Просмотр содержимого документа
«Классный час "М.В.Ломоносов и его открытия"»
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Коряжмы»
Классный час для учащихся 1 класса, посвящённый 305-летию со дня рождения М. В. Ломоносова.
Малых Мария Васильевна,
Учитель начальных классов
2016
Тема: "М. В. Ломоносов - великий русский учёный"
Цель: познакомить детей с открытиями М. В. Ломоносова.
Задачи:
Способствовать формированию у детей младшего школьного возраста представления о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;
Пробуждать у детей чувства гордости, восхищения, уважения к великому ученому М. В. Ломоносову.
Развивать кругозор детей.
Обратить внимание детей на то, чему можем учиться у Ломоносова сегодня.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный этап.
Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели.
На меня все посмотрели
И работать захотели.
Определение темы урока и постановка задач.
У: Кто-то на доске разбросал все буквы. Составьте слово и тогда узнаете тему урока (на доске в хаотичном порядке разрезные буквы ЛОМОНОСОВ).
Подсказки:
Начинается на букву Л
Оканчивается на букву В
Великий ученый и наш земляк
У: Молодцы! Это Ломоносов.
У: Как вы думаете от каких двух слов произошла фамилия Ломоносов?
У: По одной из версий фамилия Ломоносов произошла от словосочетания «ломать нос». Прочитайте тему занятия (слайд 1). Какие задачи вы поставите на сегодняшний урок?
Д: Вспомнить биографию М.В.Ломоносова, познакомиться с открытиями ученого.
У: Ломоносов был великим ученым, известным человеком и звездой русской науки. Такими звёздочками можете стать и вы, если приложите все усилия, будете внимательными и старательными на уроках. Ну, а сегодня мы попробуем сделать первые шаги навстречу цели. Я буду задавать вопросы, а вы руку поднимайте, отвечайте и звездочку получайте. Наше правило на урок: с места не кричи, а просто руку подними (ответы демонстрируются на слайдах 2 – 13).
1.В каком году родился Ломоносов?
а) 1721
б) 1712
в) 1711
2.Где родился Ломоносов?
а) в селе Денисовка
б) в городе Архангельске
в) в селе Холмогоры
3.Как звали Ломоносова?
а) Иван
б) Михаил
в) Василий
4.Как звали отца Михаила Ломоносова?
а) Пётр
б) Михаил
в) Василий
5. Кем был отец М.В. Ломоносова?
а) учитель
б) рыбак
в) плотник
6. Назовите первые книги Михаила Ломоносова?
а) «Грамматика» Мелентия Смотрицкого
б) «Арифметика» Леонтия Магницкого
в) «Азбука» В. Горецкого
7.Сколько лет было М.В. Ломоносову, когда он отправился в Москву учиться?
а) 15 лет
б)18 лет
в) 19 лет
8. Название города, в который М.В.Ломоносов ушёл учиться.
а) Архангельск
б) Москва
в) Новосибирск
9. Как называется учебное заведение, куда поступил М.В. Ломоносов?
а) славяно-греко-латинская академия
б) Московское педагогическое училище
в) институт автомобильного транспорта
10.За сколько лет М.В. Ломоносов прошёл 12-летний курс обучения
в Славяно-греко-латинской академии?
а) 3 года
б) 5 лет
в) 7 лет
11. В какой город М. В. Ломоносова отправили после славяно-греко-латинской академии?
а) Архангельск
б) Петербург
в) Москва
12. В какую страну был отправлен Ломоносов в числе лучших учеников после обучения в Петербурге?
а) Россия
б) Англия
в) Германия
III. Физминутка
Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп хлопки над головой Мы топаем ногами, топ, топ высоко поднимаем колени Качаем головой головой вперед назад подвигать Мы руки поднимаем, мы руки опускаем руки поднять, опустить Мы низко приседаем и прямо мы встаем присесть и подпрыгнуть Руки вниз, на бочок. Разжимаем- в кулачок Руки вверх и в кулачок Разжимаем на бочок На носочки поднимайся Приседай и выпрямляйся Ноги вместе. ноги врозь
У: Подсчитайте звезды (тому, у кого больше, вклеить звезду в дневник).
Мы уже достаточно много знаем о жизни М.В. Ломоносова, знаем, что он был великим учёным. А вот какие открытия он сделал, вам расскажут ребята (учитель комментирует слайды).
Уч.1: В одна тысяча семьсот сорок восьмом году Михаил Васильевич открыл один из важнейших законов природы – закон сохранения вещества. А также, открыл первую химическую лабораторию в России (слайд 14).
У: В этой лаборатории он проводил физические и химические опыты.
Уч.2: Ломоносов был первым, кто считал, что любой предмет состоит из маленьких, не видимых глазу, частиц, которые двигаются быстрее при нагревании, а при охлаждении —медленнее (слайд 15).
У: При нагревании частицы, двигаясь быстрее, сильнее отталкиваются друг от друга, поэтому расстояние между ними увеличивается. При охлаждении двигаются медленнее, сильно друг от друга не отталкиваются, поэтому и расстояние между ними меньше.
Уч.3: Ученый проявлял особенный интерес к бисерным и стеклянным заводам. Именно благодаря Ломоносову появилась такая техника, как русская мозаика. Изготовил 40 мозаичных картин. Известные картины, сделанные руками Ломоносова: Полтавская битва, Пётр Первый (слайд 16).
У: Знаете ли вы из чего сделаны картины? Они сделаны из маленьких разноцветных стёклышек, которые путём химических опытов получил сам М.В. Ломоносов. А мозаика – картина из кусочков цветного стекла.
Уч.4: Михаил Васильевич создал мощный телескоп. Он давал возможность наблюдать за яркими предметами, например, за Солнцем. А еще он сконструировал термометр – это прибор, который измеряет температуру воздуха (слайд 17).
У: Обратите внимание как выглядел первый телескоп и термометр.
Уч.5: Михаил Васильевич Ломоносов сделал величайшее открытие: воздух существует и на планете Венере (слайд 18).
У: Это говорит о том, что, возможно, и на этой планете есть жизнь.
Уч.6: Ломоносов, разработал "громовую машину", или другими словами – громоотвод – который используется по сегодняшний день (слайд 19).
У: Кто знает для чего нужен громоотвод?
Ответы детей:
У: Если молния попадает в дом, то благодаря громоотводу заряд уходит в землю, не причиняя вреда.
Уч.7: По инициативе Ломоносова, по его проекту был построен Московский государственный университет, который и получил в дальнейшем его имя (слайд 20).
У: Вспомните, что на уроке ознакомления с окружающим миром мы знакомились с достопримечательностями г. Москвы, среди которых был и МГУ им. М.В. Ломоносова.
Уч.8: Ломоносов занимался не только наукой, но еще любил писать стихи. Вот одно из них (слайд 21):
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха…
М. В. Ломоносов
У: Молодцы! Спасибо, присаживайтесь на свои места. Сейчас мы превратимся в мастеров и сделаем мозаичную картину. Для этого нам нужно распределиться на группы. У каждого из вас на столе многоугольники, объединитесь в 4 группы в зависимости от количества углов в многоугольнике:
У: Мы, как и великий Ломоносов, будем делать мозаику, но только не из стекла, а из бумаги. Рвите полоски на кусочки и приклеивайте. В результате у нас получится судно, на котором маленький Михаил Ломоносов ходил вместе с папой за рыбой в море.
Дети в группах выполняют задание. Учитель вывешивает на доску.
У: А сейчас, отгадав загадку, вы узнаете как называлось это судно.
На волнах морей и рек
Ей не страшен ветра бег –
Крикнет ветру: «Покачай-ка!»
И поймает рыбку … (чайка)
К корпусу судна прикрепляется название «Чайка»
Рефлексия
У: Сейчас я каждому выдам маленьких чаек. Кому понравилось сегодняшнее занятие, кто узнал много нового, приклейте их на доску рядом с судном (дети выходят и приклеивают на доску чаек). Молодцы! Мы дальше отправимся в путешествие по морю знаний. Спасибо за работу!