Просмотр содержимого документа
«Классный час "Мама первое слово"»
Классный час «Мама-первое слово...»
Возрастная группа: ученики 4 класса
Цель занятия: формирование у учащихся бережное отношение к женщине-матери, укрепление устоев значимости семьи.
Задачи занятия
освоение знаний учащихся уважительного и бережного отношения к самому дорогому человеку-маме.
овладение умениями чётко и грамотно выражать свои мысли;
развивать познавательный интерес к осознанному нравственному поведению
Личностные результаты
• Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности
Предполагаемый результат: уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности;
Форма проведения занятия: нравственная беседа
Методы воспитания: метод убеждения, метод поощрения, работа в парах, инструктаж, разъяснение.
Оборудование (средства воспитания): интерактивная доска, презентация,
Ход занятия
№
Этап урока с указанием времени
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Методы, приемы и средства
Формирование УУД (с указанием конкретных действий)
1
Организационный блок (1 мин)
Мотивировать учащихся к совместной деятельности
«звучит фоновая музыка «Мама» из передачи «От всей души»
Какое самое первое слово?
Какое самое светлое слово?
Какое самое главное слово?
Его никогда не напишут с ошибкой.
На первой странице оно в букваре,
Его произносят повсюду с улыбкой,
И каждый малыш говорит во дворе…
Какое самое первое слово?
Какое самое светлое слово?
Какое самое главное слово?
Шепни его тихо, скажи его звонко.
Главное слово любого ребенка- «ма- ма»
Эмоциональный настрой учащихся
мама
Словесный метод (беседа), Форма-фронтальная
ИКТ презентация слайд1
Регулятивные УУД: формирование способности к организации своей деятельности
2
Диагностический блок (5 мин)
Актуализировать знания учащихся к определению темы занятия
Ребята, как вы поняли из стихотворения, о ком сегодня мы поговорим?
Верно! Сегодня классный час посвящен главному человеку в нашей жизни – маме.
Мама.
Есть ли на белом свете слово нежнее и приятнее?
Добрые мамины руки, самое чуткое и заботливое сердце – оно всегда светится любовью, никогда не остается равнодушным. Оно сгусток вселенского добра, мирового света. Не важно, сколько тебе лет – десять или девяносто – ты всегда будешь нуждаться в заботе и теплоте маминого взгляда.
Нет, наверное, ни одной страны, где бы не отмечался День матери. В России День матери стали отмечать сравнительно недавно. Установленный Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина № 120 «О Дне матери» от 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресенье ноября, воздавая должное материнскому труду и их бескорыстной жертве ради блага своих детей.
О маме
Словесный метод (беседа), Форма-фронтальная, индивидуальная, ИКТ -презентация (слайд 2, 3).
Регулятивные УУД: целеполагание
Познавательные УУД: развитие познавательной инициативы, понимание заданного вопроса, в соответствии с ним строить ответ в устной форме
Коммуникативные
УУД: умения адекватно осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
3
Контролирующий блок
(30 мин):
А) Подготовительный этап
(5 мин)
Б) Основной этап
(20 мин)
В) Систематизирующий этап (5 мин)
Формировать умение самостоятельно ставить тему и задачи урока
Мама учит своего ребёнка первым словам, от мамы дети впервые узнают, что такое добро и зло, правда и ложь. Мама всегда рядом со своим ребёнком – когда он хочет есть, когда его что-то беспокоит, когда не с кем поиграть, когда грустно и хочется, чтоб тебя пожалели. Просто сесть рядом, положить голову на родное плечо и почувствовать исходящее от мамы тепло... Это мама не спит ночами, когда у тебя температура, прикладывая компресс к горячему лбу. Вместе с мамой ты впервые побывал в цирке, катался на аттракционах в парке и ел в кафе самое вкусное мороженое на свете.
Учащимся нашего класса пришлось поработать в библиотеке, чтобы ответить на вопрос: Как появилось слово «мама»? Давайте их послушаем!
Слово мама звучит на всех языках одинаково – ласково и нежно.
Ученики класса провели исследовательскую работу, разбившись на три группы. С отчетом о задании выступают группы.
Задание 1
Выяснить сколько раз в день мы обращаемся к маме с просьбой, с выражением благодарности. Кто чаще: мальчики или девочки класса обращаются к мамам. Какие ласковые слова говорят мамам, или как ласково их называют. Выявить среднестатическую цифру исследования среди учащихся класса.
Приложение 3
Задание 2
Выяснить сколько времени в день/неделю уходит у мамы на домашние хлопоты и заботы: готовить у плиты- 2ч, мыть посуду15 мин, ежедневную уборку- 15 мин., стирку легких вещей руками – 15 мин., чистку одежды и обуви – 15 мин, покупку продуктов - 30 мин., глажку белья – 1ч в неделю. Ежедневно на домашние хлопоты уходит 3/3ч.30 мин; стирка белья и глажка 1 раз в неделю – 1ч. /1ч30 мин., еженедельная уборка – 1 ч.
Если дети помогают маме мыть посуду, делать ежедневную уборку покупать продукты, ухаживать за своими вещами то у мамы сокращается рабочее время дома на 1 час в день.
При восьми часовом рабочем дне на домашние хлопоты у мамы уходит 3 – 3,5 часа в день. Если дети помогают маме, то 2 – 2,5 часа в день. Это в неделю 24 часа. Выходит, что у мамы в семидневную неделю получается 5-6 рабочих дней на работе и почти 3 рабочих дня дома.
Приложение 4.
Вывод: Если дети ежедневно помогают маме, то они сокращают ее рабочее время дома на 7 часов, или почти на один рабочий день.
У вас на партах лежат лепесточки, давайте украсим наш цветок словами. Напишите на них то что вам дарят мамы.
Я предлагаю всем мамам нашей страны подарить песню « Главное слово»
Песня – караоке.
Приложение 5.
Задолго до этого дня ученики готовились к празднику, сегодня вы оформили выставку рисунков и фото-коллаж «Моя любимая мамочка»
Чтение стихов
Приложение 1
Рассказ учеников. Приложение 2
Работа с таблицей
Работа с таблицей
дети рассказывают о фотографиях и рисунках с изображением мам.
Словесный метод (беседа, рассказ), прием-игровой, форма-фронтальная.
Работа в группах
ИКТ -презентация (слайд 4 - )
Коммуникативные УУД: уметь высказывать свою точку зрения, с уважением относиться к мнению других; умение договариваться, находить общее решение практической задачи;
умения и убеждать, и уступать:
осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания; способствовать сохранению доброжелательного отношения друг к другу в ситуации конфликта интересов
Регулятивные УУД:
Волевая сааморегуляция;
Умение действовать по плану и планировать свою деятельность
Познавательные УУД: умение выделять существенную информацию из данного материала
Личностные УУД: стремление выполнять социально-значимую и социально-оценочную деятельность
4
Итоговый блок (4 мин)
А) Аналитический этап (2 мин)
Б) Рефлексивный этап (2 мин)
Организовать усвоение учениками нового знания
Давайте послушаем стихи ребят
Приложение 6.
Давайте дарить своим мама и бабушкам теплые слова и помогать им!
Словесный метод (беседа, рассказ), игра, фронтальная форма.
ИКТ -презентация (слайд ).
Работа в группах
Регулятивные УУД: умение оценивать значимость и смысл деятельности для себя самого и коллектива в целом
Познавательные УУД: умение сравнивать цель и результат
Коммуникативные УУД: рефлексия своих действий
Приложение 1.
Алина: Мама…Первое слово, главное слово в нашей судьбе. Одна – единственная на свете, самый любимый человек в целом мире. Она дала нам жизнь и делает всё для того, чтобы мы были счастливы.
Максим: Мама…Первое слово, которое говорит малыш, едва сделав несмелые шаги. Мама…Первое слово, которое неуверенно и старательно складывает по слогам неоперившийся первоклассник. И, почувствовав свою удачу, смеётся, счастливый.
Дима Ж: «Спасибо, кормилица – мать!» – благодарно произносит хлебороб, прижимая к губам пригоршню тёмной земли, родившей в срок достаточно ржи и пшеницы.
Диана: «За Родину– мать!» – шёпотом произнесёт солдат, наткнувшийся на встречный осколок и слабеющей рукой пославший последнюю пулю врагу.
Сережа: Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни.
Приложение 2.
Маша: "Мама" - первое слово человека, который только что явился в мир. Может быть, оно и было первым словом всего человечества. Возможно, с него и с ему подобных "детских" слов начался в глубокой древности наш язык. Из других простейших слогов, которые ребенок учится произносить в первую очередь, тоже появились понятия, обозначающие ближайших родственников: па-па, дя-дя, тя-тя, ба-ба.
Саша: Родственные связи являются самыми значимыми во все времена, а развитие речи у детей протекает, в целом, сходным образом. Поэтому неудивительно, что на подавляющем большинстве языков самые важные для каждого человека слова звучат похоже. Русские дети называют мать "мама", маленькие французы -"маман", немецкие ребята -"мама", английские - "мэмма", китайские -"мама", корейские - "омма". Интересно то, что слово, обозначающее мать, во всех языках складывается из двух одинаковых слогов.
Приложение 3.
девочки
мальчики
все учащиеся
среднестатическая цифра
Сколько раз в день мы обращаемся к маме с просьбой
Сколько раз в день мы обращаемся к маме с выражением благодарности
Какие ласковые слова говорят мамам, или как ласково их называют
Приложение 4.
мамина забота
время ежедневно
время еженедельно
готовить у платы еду
2 часа
мыть посуду
30 мину
легкая уборка
15 минут
ручная стирка
5-10 минут
чистка одежды и обуви
10-15 минут
покупка продуктов
30 минут
стирка и глажка белья
1 час 30 минут
уборка
1час
Всего
3 часа 30 минут
2 часа 30 минут
Всего за неделю
(3 часа 30минут 7 дней +2 часа 30 минут) = 24 часа 30 минут: 8 часов = 3 рабочих дня