Классный час «День космонавтики».
Учитель 1 «Б» класса МОУ «СОШ № 3 г.Ржева Ермолаева И.Н
Цели:
систематизировать и расширить представления детей о космонавтике;
расширить словарный запас учащихся;
воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: презентация, раздаточный материал.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
-Рассмотрите изображения (слайд 2)
-Что объединяет все предметы? (Они все летают)
-На какие группы можно разделить? (Сказочные герои, живые существа, воздушный транспорт)
-С глубокой древности люди мечтали лететь как птицы. На чем только не отправлялись в небеса герои сказок и легенд.
-Вспомните, на чем совершали свои полеты герой ваших любимых сказок? (Ответы учащихся).
-Прошли века и люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах (слайд 3), которыми нельзя было управлять. Куда подует ветер, туда и летит шар. Потом придумали дирижабль(слайд 4) – управляемый воздушный шар. Он был очень неуклюжий и неповоротливый. Позже появились аэропланы. (слайд 5) Им на смену пришли быстроходные самолеты и вертолеты. И, наконец, самый быстрый транспорт. (слайд 6)
-Отгадайте загадку: ни хвоста, ни крыльев нет, а летает до планет. (Ракета). (Слайд 7)
-Отгадайте еще одну загадку, связанную по смыслу с первой:
Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это?
(Космонавт) (Слайд 8)
3. Сообщение темы и целей занятия.
-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
4. Работа по теме мероприятия.
-В России мысль о возможности полета в космос впервые высказал Константин Эдуардович Циолковский. (Слайд 9) Он всю жизнь проработал учителем физики и математики, а в свободное время конструировал ракеты и двигатели к ним.
-Эстафету у Циолковского принял Сергей Павлович Королев. (Слайд 10) Под его руководством в нашей стране было построение множество космических аппаратов – искусственных спутников Земли и космических кораблей.
Дом космонавта
У космонавтов есть второй дом – в космосе. Космический дом особенный. Он называется космическая орбитальная станция. (Слайд 11) Здесь космонавты живут и работают. Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землей. Но крылья нужны не для полета. Блестящие пластины собирают солнечные лучи и превращают их в электрический ток, который питает все научные приборы, освещает и отапливает.
Вопросы:
1. Как называется дом космонавтов?
2. Зачем он нужен?
3. На что похож космический дом?
Как работают космонавты.
Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Один экипаж сменяется другим. Космонавты наблюдают за звёздами, планетами, Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много различных научных опытов. За космическим полётом следят с Земли из Центра управления.
Вопрос:
1. Что делают космонавты на космической станции?
Животные-космонавты. (Слайд 12)
Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые, даже микробы.
Первая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шёрстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.
Вопросы:
1. Какие животные летали в космос?
2. Что узнали о полёте мышки?
Собаки-космонавты. (Слайд 13)
Собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая собак подходит для полёта. Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно быть 2-3 года, шерсть должна быть светлой.
Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Ласковые, спокойные дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.
В собачьем отряде каждый день тренировки. Собак учили не боятся тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки есть.
Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили ракету, и 3 ноября 1959 года отважная разведчица умчалась в космос. На Лайку надели специальный скафандр. О здоровье собаки ученые узнавали с помощью специальных приборов, которые были установлены на ракете. Лайка из космоса не вернулась. Вслед за Лайкой полетели и другие собаки. Всем известные Белка и Стрелка. (Слайд 14) Все они возвратились на Землю.
Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.
Вопросы:
1. Как готовили собак для полёта в космос?
2. Как звали первую собаку-космонавта?
Первый космонавт. (Слайд 15)
12 апреля 1961 года 27- летний летчик старший лейтенант (в этот же день стал майором) Юрий Алексеевич Гагарин совершил первое в истории человечества космическое путешествие, стал первым землянином, которому довелось непосредственно увидеть, что Земля-шар. На космическом корабле «Восток-1», Гагарин за 108 минут облетел вокруг Земли. Ракета стартовала с космодрома Байконур в Казахстане, а приземлился космонавт на правом берегу Волги близ деревни Смеловка Терновского района Саратовской области. И ракета-носитель, и космический корабль «Восток-1», и стартовый комплекс были созданы под руководством Сергея Павловича Королева, который также осуществлял руководство полетом Гагарина.
Вопросы:
1. Как зовут первого космонавта?
2. Сколько минут продолжался первый полёт?
Скафандр. (Слайд 16)
В космосе одновременно и сильный холод, и невыносимая жара. На солнце припекает, а в тени всё замерзает. Единственный выход – скафандр.
Скафандр – это специальный герметичный костюм. В нём температура, как в комнате, и дышится легко. Если Солнце светит ярко, то можно в шлеме опустить шторки. В скафандре есть радио, по которому можно разговаривать с товарищами, оставшимися на станции.
Правильнее было бы назвать скафандр отдельной кабиной. Только эта кабина сделана из мягкого материала и сшита по росту.
Вопросы:
1. Как называется одежда космонавтов?
2. Зачем нужен скафандр?
Искусственные спутники. (Слайд 17)
4 октября 1957 года у нашей Земли появился спутник, который создали наши учёные.
Спутники следят за движением облаков – это помогает точнее предсказывать погоду. Следят за движением судов в океанах, разносят по всей Земле телеграммы, телефонные переговоры, передачи телевидения, изучают звёзды и планеты. Спутники фотографируют Землю для составления карт. Есть спутники-разведчики.
Вопрос:
1. Что изучают искусственные спутники Земли?
Подведение итогов работы.
- Каким же должен быть космонавт? В полёте, космонавты должны выполнять специальные «космические правила». Я буду произносить начало правила, а вы его заканчиваете.
Космонавт, не забудь - во вселенную держишь (путь).
Главным правилом у нас - выполнять любой (приказ).
Космонавтом хочешь стать - должен много, много (знать).
Любой космический маршрут - открыт для тех, кто любит (труд).
Только дружных, звездолёт может взять с собой (в полёт).
Скучных, хмурых и сердитых не возьмём мы на (орбиту).
Интерактивная игра «Знатоки космоса»
Источники:
1. http://kosmos-art-2011.ucoz.ru/index/istorija_razvitija_kosmonavtiki/0-4
2. http://netedu.ru/blog/47619
3. http://slavclub.ru/zagadki/razniezagadki/1563-zagadki_pro_letchikov_i_kosmonavtov.html
4. http://www.razumniki.ru/stihi_12_aprel_den_kosmonavtiki.html
5. http://aforizmy.org/5-yuriy-gagarin-kratkaya-biografiya.html
6. http://ru.wikipedia.org
7. http://ped-kopilka.ru
8. http://umnie-roditeli.ru/upload/files/Ki85RgloI/space.pdf
9. http://deti.ledibashkirii.ru/stixi-pro-kosmos