Просмотр содержимого документа
«Классный час "Битва за Сталинград"»
Урок мужества для 3 класса
на тему «Сталинградская битва. Дети войны»
Цель: дать представление о Сталинградской битве, воспитывать чувство патриотизма и гордости за Родину.
Ход занятия:
Недавно, 2 февраля, вся страна отмечала годовщину – 70 лет со дня победы в Сталинградской битве.
Кто-нибудь из вас слышал о Сталинградской битве? Во время какой войны она происходила?
Сегодняшний урок мужества я хочу начать строками из стихотворения Юрия Воронова «Опять война»:
"Я не напрасно беспокоюсь, Чтоб не забылась та война: Ведь это память - наша совесть. Она, как сила, нам нужна"
Как вы поняли основную мысль этих строк?
Я с вами согласна. Долг нашего поколения, выросшего в мирное время, не ощутившего на себе весь ужас войны, помнить о доблестном подвиге солдат Красной Армии, которые ценой собственной жизни сделали возможной нашу с вами жизнь. И сегодня вы узнаете, кто-то может впервые, о такой странице в истории нашей Родины, а точнее Великой Отечественной войны, как Сталинградская битва.
Сталинградская битва началась 17 июля 1942 года под Сталинградом, теперь это город Волгоград, и длилась долгих 200 дней. Оборонительный период, когда наши бойцы и просто жители города пытались остановить натиск врага, длился 4 месяца.
Война ворвалась внезапно. Еще накануне жители слышали по радио, что бои идут почти за 100 километров от города. Работали все предприятия, магазины, кинотеатры, детские сады, школы готовились к новому учебному году. Но в тот день все в одночасье рухнуло. Немецкая воздушная армия обрушила свой бомбовый удар по улицам Сталинграда. История войн еще не знала столь разрушительного налета. Все усилия противника были направлены на уничтожение именно мирного населения.
Какие чувства у вас вызывает слово «война»?
(слова записываются на доске слева)
А что вы себе представляете, когда слышите слово «дети»?
(слова записываются на доске справа)
Как вы считаете, совместимы ли эти два слова – «война» и «дети»? Писатель Твардовский был такого же мнения. Он говорил: "Дети и война - нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете"
Ученик читает стихотворение:
Глаза девчонки семилетней Как два померкших огонька. На детском личике заметней Большая, тяжкая тоска. Она молчит, о чем ни спросишь, Пошутишь с ней, – молчит в ответ. Как будто ей не семь, не восемь, А много, много горьких лет. (А. Барто)
А ведь в военном Сталинграде осталось много женщин, стариков, и детей – ребят вашего возраста. Горькую чашу пришлось им испить в годы войны. Они гибли под бомбами, умирали от голода и холода, переживали гибель родных и все это в таком малом возрасте. Юные сталинградцы очень рано осознали свой гражданский долг, стремились сделать все возможное, а зачастую и невозможное, чтобы помочь сражающейся Родине: они нередко трудились и сражались рядом со взрослыми, становились настоящими героями.
Известный детский писатель, Корней Чуковский написал следующий эпиграф к своему стихотворению:«И когда кончится война, и мы станем размышлять о причинах нашей победы над врагом человечества, мы не забудем, что у нас был могучий союзник: многомиллионная, крепкосплочённая армия советских детей»
Кто же, по мнению Чуковского, был «могучим союзником» Красной Армии? Как вы думаете, о чем будет стихотворение?
Ученик читает стихотворение:
Я был и пионером и солдатом, Но галстук заменяли мне бинты. Ревела смерть над нашим медсанбатом И с визгом обрывались с высоты. А я страдал отважно и упрямо, Срывал повязки в яростном бреду. Я иногда кричал по-детски: «МАМА!» Так было в 41-м том году. И, как бы с того света возвратившись, От непосильной раны оживал, И, воздуха свинцового напившись, Шинель свою я браво надевал. Я был и пионером, и солдатом, А комсомольцем стал уже потом, Когда рейхстаг под знаменем крылатым Курился прахом на ветру крутом.
Вот как о жизни во время Сталинградской битвы вспоминают они сами.
Ученики читают воспоминания сталинградцев:
Вспоминает Малютина Мария: «…Девочек нашего восьмого класса послали оказывать помощь по переоборудованию школы под госпиталь. Мы освобождали классы от парт, а на их место ставили койки. Но настоящая работа началась тогда, когда в одну из ночей прибыл состав с ранеными, и мы помогали переносить их из вагонов в здание вокзала. Раненые стонали, иные бредили. Большинство их было черными от дыма и копоти, оборванные, грязные, в окровавленных бинтах. Глядя на них, мы нередко ревели, но дело свое делали. Работы хватало всем: ухаживали за ранеными, перематывали бинты, выносили судна»
Вспоминает Михаил Киселев: « … Наше обучение резко сократилось: через десять месяцев я оказался на заводе. Но мы об этом не жалели. Наоборот, стремились поскорее попасть в цех, чтобы лозунг «Все - для фронта! Все - для победы!» могли осуществлять и мы, подростки.
Время было суровое, и скидок на возраст нам практически не было. Работали по 12 часов. С непривычки быстро уставали. Особенно было тяжело, если попадали в ночную смену. Были среди нас и такие, которые, чтобы стоять за станком, подставляли под ноги ящики и еще что-либо».
Вспоминает Владимир Ходырев: «…Однажды мы услышали нарастающий гул вражеского самолета, а вскоре - и свист падающих бомб. На крышу упало несколько зажигалок, одна из них оказалась вблизи меня, ослепительно брызгая искрами. От неожиданности и волнения на какое-то время забыл, как необходимо действовать. Наотмашь ударил ее лопатой. Она еще сильно вспыхнула, обдавая фонтаном искр, и, подпрыгнув, перелетела через край крыши. Не причинив никому никакого вреда, так и догорела на земле посреди двора…»
Четыре месяца держал Сталинград оборону, и вот, в ноябре 1942 года сталинградцы наконец начали наступление, которое завершилось 2 февраля 1943 года разгромом огромной группировки немецких войск. И хотя Великая Отечественная война закончилась лишь 9 мая 1945 года, Сталинградская битва является переломом в ходе этой кровавой войны, после которого Советская Армия в целом перешла в наступление.
Дети поют песню «9 мая» В. В. Бахтина
Многие защитники Сталинграда получили за боевые заслуги ордена и медали. Были среди этих защитников совсем юные ребята.
Ученики рассказывают о героях:
Анатолию Столповскому было всего 10 лет. Он часто отлучался из подземного убежища, чтобы добыть еду для матери и младших детей. Но мать не знала, что Толик постоянно под огнем ползает в соседний подвал, где расположился артиллерийский командный пункт. Наши офицеры, заметив врага, по телефону передавали команды на левый берег Волги. Однажды, когда фашисты взрывом разорвали телефонные провода. На глазах Толика погибли двое связистов, которые пытались восстановить связь. Тогда Толик, надев маскхалат, пополз искать место обрыва. Вскоре офицер уже передавал команды артиллеристам. Вражеская атака была отбита. Еще не раз в решающие моменты боя мальчишка под обстрелом соединял нарушенную связь. Анатолия Столповского наградили медалью «За оборону Сталинграда». С медалью на груди он пришел учиться в свой 4-й класс.
Саша Филиппов был партизаном-разведчиком. В отряде его знали как «школьника». Невысокий, подвижный, находчивый Саша свободно ходил по городу. Маскировкой ему служили инструменты сапожника. Действуя в тылу, Саша 12 раз переходил линию фронта. Отец Саши после гибели сына рассказывал, какие ценные документы приносил Саша военным, добывал сведения о расположении войск в городе. Он взорвал немецкий штаб, метнув в его окно гранату. 23 декабря 1942 года Сашу схватили гитлеровцы и повесили вместе с другими партизанами. Именем Саши названы школы и дружины, парк.
Люся Радыно оказалась в Сталинграде после долгих поисков родных и близких. 13-ти летняя Люся, находчивая, любознательная пионерка из Ленинграда, добровольно стала разведчицей. Однажды в сталинградский детский приёмник пришёл офицер, который искал детей для работы в разведке. Так Люся оказалась в боевой части. Командиром у них был капитан, который учил, давал наставления, как вести наблюдения, что отмечать в памяти, как вести себя в плену. В первой половине августа 1942 г. Люся вместе с Еленой Константиновной Алексеевой под видом матери и дочери впервые были заброшены в тыл врага. Семь раз Люся переходила линию фронта, добывая всё новые сведения о противнике. За образцовое выполнение заданий командования награждена медалями «За отвагу» и «За оборону Сталинграда». Люсе посчастливилось остаться в живых.
Дети поют песню «Несовместимы дети и война» слова М. Садовского, музыка Хромушина: Играют дети всей земли в войну, Но разве о войне мечтают дети? Пусть только смех взрывает тишину На радостной безоблачной планете. Мы пушки сохраним, чтоб дать салют, Стволы их станут трубами органа, И в дружном хоре голоса сольют, Под мирным небом в песне мира страны! Чтоб без войны все в мире жить могли, Пусть льдинки злобы и вражды растают. Дружить давайте, дети всей земли, Пусть наша дружба с нами вырастает. Над вьюгами и стужами седыми Вновь торжествует юная весна! И как огонь с водой несовместимы, Несовместимы дети и война!
2 февраля 1943 года закончилась Сталинградская битва. 9 мая 1945 года пришел конец и Великой Отечественной войне. Снова отстраивались города. Сталинград – теперь Волгоград – стал еще красивее и величественнее. Но память о тех страшных событиях навсегда сохранится: в памятниках, мемориалах, курганах, а главное – в сердцах людей, долг которых – сохранить мир на Земле.
Голубь издавна считается символом мира и любви. Напишите слова - пожелания людям, живущим на Земле.
На доску вывешивается плакат, к которому дети приклеивают голубков с пожеланиями.
Все занятие сопровождается презентацией, музыкой («Лакримоза» Моцарта, «Священная война» поэта Лебедева-Кумача и композитора Александрова, «Несовместимы дети и война» поэта Садовского и композитора Храмушиной, «9 Мая» Бахтина)