Классный час «Духовное обновление – залог прекрасного будущего. Моя малая родина – село Кайнар.»
Классный час «Духовное обновление – залог прекрасного будущего. Моя малая родина – село Кайнар.»
Классный час посвящён знакомству детьми с малой родиной, а именно со своим родным уголком - селом Кайнар. Дети участвуют в заочном путешествии по родному селу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Классный час «Духовное обновление – залог прекрасного будущего»
«Моя малая родина – село Кайнар».
Цель:
познакомить учащихся с программой «Рухани жаңғыру – взгляд в будущее»;
активизировать познавательный интерес к изучению истории родного края – села Кайнар;
формировать казахстанский патриотизм; вызвать чувство восхищения и гордости за малую Родину; воспитать гражданственность, любовь к малой Родине; воспитание духовно-нравственных качеств личности, чувство ответственности за судьбу села.
Оборудование: презентация к классному часу, видеоматериал, дидактический материал, карточки, пазлы животных, карта Казахстана, фотографии о селе.
Ход классного часа.
1. Психологический настрой.Исполнение гимна РК.
На доске эпиграф: Ради детей, ради степей,
Ради родной земли своей,
Живя в достатке, мире, братстве,
Приумножай свои богатства! (Н.А.Назарбаев)
- Добрый день, дети. Сегодня мы начинаем наше общение стоя в кругу, как вы думаете для чего? (Чтоб почувствовать, что мы все вместе, что мы одна команда, которая может справиться с любой задачей, чтобы улыбнуться друг другу, пожать руки…)
- А еще, ребятки, мы с вами не только команда, не только одноклассники, а ещё мы … односельчане. Почему так говорят «односельчане»? (это жители одного села).
Притча.
Однажды обратились к старому человеку, повидавшему Землю и самые разные экзотические страны с вопросами:
- Где лучше?
- Какое место на Земле красивее всех?
- Какое место ты хотел бы увидеть в последний день своей жизни?
Он не назвал ярких, знаменитых точек на Земле, где он бывал и жил. Его желание было простым. «Я хочу увидеть тот самый близкий, самый красивый уголок на Земле, где я родился, рос, учился и стал человеком».
Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.
1. Разгадывание ребуса Р1А (Родина)
2. Дидактическая игра «Составь слово» GJКNYUАILЙНSRАQWР (КАЙНАР)
- Ребята, скажите, о чём сегодня мы будем говорить?
- Мы с вами не случайно выбрали эту тему. Каждый человек, любящий свою Родину, не может не стремиться знать историю народа, Родины. Каждый гражданин должен знать символику своего государства, т. к. знание истории, событий позволяет нам лучше понять, осмыслить и оценить настоящее, наметить пути в будущее.
- Какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите слово Родина? Слова: малая родина, Казахстан, родители, родное село.
- Как вы считаете, связаны ли между собой эти слова?
- Как? Чем?
- Что же такое Родина?
Родина – место, где человек родился, где живут его близкие; это сторонка, которая является для него родной; это страна, в которой он живёт.
Понятие Родина включает в себя и страну, в которой мы живем, и то место, где мы появились на свет.
Теперь поговорим о малой родине, о том месте, где мы родились. У каждого из нас есть малая родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом.
МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая родина.
У поэта Николая Дружкова есть такие слова: “У каждого есть Родина своя, у каждого есть дом, где он родился…”. Так можно сказать, что наша родина там, где я родился и там, где мой дом. Это наше село Кайнар.
Работа по теме.
1. Из программы «Рухани жаңғыру».
12 апреля 2017 года была опубликована статья Главы Государства Казахстана, направленная на модернизацию общественного сознания. Сохранить и приумножить духовные и культурные ценности - вот основная цель работы по программной статье президента «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» («Курс в будущее: духовное обновление»).
Обращение, представленное Президентом страны Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым в первую очередь было адресовано молодежи. Сегодня, глядя на происходящие политические, макроэкономические процессы, как никогда важна духовная составляющая. Именно она придает силу, веру, нерушимость и незыблемость всех основ мировых цивилизаций. А для нашего молодого государства в этом и кроется основа всех основ. Давайте обзорно познакомимся с данной программой.
Казахстан вступил в новый исторический период. Цель известна – войти в тридцатку развитых государств мира. За годы Независимости нами был принят и реализован ряд крупных программ.
С 2004 года была реализована программа «Мәдени мұра», направленная на восстановление историко-культурных памятников и объектов на территории Казахстана.
В 2013 году мы приняли программу «Халық тарих толқынында», позволившую нам системно собрать и изучить документы из ведущих мировых архивов, посвященные истории нашей страны.
А сегодня мы должны приступить к более масштабной и фундаментальной работе. Поэтому Президент решил поделиться своим видением того, как нам вместе сделать шаг навстречу будущему, изменить общественное сознание, чтобы стать единой Нацией сильных и ответственных людей.
- Если мы хотим быть нацией со своим неповторим местом на глобальной карте ХХІ века, нужно, чтобы мир узнал нас по культурным достижениям – Н.А. Назарбаев.
Программа «Туған жер» задействована в рамках изучения своей страны, своего государства. Особое отношение к родной земле – это важнейшая черта патриотизма.
- Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина - мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них, приходит на помощь, придает силы. Мы любим Родину. А любить Родину - значит жить с ней одной жизнью.
Я думаю, что вы будете достойными гражданами своей страны. И совершите много добрых и полезных дел, а, может быть, кто-то из вас станет известным человеком или совершит подвиг. Мне бы хотелось, чтобы в вашем сердце жила любовь к своей семье, своей стране, своей Родине.
2. Введение в тему.
Каждый человек любит путешествовать. Ведь в пути можно много интересного узнать, встретить верных друзей и просто получить хороший заряд эмоций. Сегодня и мы с вами отправимся в путешествие по малой родине – родному селу Кайнар.
“Малая Родина” – читает ученик.
М алая Родина – островок земли. Под окном смородина, вишни расцвели. Яблоня кудрявая, а под ней скамья – Ласковая малая родина моя!
3. Просмотр видеоматериала «Мой Кайнар».
Историческая справка.
Кайнар (каз. Қайнар, прежнее название - Благовещенка) – аул в Кордайском районе Жамбылской области Казахстана. Входит в состав Сарыбулакского сельского округа.
По данным переписи 2009 года, в ауле проживало 2966 человек (1444 мужчины и 1522 женщины).
Далеко уходя в прошлое, наше село не было таким каким мы привыкли его видеть. Это было несколько домиков и называлось третье место. Шел почтовый тракт из Киргизии – 1 остановка была в Токмоке, 2 остановка – Георгиевка, а 3 – наше село. В 1890 году (127 лет назад) стали строить наше село, которому дали название Благовещенка – Благая весть. Здесь же появляется колхоз имени Буденного, а затем переименовывается в совхоз Коккайнарский. А в 1990-1991 году из села Благовещенка переименовывается в село Кайнар.
1 остановка. Школа №32 имени В.В. Маяковского.
- В школе вас учат не только наукам, а главное воспитывают вас быть достойными гражданами нашего села и нашей страны. Быть дружными и высокообразованными людьми. Сегодня мы уделим внимание и программе «Рухани жаңғыру».
Работа в группах. Знакомство с программой «Рухани жаңғыру».
- Каждая группа выбирает билетик и рассказывает о направлениях программы.
В программе выделено несколько направлений модернизации сознания как общества в целом, так и каждого казахстанца.
1 группа. Конкурентоспособность.
Сегодня не только отдельный человек, но и нация в целом имеет шанс на успех, только развивая свою конкурентоспособность.
Особенность завтрашнего дня в том, что именно конкурентоспособность человека, а не наличие минеральных ресурсов, становится фактором успеха нации.
Поэтому любому казахстанцу, как и нации в целом, необходимо обладать набором качеств, достойных XXI века. И среди безусловных предпосылок этого выступают такие факторы, как компьютерная грамотность, знание иностранных языков, культурная открытость.
Поэтому и программа «Цифровой Казахстан», и программа трехъязычия, и программа культурного и конфессионального согласия – это часть подготовки нации (всех казахстанцев) к жизни в XXI веке. Это часть нашей конкурентоспособности.
2 группа. Прагматизм.
На протяжении столетий наши предки сохранили уникальный экологически правильный уклад жизни, сохраняя среду обитания, ресурсы земли, очень прагматично и экономно расходуя ее ресурсы.
И только за несколько лет в середине прошлого века нерациональное использование ресурсов привело к исчезновению Аральского моря, превращению тысяч гектаров плодородных земель в зоны экологического бедствия. И это пример крайне не прагматичного отношения к окружающей среде. Так прежний национальный прагматизм обратился в расточительность.
На пути модернизации нам стоит вспомнить навыки предков. Прагматизм означает точное знание своих национальных и личных ресурсов, их экономное расходование, умение планировать свое будущее.
3 группа. Сохранение национальной идентичности.
Само понятие духовной модернизации предполагает изменения в национальном сознании.
Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, – одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами.
Мудрость Абая, перо Ауэзова, проникновенные строки Джамбула, волшебные звуки Курмангазы, вечный зов аруаха – это только часть нашей духовной культуры.
Но модернизация состоит и в том, что ряд архаических и не вписывающихся в глобальный мир привычек и пристрастий нужно оставить в прошлом.
Это касается и такой особенности нашего сознания, как региональное разделение единой нации. Знать и гордиться историей своего края – дело нужное и полезное. Вот только забывать о гораздо большем – о принадлежности к единой и великой нации – нельзя.
4 группа. Культ знания.
Стремление к образованию всегда было характерно для нашего народа.
Многое было сделано за годы Независимости. Мы подготовили десятки тысяч молодых специалистов в лучших университетах мира. Начало, как известно, было положено программой «Болашак» еще в начале 90-х годов прошлого века. Мы создали ряд университетов очень высокого уровня, систему интеллектуальных школ и многое другое.
Поэтому Казахстан сегодня в числе самых передовых стран мира по доле бюджетных расходов на образование.
Каждый казахстанец должен понимать, что образование - самый фундаментальный фактор успеха в будущем. В системе приоритетов молодежи образование должно стоять первым номером.
5 группа. Эволюционное, а не революционное развитие Казахстана.
Каждый народ извлекает свои уроки из истории. А уроки ХХ века для нашего народа во многом трагические.
Во-первых, был сломан естественный путь национального развития и навязаны чуждые формы общественного устройства.
Во-вторых, нанесен страшный демографический удар по нации.
В-третьих, едва не были утрачены казахский язык и культура.
В-четвертых, территория Казахстана превратилась во многих регионах в территорию экологического бедствия.
X век принес и немало позитивного Казахстану.
Это индустриализация, создание социальной и производственной инфраструктуры, формирование новой интеллигенции.
Серьезное переосмысление того, что происходит в мире, – это часть огромной мировоззренческой, идеологической работы, которую должны провести и общество в целом, и политические партии и движения, и система образования.
6 группа. Открытость сознания.
Открытость сознания – это готовность к переменам, способность перенимать чужой опыт, учиться у других. Открытость и восприимчивость к лучшим достижениям, а не заведомое отталкивание всего «не своего» – вот залог успеха и один из показателей открытого сознания.
Задание всем группам «Хоровод дружбы».
- Записать свои имена и одно слово о себе, какой я?
Ученик:
Мы будем грамотно и без ошибок писать...
Научимся быстро задачи решать...
На уроке стараться, мух не считать...
У чебник беречь, не бросать и не рвать...
Выполнять полностью домашние задания...
Приходить в школу без опоздания...
Стать за год умней и взрослей...
Стать гордостью родителей и учителей...
2 остановка. Памятник воинам ВОв.
- Ежегодно мы ходим к памятнику воинам погибшим во время Великой Отечественной войны. Они отдали жизнь, чтобы мы жили в мире и согласии. Любили свою Родину, село, друзей и конечно свою семью.
«Голубь мира».
- Подумайте и напишите на бумажных голубях качества, которыми должен обладать человек, живущий в нашей стране, в нашем селе чтобы они стали лучше и краше. (дети голубей прикрепляются на карту Казахстана).
3 остановка. Дом Культуры. Мечеть.
Работа в группах. Заверши пословицы.
- Прочитайте пословицы и вставьте подходящие по смыслу слова.
Одна у человека мать, одна у него и…(Родина)
Сладок даже…(дым) над очагом родным.
Родина — мать народу, народ — ….(мать) джигиту.
Кто Родине изменяет, того ….(народ) презирает.
Тот герой, кто за Родину … (горой).
И гра «Кто знает, тот быстро отвечает»
1. Государственные символы Республики Казахстан (Флаг, герб, гимн)
2. Национальная валюта (Теңге)
3. Древний праздник кочевников (Наурыз)
4. Три великих бия Казахстана (Толе би, Айтеке би, Казыбек би)
5. Состязание акынов (Айтыс)
6.Символ Наурыза (Тюльпан)
7. Народный певец-импровизатор (Акын)
8. Первый летчик-космонавт Республики Казахстан (Т.Аубакиров)
9. Герой юмористических рассказов и анекдотов казахского фольклора (Алдар Көсе)
10. Национальное жилище казахов (Юрта)
11. Священная книга мусульман (Коран)
12. Национальный напиток (Кумыс)
13. Национальные спортивные игры (Байға, кокпар)
14. День Конституции Республики Казахстан (30 августа)
15. Праздник единства народов Казахстана (1 Мая)
16. Высшее должностное лицо в Республике Казахстан (Президент)
17. С какими государствами граничит Казахстан (Российская Федерация, Республики Узбекистан,
Кыргызстан, Туркменистан, Китай)
18. Казахский поэт-просветитель, открывший первое женское училище в Казахстане (И.Алтынсарин)
- Расскажите какие правила поведения надо соблюдать в общественных местах.
5 остановка. Сельский совет.
- Из года в год наш поселок изменяется, преображается в лучшую сторону. И это заслуга не только нашей местной администрации, но желание жителей сделать свой посёлок более красивым, интересным и привлекательным. Гордость вызывают места, связанные с памятными событиями поселка.
6 остановка. Больница.
- Физминутка.
7 остановка. Улицы нашего села.
- Сколько улиц в нашем селе? (9). Улицы Керуен, Енбек, Жамбыла, Мектеп, Абая, Достык, Октябрьская, Парковая, Д.С. Смаглюка. По улицам нашего села проезжается множество транспорта.
- Назовите, какие вы знаете сельские машины.
8 остановка. Речка Шу.
- Наша речка Шу занимает в Казахстане 7 место по длине и глубине. На первом месте Иртыш. В речке водится много рыбы, раков, по берегам растут замечательные растения, в близи речки живут животные и гнездятся птицы.
9 остановка. Фруктовый сад.
- За нашим селом находится замечательный фруктовый сад, в котором выращивают яблони, сливы, и конечно, виноград.
Игра «Что растет в саду?» Игра «Художник перепутал»
10 остановка. Сельские поля.
- Славится наше село своими замечательными урожаями сахарной свеклы, царицей полей – кукурузой, а главное – хлебом. На полях работают люди не жалея рук. Ежедневно с раненого утра и до позднего вечера наши труженики выполняют огромный труд для нашего села и нашей Родины. За это наша страна высоко оценила труд людей и вручила им награды по их заслугам, а также дипломы и памятные подарки.
Наше село славится героями социалистического труда: Д.С. Смаглюк, Л.И. Хан, И.В. Старокожев.
Одна из улиц нашего села носит имя Д.С. Смаглюка.
11 остановка. Животноводство.
Составляем пазлы животных. Работа в группах.
- Выращивают в нашем селе крупно-рогатый скот, баранов, лошадей.
- Трудятся люди не только на полях и фермах, но и кормят проезжающих людей мимо нашего села, вяжут носки, шьют одежду. Просмотр видеоролика.