«Святая Русь. Доброта и милосердие преподобного Сергия Радонежского»
Классный час 2 класс
Цели. Рассказать детям о Святой Руси, о святом Сергии Радонежском. Обращать внимание детей на силу добра и его неизменную окончательную победу над злом. Воспитывать у детей любовь к родной земле, чувство гордости за свою Родину.
Оборудование,:мультимедийная презентация;репродукции картин И.И. Шишкина "Рожь" и И.И. Левитана "Березовая роща
детская литература;
иллюстации храмов Троице-Сергиевой Лавра
Цель урока:
привитие на примере жизни и деятельности преподобного Сергия Радонежского детям уважительного отношения к традициям и истории Христианства, его духовным ценностям и подвижникам, привлечение внимания подрастающего поколения к великим примерам служения Родине.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«КЛАССНЫЙ ЧАС "СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ. СВЯТАЯ РУСЬ" »
«Святая Русь. Доброта и милосердие преподобного Сергия Радонежского»
Классный час 2 класс
Цели. Рассказать детям о Святой Руси, о святом Сергии Радонежском. Обращать внимание детей на силу добра и его неизменную окончательную победу над злом. Воспитывать у детей любовь к родной земле, чувство гордости за свою Родину.
Оборудование,:мультимедийная презентация;репродукции картин И.И. Шишкина "Рожь" и И.И. Левитана "Березовая роща
детская литература;
иллюстации храмов Троице-Сергиевой Лавра
Цель урока:
привитие на примере жизни и деятельности преподобного Сергия Радонежского детям уважительного отношения к традициям и истории Христианства, его духовным ценностям и подвижникам, привлечение внимания подрастающего поколения к великим примерам служения Родине.
Задачи:
образовательные:
исследуя основные этапы жития Преподобного Сергия Радонежского ответить на вопрос урока: почему, за какие дела считают Сергия великим деятелем России, и душой России;
понять величие духовного подвига Сергия Радонежского для духовной жизни России
формировать мышление младших школьников;
развивающие:
развивать память, речь, умение делать самостоятельные выводы;
воспитывать любовь к Родине, нравственность, духовность, любовь к ближнему, умение прощать и видеть в каждом человеке его положительные качества;
воспитательные:
воспитывать интерес и уважение к духовным центрам православной культуры.
Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:
мультимедийная презентация;
детская литература;
иллюстации храмов Троице-Сергиевой Лавры
Ход занятия
Ученик 1.
Где зеленой тучей тополя Застят неба голубой простор, С ясным солнцем повстречался я, С ясным солнцем начал разговор. – Солнышко, ты в блеске и тепле Проплываешь у любых ворот. Где всего прекрасней на земле И какой понравился народ? – Каждый, –край по своему, – хорош, Не могу обидеть никого. А где ты родился и растешь, Там, дружок, прекраснее всего. Горы, море или ширь полей... Родина! Она всего милей
О чем будет наш разговор ?
Слайд1
Учитель. Ребята, скажите, как называется страна, в которой мы живем?
Россия.
Да, Россия, или Русь, как ее называли раньше. Чем же она славится ?
. Своими необъятными, широкими полями, лесами.
Слайд 2
. Учитель через проектор показывает репродукцию картины
И.И. Шишкина "Рожь".
- Рассмотрите картину. Кто её написал?
Иван Иванович Шишкин.
Как она называется?
"Рожь".
. Какое настроение вызывает это полотно? Чем она вас привлекает
Учитель через проектор показывает репродукцию картины
И.И. Левитана «Березовая роща».
- Рассмотрите эту картину. Какой день изобразил художник на своей картине? Какие цвета преобладают?
, Солнечный.
. Какие краски он взял, чтобы изобразить березовый лес?
Ярко-зеленые, желтые, белые.
. Береза-символ нашего государства. Россию нельзя представить себе без белоствольной березки.
Наша страна богата лесами, раскинувшимися с севера на юг и с запада на восток. Лес - богатство нашей страны. И его надо беречь. Русские художникина картинах воспевают красоту родных лесов и полей, а поэты пишут стихи,
выражая любовь к Родине. Давайте послушаем их.
(чтение стихотворения цепочкой)
Что Родиной моей зовется?
Себе я задаю вопрос.
Река, что за домами вьется,
Иль куст кудрявых красных роз?
Вон та осенняя березка? Или весенняя капель?
А может радуги полоска? Или морозный зимний день?
А может церкви купола, Когда звенят колокола ?
Та вот что Родиной зовется!
Чтоб были рядышком всегда
Друзья и вся моя семья
Кому нужна и я сама!
Родная милая Земля,
Отчизна - Родина моя!!
3
У. Ребята, мы сказали с вами, что славится наша Россия белоствольными березками, а еще наша страна славится своим историческим прошлым. Великими памятниками культуры являются русские соборы. С давних пор люди строили церкви. Много их было на Руси.. Церковь всегда была важным источником духовного общения людей, утешением в горести. В тяжелые времена нашествия врагов именно церковь сплачивалалюдей на борьбу с ними. Храмы строители, возводили один от другого на расстоянии звона: где затухает звон колокола, там ставят новый храм, чтобы вся Русская земля наполнилась божественным голосом и освящалась им.
И льется над землей колокольный звон. Люди называют колокола "гласом Божьим» (ПРОСЛУШВАНИЕ ЗВОН КОЛОКОЛОВ)
- Но самая величайшая слава и гордость России - ее люди.
Слайд 4. На доске открывается изображение Троице - Сергиевой
лавры.(вместе с колокольным звоном)
- Перед вами Троице-Сергиева лавра, названная так в честь ее основателя Сергия Радонежского, жившего 700 лет назад. Он жил так праведно, что его причислили к лику святых Русской Православной Церкви.
Слайд 5. Учитель показывает икону.
- Перед вами икона великого русского святого Сергия Радонежского, в миру звали его Варфоломей.
Сегодня я расскажу вам о том, как мальчик Варфоломей стал великим русским святым. Он родился весной 1314 году в селе Варницы под Ростовом Великим.Происходил Преподобный Сергий из знатного рода. Родители его, Кирилл и Мария, принадлежали к ростовским боярам и жили в своём поместье недалеко от Ростова, где отец его, боярин Кирилл, состоял на службе у князя.
Супруги строго соблюдали церковные обычаи, любили храм Божий, были глубоко верующие люди. Они помогали бедным и больным, заботились о странниках и убогих. Бог даровал им трех сыновей: Стефана, Варфоломея и Петра.
Когда Сергий был маленький, у него было другое имя. Его звали Варфоломей.
Представьте себе карапуза с белесыми бровками и ярко-синими глазами. Вот на полу он нашел жука, зажал его в кулачок и несет вo двор, чтобы выпустить. Или дает с ладошки кусочек хлеба лошадке.Как все дети на свете, он любил сказки. Няня рассказывала сказку так, что ему казалось, что он уже не здесь, на печке, а в лесу, едет наСером Волке. Он представляет, как выводит волшебного коня, как ловит Жар-птицу. Он бы, конечно, послушался волка, не трогал клетку, и не зазвенели бы струны, и не пришлось бы обманывать грозного царя, потому что он был послушным мальчиком.
А мама читала ему книги о жизни святых и Иисуса Христа, которые очень любил мальчик.
Варфоломей рос трудолюбивым. добрым и отзывчивым, как и его родители Но больше всего он любил молиться.
.В семь лет Варфоломея отдали учиться грамоте. Он никак не мог вникнуть в объяснения учителя, не мог быстро научились читать. И это его очень огорчало. Варфоломей быстро прослыл неспособным и часто терпел наказания.Тогда он со слезами молился:«Господи! Помоги мне выучить эту грамоту, научи и вразуми меня!»
Однажды отец послал его в лес, чтобы он пригнал домой лошадей. В лесу под дубом он встретил старика, который усердно молился. Варфуша опустился на колени и тоже стал молиться. Старик спросил мальчика: "Чего ты просишь у Господа?" – "Научиться читать". Старик благословил мальчика и дал ему кусочек церковного хлеба – просфоры. Вечером Варфоломей читал молитвы хорошо и правильно. Случилось чудо! Старец предсказал:«Отрок будет славен перед Богом и людьми из-за своей добродетельной жизни!».
Беседа учителя с детьми.
У. -Вам понравился мальчик?
- Чем?
-Какие поступки говорят о том, что это очень добрый мальчик?
- Можем ли мы назвать его трудолюбивым?
Выслушиваются ответы детей.
-У. Да, ребята, Варфоломей добрый, трудолюбивый мальчик. Хотя он жил много лет назад, мне кажется, что вы очень похожи на него. Как и вы, он любит все живое на земле, умеет трудиться, любит сказки как и вы, он очень хотел учиться.
У. – любите ли вы живое на земле?- Любите ли вы сказки?
- Умеете трудится? - Хотите ли учиться? - А для чего это надо?
(ответы детей)
Продолжу рассказ о том, как мальчик Варфоломей стал великим русским святым. Варфоломей подрастал. В те времена Русь переживала тяжелые времена Он видел, как страдает русский народ от набегов татар Родители были разорены вскоре переехали жить в Радонеж. Варфоломей сам упрашивал родителей отпустить его в монашество. Ему хотелось уйти в лес, жить одному и молиться Богу, чтобы Господь защитил землю Русскую... Но его родители были уже старенькие и просили не оставлять их. Варфоломей ухаживал за ними, и только после их смерти ушел в лес.
Жить в непроходимом лесу было очень трудно. Он построил избу, церковь, жил один, сам колол дрова, плел лапти, ухаживал за огородом, пек себе хлеб и молился в церкви. Сергий был строг к себе: ограничивал время сна, много молился, зимой ходил в летней одежде, питался небольшим количеством хлеба В глухом лесу Сергий был обречен на полное одиночество в своей духовной борьбе. В долгие зимние вечера под окнами выли страшные волки. Но Сергий ничего не боялся. Был у него и друг лесной. Однажды Сергий увидел медведя, слабого от голода. Он его пожалел и накормил хлебом. Медведь не раз приходил к избушке. Сергий всегда клал на пенек хлеб. Сергий подкармливал медведя из своих скудных запасов и так приручил.Медведь стал совсем ручным. Легенда о том, будто бы Преподобный Сергий. в свободное от молитв и трудов времявырезал из липы деревянные игрушки птичек, коньков и дарил "на благословенье" детям
Шли годы. Одиночество Сергия прервалось. Многие монахи пожелали поселиться рядом с ним и разделить его тяготы. Там он принял постриг Теперь его стали звать Сергием Вскоре Сергий основал Троице - Сергиев монастырь, который со временем начал расширяться. Его ворота всегда были открыты для странников и прохожих. Сергий учил людей «речами и поступками своими» и наравне со всеми колол дрова, копал землю, ходил к источнику за водой, готовил еду. Он являлся образцом смирения, трудолюбия, глубокой веры. За это его почитали. Ученики Сергия разошлись по всей Руси и основали несколько десятков новых монастырей.К Сергию стали приходить люди за помощью, за советом, заблагословением
На Русь продолжались набеги – монголо- татар. Горели города, села,гибли люди. Русичи не могли победить татар, так как князья постоянно ссорились и каждый князь защищал только свою землю и не помогал соседу.
Сергий ходил в дальние княжества мирить князей.
В это время татары хотели напасть на Русь и окончательно покорить ее.
Московский князь Дмитрий решил биться с захватчиками, чтобы защитить Русскую землю. Сергий помирил князей, и князь Дмитрий собрал большое войско. Перед походом приехал в Лавру к Преподобному Сергию,чтобы помолиться с ним и получить от него благословение.
Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю.
Слайд 17.После молебна и трапезы преподобный благословил князяи всю свиту, окропил св. водой.
— Иди, не бойся. Бог тебе поможет. И, наклонившись, на ухо емушепнул: «Ты победишь».
- Свистят стрелы, звенят мечи, льется кровь. А в лесу, преклонив колени,молится святой Сергий. Он просит Бога помочь русским воинам защититьРусскую землю.
- И русичи одержали победу! Добро победило зло. Русские воины воглаве с Дмитрием Донским совершили ратный подвиг, то есть военный, АСергий Радонежский совершил подвиг духовный - он помирил князей, помог русскому народу поверить в свои силы.
Прошли долгие годы, русь стала сильной и богатой могучей державой Много для этого сделали русские люди, и одним из них был Сергий Радонежский.
Радонежским и его учениками было основано 170 храмов.При монастырях открывались школы вероучение сыграло большую роль в укреплении нравственности и культуры появились книги иконы Москва стала столицей Руси
Сергия, но и сегодня, словно небесный град Божий, на земле стоит созданная святым Троице Сергиева Лавра. Святой С. Р. Удивительная яркая личность. Его жизненный путь образец святости и веры. Он жил не на показ, а так как подсказывало ему сердце. Он прожил почти 100лет. Когда то он пришел на поросшую лесом гору Маковицу неизвестным юношей Варфоломеем, а стал прославленным русским праведником . Одним из величайших сынов своего Отечества.
Его сейчас знает каждый и помнит Россия.
Слайд 19. Уже 7 веков прошло со времен кончины Преподобного
Со всей России съезжаются тысячи людей,
Поклонится этому святому заступнику и молитвеннику за землю Русскую, ища здесь духовной помощи и поддержки, обращаясь к нему со всеми бедами и скорбями.
Ему поставлен памятник, на котором такие слова «Твой ясный свет сияет над Россией»
Дети выполняют задание.
Задание 1. Каждая команда получает карточку с русской народной пословицей. Надо привести пример из жизни преподобного, иллюстрирующий эту пословицу.
Учитель раздает карточки с пословицами.
- Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
Дети: Преподобный Сергий почитал своих родителей. Когда он хотел уйти в монастырь, родители попросили его остаться и позаботиться о них, и преподобный Сергий их послушался.
Учитель: Жить - Богу служить.
Дети: Преподобный Сергий всю свою жизнь посвятил Богу. Он жил по Божиим заповедям, любил Бога. С детства он любил молиться, читать божественные книги; в юности он ушел в лес, чтобы никто не мешал ему молиться.
Учитель: С молитвою в устах, с работою в руках.
Дети: Так жил преподобный Сергий с детства. Много молился, но и работы не избегал, хотя был боярским сыном.
Задание 2.У меня в руках шкатулка, а что там, предстоит вам угадать. Для этого команды по очереди задают вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». После того как вы отгадаете, что прячется в шкатулке, вы должны сказать, какое отношение эта вещь имеет к преподобному Сергию.
В шкатулке находится деревянная игрушка или ложка. Со времен преподобного Сергия в Троице-Сергиевой Лавре занимались резьбой по дереву, а также деревянные вещи были «благословением монастыря».
VI. Рефлексия.
Возьмите в руки символы. Что это? (сердце в руках)
Все в ваших руках! Вам самим решать какими вам быть. Ведь Бог дал вам свободу выбора. Оцените свою работу на занятии, связав её со своим настроением.
Если вам спокойно, радостно, вам было все понятно – закрасьте сердечко красным цветом.
Если вы испытываете неудобство, неловкость и вам не все было понятно, и вы хотите поговорить со мной после занятия – закрасьте сердечко зеленым.
А если вам тревожно, вы не поняли, о чем мы говорили на занятии и вам не с кем поделиться – закрасьте сердечко синим цветом. (Как только дети закрасили сердечко, они прикрепляют его на доску на облачко).
Учитель:Если в каждом сердце будет жить любовь, то в мире будет царить доброта, любовь, спокойствие, радость, счастье. А как здорово жить с такими чувствами!
Звучит песня « О доброте» Дети прикрепляют сердечки на облака
Сегодняшний классный час подошёл к концу. Я думаю, ребята, что вы так же будете любить Родину, как любил ее Сергий Радонежский. Дай Бог, чтобы у вас всё сложилось замечательно!
Спасибо вам за это занятие! Спасибо всем гостям , за то что мы были вместе