Просмотр содержимого документа
«Классный час: "Путешествие по городу Мастеров в стране Профессий"»
КГУ «Чкаловская специальная (коррекционная)
школа - интернат для детей с ограниченными
возможностями в развитии».
Воспитатель: Ярошинская Наталья Петровна
Тема: «Веселое путешествие по городу Мастеров в стране Профессий».
Цель занятия: закреплять и расширять знания о разнообразном мире профессий, показать важность труда в любой профессиональной деятельности.
Подготовка:
экскурсии-знакомства с профессиями (библиотекарь, медик, продавец, почтальон и др.);
конкурсы рисунков, сочинений о профессиях;
подбор материалов о профессиях (рисунки, фотографии, стихи, рассказы, книги, пословицы, загадки);
Оформление и оборудование:
компьютерная презентация «В поисках профессии»,
рисунки для оформления на доске карты Города Мастеров,
детские рисунки видов транспорта для путешествия по Городу Мастеров,
карточки для игр и заданий,
рисунок-контур дома,
прямоугольники-«кирпичики» из цветной бумаги,
ручки и листы бумаги на партах, набор цифр для ведения счёта.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Здравствуйте, врачи и учителя, токари и поэты, спортсмены и артисты, космонавты и мореплаватели, трактористы и бухгалтеры, строители и защитники Отечества! Не удивляйтесь, что я вас так называю!
Пройдут школьные годы, и именно вы встанете за штурвал корабля, построите уютные дома, сошьёте красивую и удобную одежду, испечёте самый вкусный в мире торт, смастерите такие сапожки, что позавидует сама царица, или откроете новые звёзды. Но, чтобы кем-то стать в жизни, вам надо прежде вырасти и выучиться. Ведь если не учиться – вот что может получиться: взялся бы неуч дом построить – стена бы завалилась, пошёл бы в моряки – корабль бы на мель посадил, решил бы стать портным – людей бы насмешил: рукав – на спине, воротник – на животе. Да… оказывается, всему в жизни надо учиться!
А школа – начало пути к любой профессии.
Да, время быстро пролетит,
Будет вам семнадцать…
Кем работать вам тогда?
Чем заниматься?
И вот сегодня подводим итог. Это не точка в ваших знаниях о профессиях! С каждым днём вы будете узнавать всё больше и больше профессий, знания о них станут глубже… А сегодня на занятии мы повторим и закрепим наши знания о разных профессиях, кто-то услышит названия новых профессий, кто-то увидит знакомые профессии с новой стороны… Я предлагаю вам отправиться в путешествие в столицу страны профессий – Город Мастеров. Каждый житель этого города не только мастерски занимается своим делом, но и знает множество пословиц, загадок, игр о профессиях, так что путешествовать по городу будет и весело, и познавательно. Путешествовать мы будем экипажами на транспорте, который придумали и нарисовали сами.
Дети делятся на команды-экипажи и рассаживаются по экипажам за парты. На парты кладётся рисунок транспорта, который дети нарисовали в процессе подготовки к занятию.
В пути мы будем соревноваться между экипажами за звание «Лучших знатоков профессий». А раз есть соревнования, то есть и компетентное и очень справедливое жюри (представление жюри).
Итак, в путь, друзья! Добро пожаловать в Город Мастеров!
Открывается доска, на ней оформление: надпись «Город Мастеров», весёлые разноцветные плакаты с рисунками и надписями «завод», «библиотека», «НИИ», «столовая» и т.д.
Воспитатель: При въезде в этот замечательный город находится Научно-исследовательский Институт. Учёные, которые там работают, изобрели машину времени. Они предлагают нам отправиться в наше прошлое и вспомнить, как мы начинали готовиться к сегодняшнему путешествию…
Показ презентации
Учитель: Мы побывали в прошлом, а сейчас наше путешествие продолжается! Подъезжаем к весёлому МАГАЗИНУ.
Продавец для разминки предлагает нам игру «Доскажи словечко»: (учитель читает начало предложения, экипажи по-очереди дополняют строчку в рифму, жюри за каждый верный ответ присуждает 1 балл)
Трактор водит… (тракторист), В шахте трудится … (шахтёр), Электричку – … (машинист), В доме свет провёл… (монтёр), Стены выкрасил … (маляр), В жаркой кузнице – … (кузнец), Доску выстругал… (столяр), Кто всё знает – молодец!
Защищать в суде всех рад У станка он дни и ночи
Наш умелый….. (адвокат) Всё умеет, он - …. (рабочий)
На посту и в дождь и в град, Не решит больной задач
В бой за нас пойдёт … (солдат) Всех больных полечит…. (врач)
Под весенний птичий свист Сон и отдых позабыты
Пашет землю …. (тракторист) Песню пишет ….. (композитор)
Лоботрясов укротитель Мебель, хлеб и огурцы
В школе учит нас … (учитель) Продают нам…. (продавцы)
Весёлая компания, удвой своё внимание
Раньше рифма помогала,
А теперь коварной стала.
Ты, дружок, не торопись,
На крючок не попадись!
Чёрный весь, как будто грач,
С нашей крыши лезет… (трубочист, а не врач)
Варит кашу и бульон
Добрый, толстый …. (повар, а не почтальон)
Булки нам и калачи
Каждый день пекут… (пекари, а не врачи)
Кто пасёт коров, овец?
Ну, конечно, ….. ( пастух, а не продавец)
Посадил уж сотни роз
В городском саду…. (садовник, а не матрос)
На заводах по три смены
У станков стоят ….. (рабочие, а не спортсмены)
Дрессирует львов, собак
Храбрый, смелый наш… (укротитель, а не рыбак)
Складки, карманы и розовый бант
Платье красивое сшил… (портной, а не музыкант)
Воспитатель: И мы отправляемся дальше! Следующая остановка ЗАВОД. В 4 классе мы писали тест «Кто больше назовёт профессий». Каждый из вас перечислил от 7 до 23 профессий. Интересно, насколько больше профессий мы знаем сейчас?! Эту проверку устраивает нам рабочий.
Игра«Кто больше назовёт профессий?»
Экипажи в течение 2–3 минут (на это время можно включить музыку) пишут названия профессий. Проверка: экипажи по-очереди, не повторяясь, называют профессии. Побеждает экипаж, назвавший большее количество профессий.
Воспитатель: Замечательно справились с этим заданием, можем ехать дальше. Наш маршрут лежит мимо АТЕЛЬЕ Города Мастеров. Мудрые портные напоминают нам, что на каждую букву алфавита есть профессии
Портные предлагают сыграть в игру «Алфавит».
А- аптекарь б – бочар в –валяльщик г- гончар д – дробильщик здоровенный
Е – ефрейтор, он военный ж – жестянщик- простачок з – закройщик – старичок
И – историк бородатый к – красильщик франтоватый л – лудильщик
М – маляр н – носильщик о – овчар п – писатель , р – радист, с – сапожник, т – турист,
У – бесстрашный укротитель, ф – чудак – фотолюбитель, х – художник – баталист, ц – известный цимбалист, ч – чудесный часовщик, ш – шофёр – большой шутник,
Щ – щенок его, Букетик, Э - электрик – энергетик, ю – юрист, а дальше я, (хором) я – это я, мои друзья.
Воспитатель: Владеть профессией – замечательно! Ещё замечательнее – любить её и добросовестно делать своё дело! Люди уважают профессионалов, настоящих мастеров своего дела. Некоторые профессии можно определить даже по запаху. Самые аппетитные запахи в Городе Мастеров – это, конечно же, в СТОЛОВОЙ!
У каждого дела запах особый: В булочной пахнет тестом и сдобой. Мимо столярной идёшь мастерской – Стружкою пахнет и свежей доской. Пахнет маляр скипидаром и краской. Пахнет стекольщик оконной замазкой. Куртка шофёра пахнет бензином, Блуза рабочего – маслом машинным. Пахнет кондитер орехом мускатным. Доктор в халате – лекарством приятным. Рыхлой землёю, полем и лугом Пахнет крестьянин, идущий за плугом. Рыбой и морем пахнет рыбак. ТОЛЬКО БЕЗДЕЛЬНИК НЕ ПАХНЕТ НИКАК!
Воспитатель: Наши ребята – не бездельники! ШКОЛЬНИКИ – так называется профессия ребят. Как много нашли они стихов, пословиц, загадок о профессиях и обо всём, что с ними связано! Таким трудолюбивым ребятам путь в Город Мастеров всегда открыт. Наше путешествие продолжается! Внимание, мы подъезжаем к городской БИБЛИОТЕКЕ!
Библиотекарь приготовила игру «Угадай-ка»
Экипажам раздаются карточки с разрезанными пословицами, загадками о профессиях, об инструментах. В течение 3–4 минут дети восстанавливают пословицы, отгадывают загадки. Проверка: экипажи по-очереди читают составленные пословицы, читают загадки, хором называют отгадки.
Пословицы для работы:
1.Кто не работает, (тот не ест)
2.Без труда (не вытащишь и рыбку из пруда)
3. Не печь кормит, (а руки)
4.Дерево сильно корнями, (человек трудом)
5.Землю солнце красит, (а человека-труд)
6.Труд человека кормит, (а лень- портит)
? Какие вы знаете пословицы о труде?
Примеры пословиц:
С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся. /Русская пословица/
Не хлеб за брюхом ходит, а брюхо за хлебом. /Русская пословица/
Малый топор может срубить большое дерево. /Албанская пословица/
Душу вложишь - все сможешь. /Русская пословица/
Клади картошку в окрошку, а любовь в дело. /Русская пословица/
Без труда жить - только небо коптить. /Русская пословица/
( слайд № 1 ) В левой части дано начало пословицы. Найдите в правой части таблицы их окончание.
Уменье и труд
а в одном отличись.
Готовь сани летом
созреет - само упадет.
За много дел не берись,
а говори, что сделал.
Не говори, что делал,
а телегу - зимой.
Поспешишь -
пока горячо.
Без труда
всё перетрут.
Не тряси яблоко пока зелено:
а начавши - делай.
Не начавши - думай,
людей насмешишь.
Кто рано встает, все грибы соберет,
не вынешь и рыбки из пруда.
Куй железо,
а сонливый пойдет за крапивой.
( слайд № 2 )Ответы:
Уменье и труд все перетрут.
За много дел не берись, а в одном отличись.
Готовь сани летом, а телегу – зимой.
Не говори, что делал, а говори, что сделал.
Не тряси яблоко пока зелено: созреет - само упадет. Кто рано встает, тот грибы соберет, а сонливый пойдет за крапивой.
Не начавши - думай, а начавши - делай.
Куй железо, пока горячо.
Поспешишь – людей насмешишь.
Без труда не вынешь и рыбки из пруда.
Мы в профессии играем По душе их выбираем, И мечтаем поскорее Мамы с папой стать взрослее, Чтоб не просто так мечтать, А кем быть решить и стать.
Саша гордо самолет На веревочке везет. Он готовится к полетам, Значит, вырастет ... (пилотом)
У пилота Боря друг Красит краской все вокруг. На окне рисует дождик, Значит, вырастет ... (художник)
У художника сестренка Петь умеет очень звонко. Подпевают Насте птицы, Значит, вырастет ... (певица)
У певицы есть соседи – Близнецы Денис и Федя. Воду варят вечерами, Значит будут ... (поварами)
Повара с Валерой в ссоре, Он опять о вкусах спорит. Очень любит он дебаты, Значит будет ... (депутатом)
Воспитатель ходит в школу Вместе с мальчиком веселым. Ян жонглирует мячом, Значит, будет ... (циркачем)
Наш ученый с другом Васей Плавал дома на матрасе. Ловко обогнул диван Вася, храбрый ... (капитан)
Капитана Ксюша с Жанной Заразили кашей манной. А потом лечили щами. Стать хотят они ... (врачами)
У врачей есть три подружки – Наряжаются в подушки. Галя, Машенька и Вера По призванью ... (модельеры)
Продавец зимой Олегу Продал три сугроба снега. Крепостей Олег лепитель – Он потомственный ... (строитель)
Труд строителя всем нужен, Нужен всем и вкусный ужин, Доктор, чтобы всех лечил, И учитель, чтоб учил. Летчик нужен, чтоб летать... Ну а ты кем хочешь стать?
Жюри подсчитывает правильные ответы.
Воспитатель: Как оказалось, и загадки, и пословицы наши ребята знают хорошо! Можем отправляться дальше. По маршруту следования – великолепное здание БОЛЬНИЦЫ. В Городе Мастеров оно так красиво, что многие больные излечиваются, просто полюбовавшись на него! Главный врач больницы рассказал, что дети в городе исстари играют «во взрослых», «в работу». В таких играх нужна внимательность и наблюдательность, умение запоминать и подражать. Так дети знакомятся с трудом и некоторыми профессиями взрослых. Посмотрим, как наблюдательны и изобретательны наши ребята.
Игра «О профессии не скажем, а что там делают – покажем!»
Каждому экипажу даётся карточка с названием профессии и 1–2 минуты на обсуждение и распределение ролей. Затем экипажи по-очереди стараются изобразить представителя «своей» профессии, остальные команды угадывают ( врач, учитель, строитель).
Врач
Вдруг ангина или кашель,
Голова болит, хоть плачь.
Это точно знает каждый –
Здесь поможет только врач.
Он прослушает дыханье
И попросит рот открыть,
Чтобы про заболеванье
Организм ваш расспросить.
Он назначит вам лекарства,
Чтоб болезнь у вас прошла.
Медицинские заботы –
Тоже важные дела.
Воспитатель
Почетна работа учителя,
Хоть хлопотна и утомительна.
Тетрадки надо проверять
И план уроков составлять.
Учить писать, считать.
Заботиться, сердиться,
А иногда – гордиться.
Нелегкий труд, почетный труд,
Но что сказать мне хочется:
Не зря учителей зовут
По имени и отчеству.
Строитель
Строить дома – хорошее дело.
Строитель – профессия нужная,
Красиво, надежно, быстро, умело
Возводит кирпичное кружево.
Мосты через реки, дорожные трассы –
Все их рукам по силам.
И дачу вам даже построят классную,
Если захотите.
Воспитатель: Владеть любой профессией, приносящей пользу людям, – и полезно, и почётно! Как гласит народная мудрость: «Профессия – не груз, плеч не оттянет» и «Маленький труд лучше большого безделья».
(Подготовленные дети читают стихи В.Брюсова и К.Кулиева)
Великая радость – работа! В полях, за станком, за столом! Работай до жаркого пота, Работай без лишнего счёта – Всё счастье земли – за трудом! Мир и радость вам, живущие, Всем, кто воздвигает кров, Сеет хлеб, пасёт коров, Бережёт сады цветущие! Мир и радость вам, живущие, Чьим трудом земля живёт, Людям всем, без чьих забот В мире тьма была бы тьмущая! МИР И РАДОСТЬ ВАМ, ЖИВУЩИЕ!
Воспитатель: Наше путешествие по Городу Мастеров подошло к концу. Мне очень хочется, ребята, чтобы вы поняли, что знать о профессиях как можно больше надо не ради самих знаний, а ради того, чтобы суметь выбрать ту, что больше по душе тебе, ту, которая будет приносить радость и тебе, а значит, и всем людям, пользующимся продуктами твоего труда. А ещё, чтобы вы осознали и запомнили слова Л.Н.Толстого: (открывается плакат)
(слайд № 3)
«Стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни»
Рефлексия. Жителям Города Мастеров очень понравились знающие, думающие, трудолюбивые и весёлые ребята-пятиклассники! Они предлагают нам поселиться в их городе и построить свой собственный дом! Кирпичики этого дома необычные – они будут сделаны из ваших мыслей о труде, о необходимости любой профессии? Напишите 2–3 предложения, что вы думаете об этом.
Детям раздаются разноцветные маленькие листочки, и даётся 2–3 минуты на работу. Затем несколько учеников озвучивают свои мысли, листочки-кирпичики приклеивают на лист с контуром дома. Получается разноцветный дом – ещё один в Городе Мастеров.
Подведение итогов:
Каждый экипаж выбирает самого активного, самого знающего члена экипажа. Ему вручается медаль «Знаток профессий».
Жюри подводит итоги по командам. Команды–экипажи награждаются закладками с высказываниями известных людей о труде (слайд № 4)
Твердо выбрать, кем быть, вам, друзья, нелегко!
И до финиша плыть еще так далеко.
Так примите пожеланья мои личные,
Чтобы были ваши знанья лишь отличные
И счастливыми бы были дни житейские,
А здоровье ваше было лишь гвардейское.
И запомните вы все в заключение:
Даже рыбку из пруда не поймаешь без труда и терпения.
Но всегда - и как было когда-то,
И сейчас в XXI наш век –
Я хочу пожелать вам, ребята…
Чтобы вырос из вас Человек.
На этом наш классный час подошел к концу, я надеюсь, каждый из вас извлек для себя нужную информацию и может на сегодняшний день выбрал, кем быть в будущем. Я желаю вам удачи и до новых встреч.