kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Хлеб - всему голова!" - сценарий внеурочного мероприятия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий внеурочного мероприятия "Хлеб - всему голова!" для обучающихся начальных классов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Хлеб - всему голова!" - сценарий внеурочного мероприятия»

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ

«ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА!»

Учитель начальных классов МБОУ СШ № 7 г. Павлово Нижегородской области Зуева Елена Витальевна

Цель:

формирование у обучающихся целостного представления о процессе выращивания хлеба, воспитание бережного отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают.

Задачи:

- изучить историю возникновения хлеба;

- воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу и изделиям из муки;

- воспитывать чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;

- знакомить с народными традициями, с историей своей страны;

- рассказать о значении хлеба в жизни человека в мирное и военное время;

- проследить цепочку «от зёрнышка – до булки»;

- прививать любовь к родной земле.

Оформление зала: в центре – стол с самоваром, тарелки с ватрушками, баранками, пирогами, пряниками, печеньем. На доске плакат – «Хлеб – всему голова!»; колосья с зёрнышками, на обратной стороне которых написаны части пословиц; рисунки детей на тему «Хлеб – всему голова»; выставка книг о хлебе.

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер, записи песен и стука метронома, презентация о хлебе.

Реквизит: каравай на подносе с рушником; народные костюмы для девочек, ржаной хлеб, тарелка с жмыхом и отрубями; карточки с правилами бережного отношения к хлебу.









1. ВСТУПЛЕНИЕ


Учитель – Ребята, отгадайте загадку:

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвёл и колосился,

А когда обмолотился,

Он в зерно вдруг превратился,

Из зерна — в муку и тесто...

Вырос он под синим небом

И пришёл на стол к нам ...

Дети -  Хлебом

Слайд 1

Учитель – Как вы уже догадались, мы поговорим сегодня о хлебе. С ним мы встречаем каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол.

- Недаром издавна говорят: «Хлеб – всему голова!»


2. ПРИВЕТСТВИЕ ГОСТЕЙ


Учитель – На наш праздник в 4-й класс пришли гости – второклассники.

- У русских людей есть давняя традиция – встречать дорогих гостей хлебом-солью.

[3 девочки в народных сарафанах с караваем]

1 уч. – Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом,

2 уч. – Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

3 уч. – То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

1 уч. – Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

2 уч. – С караваем соль подносим,

Поклоняясь, отведать просим:

3 уч. – Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

[подходят к второклассникам, ставят около них каравай]


3. ТРАДИЦИИ


1 уч. – Дарить хлеб означало желать богатства и благополучия. А соль должна была защищать от враждебных сил и зла.

2 уч. – Издавна хлеб и все хлебные растения считались священными. Относиться к ним нужно с особым почтением.

3 уч. – «Хлеб наш насущный» - святые слова,

Так говорили и деды, и прадеды.

Он в нашей жизни – всему голова,

Сила великая хлебушку дадена.



4. ЛЕГЕНДА О ПЕРВОМ ХЛЕБЕ


Учитель – А как появился первый хлеб?

Существует такая легенда:

1 уч. – Это было давно, во времена каменного века.

Слайд 2

Хлебных полей, таких, как сейчас, не было. Росли одинокие колоски с мелкими зёрнышками.

2 уч. – Когда на землю пришёл сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. Тогда он впервые обратил внимание на эти зёрнышки и попробовал их на вкус.

Слайд 3

3 уч. – Чтобы их удобнее было есть, их замачивали в воде. Потом человек попробовал варить их на огне.

Слайд 4

Так получилась первая каша.

1 уч. – Однажды кто – то оставил горшок с пшеничной кашей у огня.

Слайд 5

Огонь подобрался к нему, горшок не выдержал жара и лопнул.

2 уч. – Человек услышал этот треск, подбежал к огню и увидел, что его каша запеклась и превратилась в камень.

Слайд 6

3 уч. – Когда камень остыл, человек стал очищать его и почувствовал незнакомый, но очень приятный запах. Он отломил от камня кусочек, положил его в рот и … зажмурился от удовольствия.

Учитель – Так ночной костёр в пещере научил людей печь хлеб.

Слайд 7


5. КАК ДЕЛАЮТ ХЛЕБ СЕЙЧАС


Учитель – А где мы с вами берём хлеб?

(в магазине)

- А как он туда попадает?

(ответы детей)

- А начинается всё с крохотного зёрнышка.

[показывает зёрнышко, приклеенное к листу зелёного картона]

1 уч. – Но не сразу стали зёрна

    Хлебом тем, что на столе.

    Люди долго и упорно

    Потрудились на земле.

2 уч. – Вначале хлеб посеяли зерном

Слайд 8 «Путь зёрнышка»

[картинки на слайде появляются последовательно по ходу выступления детей:

сеют зёрна → ростки → комбайн → мельница, мука → пекарня → хлеб]

3 уч. – Потом ростки лелеял агроном.

4 уч. – Затем взял колос в руки комбайнер,

    В ладонях его бережно потёр.

    Узнав о том, что хлеб давно уж вызрел,

    Он убирать его с комбайном в поле вышел.

3 уч. – Потом муку смололи из зерна

    И к пекарю отправилась она.

2 уч. – А тот уж постараться смог:

    Такие булки вкусные испёк!

1 уч. – Цени, люби и уважай того,

    Кто сеял хлеб, растил и пёк его!

Учитель – А знаете ли вы, что для выпечки 1 батона требуется более 10 000 таких зёрен?!

[снова показывает зёрнышко, приклеенное к листу зелёного картона]

- Как же много зёрен нужно, чтобы накормить всех людей!


6. ПОЛЬЗА ХЛЕБА


Учитель – Как вы думаете, почему мы каждый день едим хлеб, а он нам не надоедает?

- Оказывается, потому, что в хлебе много питательных веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов и клетчатки, которая помогает нашему пищеварению.

- Поэтому хлеб питателен, вкусен, легко усваивается сам и помогает усваивать другие продукты.


7. ХЛЕБ ЦЕНОЮ В ЖИЗНЬ


Учитель – Кто из вас знает, сколько стоит хлеб?

(ответы детей)

- Да, это в наше, мирное время.

- Но в военные годы у хлеба была другая цена – человеческая жизнь.

[длинный стол; за него встают дети, рассказывают, демонстрируют]



Слайд 9 «Хлеб ценою в жизнь»

1 уч. – Это – обычная буханка хлеба

[показывает буханку ржаного хлеба]

Она весит примерно килограмм.

2 уч. – [показывает полбуханки ржаного хлеба]

- Это – хлеб, который твоя семья съедает за обедом.

3 уч. – [показывает 2 куска хлеба]

- Это – твоя порция хлеба на день.

- Это – с супом. [показывает 1-й кусок]

- А это – в виде бутербродов. [показывает 2-й кусок]

4 уч. – 200 граммов ты можешь съесть за один раз.

[показывает 2 куска по 100 граммов]

5 уч. – [из предыдущих кусков берёт 1]

- Блокадный Ленинград, 1941 год.

- 125 граммов – порция на одного человека на целый день.

- Представь, что в твоей семье этот кусок – единственная еда на весь день.

Слайд 10

4 уч. – [показывает хлебную карточку]

- Это – хлебная карточка 1941 года.

- Если ты её потерял или у тебя её украли, еды у тебя не будет совсем.

3 уч. – Это – жмых.

[показывает тарелку с травой, сухими листками, ветками, отрубями]

- Здесь и берёзовые ветки, и обойный клей, и сухая трава…

- В составе блокадного хлеба таких примесей было примерно половина.

- Форму для выпечки смазывали соляркой – горючим для грузовых машин.

2 уч. - [в одной руке – буханка хлеба, в другой – карточка 400]

- В 1942 году буханка хлеба в магазине стоила 400 рублей.

- Рабочий на заводе получал 800 рублей в месяц и за свои деньги, не по карточке, мог купить только 2 буханки.

1 уч. – Это – обычная буханка хлеба.

[показывает буханку]

- Для нас она стоит сегодня чуть больше 20 рублей. Небольшие деньги, неправда ли?

- Во время войны такая буханка позволяла людям выжить целую неделю.


8. БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ХЛЕБУ


2 уч. – [показывает кусок 50 граммов]

- Если каждый из нашего класса недоест и выбросит всего 50 граммов хлеба, то всего получится полтора килограмма.

[показывает полторы буханки]

5 уч. – В годы войны это могло бы спасти от голода целую семью.

Вместе: - Берегите хлеб!


9. ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ХЛЕБОМ

Слайд 11

Учитель – Всегда ли мы с вами относимся к хлебу так, как он заслуживает?

- К сожалению, нет.

1 уч. – Когда покупаете хлеб, не забывайте о том, что он не может долго храниться. Поэтому берите его столько, сколько нужно вашей семье на день – два.

[прикрепляет на доску: «Не покупайте лишний хлеб»]

2 уч. – При покупке хлеба не кладите его в сумку с другими продуктами – он легко впитывает влагу, пыль, запахи от других продуктов. Положите его в отдельный чистый пакет.

[прикрепляет на доску: «Кладите хлеб в чистый пакет»]

3 уч. – Дома хлеб должен лежать в специальных хлебницах. В них он дольше сохранит свою свежесть.

[прикрепляет на доску: «Используйте хлебницы»]

4 уч. – Остатки хлеба не выбрасывай, дай им вторую жизнь. Можно сделать панировочные сухари, пожарить гренки, покрошить в кормушку для птиц.

[прикрепляет на доску: «Дайте хлебу вторую жизнь»]


10. ХЛЕБНЫЕ КОЛОСКИ


Учитель – Думаю, впредь вы будете бережно относиться к хлебу.

- Давайте составим свои колоски из пословиц о хлебе, которые будут напоминать нам о том, с каким уважением нужно относиться к нему.

[дети переворачивают «зёрнышки» из жёлтой бумаги

с напечатанными на них частями пословиц, собирая пословицу]

Без хлеба нет обеда

Хлеб да соль и обед пошёл

Хлеб всему голова

Земля – матушка хлеб – батюшка

Горька работа да хлеб сладок

Без хлеба сыт не будешь


11. ИТОГ


Учитель – Я от всей души хочу пожелать мира, тепла и уюта в ваших домах.

- Пусть в каждом доме, на каждом столе пахнет свежим ароматным хлебом!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Хлеб - всему голова!" - сценарий внеурочного мероприятия

Автор: Зуева Елена Витальевна

Дата: 12.07.2020

Номер свидетельства: 554678


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства