Просмотр содержимого документа
«Классный час "К Деду Морозу"»
Класс: 3
Тип внеклассного мероприятия: открытие новых знаний
Классный час: «В гости к Деду Морозу»
Подготовила : учитель начальных классов, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №27» г.о. Саранск , Дудина Любовь Васильевна,2023
Цель: знакомство детей начальной школы с историей, обычаями и традициями новогоднего праздника в России, а так же и других стран. Задачи внеклассного мероприятия:
Обучающая: познакомить с особенностями празднования Нового года в России, других странах.
Воспитательная: воспитать этические нормы, уважение традиций и обычаев других стран.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: формировать у учащихся правильное отношение к национальному празднику.
Коммуникативные УУД: воспитывать любовь к национальному празднику.
Регулятивные УУД: понимать учебную задачу классного часа, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель классного часа, контролировать свои действия в процессе его выполнения, отвечать на итоговые вопросы.
Личностные УУД: формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний о национальном празднике.
Оборудование: мультимедийная доска, проектор, компьютер, презентация «Путешествие в Великий Устюг к деду Морозу».
Ход занятия
1. Организационный момент
Звучит новогодняя песенка «Что такое Новый год».
Учитель: – Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с Вами будет удивительный, сказочный, волшебный классный час. Но для начала я хочу задать Вам вопрос: «А Вы знаете, откуда к нам приходит Новый год?» (Ответы детей)
Учитель: – Сейчас я прочитаю Вам стихотворение, которое написал Андрей Усачев, а называется оно «Откуда приходит Новый год?».
Новый год слетает с неба?
Или из лесу идёт?
Или из сугроба снега
К нам приходит Новый год?
Он, наверно, жил снежинкой
На какой–нибудь звезде
Или прятался пушинкой
У Мороза в бороде.
Спать залез он в холодильник
Или к белочке в дупло...
Или в старенький будильник
Он забрался под стекло?
Но всегда бывает чудо:
На часах двенадцать бьёт...
И неведомо откуда
К нам приходит Новый год!
2. Сообщение темы и цели классного часа
Учитель: – Удивительное время – наступление Нового года. Эта зимняя сказка пленяет весь мир, наполняет души людей мечтой о грядущем счастье. А у детей под праздник свои заботы! Во всех уголках планеты они заказывают щедрому Деду Морозу желанные подарки и с замиранием сердца ждут появления доброго старичка, веря, что он непременно постучится в их дверь.
Учитель: – Сегодня, ребята, мы познакомимся с Дедами Морозами разных стран, узнаем, какие бывают Деды Морозы. Ну и, конечно же, познакомимся с нашим Дедом Морозом. Мы узнаем, откуда к нам пришел Дед Мороз, почему так любят этого сказочного героя и взрослые и дети, узнаем, почему Новый год празднуют 1 января и почему главным украшением праздника является Елка. Поиграем в разные игры и немного помастерим.
А тема нашего классного часа «Весело, весело встретим Новый год!».
3. Основная часть
Учитель: – Ребята, а прихода кого мы больше всего ждем на Новый год? (Ответы детей)
Учитель: – Я хочу загадать Вам загадки.
Он приходит в зимний вечер зажигать на елке свечи.
Бородой седой оброс, кто же это? (Ответы детей: дед Мороз)
Вот идет какой – то дед, в шубу теплую одет.
На плече его – мешок, в бороде его – снежок. (Ответы детей: дед Мороз)
У этого дедушки много внучат. Внучата на дедушку часто ворчат.
На улице дедушка к ним пристает, за пальцы хватает, за уши дерет.
Но вечер приходит счастливый в году, сердитого дедушку в гости все ждут.
Подарки приносит он, добрый на вид, и все веселятся – никто не ворчит! (Ответы детей: дед Мороз)
Учитель: – Молодцы, ребята! А знаете ли Вы, что в мире живет много других Дедов Морозов и у каждого из них свое имя?(Ответы детей)
3. 1. Знакомство с Дедами Морозами разных стран
Учитель: – Уже несколько сотен лет, каждую новогоднюю ночь, все люди нашей планеты ждут прихода Деда Мороза. Ждут прихода Деда Мороза и взрослые и дети, ждут, когда Дед Мороз принесет подарки, исполнит все их самые заветные желания.
– Ребята, а вы ждете прихода Деда Мороза? Вы успели написать письма Деду Морозу? (Ответы детей)
Учитель: – Оказывается у нашего Деда Мороза, есть много сородичей по всей Земле. У каждого из них есть свое имя. Если присмотреться, то окажется, что Деды Морозы разных стран весьма похожи между собой.
– Давайте познакомиться с ними прямо сейчас!
1. В США, Канаде и странах Западной Европы его зовут Санта – Клаус. Он одет в красную курточку, отороченную белым мехом и в красные шаровары. На голове – красный колпак.
2. В Англии Деда Мороза зовут Батюшка Рождество.
3. В Финляндии новогоднего деда зовут Йоулупукки. Он носит высокую конусообразную шапку, длинные волосы и красную одежду. Его окружают гномы в островерхих шапочках и накидках, отороченных белым мехом.
4. В Эстонии Деда Мороза зовут Йыулувана и он похож на своего финского родственника Йоулупукки.
5. В Швеции два Деда Мороза: сутулый дед с шишковатым носом — Юлтомтен и карлик Юлниссаар. И тот, и другой под Новый год ходят по домам и оставляют подарки на подоконниках.
6. Во Франции тоже два Деда Мороза. Одного зовут Пэр – Ноэль, что означает Отец Рождество. Он добрый и приносит детям в корзине подарки. Второго зовут Шаланд (Chalande). Этот бородатый старик носит меховую шапку и теплый дорожный плащ. В его корзине спрятаны розги для непослушных и ленивых детей.
7. На Кипре и в Греции Деда Мороза зовут Василий.
8. В Италии к детям приходит Бабо Натале и старушка Бефана. В новогоднюю ночь она прилетает в дома через дымоход и приносит хорошим детям подарки, а непослушным достается только зола.
9. В Испании Деда Мороза зовут Олентцеро. Он одет в национальную домотканную одежду и носит с собой фляжку хорошего испанского вина.
10. В Румынии «снежного дедушку» зовут Мош Джерилэ. Он очень похож на нашего Деда Мороза.
11. В Узбекистане его зовут Кербобо. Он одет в полосатый халат и красную тюбетейку. В кишлаки Кербобо въезжает на ослике, навьюченном мешками с новогодними подарками.
12. В мусульманские страны в начале мая приходит с подарками свой старичок по имени Хызыр Ильяс. Носит он красный колпак, обвитый зеленым шарфом и зеленый халат, на котором вышиты цветы.
13. В Норвегии к детям приходят в новогоднюю ночь маленькие домовые или гномики – Ниссе. Они носят вязаные красные колпачки, башмаки и любят сладкое.
14. В Японии Деда Мороза зовут Одзи – сан. Он звонит в новогодний колокол, предвещая приход Нового года.
15. В Нидерландах Дед Мороз носит зеленые шубу, шапку. А зовут его Сандерклаас.
16. В Чехии Деда Мороза зовут Микулаш.
Учитель: – А Вы знаете, что даже в России, в некоторых ее регионах, существуют несколько Дедов Морозов? (Ответы детей)
Учитель: – Давайте знакомиться ближе…
1. В Карелии Деда Мороза зовут Паккайне.
2. В Якутии – Чисхан.
3. 2 Дед Мороз России.
Учитель: – Посмотрите, ребята, сколько Дедов Морозов существует на Земле, но это еще не все, их гораздо больше.
– А сейчас, я предлагаю Вам, поближе познакомиться с нашим русским, российским Дедом Морозом. И так, начнем знакомство.
– Что Вы знаете о Деде Морозе? (Ответы детей)
Учитель: – Дед Мороз очень часто изображается в синей или красной шубе с длинной, белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит Дед Мороз на тройке лошадей. Дед Мороз не носит очки и не курит трубку, как другие его сородичи.
Учитель: – Ребята, а Вы знаете, когда у Дедушки Мороза День рождения? (Ответы детей)
Учитель: – 18 ноября в России официально празднуют день рождения Деда Мороза. Каков возраст зимнего волшебника – доподлинно неизвестно, но точно, что более 2000 лет. Дату рождения Деда Мороза придумали сами дети, поскольку именно 18 ноября на его вотчине – в Великом Устюге – в свои права вступает настоящая зима, и ударяют морозы.
Особенно тщательно к этому празднику готовятся на родине именинника. В этот день открывают специальный почтовый ящик, в который можно опустить поздравление для Деда Мороза. Этой возможностью с удовольствием пользуются и местные детишки, и приезжие туристы.
3. 3 История появления Деда Мороза.
Учитель: – Ребята, а как Вы думаете, откуда появился Дед Мороз? И почему Дед Мороз стал символом Нового года? (Ответы детей)
Учитель: – Дед Мороз (Трескун, Студенец) – персонаж русских легенд, в славянской мифологии – олицетворение зимних морозов, кузнец, сковывающий воду.
Древние славяне представляли его в образе низенького старичка с длинной седой бородою. Его дыхание – сильная стужа. Его слёзы – сосульки. Иней – замерзшие слова. А волосы – снежные облака.
С тех пор, как в России начали отмечать Новый Год, в домах стал появляться старый дед, с бородой, в валенках. В одной руке он нес мешок с подарками, а в другой – палку. Тогда Дед Мороз не был веселым старичком, который распевал песенки. Подарки он, конечно же, дарил, но только самым умным и послушным, а остальным хорошенько доставалось палкой. Но годы шли, и Дед Мороз старел и добрел: перестал раздавать тумаки, а стал просто запугивать плохих детей страшными сказками. Но в наше время Дед Мороз уже никого не наказывает и не пугает, а только раздает подарки и веселит всех у новогодней елки. Палка превратилась в волшебный посох, который не только отогревает все живое в лютые морозы, но и помогает Дедушке Морозу играть с детишками в разные забавные игры.
3. 4 Наряд Деда Мороза
Учитель: – Ребята, а чем наш Дед Мороз отличается от Санта – Клауса? Посмотрите на слайд и найдите отличия. (Ответы детей)
Учитель: – Если Санта – Клаус больше похож на гнома, то Дед Мороз – великан, богатырь, обходящий дозором свои владения. Это седой старик, можно сказать, спортивного телосложения, без брюшка, с седой бородой до пола. Дедушка Мороз носит длинную толстую шубу на меху с меховой опушкой. Изначально цвет шубы был бело – синим, холодным, снежным. После того как он все больше и больше становился праздничным персонажем, шуба его стала красной, что значит по – русски – красивой (то есть это не заимствование у Санта – Клауса). Сегодня Дед Мороз носит наряды как голубого, так и красного цветов.
Дед Мороз носит теплую шапку, тоже с опушкой, правильной полукруглой формы, никаких помпонов и кисточек. Руки прячет в огромные рукавицы. Дед не носит ремней, а подвязывает шубу кушаком. В крайнем случае, застегивается на пуговицы. Дед Мороз носит белые, шитые серебром валенки. С собой Дед Мороз всегда носит хрустальный посох. Во – первых, чтобы легче было по сугробам пробираться. А во – вторых, по легендам, Дед Мороз, еще будучи «диким Морозко», этим самым посохом народ – то и морозил.
Костюм у Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. К началу XIX века голландцы рисовали его вообще стройным курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он забрасывал детям подарки. К концу того же века его одели в красную шубу, отороченную мехом. И вскоре англичанин Тенниел создал образ добродушного толстяка, который сегодня известен каждому: кому – то, как Санта Клаус, а нам – как Дед Мороз.
Мешок с подарками – появился у деда Мороза позднее. Многие дети верят, что мешок Деда Мороза бездонный, то есть не имеет дна. Во всяком случае, Дед Мороз никогда никого к мешку не подпускает, а сам достает из него подарки. Делает это он, не глядя, но всегда угадывает, кто какой подарок ждет. Дед Мороз передвигается пешком, по воздуху или на санях, запряженных тройкой. Любит также рассекать родные просторы лыжным ходом. А еще Дед Мороз никогда не носит очков и не курит трубку!
3. 5 Место жительства Деда Мороза
Учитель: – А Вы знаете, где живет Дед Мороз? (Ответы детей)
Учитель: – Сказать однозначно, где живет русский Дед Мороз, сложно, так как существует масса легенд. Некоторые утверждают, что он родом с Северного полюса, другие – из Лапландии. Ясно только одно: он живет где – то на Крайнем Севере, где круглый год зима. Хотя в сказке В. Одоевского «Мороз Иванович» Мороз Красный Нос живет в колодце, в который он перебирается по весне, где «и летом студено».
Но все, же принято считать, что родиной Деда Мороза является север Восточной Европы. Зародившаяся здесь основа миропонимания дошла через тысячелетия и сохранила свои традиции в глубинке северо – восточной Вологодчины. Именно поэтому сказочным местом жительства Деда Мороза был назван Великий Устюг.
Торжественное открытие «Вотчины Деда Мороза» состоялось 25 декабря 1999 года.
Главное здание усадьбы – большой бревенчатый терем, где расположены апартаменты его сказочного владельца. Здесь есть тронный зал для приёма многочисленных гостей, рабочий кабинет, библиотека и даже обсерватория. Все желающие могут осмотреть комнаты с подарками, которые присылают Деду Мороза со всего света, рассмотреть его наряды, заглянуть в спальню, а на почте отправить поздравительные открытки с печатью и автографом Деда Мороза. В тереме расположены также комната сказочных персонажей, музей разнообразных ёлок, мастерские и сувенирная лавка.
Также у Деда Мороза есть своя собственная почта, куда приходят письма от детей. Отсюда же можно отправить письмо или поздравительную открытку своим близким, друзьям и родственникам с печатью и автографом Деда Мороза.
В вотчине Деда Мороза в Великом Устюге есть множество развлечений, как для детей, так и для взрослых. Здесь находится Тропа сказок, на которой можно встретить различных сказочных персонажей: Бабу – Ягу, Снегурочку, различных животных, а также можно сфотографироваться с грибами – великанами.
В конце декабря Дед Мороз покидает свой дом в Великом Устюге и направляется в Москву, чтобы зажечь первую новогоднюю елку. Кстати, в Москве у Деда Мороза тоже есть резиденция, где он может остановиться. Располагается она в Кузьминках. Там есть отдельные дома – терема для Деда Мороза и его внучки Снегурочки, колодец желаний, мельница, парк с аттракционами, сувенирная лавка и каток.
В период новогодних и Рождественских праздников Дед Мороз не сидит на месте и постоянно меняет прописку. В великом Устюге Дед Мороз любит устраивать приёмы гостей и народные гуляния, потому что не каждый решится посетить затерявшийся во – льдинах дом Деда Мороза. Резиденции Деда Мороза есть так же на Аляске, в Беловежской Пуще и в Финляндии по соседству с западным коллегой Санта –Клаусом. Но в какой бы из своих резиденций Дед Мороз не находился, он обо всех помнит и непременно принесёт каждому подарки под ёлку в новогоднюю ночь.
3. 6 Снегурочка – внучка Деда Мороза
Учитель: – Ребята, я Вам сейчас загадаю загадку, а Вы отгадайте о ком идет речь.
А у меня и внучка есть, и ей всегда на елке честь.
Она известна там и тут, ее ... зовут! (Ответы детей: Снегурочкой)
С дедушкой Морозом рядом, Блещет праздничным нарядом. Нам загадки задаёт, Водит хоровод, поёт. Из снежинок курточка, Это кто?… (Ответы детей: Снегурочка)
Учитель: – Самое главное отличие русского Деда Мороза – его неизменная спутница, внучка Снегурочка. Образ Снегурочки – символ застывших вод. Это девушка (а не девочка), одетая только в белые или голубые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается.
Ни один из зарубежных собратьев Деда Мороза не имеет такого милого сопровождения. Снегурочка – явление уникальное, свойственное только нашему Новому году.
Новейшая история считает датой ее рождения 1873 год, а местом рождения – имение Щелыково, что недалеко от Костромы. Именно там из дремучих лесов «вышел» навстречу писателю Александру Островскому образ снежной девушки. Ее отец – Мороз, мать – Весна – Красна. Сегодня в большинстве сказок Снегурочка, снежная девочка, не дочь, а внучка Деда Мороза.
3. 7 Елка – вечнозеленая красавица.
Учитель: – А сейчас я загадаю Вам загадку…
Новогодняя принцесса, Вся в гирляндах и шарах, Принесенная из леса, Добрым папой на плечах. Платьице в иголочках И зовусь я ... (Ответы детей: Елочкой)
Учитель: – Ну, конечно же, какой Новый год без Новогодней Елки.
А с Елкой вообще путаница получается. Красивая и нарядная, вечнозеленая, она на Руси была… почему – то деревом смерти. Раньше на Руси Новый год праздновали 1 сентября, по летоисчислению от сотворения мира.
Главным деревом славян – олицетворением добрых сил испокон веку являлся дуб. Так было до 1 января 1700 года. Именно в этот день по Указу Петра I начали встречать Новый год под нарядной елочкой и украшать жилища еловыми ветвями.
Новый год и Рождество сложно представить без елки. Пусть у Вас нет елки, но еловые ветки должны быть в обязательном порядке. Своеобразный еловый запах наполняет дома новогодней свежестью и прибавляет сил. Каким же образом зародился обычай украшать дома еловыми ветками?
В далеком прошлом люди украшали просто деревья. Считалось, что все деревья наделены добрыми силами, что в них живут добрые духи. И, развешивая на деревьях угощения, подарки, пытались задобрить этих духов. Часто деревья украшались яблоками (символ плодородия), орехами (непостижимость божественного промысла), яйцами (символ развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия).
В начале в России украшали не целые деревья, а еловые ветки. Этот обычай появился благодаря Петру I. В Петровском указе писалось: «... По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых... а людям скудным каждому, хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь... ».
Публично в столице ёлки ставились только в 1852 году. К концу XIX века ёлки стали главным украшением и городских и деревенских домов.
И до сир пор, ни один новогодний праздник не мыслим без елки, богато и ярко украшенной.
4. Практическая работа
4. 1 Игра «Где растет ЕЛЬ»
Учитель: – Ребята, а теперь предлагаю Вам немного поиграть. Наша игра называется «Где растет ЕЛЬ».
Условие игры: Класс делиться на две группы. Ребятам за 10 минут нужно вспомнить слова, где встречается слово «ЕЛЬ». Каждая команда, по очереди, называет свои слова, педагог записывает на доске. У какой команды больше слов, та команда побеждает.
– А сейчас, друзья, сыграем В интересную игру: Вы послушайте внимательно, И ответьте обязательно, Если я вам скажу верно, Говорите «ДА!» в ответ. Ну, а если вдруг – неверно, Говорите смело «НЕТ!».
Учитель: – Ребята, я сейчас мы с Вами немного помечтаем и поработаем. Я предлагаю Вам закрыть глаза и представить, что вы маленькие гномы, которые живут и работают в мастерской Деда Мороза. Представили? А теперь откройте глазки.
– Внимательно посмотрите, какие красивые, необычные снежинки изображены на картинках. Эти снежинки смастерил Дед Мороз.
– Ребята, как Вы смотрите на то, чтобы помочь Деду Морозу? Я предлагаю Вам выполнить совсем несложную работу – помастерить снежинки.
5. Заключение. Подведение итогов. Рефлексия
Учитель: – Какие Вы молодцы! Ребята, а теперь ответьте мне на вопрос: «О чем Вы сегодня узнали?» (Ответы детей)
Учитель: – А какое у Вас настроение? Вам понравился наш классный час? (Ответы детей)
Учитель: – А сейчас мы посмотрим мультфильм «Дед Мороз и серый волк».
(Просмотр мультфильма «Дед Мороз и серый волк»)
Учитель: – На этом наш классный час окончен. Спасибо за работу, за внимание!
Желаю Вам под Новый год Веселья звонкого, как лед,
Улыбок светлых – как янтарь, Здоровья – как мороз в январь!