2. Вывод школьников на проблему. | Давайте посмотрим на слайд. Слайд 1 Кого мы видим на фото? Подобных фотографий, пабликов очень много в соц.сетях, многие говорят о том, что нужно помогать нуждающимся. Скажите, ребята, а вы помогаете таким людям? А вы готовы помочь этому человеку? А теперь посмотрите на эти фото. Слайд 2 Что общего у всех этих фотографий? (изображены люди, нуждающиеся в помощи) Вы бы хотели всем им помочь? Очень хотите помочь? Почему? А теперь давайте представим, что буквально вчера вы узнали, что один из них живет в вашем доме, на вашем этаже. Когда и как вы будете ему помогать? Скажите, что легче: просто говорить, что хотите помочь нуждающимся, вам их жалко, или оказать помощь конкретному человеку? Слайд 3 Один поэт сказал: «Легко любить все человечество. Соседа полюбить сумей». (Кайсын Кулиев) Как вы понимаете смысл этой фразы? (мало говорить, что ты хороший и любишь всех, покажи это на деле и попробуй полюбить ближнего со всеми его недостатками). Почему труднее любить соседа? (потому что тебя это больше касается, чувствуете ответственность) Вы согласны со словами поэта? |
3. Построение логической цепочки развития мысли. Основным побудителем служат вопросы «почему?», «как вы думаете?». Последовательные, углубляющие проблему вопросы выстраивают пошаговую структуру цепочки, организуемый процесс напряжённого «думания» 4. Обращение к личности ребенка. Поворот «на себя» создаёт условия для углубления и осмысления школьниками своего личностного «я» в контексте данной проблемы, высвечивает перед ними пути нравственного решения непростых вопросов личной жизни, стимулирует самоанализ. Самооценку и в связи с этим самосовершенствование. | Давайте разберемся, кого можно подразумевать под соседом? На какое слово похоже слово сосед? (сидеть) Если мы обратимся к этимологии, происхождению данного слова, то узнаем, что слово сосед восходит к праславянскому языку и означает «сидеть вместе». Получается, что соседом в нашей жизни является тот, кто каким-то образом связан с нами, тот, кто рядом в тот или иной момент нашей жизни. Давайте назовем всех возможных соседей в нашей жизни( Самые близкие соседи- родители, родственники, затем-друзья, одноклассники, учителя, знакомые). Теперь возвратимся к высказыванию поэта. Подумаем, зачем же нам любить своего соседа, любить ближнего? (если любишь-значит, принимаешь его, значит, тебе будет легче простить и понять его, чтобы вместе было хорошо, комфортно, чтобы было взаимопонимание, чтобы быть нужным, дарить свое тепло ближнему) Что значит любить?(дарить тепло, принимать его таким, какой он есть ) Кого любить легче: родителей, лучшего друга или просто знакомого человека? (легче всего любить родителей, лучшего друга) Почему? (потому что они ближе.) Какого человека любить легко? (доброго, честного, смелого и т.д.) Какого человека трудно любить?(непохожего на нас, совершающего нехорошие поступки, лицемерного, жадного, ленивого, злобного и др.) Получается, что человека трудно любить за его недостатки? А ваши хорошие друзья обладают подобными качествами характера? А если вдруг со временем они станут такими, вы будете продолжать его (ее) любить ? Или нет? Сложный выбор, не правда ли? А почему вам сложно ответить на такой вопрос? С чем это связано? (здесь в конфликт вступает личное чувство-любовь , привязанность и некие общепринятые нормы, которыми меряют людей) Представьте ситуацию: 1. В класс пришел новенький ученик, странный, необщительный, неопрятный, совершенно не вызывающий симпатии, над ним все смеются. Вас сажают к нему за парту. Ваши действия по отношению к новенькому? (пытается познакомиться, наладить отношения, или не обращать внимания на него, игнорировать, чтобы класс не засмеял). Из этой ситуации видно, как сложно подружиться, приблизить к себе, принять постороннего человека, несмотря на его недостатки. 2. Вы с лучшим другом или подругой находитесь в магазине и видите, как у одной покупательницы на пол падает денежная купюра в 5000 рублей. Ваш друг или подруга поднимает купюру и кладет к себе в карман. Ваши действия? (наверное, попросят вернуть женщине деньги). Как вы будете относиться к другу после этого случая? А если вы знаете, что вашему другу срочно нужны деньги на лекарства бабушке? (все равно будут осуждать этот проступок) Будете ли вы уважать, любить своего друга так же, как раньше? Значит, ваше отношение к близкому человеку может измениться из-за внешних обстоятельств. Ребята, кто догадался, что объединяет эти две ситуации? Какая мысль является здесь главной? (что не всегда любить легко, иногда бывают случаи, когда любить непросто). А в чем различие? (Вспомним значения слова сосед. В 1 случае-соседом был близкий человек, во 2 – посторонний.) Знаете, в моей жизни был такой случай. Когда я была маленькой, в гости к нашей семье приходили друзья родителей, с дочкой. Мы с ней играли в детской, и она нечаянно разбила красивую статуэтку на столе. Зашла моя мама и стала ругать меня, не разобравшись в ситуации. Мне тогда было очень обидно, я разозлилась на маму, и мне в тот момент было тяжело ее любить. Ребята, а вашей жизни были такие случаи, когда вам было сложно любить близкого вам человека - родителей, друзей? (Может, у ваших знакомых случалось такое? Вспомните, возможно, была обида, связанная с друзьями) Сложно вам было любить их в тот момент? А что вам помогло любить его? |
5. Точка наивысшего напряжения как кульминация сопряжена с обращением к личности школьника, его жизненному и нравственному опыту. С необходимостью нравственного выбора в той или иной ситуации, жизненной коллизии, возникшей дилемме. Что и станет для него сущностной значимостью обсуждаемой проблемы. | Сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоролик. Видеоролик «Быть ближе». Скажите, почему этот человек надел костюм медведя? А смог бы он добиться своей цели, если был без костюма? Почему? Обняли ли бы вы этого человека, если бы он был без костюма? Почему? Значит, он одинок, у него мало друзей? Ведь у него рядом тоже должны быть соседи, ведь его ежедневно окружают люди, значит, они не видят, что он нуждается в помощи, в поддержке? Подумаем, как мы бы могли помочь ему, проявить ему свою симпатию? -сказать доброе слово -просто пообщаться -подбодрить -пригласить на мероприятие-концерт |
6. Резюме диалога как смысловое заключение или переход к следующей проблеме. Данное резюме может быть выражено как открытый финал, побуждающий детей задуматься по поводу обсуждаемой проблемы. Этим финалом педагог побуждает детей к самоосмыслению, что стимулирует их нравственное развитие. | Подумайте, может, рядом с вами тоже есть люди, которым нужна ваша любовь и поддержка? В начале нашей беседы мы сказали, что легко жалеть всех, но трудно совершить поступок и помочь хотя бы одному. Так давайте начнем с малого, ведь все в ваших руках. Давайте протянем руку помощи тому, кому тяжело. Я раздам вам эти ладошки добра. А вы сегодня-завтра, выйдя на улицу, подарите ладошку добра человеку с грустными глазами, тому, кто опечалился или у кого просто плохое настроение. Вы напишите на них доброе слово, пожелание, и оно вызовет добрую улыбку на лице прохожего. А я напишу доброе слово вам- «Спасибо, ребята. Вы-замечательные!» |