Владимира Ильича Шинкова хорошо знают в нашем городе как интересного человека — бывшего моряка-балтийца, мастерящего на досуге модели кораблей, на которых плавал, пишущего стихи. Сейчас он на заслуженном отдыхе и в канун 23 февраля принес нам свои поэтические воспоминания. Может быть, они не во всем совершенны, но в них подкупают искренность и правда жизни.
Другу-ветерану
Отгремели военные годы.
Сколько прожито лет — оглянись!
Как с тобой мы ходили в походы,
Не забыть нам за целую жизнь.
Вспомним Балтику нашу родную,
Где морскую мы службу несли,
Как на Эзель с тобою ходили,
А затем до Ростока дошли.
Вспомним мили свои штормовые,
Как ходили в пургу и в туман.
В эти наши года молодые
Был посилен любой ураган.
Много миль мы наплавали вместе
И оставили их за кормой,
И, признаюсь, дружище, по чести,
Я был рад, когда ехал домой.
Мы и дома покоя не знали,
На работу идя поутру,
По полсотни мы лет пропахали
На заводе, в колхозе, в быту.
И все меньше нас праздник встречает.
Не вернуть прошлых лет нам своих.
Но с восторгом мы внуков встречаем,
И в поход провожаем мы их.
Дан приказ
И был приказ, и разрешен был выход —
Идти в поход и мины взять с собой.
А если в море встретятся фашисты,
То мы должны вступить немедля в бой.
Проложен курс, взят пеленг по компасу.
Шли корабли по морю без огней,
А дождь хлестал, был сильный встречный ветер,
И ночь была из всех ночей темней.
Поставив мины в заданном квадрате,
Идти на ост была уже пора.
И тут уже на самом развороте
Нас осветили их прожектора.
Заговорила финнов батарея —
И на борту "соседа" страшный взрыв.
Шальной снаряд, обшивку разрушая,
В артиллерийский погреб угодил.
Идти на смерть, чтобы спасти другого —
Так в жизни нашей флотской повелось.
Спустили шлюпки, чтоб помочь ребятам.
Но никого спасти не удалось.
Вернулись в базу только на рассвете,
Был точно с честью выполнен приказ,
Но не вернулись с нами те ребята —
На дне покоятся и в памяти у нас.
В. Шинков.
Это рассказ бывшего комиссара авиаполка, в котором служил наш земляк одним из первых повторивший таран вражеского самолета. Имя Н.Токарева носит дружина школы № 3.
...С командного пункта дивизии передали: "Группа самолетов противника в количестве двенадцати бомбардировщиков "Юнкерс-88" и шести "Мессершмиттов-110" движется по направлению к станции Старый Оскол".
Командир эскадрильи капитан Александр Васин в паре с летчиком Николаем Токаревым немедленно взмыли ввысь на перехват бомбардировщиков. Набрав высоту, они вскоре пришли в район встречи, но врага не обнаружили.
"Где же он? — думал Васин, осматривая небосклон. — Быть может, проглядели? Нет, этого не может быть".
Вскоре Николай Токарев увидел на горизонте еле заметные силуэты самолетов.
— На западе самолеты противника, — передал он Васину. Все ближе двухмоторные "юнкерсы". Они шли группами по четыре самолета, шли эшелон за эшелоном. Сверху и по сторонам бомбардировщиков охраняли "Мессершмитты-110". Капитан Васин насчитал около трех десятков вражеских машин. Наших – одна пара. "Что делать?" — мелькнула мысль.
— Атакуем первую четверку, — передал по радио командир.
Капитан Васин атаковал ведущего. Длинная пулеметная очередь — и вот уже "Юнкере" накренился и, оставляя черный шлейф дыма, круто пошел вниз.
Николай не отставал от командира. Он видел, как приближалась к нему серо-грязная махина "Юнкерса". Когда вражеский бомбардировщик оказался в прицеле, Николай с короткой дистанции расстрелял стервятника.
Выйдя из атаки, Николай заметил, как две пары "Мессершмиттов" подходили к его самолету с двух сторон. Молодой летчик кинул машину вниз, стараясь увернуться от пулеметных очередей вражеских истребителей. Но самолет уже был поврежден. Неожиданно самолеты противника отвалили в сторону. В это время Николай увидел около себя самолет капитана Васина. "Значит, "мессеров" отогнал от меня командир. Выручил вовремя, спасибо!" — подумал Николай.
Когда подходили к линии фронта, на самолете Токарева забарахлил мотор. Он дал один, второй перебой в работе, вздрогнул, и винт, вяло описав окружность, остановился.
"Горючее израсходовано!" — понял Николай, высматривая место для посадки. Впереди между двумя грядами зеленого массива леса желтела узкая полоса пшеницы. Туда-то и посадил Токарев машину.
В голубом небе было тихо и безоблачно. Вдруг неожиданно невдалеке разорвался снаряд. Николай выпрыгнул из кабины на землю.
"Бьют по моему самолету, — догадался летчик. — Значит, я сел на передовой линии".
Он вынул пистолет, зажег спичку и только хотел прострелить бензоотстойник и бросить горящую спичку, как услышал:
— Товарищ летчик, где ты? Это мы, красноармейцы, на выручку идем... Где ты?
Зашуршали стебли пшеницы, и два бойца в касках, с автоматами в руках вышли навстречу Токареву.
—Спасибо, друзья мои! — бросился к ним Николай, — где я сел?
— На нейтральной линии. Быстрее собирайся, и айда!
— А самолет, что с ним?
— Пусть останется здесь! Ночью заберем...
Вскоре Николай Токарев и два бойца прибыли на командный пункт стрелкового полка. А ночью самолет был отремонтирован и заправлен горючим. На рассвете Токарев под носом врага взлетел на своем "ястребке" и продолжал громить врага. За короткое время Николай сбил два самолета противника.
А в сентябре 1942 года нашу часть перебросили на Сталинградский фронт. Мы стояли на аэродроме в 7 километрах восточнее Сталинграда. Наши летчики ежедневно делали по 8-10 боевых вылетов. Не вылезая из кабины, докладывали об итогах боя, обедали, курили.
Николай Токарев был назначен командиром звена. Он водил группы самолетов на отражение вражеских бомбардировщиков, не считаясь с усталостью, с нервным перенапряжением. В эти дни он сбил три самолета противника лично и два в группе.
Командир дивизии объявил Токареву благодарность за самоотверженную борьбу с самолетами противника и уничтожение их в воздухе.
В сентябре над Сталинградом разгорелись особенно ожесточенные воздушные сражения. Советские истребители беспрерывно вели бои в воздухе, стремясь не пропустить бомбардировщиков врага в город.
Николай вылетел в очередной полет. Солнце уже скрылось за огромный черный вал тучи. На высоте двух тысяч метров нашим истребителям преградили путь "Мессершмитты". В короткой схватке летчики Токарев и Егоров сбили один самолет. Вскоре показались бомбардировщики врага. С земли передали:
— Не допускайте бомбить переправу!
Этот приказ был для Николая последним. Он дал полный газ мотору и начал приближаться к группе "Юнкерсов". Когда один из самолетов врага оказался в его прицеле — дал очередь. Она была короткой и меткой. Враг рухнул на землю.
В азарте боя Николай не заметил, что боеприпасы окончились. Когда новый самолет противника был близко, Николай нажал на гашетку пулемета, но выстрелов не последовало...
А "Юнкере" продолжал лететь на переправу. Вокруг Николая метались блестящие светлячки трассирующих пуль, но он их не замечал. Его внимание было приковано к вражескому самолету, упорно рвущемуся к волжской переправе.
"Надо таранить!" Через несколько секунд самолет Николая на большой скорости врезался в бомбардировщик противника. Переправа была спасена смертью героя...
А.ЖУРАВЛЕВ, бывший военком авиаполка. (Из архивов).