Просмотр содержимого документа
«Классный час "Хлеб-всему голова"»
«Хлеб — всему голова»
Проведению этого внеклассного занятия предшествовала большая подготовительная работа: экскурсии на мехток и в пекарню, конкурс рисунков на тему «Хлеб — всему голова», беседа по стенду «Будь достоин высокого звания хлебороба», где представлены фотографии лучших механизаторов нашего хозяйства. Кроме того, состоялась беседа по тематической выставке репродукций картин А.А. Пластова «Ужин трактористов», Т.Н. Яблонской «Хлеб», Е. Гордиец «Хлеб пекут», М.В. Данциг «Золото земли», А.Г. Сафаргалина «Запрягайте, хлопцы, коней». Сами дети участвовали в сборе пословиц, поговорок, народных примет по теме.
Оформление зала: выставка репродукций картин художников, а также детских рисунков. выставка хлебных изделий.
Ребята входят в зал под музыку песни «Русское поле».
Учитель. Наш устный журнал мне хочется начать стихотворением Александра Балина:
Вот хлеб — высок, румян и свеж.
Его ты ежедневно ешь:
Орловский, рижский, заварной, Пшеничный любишь и ржаной.
Не забывай же никогда,
Какого стоило труда
Поднять тугую целину
Плугами в трудную весну,
Удобрить землю под зерно,
Чтоб в колос выбилось оно.
А жатва, если зной иль град?!
Их много — всяческих преград —
Преодолеть нам суждено.
Запомни же, как дважды два,
Народной мудрости слова:
«Кто хлебушком не дорожит,
Тот мимо жизни пробежит».
И если ты не глух, не слеп,
Цени народный, трудный хлеб.
Далее следует коллективная декламация – перекличка «Хвала тебе, хлеб!».
Только снег сошел в апреле,
Как поля зазеленели.
Мы говорим: «Хлеб!» (Хором.)
Золотой простор бескрайний —
Там работают комбайны.
Мы говорим: «Хлеб!» (Хором.)
Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: «Хлеб!» (Хором.)
Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: «Хлеб!» (Хором.)
Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился Свежий хлеб.
Хлебное поле большое, как море —
Не сосчитаешь колосьев на нем.
В дружном дозоре, в почетном дозоре
Каждое зернышко мы бережем.
Зернышко мы согреем заботой
В добрых и теплых ладонях полей.
Солнышку тоже хватает работы,
Чтобы звенели хлеба веселей.
Хлебные зернышки сказочным кладом
Спрячутся в землю и дружно взойдут.
Самая лучшая в мире награда —
Эта живая награда за труд.
Ржаной росток зеленый
Оглядывает поле,
Смешной и удивленный,
Как первоклашка в школе.
Его расти научит
Любой весенний дождик,
А каждый вешний лучик
Раскрасит, как художник.
Он вместе с близнецами
Так быстро станет взрослым,
Что скоро даже с нами
Померяется ростом.
Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: «Берегите,
Берегите хлеб родной!» (Хором.)
Не мечтаем мы о чуде
К нам полей живая речь:
«Берегите хлеб, вы — люди,
Научитесь хлеб беречь!» (Хором.)
Как хлеб к нам пришел?
Чтец.
Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченой
Шел к тебе издалека.
Учитель. Издавна кормит людей матушка – земля. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, орехи, грибы, съедобные корешки. Но часто случалось так, что вместе с грибами и съедобными травами человек невзначай приносил спрятавшиеся в корзинке несколько зернышек. Случайно упадут они на землю возле дома — глядь, на этом самом месте вскоре вырастут несколько колосков. Каша из этих зерен получалась вкусная, лепешки и того лучше. Тогда люди смекнули, что можно не случайно, а специально приносить с собой зерна и сажать их возле жилья. Вот и появились первые колоски. Сперва — ячменя, потом пшеницы и ржи.
В одном из музеев словно бесценное сокровище хранится ломтик хлеба, которому... 6 тысяч лет! Ученые нашли его на дне озера. Когда- то очень давно он попал в густой ил, со временем окаменел и так сохранился до наших дней. Вот с каких пор люди едят хлеб!
Выходил на поля...
Не сама собой природа
Хлеб на блюде подает.
Сколько требует ухода
Мать – земля на целый год.
В каждый дом, на каждый стол
Хлеб пожаловал, пришел,
В нем — здоровье, наша сила,
В нем — чудесное тепло.
Много рук его растило
Сохраняло, берегло.
Учитель. Ребята, мы с вами провели экскурсию на мехток. Нашим экскурсоводом был главный агроном СПК «Вязьминский» Евгений Иванович Катунцев. Он рассказал нам о механизмах, помогающих человеку убрать хлеб, высушить, отсортировать. Сегодня он у нас в гостях. (Далее следует рассказ агронома об основных зерновых культурах — пшенице и ржи.)
Учитель. Нелегок труд земледельца. Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам погоды открыто зеленое поле.
Святое дело — вырастить хлеб. Разве можно найти профессию более нужную, более почетную, чем профессия хлебороба! Слово представителю этой вечной профессии, в прошлом одному из моих лучших учеников, а ныне одному из родителей нашего класса — Анатолию Петровичу Ермакову. (Рассказ хлебороба о своем труде, о необходимости иметь глубокие и прочные знания).
Учитель(обращаясь к гостю). Мы желаем, чтобы закрома вашего фермерского хозяйства всегда были полными.
Хлеб мой вкусный, хлеб душистый
1-й чтец. Слава миру на Земле!
2-й чтец. Слава хлебу на столе!
1-й чтец.
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
2-й чтец.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим.
— Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
Учитель. Нет для человека запаха более приятного, чем запах свежего хлеба. Слово предоставляется еще одной нашей гостье — заведующей пекарней Наталье Васильевне Николаевой. Накануне мы были у нее в гостях. (Рассказ о профессии пекаря и о том, что для выпечки вкусного хлеба нужны не только необходимые составляющие компоненты, но и старание, даже частичка души.)
Хлеб и война
Чтец.
В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжелого хлеба,
Блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.
Учитель. Есть только одно слово, равнозначное слову «хлеб». Это слово — «жизнь». И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба.
В Музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба, величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей осажденного немцами города. А людям нужно было жить, работать, нужно было выжить — назло фашистам, назло бомбежкам и обстрелу. Суровая правда тех блокадных дней, запечатленная в дневнике ленинградской школьницы Тани Савичевой, потрясла весь мир. Прочтем их и мы. (Зачитываются строки из дневника.)
В годы войны в Ленинграде хранилась коллекция основного семенного фонда страны. Голод, а люди берегли лучшие сорта зерен. Потому что эта коллекция была нужна для науки о хлебе. Она и теперь, эта коллекция, бережно хранится, только сейчас на Кубани, в исследовательском центре.
Сказка ложь, да в ней намек
Чтец.
Корочка хлеба,
Хлебная крошка,
Что это — много или немножко?
Даже не верится нам с тобою,
Что кто-то сорит этим чудом земли.
Сердце за хлеб обливается болью,
Когда он лежит в придорожной пыли.
Сказительница (входит и кланяется). Верно, милый, верно! Ох как надо беречь хлебушек! Я сейчас расскажу вам сказку о девочке, которая наступила на хлеб.
Жила на свете девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но гордая и жестокая. Однажды мать Инге испекла хлеб и сказала: «Доченька, отнеси этот хлеб нашей бабушке». Инге надела лучшее свое платье и нарядные башмачки и отправилась в путь. Дорога проходила через болото. Жалко стало Инге своих нарядных башмачков. Бросила она хлеб в грязь и наступила на него, чтобы перейти через лужу. Но только Инге наступила на хлеб, как хлеб вместе с нею стал стремительно погружаться в болото. И оказалась Инге в зловонном подземелье у ядовитой старухи — Болотницы. Злая Болотница превратила девочку в истукана. Руки и ноги ее окаменели, жирные пауки оплели ее своей паутиной.
Пастухи видели, что случилось на болоте, и вскоре повсюду узнали историю о девочке, которая наступила на хлеб.
Однажды горячая слеза упала на голову окаменевшей Инге. Это плакала ее мать. «Какой толк, что мать теперь хнычет обо мне»,— подумала Инге, и душа ее от этих мыслей становилась все грубее.
Однажды эту историю услышала маленькая девочка. «Бедная, бедная Инге! — заплакала она. — Как бы я хотела, чтобы Инге попросила прощенья и ей позволили вернуться на землю». Слова эти дошли до самого сердца Инге. И она залилась слезами раскаянья.
В тот же миг луч света проник в зловонное подземелье, и Инге маленькой птичкой вылетела на волю. Она вернулась в родительский дом. Инге и ее мама снова стали счастливыми, потому что девочка научилась ценить и беречь хлеб.
Есть хлеб — будет и песня
Учитель.
Эй, девчушки-хохотушки,
Начинайте петь частушки,
Начинайте веселей,
Чтоб порадовать гостей.
Ученицы.
Мы в поселке живем,
Сушки, пряники жуем.
Мы частушек много знаем
И сейчас для вас споем.
1-я девочка.
Прянички печатные,
До того нарядные!
Мы не сразу их съедим,
А сначала поглядим.
2-я девочка.
Но не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
3-я девочка.
Он не падает к нам с неба, Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
1-я девочка.
Дождик, дождик, поливай —
Будет славный урожай:
Будет белая пшеница,
Будет рожь и чечевица.
2-я девочка.
Взором радостным объемлю Даль бескрайнюю полей.
3-я девочка.
Слава тем, кто любит землю!
Тем, кто трудится на ней!
Инсценировка «Хлеб» (по Г. Виеру).
Мальчик.
Хлеб мой вкусный, хлеб красивый,
Говорю тебе: «Спасибо!»
Хлеб.
Лучше б ты не поленился,
Доброй пашне поклонился.
Мальчик.
Кланяюсь тебе я, пашня,
За горячий хлеб домашний!
Пашня.
Лучше б ты не поленился — Солнцу в небе поклонился.
Мальчик.
Солнце, солнце в небе синем,
За горячий хлеб спасибо!
Солнце.
Ты б, сынок, не поленился, Дождику бы поклонился!
Мальчик.
Вот спасибо, дождик в небе,
Что заботишься о хлебе!
Дождик.
Лучше б ты не поленился,
Папе с мамой поклонился!
Мальчик.
Вам спасибо, папа с мамой,
Хлеб даете вкусный самый!
Папа.
И тебе спасибо тоже,
Ты у нас такой хороший!
Учитель загадывает загадки.
На соломине дом.
Сто ребяток в нем. (Колосок.)
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины.)
Вырос в поле колосок,
На столе лежу куском. (Хлеб.)
За трактором по полю ходит она.
Отборного ей насыпают зерна.
А где ее след чуть заметней ложится,
Там буйно потом урожай колосится. (Сеялка.)
Учитель. А сколько «хлебных» примет родилось на нашей земле!
Хлеб из рук выпадет — значит, гость спешит.
Раздвоился вдруг хлеб в печи — к отлучке одного члена семьи.
Ешь хлеб с плесенью — хорошо плавать будешь.
Сквозь пряник глядела на свадьбе в первый раз невеста на жениха.
Матери невесты дарили выпеченные гребень и сапоги, отцу невесты — бочонок и борону, деду — хлебный шалашик.
Перед Новым годом отец семейства «прятался» за горкой пирогов и спрашивал детей: «Видите меня?» Те отвечали: «Не видим!» Тогда отец приговаривал: «Ну так чтоб и на следующий год так было!»
Учитель. Ребята, живите так, чтобы хлеб ваш был всегда честным. В хлебе — душа нашей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд. Мама, хлеб, Родина— это одни из самых святых слов для человека. И мне бы хотелось закончить эту страницу нашего устного журнала отрывком из стихотворения, посвященного Родине, России.
Мне сегодня приснилась Россия
В покрывале из утренних рос.
Были очи ее светло-синими
И пшеничною россыпь волос.
Шла Россия некошеным лугом
Сквозь седой предрассветный туман.
Вскоре солнце взошло алым кругом,
Окунувшись в небес океан.
Шла со звонкою радостной песней,
Воспевались в ней ширь и простор.
Ну, а с песней и труд интересней —
Ей подпел молодой комбайнер.
Подхватили доярки-певуньи,
Что прошли через луг прямиком,
Чтоб скорее молочные струйки
Зазвенели над каждым ведром.
К чаю ароматному угощенье знатное
Учитель. Вот и заканчивается наш журнал. Переворачиваем последнюю страницу. Но ее мы не смогли бы приготовить без помощи ваших добрых мам. Поможем им накрыть на стол.