Классный час для обучающихся с лёгкой интеллектуальной недостаточностью, 3А-4А классы.
«Ничто не обходится нам так дорого, как вежливость»
Тема: Спасибо, здравствуйте, пожалуйста
Составитель: Золотарева Н.А., Борисова О.Н.
Цель: Формирование положительной мотивации о нравственных качествах человека.
Задачи:
Актуализировать и расширить знания обучающихся о «вежливых» словах. Учить воспитанников использовать вежливые слова в разных жизненных ситуациях.
Развивать мышление, память, внимание, корригировать речь обучающихся.
Воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение друг к другу, окружающим.
Оборудование: на доске записана тема классного часа; вежливые слова: спасибо, прости, пожалуйста, до свидания, здравствуйте; карточки со словами для игры «Найдите лишнее слово»; материал для игры «Закончи предложение»; карточки с деформированным текстом; мяч; презентация «Как ты относишься к людям» – 7 ситуаций.
Предварительная работа: заучивание стихов.
ХОД
I. Вводная часть
Учитель:
– Ребята, давайте поговорим сегодня о вежливых словах. Что же это за слова? Это обычные, добрые, простые и полезные слова, а вежливыми они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя.
Эти слова надо не только знать хорошо, но и уметь их произносить по-волшебному, а научиться такому волшебству не трудно, стоит только захотеть.
Вы закончите школу и станете врачами, учителями, художниками, космонавтами. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо научиться. Вот поэтому старайтесь как можно чаще пользоваться волшебными словами, от которых становиться теплее, радостнее и светлее.
В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. А плохое слово – обидеть, расстроить, испортить настроение.
II. Основная часть
2.1 Учитель: Для того чтобы стать вежливым, воспитанным, надо усвоить правила вежливости.
Запомнить главные вежливые слова. Проверим, знаете ли вы их (на доску вывешивают плакаты с вежливыми словами).
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого … (спасибо).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (прости, пожалуйста).
Зазеленеет старый пень
Когда услышит … (добрый день).
Если больше есть не в силах
Скажем маме мы … (спасибо).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорим … (до свидания).
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь … (здравствуйте).
2.2 Учитель: Вы знаете главные вежливые слова. Молодцы! Но почему так получается, что люди знают эти вежливые слова, но не всегда их произносят и этим самым огорчают окружающих, друзей?
(дети читают стихи):
А слово-то какое!
Очень дорогое!
Он про внучку говорил:
Экая досада –
Я портфель ей подарил,
Вижу – очень рада!
Но нельзя молчать как рыба,
Ну сказала бы ... (спасибо) (обсуждение ситуации)
Дядя Саша огорчен,
Рассказал он вот о чем…
Настя – славная девчонка,
Настя ходит в 1 класс
Но…давно уже от Насти
Я не слышу слово … (здрасте) (обсуждение ситуации)
А слово-то какое –
Очень дорогое!
Встретил Витю я, соседа …
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но представьте! – зря от Вити
Ждал я слова … (извините) (обсуждение ситуации)
Вам нужно запомнить – надо вовремя находить нужные слова и употреблять их, то есть знать, кому, когда и что говорить.
2.3 Учитель: Важно не только знать правила вежливости, но и выполнять их. Поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Если вежливо хлопаем, невежливо – не хлопаем (дети играют в кругу).
– Поздороваться при встрече...
– Толкнуть, но не извиниться...
– Перебивать во время разговора...
– Уметь соблюдать на уроке тишину...
– Уметь выслушать друга.
– Пропустить вперед девочек...
– Сказать, уходя из класса домой «До свидания»
– Громко разговаривать...
– Помочь поднять упавшую вещь...
– Обозвать обидным словом соседа...
– Сказать в столовой: «Приятного аппетита».
Я вижу, что вы хорошо усвоили вежливые слова. Но знайте, что ваше внимательное и вежливое отношение должно проявляться не только в словах, но и в поступках.
2.4 Учитель: Предлагаю выполнить задание: «Найдите лишнее слово»
3А класс: РУГАТЬ, ХАЯТЬ, ЖУРИТЬ, ХВАЛИТЬ, БРАНИТЬ (лишнее слово ХВАЛИТЬ, т.к. остальные слова близки по значению).
4А класс: в вежливых словах потерялись гласные буквы, без них слова не будут волшебными
С-П-С-Б-, П-Ж-Л-Й-СТ-, Б-ДЬТ- Д-Б-Р-, СП-К-Н-Й Н-Ч-.
2.5 Учитель: Игра «Закончи предложение» (дети собирают предложения в командах 3А - 4А классы).
1.Растает ледяная глыба
От слова теплого (спасибо…)
2.Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы (спасибо.)
3.Когда тебя бранят за шалости,
Говорим простите (Пожалуйста)…
4.И в Росси, и в Дании
На прощанье говорят (до свидания)
2.6 Учитель: Поиграем в игру с мячом «Я знаю волшебные слова». Кто из вас сможет назвать как можно больше слов? (представители 3А и 4А классов).
Молодцы!
2.7. Учитель: Из частей пословиц соберите целые и объясните их значение.
Работа с пословицами (по 2 пословице 3А и 4А классу, кто быстрее и правильно соберёт пословицу).
Добрый человек потом говори
Сначала думай добром и платят
Вырасти вырос добру и учит
Век живи а ума не вынес
За добро век учись
2.7. Учитель: Мы с вами находимся в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в магазине, в школе, на улице, в театре. Поэтому все, и взрослые, и дети, должны соблюдать правила вежливости:
Надо вежливо обращаться к другим людям.
Правильно вести себя в чужом доме.
Быть гостеприимным хозяином.
Уметь слушать других, не перебивать в разговоре.
Знать, кого нужно называть на «ты», а кого на «вы».
Нужно уметь оказать помощь другому человеку.
Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета
От мальчиков требуется «рыцарское» отношение к девочкам: умение пропустить вперед, уступить место.
Девочки тоже должны уметь быть вежливыми, знать слова благодарности.
Никогда не отвечайте бранью на брань, грубостью на грубость.
III. Заключительная часть:
2.8. Учитель: А сейчас я вам предлагаю пройти небольшое испытание, предлагаю тест «Как ты относишься к людям» - презентация – 7 ситуаций.
Итог: Вы знаете вежливые слова и убедились, что не зря их называют волшебными. Применяйте в своей речи добрые и вежливые слова, говорите их от души. Люди будут к вам относиться добрее.
Домашнее задание: разгадать кроссворд.