kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час. Этика «Тогда лишь вежливости жесты хороши, Когда идут у человека от души».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час. 

Тема. «Тогда лишь вежливости жесты хороши,

Когда идут у человека от души».

Цели:

  1. Познакомить учащихся  с правилами этикета
  2. Показать необходимость иметь личную позицию.
  3. Способствовать развитию у учащихся чувства ответственности за свои поступки.
  4. Содействовать формированию у детей умения анализировать свои поступки, положительные и отрицательные черты характера, прогнозировать последствия своих  поступков.
  5. Воспитывать толерантное отношение к себе и окружающему, навыки самосознания и самовоспитания.
  6. Убедить учеников в том, что человек, умеющий нести ответственность за свои поступки, достоин уважения. 
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час. Этика «Тогда лишь вежливости жесты хороши, Когда идут у человека от души». »

Предмет: Классный час. Этика

Класс:3

УМК: Развивающая система Л.В.Занкова

Тема. «Тогда лишь вежливости жесты хороши,

Когда идут у человека от души».

Цели:

  1. Познакомить учащихся с правилами этикета

  2. Показать необходимость иметь личную позицию.

  3. Способствовать развитию у учащихся чувства ответственности за свои поступки.

  4. Содействовать формированию у детей умения анализировать свои поступки, положительные и отрицательные черты характера, прогнозировать последствия своих поступков.

  5. Воспитывать толерантное отношение к себе и окружающему, навыки самосознания и самовоспитания.

  6. Убедить учеников в том, что человек, умеющий нести ответственность за свои поступки, достоин уважения.

ХОД УРОКА.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. ВЫЗОВ

1. Введение в тему (Театрализация)

Начнем издалека. Ну, скажем, с Тихого океана. Представьте себе, на какой-нибудь необитаемый остров попал человек.

- Один-одинешенек! Кругом ни души! Что хочу, то и делаю! (Кричит, бегает, топает и т.д.). (Появляется другой человек).

- Здравствуйте, меня зовут …. Добро пожаловать! Если вы не возражаете и если вам это не помешает я бы еще попрыгал. Только, чтобы закончить упражнения. Прошу вас, располагайтесь здесь, как дома.

Это мы поиграли в Робинзона. А представьте себе всю жизнь быть одному. Брр! Словом, мы живем в обществе. Белые, черные, желтые, коричневые, красные – все вместе на одной планете. И как раз потому, что нас так много и что мы живем все рядом, мы видим не только самих себя, но и тех, кто нас окружает, все мы должны жить в мире согласии и протягивать друг другу руку помощи – вот как раз поэтому мы не можем делать все, что нам вздумается. Поэтому существуют определенные правила поведения, которые все вместе называются красивым словом – этикет.


Работа по теме урока. Стадия «осмысление»


1. Приём ТРКМ таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал.»


Учитель: Перед вами на столах лежат пока ещё пустые таблицы «ЗХУ». Вспомните все, что вам уже известно об этикете и запишите это кратко в первую колонку таблицы. Подумайте, что бы вы ещё хотели узнать, и запишите это во вторую колонку. (Дети самостоятельно работают с таблицей)


Знаю

Хочу узнать

Узнал





А вы как думаете, что такое этикет? (Ответы учащихся).

(Этикет – это слово французского происхождения. На одном из пышных, изысканных приемов у короля Людвига XIV гостям вручили карточки с перечислением некоторых требуемых от них правил поведения. От французских «карточек-этикеток» и произошло слово «этикет», вошедший в последствии в языки многих стран. Этикет – это воспитанность, умение вести себя в обществе, хорошие манеры.)

А что такое вежливость? (Ответы учащихся).

(До 16 в. В русском языке широко употреблялось слово «вежа». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке.)

Многие ребята спрашивают: откуда вообще появились разные правила поведения?

Никто этих правил из головы не выдумывал. Они создавались в народе постепенно. И возникли отнюдь не случайно.

Уже среди дикарей были правила вежливости. Какие? (Ответ). В глубокой древности люди, еще не умея говорить, при встрече друг с другом в лесу что-то бурчали вместо приветствия. (Некоторые люди так делают и сейчас, но особенно гордиться здесь нечем). Охотники на мамонтов уже вежливо поднимали копье или каменный топор и обменивались двумя словами. Короче говоря: здоровались. И египтяне здоровались, когда строили пирамиды, и индусы, и китайцы, и греки, и первые землепашцы. А рыцари – других рыцарей или короля и т.п. Ремесленники приветствовали мастеров, а ученики – магистров, знакомый – знакомого, друг – друга, человек – человека. Иногда из-за того, что это требовалось, или потому, что так было принято, но чаще всего из вежливости или из уважения к другому. Если человек не поздоровается – это очень плохо. А если не ответит на приветствие – еще хуже. Из-за этого раньше скрещивали шпаги.

Приветствуют ли люди друг друга в наши дни иначе, чем раньше?

Уч-к: Когда как. Вот, например, рыцари: они были закованы в латы, на головах носили шлемы с опущенным забралом. Здороваясь, они хотели знать, кого приветствуют. Поэтому и поднимали забрало. Это движение делают сейчас военные, правда, руку поднимают к фуражке – ведь теперь никто не носит ни шлемов, ни лат. Рабы в Риме, встречая господина, должны были снимать шапку, чтобы показать бритую голову – знак рабства. Ну а мушкетеры? Если бы они кланялись до земли в своей широкополой шляпе, украшенной перьями, то даже носа не было бы видно. Поэтому они стали сопровождать поклон элегантным движением – и шляпа летела вниз. И до сих пор, приветствуя друг друга, мужчины приподнимают шляпу.

А откуда пришел к нам обычай снимать шапку, когда входишь в дом? (Ответы детей).

Этот обычай возник во времена рыцарей, которые постоянно странствовали по стране, облаченные в доспехи, потому что путешествовать в те времена было опасно. По дорогам скитались бездомные бродяги в поисках добычи, в дремучих лесах укрывались шайки разбойников. Даже в городах люди ходили тогда вооруженные. При любом споре легко было получить удар мечом или кинжалом.

Входя в дом, рыцарь снимает свой шлем и несет его в руке. «Я тебя не опасаюсь, - говорит он этим жестом хозяину. Видишь, моя голова открыта. Я доверяю тебе. Ты удара исподтишка не нанесешь». Суровые времена средневековья прошли, но обычай – входи в комнату, снимать шапку остался. Этим ты показываешь хозяевам, что уважаешь дом, в который ты вошел, уважаешь людей, живущих в нем. И это им приятно!

Почему никак нельзя без вежливости? (Ответы детей).

Стихотворение «От чего прибавляется счастья?»

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем незнакомы:

- Здравствуйте!

Что особенного мы друг другу сказали?

Простое «здравствуйте», больше

Ведь мы ничего не сказали!

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?


Есть забавная история о происхождении хороших манер.

«И ежу понятно»

Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменной плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середу, задыхались, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи никак не могли отыскать «золотую середину» - то они кололи друг друга иглами, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. А потом договорились: уступать друг другу. Погрелся в середине – иди на край и снова жди своей очереди!

Может быть, хорошие манеры – это «золотая середина», которую нашли люди для удобства общения?

«Другая страна – другие обычаи», - говорит пословица. Другие обычаи – другие приветствия, так тоже, наверное, можно сказать. Потому что на земле живут самые разные люди и приветствуют они друг друга по-разному. Русские обнимаются и целуются в обе щеки. Китайцы кланяются друг другу, в других странах касаются друг друга лбами. Калмыки от чистого сердца трутся носами, а эскимосы, выражая своё уважение и почтительность, высовывают язык во все стороны.

Куда бы ни пришел вежливый человек – в школу, домой, в гости, он всегда поздоровается. Даже когда входит в кабинет к зубному врачу. А самое главное, он всегда поздоровается первым и сделает это сразу же. У нас столько хороших приветствий, начиная с «доброго утра» и кончая «спокойной ночи»! Мы можем менять их весь день, и они нам не наскучат. Своим товарищам мы можем сказать «Привет!» или «Пока!». Но со старшими так не здороваются и не прощаются. Если вы на минутку заходите в магазин, то шапку снимать не нужно. Но во всех остальных случаях шапку снять! (Мальчики) Уходя, вы должны попрощаться. И лучше всего сказать «До свидания!» В школе мы здороваемся по-другому. Когда в класс входит учитель, мы встаем без шума. Если в комнате много народу, нужно молча поклониться.

В одной старой книжке мы прочитали вот что:

У детей на столе тексты.

Прием «Инсерт», использование 2 знаков: v – уже знал; +- новое)

«Ежели мы намерены войти, то следует постучать или же легонько дёрнуть за шнур звонка. Затем мы ожидаем открытия двери или же приглашения «Войдите!», «Прошу!», «Антре!», после чего мы незамедлительно снимаем шляпу и приветствуем присутствующих как приличествует и с надлежащим уважением. Ежели мы входим не одни, то вперед следует пропустить особу более почтенную, а именно гостя, даму или того, кто старше по возрасту. При их проходе мы любезно придерживаем открытой створку двери. Ежели же в дверях встретим кого-нибудь, что в местах, часто посещаемых, нередко случается, желающему выйти всегда отдается предпочтение с тою, однако оговоркой, что ежели случаем входящий, по положению или возрасту младше входящего, то он, т.е. младший, следуя хорошему тону, уступает первенство старшему, который входит. Если же мы пребываем в помещении, в которое входит дама или особа постарше по возрасту или положению, то мы незамедлительно встаем, приветствуем входящую или входящего и не садимся до тех пор, доколе оная особа не соблаговолит сесть или же нам сесть не укажет. Правилу сему позволительно не следовать лишь лицам пожилым или больным, к коим входящему самому приличествует обратиться с приветствием».

Вам, наверное, смешно, да? Но знаете что? Все, что здесь написано, и сейчас так же важно, как раньше. Так что. Пожалуйста, прочтите всё это ещё раз и запомните хорошенько.

Говорят, что давным-давно рыцари были самыми вежливыми людьми на свете. Они учились владеть оружием, задавали тон при дворах, сражались с врагами, защищали честь дам своего сердца, поклонялись им. А разве плохо, если мальчик и в наши дни с уважением относится к женщине, знает о том, как вести себя с девочками? Если он научится их уважать, предложит им свои услуги, не позволит себя обслуживать или когда-нибудь купит какую-то мелочь маме – все это непозорно.

Сценка: Митя, Нина.

М. Идет очень грустный замечает девочку / Доброе утро!

Н. /Удивленно/ Доброе утро! Что это ты? «Доброе утро! Нина.»…

М. Надо же быть вежливым. Садись, ведь ты устала…

Н. Да нет…

М. Садись, садись. /Усаживает девочку на стул/ Ты ведь недавно болела. Одеваться надо потеплее. А ты даже без шапочки. /Садится рядом/.

Н. Я тебя не узнаю!

М. Как не узнаешь? Это же я – Митя Кочкин!

Н. /Улыбается/. Просто я тебя, Митя, никогда таким не видела.

М. А я изменился! Решил никому не грубить, не обижать девочек, со всеми здоровывовыво…

Н. /Помогает/… Здороваться! Правильно! Молодец! На тебя приятно смотреть.

М. С уроками справилась? А то помогу.

Н. Спасибо, справилась.

М. /Вкрадчиво/. И рисунок сделала?

Н. Даже несколько. Лес – он такой разный.

М. Молодец, а я ни одного не успел.

Н. Ой, что же делать!

М. Ниночка, а ты дай мне свой. Один, самый плохой. Я его подпишу и сдам. Учительницу перехитрим. /Смеется/.

Н. Это будет не хитрость, а обман!

М. Тебе жалко?! Я же с тобой здоровался, на лавочку сажал, о здоровье беспокоился!

Н. Теперь ясно, почему ты был таким вежливым! /Медленно уходит/.

М. /Кричит вслед/. Ну, Нинка, жадина, на перемене еще встретимся! А если «пару» получу… /показывает кулак/.

Н. /На секунду останавливается/. Тогда лишь вежливости жесты хороши, когда идут у человека от души.

Между тем настоящая вежливость – не парадный костюм, а повседневная одежда, которая во все дни недели и во все времена года должна быть одинаково опрятной и красивой.

Нельзя быть на людях рыцарем, дома – разбойником, хлопающим дверьми, а в школе – пиратом, налетающим на стайки малышей.

Человек может выучить наизусть все правила хорошего поведения и быть в обществе бесконечно вежливым – и все-таки ему это не поможет, если делает он одно, а в мыслях по-прежнему невежа и грубиян. Все равно он когда-нибудь себя выдаст. Потому что действительно воспитанный человек думает так же, как поступает. Внутренне он так же порядочен, как и внешне.



Стадия рефлексии.
Ученики возвращаются к таблице ЗХУ. Заполните 3 колонку таблицы.

Итак, каков итог нашего занятия?

Ученик:

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.


И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!




































Приложение1

Поэтическая игра «Словарь вежливых слов»


  1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого /спасибо/.

  2. Зазеленеет старый пень, когда услышит /добрый день/.

  3. Если больше есть не в силах, скажи маме ты /спасибо/.

  4. Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь /здравствуйте/.

  5. Когда нас бранят за шалости, говорим /прости, пожалуйста/.

  6. И во Франции, и в Дании на прощанье говорят /до свидания/.


Итак, задачи не на сложение – задачи на уважение!

Вопрос. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько время?» Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Какие?

Ответ. Мальчик должен был спокойно спросить: «Извините, пожалуйста, не смогли бы вы сказать, который час?»

Вопрос. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков от 8 до 11 лет /8 и 11 лет/.

Ответ. Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее.



Вот пришел человек в школу, домой, в гости. Можно ли догадаться вежливый он или нет? Как? (человек всегда поздоровается первым и сразу же).

А если мы входим к зубному врачу? А когда уходим от врача, что мы должны сказать? Ребята, а как еще мы приветствуем друг друга? А кому мы можем сказать «Привет!» или «Пока!».

Какое правило должны помнить мальчики, а девочки не следуют этому правилу? (При входе в помещение, снимать шапку).

Каким тоном мы произносим слова приветствия?



Говорят, что давным-давно рыцари были самыми вежливыми людьми на свете. Они учились владеть оружием, задавали тон при дворах, сражались с врагами, защищали честь дам своего сердца, поклонялись им. Сейчас другие времена. Когда о мальчике говорят: «Ты настоящий мужчина!» /Ответы детей/.

Ролевые игры:

- Ты увидел друга. Как ты с ним поздороваешься?

- Ты очень расстроен и сердит и выбегаешь из комнаты. Покажи как ты выйдешь.

- Ты сидишь в столовой, обедаешь. Подходит девочка, для нее стула нет. Она ест стоя. Твои действия.



8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Габдульянова Римма Ахметовна

Дата: 08.01.2015

Номер свидетельства: 151635


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства