Классный час поможет учителю расширить знания учащихся о войне в Афганистане, формировать представления о долге, чести, ответственности, нравственности, развивать чувства уважения к участникам военных событий, воспитывать патриотизм и интернационализм в подростающем поколении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час " Афганистан"»
Рожкова Светлана Николаевна
учитель начальных классов
МОУ СШ № 5г.Снежное
Классный час «День памяти воинов-интернационалистов»
в начальной школе
Аннотация
Классный час поможет учителю расширить знания учащихся о войне в Афганистане, формировать представления о долге, чести, ответственности, нравственности, развивать чувства уважения к участникам военных событий, воспитывать патриотизм и интернационализм в подрастающем поколении.
Расширить знания учащихся о войне в Афганистане, о героях- афганцах нашего края.
Задачи:
1. Формирование представления о долге, чести, ответственности, нравственности.
2. Развитие чувства уважения к участникам военных событий.
3. Воспитание патриотизма и интернационализма в подрастающем поколении. Ход мероприятия:
Звучит песня «Афганистан. Пришёл приказ» (пока собираются дети)
(Слайд №1)
Учитель:
15 февраля – День памяти воинов-интернационалистов. (Слайд №2)
Ученик 1:
Сегодня день такой настал:
Сказать хотелось очень
О тех, кто был в Афганистан
Заброшен давней ночью.
Ученик 2:
О тех, кто долг свой исполнял
В совсем чужой стране,
Кто власть чужую защищал
И канул на войне.
Ученик 3:
О тех, кто выжил и живет
С изломанной судьбой.
Пусть Бог им счастье принесет
И душам даст покой.
Ученик 4:
Пусть будет мир у них в глазах
И кров над головой.
А если ждут кого в слезах,
Вернется пусть домой.
Ученик 5:
Пусть наш народ своих сынов
Не бросит никогда.
Мы вам желаем мирных снов
И счастья навсегда.
Учитель:(Слайд №3)
-В истории каждого государства есть свои войны, а у каждого народа есть герои этих войн. Но есть войны, которые не поняты до сих пор. Одна из таких войн - Афганская. Не нам судить о праведности или неправедности давно оставшихся в истории войн. Раны одинаково болят. Мы ушли из Афганистана. Но не все пули извлечены. И эта рана заживёт нескоро. А мы обязаны помнить и чтить тех, кто честно выполнил приказ, чтобы война для них, наконец, закончилась. Война продолжаласьс 25 декабря 1979 г. до 15 февраля 1989 г. (2238 дней).
(Слайд № 4)
- Афган - это 500 тысяч наших солдат, прошедших через пекло боев, 49985 человек из которых получили ранения, 6669 остались инвалидами, 13836 воинов погибли в боях, 312 бойцов пропали без вести. За 9 лет через Афганистан прошло не менее полутора миллионов русских солдат.
Таков итог оказания "братской интернациональной помощи" соседней стране.
(Слайд № 5)
Борьба велась за полный политический контроль над территорией Афганистана. Ограниченный контингент советских войск в Афганистане составлял 100 тыс. военнослужащих. Всего участие в боевых действиях приняли 546 255 советских солдат и офицеров. 71 воин стал Героем Советского Союза.
(Слайд № 6)
В конфликте также принимали участие вооруженные силы правительства Демократической Республики Афганистан (ДРА) с одной стороны и вооруженная оппозиция (моджахеды или душманы) с другой. Моджахедам оказывали поддержку военные специалисты США, ряда европейских стран-членов НАТО, а также пакистанские спецслужбы. В течение 1980–1988 гг. помощь стран Запада моджахедам составила 8,5 млрд долларов, половину из которых предоставили США.
Тогда, в далёком 1979 году, русские пошли помогать строить счастливую жизнь вглубь Азии, в Афганистан.
Ученик 6:
(Слайд № 7)
Афганистан:государство на Среднем Востоке, является древним центром торговли. Значительная часть страны горы и долины. Климат холодный зимой и сухой, жаркий летом.
Столица—Кабул. (Слайд № 8)
Учитель: Война в Афганистане продемонстрировала лучшие качества российского воина – товарищество, взаимопомощь, храбрость, героизм, глубокое чувство патриотизма. Истинный патриот любит свое Отечество не за то, что оно дает какие-то блага, а за то, что это его Родина. И поэтому он верен ей в самые тяжелые минуты. Мужество требовалось от солдата ежедневно, ежечасно.
Солдатские письма из Афганистана сегодня воспринимаются как достоверный исторический документ ушедшей эпохи 80-х. Это мысли, настроения, переживания обычных советских ребят в возрасте 18-19 лет. Послушайте отрывки из писем солдат.
Чтение писем солдат-афганцев (Дети читают)
(Слайд № 9)
Письмо Андрея Колаева, погибшего в Афганистане
Ученик 7:
Из письма маме от 08.03.1985г. Здравствуй мама, привет тебе из далекой страны, то есть из города Газни. Ты, мама, не удивляйся, в России такого города все равно нет. Так что, мама, я попал на постоянное свое место назначения в разведроту санинструктором. Короче, мама, я нахожусь за границей и выполняю свой интернациональный долг в Афганистане. Из всех нас троих братьев я один попал служить туда, где, мама, стреляют и убивают, где идет война, настоящая война. Здесь война идет с современным оружием, сейчас вот у меня с левой стороны лежит автомат, а с правой сумка санинструктора. Сижу на БМП-это машина такая, а недалеко стоит аул, где полно душманов. Сейчас пока затишье, никто не стреляет, но скоро опять начнется….Я здесь душманов стреляю, которые землю поганят. Я служу, чтобы на земле Советского Союза и на земле Афганистана был мир. Хочется, чтобы все люди на Земле жили в мире и свободе, чтобы везде росли цветы и рождались дети. Вот для этого я и служу... Одно только скажу точно, лучше нашего советского солдата никогда не было и вряд ли будет. Это проверено, и не раз-кровью…
Ученик 8:
Тебе, мама, самое главное не беспокоиться, приду домой жив и здоров. Да жалко, что в отпуск я не попаду, отсюда в отпуск не отпускают, а служат 2 года подряд. Сегодня у тебя праздник 8 марта, правда, когда придет письмо, будет уже не 8 марта, а число 28-30…………. Ну все целую тебя крепко, твой сын Андрей. Да, мама, теперь я стал мл. сержант и есть корочки об окончании учебки, сдал все на 4, только физо на 3. Ну все, передавай всем привет и еще раз целую Андрей.
Письма эти не выкидывай. 8 марта 1985года.
(Слайд № 10)
Письмо Сергея Терентьева
Ученик 9:
Огромный привет с Афганской земли!
(Слайд № 11, 12)
Здорово Витек! Пишу тебе уже третье письмо, а от тебя еще ничего не было. В этот раз высылаю тебе свое фото, правда, не очень четкое. Наша часть стоит около Кабула, на склоне горы. Кабул весь под нами, как на ладони. Видимость здесь отличная. Километров на сорок видно. Воздух разреженный. Немного пробежишься -задыхаешься. Даже носишь что-нибудь увесистое и то уже пыхтишь, как паровоз. Город сам по себе некрасивый, но интересный. В нем 800 тысяч жителей и почти нет крупных магазинов и зданий. У каждой семьи есть своя лавочка. Торгуют всем, чем угодно. Все товары импортные. Очень много американских и японских, пакистанских.
(Слайд № 13)
В Кабуле очень много мечетей, сколько точно я забыл. Около пятисот что ли. Утром стоишь в карауле или в секрете, слышно как муллы затягивают молитву. Тут вообще акустика четкая. Почти все афганцы верующие.
Ученик 10:
(Слайд № 14, 15, 16)
И вообще у них страна очень отсталая. Есть такие провинции, которые правительству вообще никогда не подчинялись, и оно их не трогало. Да и сейчас в настоящий момент здесь кончается 1359 год. Новый год будет в марте, двадцать первого числа. Воскресение в Афганистане по пятницам. Праздники свои. Международные праздники не празднуют. Пашут еще деревянной сохой. Одежда у них: мне всегда казалось, что они в рванье ходят. Слишком много материи. Дети маленькие грязные, на улице возятся, смотрят за ними мало. Встречается и современная молодежь. Они тоже разбираются в современной моде и одеваются очень хорошо. Здесь есть что одеть. Хлеба мало. Дорогой. Дрова продают на вес. Весы—палка на перекладине, на ней две корзины. В одной камни вместо гирь, в другой дрова.
Ученик 11:
(Слайд № 17) Зима здесь все - таки есть. Ночью градусов двадцать мороза, днём все течёт, грязь. Солнце жарит ощутимо. И всё это меняется резко очень. Сумерек тоже здесь почти нет. Только солнце зашло и через минут двадцать уже темно. Только горы, вернее вершины гор, долго еще под солнцем стоят. Красиво. Если мои химию пришлют для фотографии, я сделаю обязательно пейзажи и тебе тоже пошлю. Чтобы ты хоть представляла где я есть. Я уже немного понимаю по-афгански. Если дальше так пойдет, то я по-афгански скоро говорить буду свободно. Он вообще-то не так сложен, как кажется. Ученик 12:
(Слайд № 18) Живем мы в палатках. В палатках по тридцать человек. Наш взвод /палатка/ самый хороший. Дружный. Ребята отличные. Я очень доволен, что подружился с ними. Сейчас в палатке стоит две печки. Как натопим-аж жарко. А на улице -20С. Спим раздетые поверх одеял, открываем пару окон и всё равно жарковато. Скоро будем строить казарму. Офицеры живут так же, в палатках. Офицеры хорошие. Мой командир взвода родом с Красногорска. У нас с ним даже знакомые есть общие. Во как! На новый год мне пришлось быть в наряде. Первого числа стоял дневальным с двух до шести утра. Вся рота на новый год собралась по три рубля, то бишь чека. Накупили конфет, долек лимонных, сока гранатового, апельсинового, апельсины, печенье, вафли, и у нас был новогодний вечер. Танцевали под магнитофон. Концерт сами сделали. На гитарах играли ребята, на баянах. Стихи читали /пародии/ неплохие и т.д. Ну вот, о себе, кажется, все, пиши ты. Жму твою руку, передавай привет Тесову.
12.05.86.
Учитель: (Слайд № 19)
15 февраля — из Афганистана полностью выведены советские войска.
(Слайд № 20)
На территории Донецкой области похоронено 302 человека, убитых на афганской войне, более 300 человек вернулись инвалидами.
(Слайд № 21)
Скульптурная композиция в честь погибших воинов-афганцев Донецкой области.
(Слайд № 22)
Памятник был открыт 7 мая 1996 года в парке имени Ленинского комсомола.
Авторы памятника — скульптор Порожнюк А.Н. и архитектор Темкин Е.М.
Памятник находится рядом с монументом «Освободителям Донбасса», что символизирует связь поколений воинов Великой Отечественной войны
и афганской войны (1979—1989).
(Слайд № 23)
Памятник представляет собой скульптуру бойца на глыбе камня, которая символизирует скалы Афганистана.
(Слайд № 24)
Вокруг глыбы расположено 36 мемориальных досок с 254 фамилиями погибших и выделена зона тишины, которая образована парком.
(Слайд № 25)
На мемориальной доске высечена фамилия нашего земляка ДаниленкоОлега Александровича.
Командир мотострелкового отделения, гвардии сержант, родился 02.03.1962 в г.Донецке. Учился в средней школе № 91 г.Донецка. В Вооруженные Силы СССР призван 01.11.81 В Республике Афганистан с 1 мая 1982 г. Принимал участие в 2 боевых операциях. Служил командиром мотострелкового отделения 70-й гвардейской отдельной мотострелковой бригады (войсковая часть полевая почта 71176; город Кандагар). При выполнении боевой задачи по ликвидации банд душманов в районе населенного пункта Регай 14 июня 1982 года группа воинов, в составе которой он действовал, попала под сильный огонь противника. Отразив натиск врага, группа отошла и заняла оборону в разрушенном доме. Грамотно создав оборону, сержант Даниленко вместе с товарищами в течение нескольких часов с крыши занятого ими дома успешно отражал попытки противника ворваться в него. Метким огнем он лично уничтожил шестерых душманов. В ходе боя был тяжело ранен в грудь. Скончался от потери крови на борту вертолета при эвакуации в госпиталь. Награжден орденом Красной Звезды (1982; посмертно).
В 1990 году в Донецке на здании средней школы №91 (улица Бирюзова, 44а), в которой учился Олег Даниленко, установлена мемориальная доска.
(Слайд № 26)
Довгуля Валентин Николаевич
Командир группы специального назначения, лейтенант, родился 29.12.1962 в г.Донецке. Окончил среднюю школу № 5 г.Донецка. В 1985 году окончил Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище. За время учебы в совершенстве овладел английским языком, окончил курсы аквалангистов с правом погружения на глубину 60 метров, совершил более 100 прыжков с парашютом. Служил на Дальнем Востоке.
В Республике Афганистан с 29 июля 1986 г. Принимал участие в 14 боевых операциях и 2 рейдах. Служил командиром группы специального назначения 186-го отдельного отряда специального назначения 22-й отдельной бригады специального назначения Главного разведывательного управления Генерального штаба Вооруженных Сил СССР
25 ноября 1986 года группа во главе с лейтенантом Довгулей была высажена с вертолетов и находилась в засаде в 70 километрах восточнее города Шахджой провинции Заболь. Около 40 часов бойцы вели тяжелый бой в окружении душманов. Обстановка осложнялась тем, что из-за плохой погоды (дождя и сильного тумана) вертолёты не могли доставить подмогу и эвакуировать окруженных бойцов. Будучи тяжело раненным осколком мины, лейтенант Довгуля продолжал руководить боем, пока не потерял сознание. Группой было уничтожено 24 душмана, захвачено 2 крупнокалиберных пулемета. Спустя сутки, 26 ноября, лейтенант Довгуля умер от полученного ранения и большой потери крови на поле боя. Награжден орденом Красного Знамени (1987; посмертно).
Похоронен на Мушкетовском кладбище в Донецке (участок 1). В Донецке на здании средней школы №5 (бульвар Школьный, 5), в которой учился Валентин Довгуля, установлена мемориальная доска.
- Главная отличительная черта нашего воина заключалась в том, что любовь к Родине всегда была выше страха, смерти.
Ученик 13:(Слайд № 27)
С фотографии смотрит парнишка, Взгляд усталый, серьезный такой. В смерть не верится - молод он слишком, Но уж выпили "за упокой"...
Меж двух дат небольшой промежуток- Не успел накопить он годков. Его нет. И становится жутко- Пустота...Брешь сквозь сотни веков...
Ученик 14:(Слайд № 28) А с живыми останутся снимки- Сотни копий с улыбок и глаз. И в земле - опаленные "цинки" Да суровость правдивых фраз.
Ученик 15:(Слайд № 29)
Прохожий, поклонись солдату!
Судьба солдата не легка,
Он, как и ты, любил когда-то
Цветы, деревья, облака.
Он так же наслаждался жизнью,
Он, как и ты, ходить бы мог,
Но честно он служил Отчизне
И ей отдал священный долг.
Учитель: (Слайд № 30)
В память о тех, кто погиб в Афганистане, выполняя воинский, человеческий и интернациональный долг, объявляется Минута молчания.
( Ученики зажигают свечи в память о погибших в Афганистане. Звучит метроном)
Ученик 16:(Слайд № 31)
Ветер горячий, горы, песок,
Матери пишет с Афгана сынок.
Весточку ей принесёт почтальон —
Завтра с войны возвращается он.
День этот памятен нам навсегда,
Катятся слёзы порой иногда,
Слава погибшим и слава живым
Вы — наша гордость, пример молодым!
Нет — войнам, боли и страданьям,
Спасибо тем, кто защищал,
День вывода войск из Афганистана,
Сегодня праздником нам стал.
Ученик 17:
Гордимся теми, кто вернулся,
На чьих глазах мелькали драмы,
И теми, кто на век, остался,
Скорбят их жёны, дети, мамы.
Не может светлой полосою быть война!
Какой бы не была она святою!
Какой бы долгосрочной не была она,
Иль выиграна с жуткой быстротою.
Ученик 18:
Не может светлой полосою быть война,
Хотя бы потому, что в ней полно убитых!
Когда людская жизнь уценена,
И сколько судеб и сердец разбитых!
И не хотим мы больше никакой-
Ни «миротворческой», ни местного значенья.
А мы хотим увидеть на Земле покой,
Без всякого на то ограниченья!
Учитель:(Слайд № 32)
Все войны, будь они большие или локальные, всегда сопряжены с солдатской кровью, горем и страданиями людей. Правду о войне знают лишь те, кто под пулями поднимался в атаки, кто изнывал от жажды и замерзал в снегу на горных перевалах, кто раненый ждал спасительную вертушку, кто провожал в последний путь на Родину в «черном тюльпане» боевых друзей, кто и сегодня помнит погибших товарищей. Не будем сегодня судить и искать, кто прав и кто виноват. Оставим эти проблемы историкам. Время – лучший судья, оно и рассудит. Но забывать об этом мы не имеем права. Война, какой бы она ни была, осталась открытой раной в душах тех, кто прошёл её дорогами, в семьях погибших и пропавших без вести солдат.
Мы гордимся теми, кто прошёл Афганистан, и сколько бы времени не прошло - будем помнить! Ведь это наша история. Без прошлого не бывает будущего.
Никто не забыт - ничто не забыто. Но чтобы не забыть - надо помнить. А чтобы помнить, - надо знать.