- Почему многих эмигрантов из России долго мучает ностальгия?
- За что люди любят свою Родину – Россию?
(Ответы детей)
Попытайтесь поспорить:
1. Говорят, что никакой любви к Родине не существует: человек просто привыкает к тому месту, где родился и вырос.
2. Нужно принять закон, по которому людям будет запрещено покидать свою страну, чтобы они потом не испытывали ностальгию и не страдали от тоски по Родине.
3. Всем ученикам, которые меньше трех раз в день кричат на каждом углу о том, что они любят Родину, нужно ставить двойки по литературе, истории и математике.
Учитель: Хотелось бы закончить наш разговор на поэтической ноте.