Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра. Но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими, или сорняки зла погубили их. Будет видно, какой человек вошел в жизнь и стал членом общества…
В.А.Сухомлинский.
Суть воспитания мы видим в формировании гражданских, социальных и нравственных качеств личности. Главная задача школы в современном сложном мире – научить детей быть человечными. Именно в школьном возрасте нужно научить детей ценить друзей, заботиться о близких людях. Для этого на основе примеров и жизненного опыта я для детей должна показать, насколько важно быть добрым человеком, воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям.
Данное мероприятие поможет представить стратегию и тактику работы над нравственными качествами личности, в частности, «доброта»; показать, насколько важно быть добрым человеком; воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям; перестроить процесс воспитания таким образом, чтобы на занятиях был обеспечен баланс развития всех составляющих компонентов нравственной компетенции, а именно: идеалов добра и зла, справедливости, отзывчивости, сопереживания, и т. п.
Система заданий поможет детям регулировать свои действия в обществе с помощью норм морали, выработать свой стиль, почувствовать уверенность в себе и своих поступках.
Цели:
1.Способствовать формированию представлений детей о добре и зле;
2.На примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «доброта» «добрый человек», притча
3.Расширение кругозора учащихся;
4. воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.
Планируемые результаты: умение на слух воспринимать произведение; умение оценивать свои поступки, поступки окружающих; умение формулировать свое мнение и позицию..
УУД: Коммуникативное развитие учащихся:
- стимулирование учащихся к выражению собственного мнения;
- умение организовывать общение учащихся друг с другом;
- формирование умений слушать собеседника, договариваться, убеждать его;
- культура поведения в учебном диалоге.
Регулятивные УУД:
- осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
- сохранять заданную цель;
- контролировать свою деятельность по результату;
- адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Развитие познавательной сферы:
- степень познавательной активности, творчества и самостоятельности учащихся на уроке;
- наличие и эффективность групповых, коллективных и индивидуальных форм работы учащихся на уроке;
- создание условий для проявления способностей учащихся.
Личностное развитие учащихся:
- формирование у обучающихся ответственности за свою деятельность;
- эмоционально-положительное восприятие учения;
- объективная оценка результатов деятельности;
- рефлексия.
Оборудование: презентация, музыкальное сопровождение песня «Дорогою добра» (сл.Ю. Энтина, муз. М. Минкова) «Если добрый ты» (муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского), музыкальная физминутка, пословицы, групповые листы.
Ход классного часа.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня классный час проведу у вас я. Меня зову. Тамара Владимировна. Прежде, чем начать классный час, повернитесь друг к другу. Представьте, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему и подарите своему соседу. Как много улыбок засветилось. Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее. Я тоже дарю вам свою улыбку и желаю Вам успешной работы!
1. слушание песни
- А сейчас послушаем песню (Звучит песня ««Если добрый ты» муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского.)
-Вы послушали отрывок из песенки кота Леопольда «Если добрый ты»
-А о чём пойдёт речь может уже кто-то догадался?
(А если нет, то мы узнаем с помощью подсказки:
Добро – это ты!
Добро – это я!
Добро – это целая наша Земля!
Добро – это праздник в семье,
Добро – это песня ручья по весне,
Добро – это радости море и смеха,
Добро – это также прекрасно, как лето!
Когда мама с папою рядом – Добро!
И люди идут, улыбаясь в метро,
Ну, в общем, добро – это что-то такое,
Что объяснить не в силах порою!)
У.- Итак, о чём пойдёт речь на нашем классном часе?
Д.О добре ,доброте. А ,что узнаем?
-Узнаем о том, что такое доброта? Какой человек может быть добрым, а какой злым? И какую лучше дорогу выбрать человеку в жизни?
У.Что такое доброта? ( слайд 1)
Доброта - это лекарство от многих болезней, и, прежде всего от дурных. Это чудесное, светлое свойство помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой и прекрасной.
Как же оно возникает? Ведь в сердце человека не заглянешь. Нет прибора, который мог бы определить - чего там больше, зла или добра.
Добро начинается с любви ко всему живому. Сегодня мы свам пройдём по дороге добра
У. Какой человек может быть добрым?
Слайд 2
Добрый человек - тот, кто уважает людей, помогает им; он любит и охраняет природу. А любовь и доброта согревают, как солнце. А если человек добр, он спокоен, весел, от него исходит тепло.
У.Представьте, что солнце и доброта одно и то же. Что было бы с миром, если бы солнце перестало светить?
- А чтобы произошло, если бы в мире исчезла доброта?
Д. Все кругом стали бы злыми.
-У. А какой человек может быть злым?
Д.- Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье. Со всем, что приносит людям и всему живому вред.
2. Работа с басней
У.В одной из своих басен великий русский писатель Л.Н.Толстой очень хорошо и убедительно рассказал о добре и зле. Прочитаем нам его……
Басня «Белка и волк» (Слайд 3)
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на спящего Волка. Волк вскочил и захотел ее съесть. Белка стала просить: «Пусти меня», на что Волк ответил: «Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас посмотришь, вы там наверху - все играете и прыгаете». Белка сказала: « Пусти меня прежде на дерево, я тебе оттуда скажу, а то я боюсь тебя». Волк отпустил ее, белка ушла на дерево и оттуда сказала:
Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.
У. Почему белка назвала волка злым? ( Хорошо тому, у кого доброе сердце).
У. А как вы думаете, где живет доброта? (Ответы детей)
– Прежде всего в наших сердцах, наших словах и наших делах, поступках!
3. Музыкальная физминутка
4.Работа стихами.
У. Надо, чтобы поступки ваши были разумными, ясными, такими, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть, стыдиться. Надо стараться всегда и во всем быть полезными людям. Наверное, вы все согласитесь с героем стихотворения С. Погореловского «Попробуй волшебником стать».
Дети читают стихотворение:
Ученик 1
Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости вовсе
Не нужно особой.
Понять и исполнить
Желанье другого –
Одно удовольствие,
Честное слово!
Ученик 2
На клумбе – цветок,
Его листья повисли.
Грустит он. О чем?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться.
Эй, дождик, полей!
И дождик струится
Из лейки твоей.
Ученик 3
А что же сестренка
Скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь
Сделай сестренке!
И ты обернулся
Ретивым конем –
Галопом сестренка
Помчалась на нем!
Ученик 4
Хоть мама
Еще не вернулась с работы,
Нетрудно узнать
Ее думы, заботы.
«Вернусь –
Хорошо бы пошить, почитать...
Да надо с уборкой возиться опять».
И ты совершаешь веселое чудо –
Пол засверкал,
Просияла посуда!
И ахнула мама,
Вернувшись домой:
– Да это как в сказке,
Волшебник ты мой!
-Какие же добрые дела и поступки совершили герои этих стихов?
Вывод: - Попробуй и ты совершить хорошие и добрые поступки для друзей, родных, разных людей, и ты увидишь, какими теплыми, радостными, спокойными станут твои отношения с этими людьми, какое удивительное чувство согреет твое сердце . Ведь, у каждого хорошего человека-оно всегда доброе. Старайся ради самого Себя не причинять вреда другому человеку.
5.Работа с пословицами в группах.
- Ребята, а вы знаете пословицы, которые учат нас добру, вежливости, порядочности. (дети называют пословицы)
Ваша задача: -Сейчас мы разделимся на группы.У вас на партах лежат пословицы прочитать пословицы и выбрать из них только о добре, доброте.
1 группа
1)Жизнь дана на добрые дела.
2)Мороз невелик, да стоять не велит.
3) Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
4)Один за всех, все за одного.
5)Про доброе дело говори смело.
2 группа.
1) Мир не без добрых людей.
2) Доброе слово и кошке приятно
3)Друзья познаются в беде.
4) Не одежда красит человека, а его добрые дела.
5)Пуганая ворона и куста боится.
3 группа
1)Доброе дело два века живет.
2) Друг научит, а недруг проучит.
3) Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается
4)Жизнь дана на добрые дела.
5)Добрые слова дороже богатства.
4 группа
1)Делай добро и жди добра.
2)Для дружбы нет расстояний.
3)Мир не без добрых людей.
4)Доброе слово человеку - что дождь в засуху.
5)Любовь к Родине сильнее смерти.
группа
1)В дружбе — правда.
2)На добрый привет добрый и ответ.
3) На чужой стороне Родина милей вдвойне
4)Доброе дело и в воде не тонет.
5)Доброе дело без награды не остаётся.
6 группа
1)Добро творить - себя веселить.
2) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
3)Доброму добрая и память.
4)Любовь к Родине сильнее смерти.
5)Добрым словом и бездомный богат.
7 группа
1)Верному другу цены нет.
2)Доброта без разума пуста.
3)Не узнавай друга в три дня, узнай в три года.
4)Доброе дело само себя хвалит.
5)Знай, кому добро делаешь.
-Так чему же нас учат пословицы и поговорки?( доброте и добрым поступкам, добрым делам).Ведь недаром гласит народная мудрость, что «Доброе слово и кошке приятно»,(слайд 4) если живет она у добрых людей, где ее не обижают, любят, лелеют.
6.Физминутка- А сейчас я попрошу вас ответить на мои вопросы, используя жесты. Если вы согласны с утверждением, то хлопайте в ладоши, а если нет - тяните руки вверх.
Можно ли назвать добрым человека, который:
1. делает что-то полезное для людей;
2. делает домашнее задание за кого-то;
3. ждёт, когда его позовут на помощь;
4. переводит старушку через дорогу;
5. накормит бездомного котёнка;
6. заберёт обратно подаренную вещь;
7. ругается с друзьями
7. Работа с куклой коллективная
-Познакомьтесь, это Настя (кукла, вырезанная из бумаги). Сейчас мы нарушим с вами правила доброты и обидим эту куколку. Я попрошу вас помочь мне. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль. Вы будете говорить Насте что-то обидное, а я буду причинять ей боль, загибая край бумаги.
(Ученики называют обидные слова, учитель загибает края куклы)
-Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось?
- Мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть куклу, попросить прощения, сказать что-то приятное).
- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.
(Дети по очереди называют слова)
- Ребята, а сейчас посмотрите на Настю, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале разговора? Почему?
Вывод: боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие комплименты не могут её разгладить. Русский учёный Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить». ( слайд 5)Слово имеет очень важное значение в жизни человека.
8.Работа со словами
Бывают добрые слова, а бывают и злые.
-Давайте разделим слова на добро и зло
(на доске слова добро зло, де подходя распределяю слова которые лежат на столе учителя )
Мы разделили с вами слова на добрые и злые. Какие больше вам из них подходят? Правильно ребята, ведь «Доброе слово лечит, а злое калечит!», значит вы добрые дети и у вас доброе сердце.
9. Работа с притчей.
- Я хочу рассказать вам одну небольшую притчу.( слайд 6)
ПРИТЧА- небольшой рассказ, который позволяет людям понять принять правильное решение какой либо проблемы, или поступка
Волки
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
У. Как вы понимаете эти слова?
Д. Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Эти два волка всю жизнь ведут борьбу?
У: Правда, не всякий может сделаться добрым, иначе не было бы в мире зла. Научиться быть добрым трудно.
-Что для этого должны мы делать?
- я вам предлагаю прочитать памятки и сохранить
Памятка доброты( слайд 7)
Помогай людям!
Защищай слабого!
Делись последним с другом!
Не завидуй!
Прощай ошибки другим!
Совершай хорошие дела просто так, из хороших побуждений!
Призывай окружающих хорошо относиться друг к другу!
Делай добро не только для близких и друзей, но и для плохо знакомых людей!
Не вредничай!
Не груби
Классный час подошел к концу.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря
-Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.
- Ребята, а вам понравилось наше занятие? Ели вы считаете, что вы добрый человечек, то приложите сердечко к своей груди. Как замечательно, что все вы добрые.
- А, сейчас давайте все вместе споем песенку «Дорогою Добра», слова у вас на партах. Я вам желаю идти по этой дороге всю жизнь. Спасибо за урок!!!