Цель: Познакомить учащихся с раннецветущими растениями
Оборудование: компьютер, проектор, презентация (подготовил учащийся 8 класса Дубинов А. в рамках акции «Первоцвет»),
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Занятия начинается с показа презентации и чтения по ходу стиха
(Слайд №1-3)
Перед вами ребус (Слайд №4). Разгадайте его и вы узнаете тему сегодняшнего занятия.
Разгадайте загадку: «Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает». (Подснежник.)
Все растения, которые расцветают ранней весной, называют первоцветами. А еще их называют подснежниками, потому что они первыми появляются из-под снега.
Ученик читает стихотворение.( Слайд № 5)
Вот и подснежников белые глазки
Смотрят в проталинах снега в лесу,
В шепоте нежном, тихом и ласковом
Жизни начало и трепет несут.
Почему же эти растения зацветают первыми так рано весной? У некоторых подснежников цветки появляются даже раньше, чем листья. Как вы думаете?
Человеку для жизни нужна пища, и растениям для роста и цветения тоже нужна пища. В течение всего лета их листья образуют питательные вещества. У тех растений, которые расцветают ранней весной, они накапливаются про запас под землей – в корневищах, клубнях или луковицах. Вот почему
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час по теме: "Первоцветы"»
Первоцветы.
(Классный час)
Разработан и проведён учителем
4 класса «А» Кибальченко Л.Н.
2013 год
Цель: Познакомить учащихся с раннецветущими растениями
Оборудование: компьютер, проектор, презентация (подготовил учащийся 8 класса Дубинов А. в рамках акции «Первоцвет»),
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Занятия начинается с показа презентации и чтения по ходу стиха
(Слайд №1-3)
Перед вами ребус (Слайд №4) . Разгадайте его и вы узнаете тему сегодняшнего занятия.
Разгадайте загадку: «Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает». (Подснежник.)
Все растения, которые расцветают ранней весной, называют первоцветами. А еще их называют подснежниками, потому что они первыми появляются из-под снега.
Ученик читает стихотворение.( Слайд № 5)
Вот и подснежников белые глазки Смотрят в проталинах снега в лесу, В шепоте нежном, тихом и ласковом Жизни начало и трепет несут.
Почему же эти растения зацветают первыми так рано весной? У некоторых подснежников цветки появляются даже раньше, чем листья. Как вы думаете? Человеку для жизни нужна пища, и растениям для роста и цветения тоже нужна пища. В течение всего лета их листья образуют питательные вещества. У тех растений, которые расцветают ранней весной, они накапливаются про запас под землей – в корневищах, клубнях или луковицах. Вот почему следующей весной, как только сойдет снег, растение уже выпустить яркий цветок.
Но питательных веществ, запасенных в корнях, не так уж и много – их хватает только на один цветок или на несколько мелких, собранных вместе. А потом у растения появляются большие листья, которые вновь начинают образовывать питательные вещества. Давайте познакомимся с некоторыми первоцветами.
(Слайд № 6- 8)
Мать-и-мачеха. Это растение зацветает самым первым, как только сойдет снег. На голой бурой земле появляются маленькие золотисто-желтые цветочки. Секрет в том, что мать-и-мачеха расцветает еще под снегом, но раскрывает свои цветки только навстречу солнцу. Ночью и в пасмурные дни цветок спит, сложив лепестки в бутон и опустив головку. Свое название растение получило за листья: верхняя сторона их гладкая, холодная – «мачеха», а нижняя – мягкая, теплая – «мать».
Медуница неясная («легочница»). Не успеет сойти снег, как появляются короткие стебельки медуницы с красивыми заметными цветками. Чуть позже на одном и том же стебельке можно увидеть цветки разной окраски: розовые, фиолетовые и синие. Это цветки разного возраста: молодые, зрелые и старые. Свое название медуница получила за то, что в ее цветках много нектара. Чаще всего насекомые посещают фиолетовые цветки – в них нектара больше всего. В розовых цветках нектара еще мало, а в синих – уже мало.
Калужница болотная. Название этого растения происходит от старорусского слова «калужина», что значит – «лужа». Растет калужница в болотах, по берегам водоемов и в сырых местах. У нее нет сладкого нектара, поэтому чаще над ее цветками кружатся мухи. Растет калужница медленно и зацветает лишь через несколько лет. Поэтому, наверное, и корни свои с запасом питательных веществ она прячет в воде, чтобы не вытоптали люди и животные. Иногда в сентябре калужница зацветает во второй раз, но тогда увидеть ее цветы могут лишь самые наблюдательные, т.к. они слабо заметны на фоне опадающей желтой листвы.
А кто из вас знает: какие из этих первоцветов используются в лечебных целях?
(Выслушав учеников, учитель продолжает рассказ.)
Мать-и-мачеху используют как средство от простудных болезней, от кашля. Листья ее заваривают и пьют как чай или полощут горло. Медуницу неясную не зря называют еще «легочницей». Для лечения болезней легких заваривают надземную часть растения (без корней) и пьют как чай. Собирая первоцветы как лекарственные травы, люди часто вырывают их с корнем, вытаптывают места их произрастания... Этого ни в коем случае нельзя делать, если мы хотим, чтобы цветы радовали нас долгое время! Какие меры вы предложили бы для охраны первоцветов, чтобы количество их на земле не уменьшалось?(Учитель выслушивает ребят и задает наводящие вопросы, стремясь, чтобы они сами сформулировали основные правила.)
А теперь посмотрите на экран и отгадайте следующую загадку. (Слайд № 9) В этом чайнворде зашифровано одно из самых главных правил по охране первоцветов .
Е
К
Ш
Ь
В
Р
Т
У
И
Л
И
Е
Ы
Б
Е
О
Б
Н
(Дети должны прочесть фразу «Не рви большие букеты». Беседа завершается чтением стихотворения.)
Не рвите цветы, не рвите – Пусть будет нарядной земля, А вместо букетов дарите Васильковые, незабудковые И ромашковые поля!
Практическая работа
Одно из правил охраны первоцветов гласит: «Расскажи друзьям и близким об охране первоцветов». Как можно это сделать? (дети рисуют рисунки о первоцветах)
В конце занятия учитель благодарит ребят за хорошую работу, желает им успехов. Работы учащихся вывешиваются на доску.