Данная разработка может быть использована в любой группе начальных классов.Классный час в игровой форме,позволяет развивать актерские данные.Позволяет учить детей вежливости,развивает основы мыслительной деятельности, умение сравнивать,анализировать,способствует развитию интереса к чтению.Учит применять вежливые слова в различных ситуациях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование: слайды, карточки со словами и словосочетаниями для работы в парах.
Литературный ряд:
иллюстрации,
вырезки из газет,
стихи С. Я. Маршака “Ежели вы вежливы”, И. Никульская “Невежливая вежливость”, О. Дриз “Добрые слова”
Музыкальный ряд: фонограммы с музыкой Шаинского
Ход урока
Презентация
I. Организационный момент.
Вступление. Пригласительный билет.
Море вежливых.
Аллея приветствий.
Дворец извинений.
Море поэтическое.
Остров радости.
Поляна земляничная.
Учитель: Много интересного ждет вас сегодня на классном часе. Сегодня мы отправимся в город “Добро-вежливо”. Мы поплывем туда на теплоходе, но чтобы попасть на теплоход мы должны назвать вежливые слова. Это будет вашим билетом.
Дети: называют вежливые слова и садятся. Слайд 3
(здравствуйте, простите, до свидания, пожалуйста, добро пожаловать, извините, спасибо, всего доброго…)
Учитель: Вежливость – умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
Первое море, которое мы должны переплыть – “Море вежливых”. Слайд 4
Стихотворение “Ежели вы вежливы” С. Я. Маршак.
Ежели вы вежливы И к совести не глухи Вы место без потеста Уступите старухе.
И ежели вы вежливы, То, сидя на уроке, Не будете с товарищем Трещать, как две сороки
И ежели вы вежливы То в разговоре с тетей И с дедушкой, и с бабушкой Вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы Тому, кто послабее, Вы будете защитником Пред сильным не робея.
Ежели вы вежливы. В душе, а не для виду В троллейбус вы поможете Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы Поможете вы маме И помощь ей предложите Без просьбы – то есть сами
И ежели вы вежливы То всех благодарите И мячика у маленьких Без спросу не берите!
“Аллея приветствий”. Слайд 5
Учитель. Наш теплоход подплыл к берегу. (Аутогенная зарядка) - “ Аллея приветствий ” Мы выходим на берег, под ногами горячий песок, идем по песку, выходим
(УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ СТИХ.)
Что такое здравствуй? – лучшее из слов Потому что здравствуй – значит будь здоров Правило запомни. Знаешь – повтори. Старшим это слово первым говори. Вечером расстались, встретились с утра Значит слово здравствуй – говорить пора.
Ученики читают стихотворение “Невежливая вежливость” И. Кульская
Обещал отцу Петрусь…. Я за вежливость возьмусь. Буду всех благодарить, Первым здравствуй говорить!
Вот мальчишка со стараньем Выполняет обещанье Видит – утром у сторожки Дремлет сторож на порожке. На посту он ночь не спал, Только-только задремал.
А Петрусь как заорет: - С добрым утром дед Федот! Дед ругнул его спросонок: - Убирайся, пострелёнок! Вот Петрусь догнал Яринку, Да как дернет за косынку; - Ты куда, Ярина, стой, Я здороваюсь с тобой! – Та отпрянула в сторонку…. Как невежлива девчонка! Нес вожатый горку книг, А Петро с ограды – прыг! Чуть не сел ему на плечи: Извините, добрый вечер! - Ты, – вожатый закричал, - И невежа и нахал! Петя очень удивлен: Разве был невежлив он?!
Вопросы:
Какие вежливые слова произносил Петрусь?
Можно ли мальчика назвать вежливым? Почему?
Что бы вы ему посоветовали?
Стих “Добрые слова” О. Дриз (читает ученик).
Добрые слова не лень Повторять мне трижды в день. Только выйду за ворота, Всем идущим на работу, Кузнецу, ткачу, врачу, С добрым утром!- я кричу. Добрый день! –кричу я вслед Всем идущим на обед! “Добрый вечер!” - так встречаю Всех, домой спешащих к чаю.
Учитель: Доброта – это стремление человека сделать счастливыми других. Она не требует наград, если сделал добро – забудь, а если получил от других, то помни.
Мы продолжаем наше путешествие по “Дворцу извинений” Слайд 6
Стих. Юсупова “Простите!” (читает ученица)
Папа разбил Драгоценную вазу Бабушка с мамой Нахмурились сразу.
Но папа нашелся: Взглянул им в глаза И робко и тихо “Простите” сказал.
И мама молчит, Улыбается даже. - Мы купим другую, Есть лучше в продаже…
“Простите!” - Казалось бы, Что в нем такого? А вот ведь какое Чудесное слово!
Вопрос учителя. Какие еще знаете извинения? Какими словами вы попросите прощения?
Игра “Вежливо-невежливо”. Слайд 7
Правила. Если я читаю о вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши, если читаю о невежливым поступке – сидите тихо, не хлопаете .
Учитель:
Поздороваться при встрече
Толкнуть и не извиниться
Свистеть. кричать, шуметь в школе.
Уступить место старшим.
Не вставать на обращение учителя.
Помочь подняться по лестнице.
Попрощаться уходя.
Учитель: О доброте и вежливости много пословиц, поговорок и мудрых мыслей.
А какие пословицы и поговорки знаете вы.
(Дети читают высказывания)Слайд 8
Старайся всякому делать добро, а не себе одному. (Сократ)
Когда творишь добро, сам испытываешь радостное удовлетворение и законную гордость. (Де-Монтень)
Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет. (Ш. Руставели)
“Море поэтическое” Слайд 9
Задание в поэтическом море следующее: нужно прочитать строку хором и договорить пропущенное слово.
Растает даже ледяная глыба от слова теплого……… (спасибо)
Зазеленеет старый пень, когда услышит……………. (добрый день)
Когда нас старшие бранят за шалости Мы говорим …………(простите нас пожалуйста)
И во Франции и в Дании всем прощаясь говорят…………(до свидания)
Теперь попробуем стать писателями. Подберем нужную строчку к высказыванию мудрецов.
Cлайд 10,11 (детям раздаются корточки образца слайда для работы в парах)
Гёте. Душа каждого человека радуется, когда он делает добро другому, доброта обезоруживает большинство людей
Монтень: Если человек в течении дня услышит одно доброе слово, увидит один добрый поступок и сделает одно доброе дело, то проживет этот день не напрасно.
Руссо: Отнимите у нашего сердца любовь к добру и вы отнимите всю прелесть жизни
Стерн: Мы не столько любим людей за то добро которое они нам сделали, сколько за то добро которое мы им сделали
Толстой: Живут лишь те, кто творит добро. Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе потому, что это единственно верное средство быть счастливым
Учитель: Стихотворение А. Барто “Как Вовка стал взрослым”.
На глазах растут ребята! Жил в стихах моих когда-то Вовка добрая душа. А теперь он взрослый малый, Лет двенадцати на вид, И читателей, пожалуй, Взрослый Вовка удивит. С добротой покончил Вовка, Он решил – ему не ловко В зрелом возрасте таком Быть каким-то добряком Он краснел при этом слове Стал стесняться доброты Он, чтоб выглядеть суровей Дергал кошек за хвосты Знайте все, что он недобрый: Злее волка, злее кобры Берегись, не то убью! – Пригрозил он воробью. Целый час ходил с рогаткой Но расстроился потом. Закопал её украдкой В огороде под кустом. Он теперь сидит на крыше Затаившись, чуть дыша, Лишь бы только не услышать: Вовка добрая душа! Если добрым вырос ты, Злыднем быть не пробуй. Не стесняйся доброты, А стесняйся злобы.
Телеграмма! СОС с острова Радости “Подумай-ка” Слайд 12
Текст телеграммы “Помогите! Будьте добры! Наш остров захватило зло, оно превратило все хорошие вежливые слова и поступки в злых служителей. Просим вас пожалуйста замените противоположными словами её служителей.” Слайд 13
ГРУБОСТЬ
НЕЖНОСТЬ ВЕЖЛИВОСТЬ
ЖАДНОСТЬ
ЩЕДРОСТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ ДОБРОТА
ЖЕСТОКОСТЬ
ДОБРОДУШИЕ ПОМОЩЬ ОТЗЫВЧИВОСТЬ
ЗАВИСТЬ
СОЧУВСТВИЕ УВАЖЕНИЕ
ДЕРЗОСТЬ
БЛАГОДАРНОСТЬ
Учитель: Доброе слово всегда поможет в трудную минуту, рассеет плохое настроение и превратит зло в добро.
Мы оказались на земляничной поляне. Слайд 14
1 ряд: каждый о себе должен сказать, чем он себе нравиться. Я себе нравлюсь, потому что я…. (в красивом платье, добрая,
2 ряд: Взявшись за руки и передавая тепло соседу пожатием руки говорит о нем теплые слова………. . (лучший математик, выразительно читает стихи, самая голубоглазая и т. д)
3 ряд: Называет добрые и вежливые слова по цепочке.
Впереди мы видим станцию “Отдыхай-ка” Сценка.
Составим правила добрых поступков. Слайд 15
Здоровайся при встрече.
Не груби, даже если сердит.
Проявляй доброжелательность.
Будь вежлив и воспитан.
Не погибни во мне доброта!
Слайд 16
Клятва
Клянемся вежливыми быть. Всегда спасибо говорить. Добрый день и до свидания, Нет в мире лучше звания. Клянемся добрыми мы быть, А лень и грубость позабыть. Учится этикету, науку помнить эту. Клянемся добрыми мы быть.
Актуальность: Суть воспитания мы видим в подготовке человека к трем главным ролям в жизни – гражданина, работника, семьянина, т.е. формировании гражданских, социальных и нравственных качеств личности. Главная задача школы в современном сложном мире – научить детей быть человечными. Именно в начальном школьном возрасте нужно научить детей ценить друзей, заботиться о ближних людях. Для этого учитель на основе примеров и жизненного опыта детей должен показать, насколько важно быть добрым человеком, воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям.