Просмотр содержимого документа
«Классный час для учащихся начальных классов "Путешествие по экологической тропе"»
Классный час для учащихся начальных классов "Путешествие по экологической тропе"
Цели и задачи: • формирование представлений и элементарных знаний об экологии; • анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой; • развитие индивидуальных способностей учащихся; • воспитание бережного отношения к природе; • формирование познавательных интересов во внеурочное время. Планируемые достижения учащихся: • Усвоить, что экология – это наука, которая учит, бережно относится к окружающему миру. • Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди. • Учиться защищать природные ресурсы. • Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий. Оборудование: • аудиозапись голов птиц; • выставка книг “Природа – твой дом”; • оформление стенда “Охрана окружающей среды”; • мультимедийная презентация по теме “Путешествие по экологической тропе. Ход занятия Учитель - Уважаемые родители, ребята, поздравляю вас с Днем знаний! -Незаметно пролетело лето, и мы вновь встречаем всех вас на нашем школьном празднике, посвящённом 1 сентября. Во всех школах нашей огромной страны начинается новый учебный год, и все повторяется: уроки и перемены, будни и праздники. - Пара минут и снова звонок Вас позовет опять на урок. Школьные двери вновь распахнутся, Завтра учебные будни начнутся. Ну, а сегодня – праздничный час! С праздником я поздравляю всех вас! (читают подготовленные дети) Веселое лето стрелою промчалось, Строгая осень в окно постучалась. Торопятся в школу девчонки, мальчишки, Устали без дела тетрадки и книжки, Забытые всеми пустые портфели Осенней поры дождались еле-еле, Без дела так грустно им было томиться. Скорее бы в школу, скорей бы учиться! Закончилось лето, как сказочный сон. Вновь осень открыла учебный сезон. - Кто из вас знает, чему посвящен 2017 год? (Год экологии) - А что стало причиной? Почему сейчас всех так волнует экология? – Сегодня на нашем уроке мы совершим воображаемое путешествие по экологической тропе. Экологическая тропа – это маршрут в лесу, где человек изучает природу, учится охранять зверей и птиц, деревья и травы. Послушайте историю о лесе. (Слайд 1) Лес – Жил был лес. (Слайд 2) Птицы – Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело. Послушай (звучит аудиозапись голосов птиц филина, кукушки, дятла, соловья) – Каких птиц вы услышали? (филина, кукушку, дятла, соловья) (Слайд 3) Звери – Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. Рассмотри слайды. Каких зверей узнали? (Енот, белка, заяц, ежик, волки, медведь, лось, олень, лиса) (Слайд 4) Человек – Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило. (Слайд 5) Вырубка леса – Стал человек тогда вырубать лес. (Слайд 6) Пожар в лесу – Стал разжигать костры, и огонь погубил лес. (Слайд 7) Загрязнение водоемов. – Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу. (Слайд 8) Воздух – Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух. (Слайд 9) Засорение отходами – Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой). (Слайд 10) Просьба леса – Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу. – И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.
РЕКЛАМА
(Слайд 11) (читают подготовленные дети) Я - лес! Я — в беде! Взгляните, люди, на меня: Пылаю я в дыму огня. Меня взрывают, роют, жгут. Меня совсем не берегут Бутылки, банки, коробки. Погибну скоро я с тоски. Услышьте голос мой родной. Я плачу дождевой слезой. Я задыхаюсь, не молчу, Землетрясениями кричу. Я гневаюсь раскатом грома. Хочу быть чистым и здоровым! Очнитесь, люди! Учитель – Почему в лесу никто не живет? Ученик – Человек разрушил жизнь леса. (читают подготовленные дети) Недалекое будущее Человек идет скучает В одиночестве в лесу, По дороге не встречает Ни оленя, ни лису... Не летит пчела на клевер, Уток нету в камышах... Вместо птиц китайский плеер Заливается в ушах. Не цветет в траве фиалка. Рыбы нет в глубинах рек. Слева – свалка, справа – свалка, Посредине – человек. Что стоишь – глядишь уныло? Раньше думать надо было! Учитель – Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека? Ученик – Экология. (Слайды 12,13) Экология – наука о взаимоотношениях живой и неживой природы. Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа. Учитель – Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной экологической тропе и исправим ошибки человека. Задание 1 Учитель – Отгадайте загадки и узнаете название деревьев. Эти деревья мы посадим в нашем лесу. 1.Весной зеленела, летом загорела, Осень в сад пришла, красный факел зажгла. Ответ (Рябина) (Слайд 14) 2. Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит, А в один из тёплых дней Май серёжки дарит ей. Ответ (Берёза) (Слайд 15) 3.Зимой и летом – одним цветом. Ответ (Ёль) (Слайд 16) 4. Никто её не пугает, А она вся дрожит. (Осина) (Слайд 17) 5. С моего цветка берёт Пчёлка самый вкусный мёд. А меня все ж обижают, Шкурку тонкую сдирают. (Липа) (Слайд 18) (Слайд 19) Деревья Учитель – Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья. Приятно бегать меж стволов и играть в подвижные игры. Задание 2 Учитель – Кого ещё не хватает в нашем лесу? Ученик – Не хватает птиц и зверей Учитель На доске соберите из пазлов картинки животных. (На пазлах фотографии: медведя, лисы, совы, енота, дятла) (Слайд 20) Звери в лесу – Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянке. Давайте и мы с вами поиграем. Задание 3 Игры с жителями леса. Учитель Приглашаю двух учеников. Между стульями лежит змея. Двое игроков по сигналу хватают змею. Цель игры: первым вытащить змею из–под стульев. Кто выиграл, тот играет со следующим участником. Задание 4 - Хорошо вы поиграли, показали свою ловкость. А у нас следующее задание - разгадать о кроссворд о природе. (Слайд 21) Кроссворд Вопросы к кроссворду 1. Как называется верхний плодородный слой земли? 2. Водяной поток, протекающий по четко обозначенному руслу? 3. Синоним слова звери. 4. Назови одним словом деревья, травы, кустарники. 5. Житель планеты, наделенный разумом. 6. Назови синоним слова атмосфера. 7. Как называется солнце на языке астрономов? Учитель – Природа – главное слово в нашем задании. Ведь охрана природы – главная цель экологии. (Слайд 22) Охрана природы Учитель – Нужно ли охранять природу? Ученики – Да! (читают подготовленные дети) Берегите землю. Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинках солнечные блики. На камнях играющего краба, Над пустыней тень от баобаба, Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите. Берегите землю! Берегите! Учитель – Охранять природу нужно от мусора, грязи, дыма и копоти, нерадивых туристов и других нарушителей экологии. В лесу нужно проводить субботники по уборке мусора, лесничий должен охранять лес от браконьеров и вырубки, пожарные тушить лесные пожары, государство создавать заповедники для сохранения редких животных и растений ученики школ помогать взрослым посильным трудом. Задание 5 - На слайде большие круги, похожие на дорожные знаки. - О чем говорят эти знаки? (Слайд 23) Итог занятия - Давайте посмотрим, как теперь живется в лесу нашим деревьям, зверям, птицам. Есть одна планета- сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных, Лишь на ней одной цветут, Ландыши в траве зелёной, И стрекозы только тут В речку смотрят удивлённо. Береги свою планету – Ведь другой похожей, нету! Учитель – Вот и подошла к концу наша экскурсия. Думаю, что вы сегодня многое узнали об экологии, и будете природу беречь и охранять. Выставка книг “ Природа – твой дом” заинтересует любителей природы. В библиотеке вы всегда найдете книги о растениях, животных и птицах. Берегите природу! В заключение занятия послушаем песню «Просьба». Это просьба природы к нам, людям, живущим на планете Земля.