Кейс - технология как способ формирования экологических знаний детей с ограниченными возможностями здоровья
Кейс - технология как способ формирования экологических знаний детей с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с современными тенденциями развития теории и практики школьного образования необходимо вести работу в диалоге и игре с ребенком и группой детей, с ориентацией на практику, деятельность и опыт самого ребенка. Именно поэтому кейс-технология была отобрана нами как одна из ведущих в работе с детьми ОВЗ по формированию экологической культуры. В своей работе мы использовали кейс-задания по экологии, так как они является одними из продуктивных и доступных технологий для учеников с ограниченными возможностями здоровья, использованы приемы работы, которые позволяют способствовать формированию экологической культуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Кейс - технология как способ формирования экологических знаний детей с ограниченными возможностями здоровья»
ГБОУ «Елабужская школа-интернат для детей с ОВЗ».
Учитель начальных классов, сурдопедагог:
Махмутова С.В.
Кейс - технология как способ формирования экологических знаний детей с ограниченными возможностями здоровья
Экологическое воспитание является одним из приоритетных направлений в воспитании детей с ОВЗ, поскольку мир, который строится сегодня – это наше будущее. В силу имеющихся у детей нарушений, у детей еще не развито умение обращать внимание на объекты живой и неживой природы, поэтому важно формировать у детей представления о природе и формах отношения к ней, приучать их любить и охранять природу, формировать сочувственное отношение к представителям растительного и животного мира. Не стоит считать, что дети с ОВЗ не нуждаются в экологическом воспитании. Дети с ОВЗ, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к различным формам образования, культуры и труда. Эти дети являются неотъемлемой частью нашего общества, вносят свой посильный вклад в окружающую их действительность, а став взрослыми, способны влиять на нее. Именно поэтому учителя нашей школы содействуют социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, посредством включения детей в разнообразные виды экологической и творческой деятельности. Наша школа готовит своих учеников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении [2, с.13].
Таким образом, дети с ОВЗ должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам и правилам. Экологическое образование способствует становлению нравственного воспитания ребенка.
В соответствии с современными тенденциями развития теории и практики школьного образования необходимо вести работу в диалоге и игре с ребенком и группой детей, с ориентацией на практику, деятельность и опыт самого ребенка. Именно поэтому кейс-технология была отобрана нами как одна из ведущих в работе с детьми ОВЗ по формированию экологической культуры. В своей работе мы использовали кейс-задания по экологии, так как они является одними из продуктивных и доступных технологий для учеников с ограниченными возможностями здоровья, использованы приемы работы, которые позволяют способствовать формированию экологической культуры. Приведен алгоритм включения кейс-метода на уроке по природоведению для учеников 6 класса, тема «Принципы экологии». Работа имеет проектный характер, работа над которым велась в течение 2 недель [4, с.65].
Для достижения задач, стоящих перед нами, мы применили метод «экологического кейса». Комплект «экологического кейса», имеет в наличии иллюстрированные картинки природоохранной направленности, событий, текст, о каком-либо событии, вопроса после основного текста, а так же технологическая карта. Это практический материал, разработанный учителями начальных классов I квалификационной категории ГБОУ «Елабужской школы-интерната для детей с ОВЗ» Емельяновой И. Ф. и Махмутовой С. В. Особенность использования заключается в изучении прецедентов, то есть случая, который требует принятия решения посредством дискуссии со сверстниками, то есть совместными усилиями группы необходимо проанализировать ситуацию, выработать практическое решение и как окончание - выбор лучшего из них вконтексте поставленной проблемы. Главное предназначение технологии - развивать способность прорабатывать различные ситуации другими словами научиться работать с информацией. Ситуационные задачи могут быть связаны с казусами прошлого, настоящего и даже будущего времени.
В процессе использования технологии «эко-кейс»:
- получают коммуникативные навыки,
- развивают презентационные умения,
- формируются навыки работы в команде сверстников;
- выработка навыков простейших форм социального общения,
- решения реальных проблем, возможность работы в едином проблемном поле,
Данная технология объединяет сложную реальность, которая обсуждается, решается детьми, осваивается в ходе изучения. Использование на практике данного кейса со школьниками даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации.
Кейс-технология - современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых выявляют проблему и пути её решения, вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации. Основная задача - помочь активно усвоить учебный материал, свободно ориентироваться в изучаемых вопросах.
Цель: формирование гражданской позиции средствами экологического образования и просвещения через вовлечение учащихся в социально-значимую деятельность по изучению и сохранению природы и культуры родного края. Задачи:
- формирование компетенций, необходимых для экологически целесообразного поведения - «компетенций эколога». К указанным компетенциям относятся: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к объектам живой природы; - формирование компетенций, необходимых для организации экологических инициатив – «компетенций волонтера». К указанным компетенциям относятся: умения работать в команде, желание делиться освоенным опытом, умения реализовать собственные творческие идеи в сфере экологического волонтерства; - формирование компетенций, необходимых для выполнения исследований и проектов – «компетенций исследователя».
Данная работа носила долгосрочный характер и включала такие направления, как:
экологический музей;
экологические экспедиции;
экологические диспуты;
час экологического чтения;
экологический букварь;
виртуальная экскурсия;
экологический театр.
Мы увидели, что, работая в данных направлениях, можно извлечь много полезной информации. Для этого необходимо выполнить ряд условий, таких как:
- постановка цели перед просмотром;
- знакомство с новыми терминами и погружение в проблемную ситуацию;
- систематизация имеющихся и полученных знаний;
- обобщение и формулирование выводов.
В рамках реализации Хартии Земли, учащиеся проанализировали экологическую ситуацию города Елабуги, подготовили план по предотвращению нанесения ущерба окружающей среде и, совместно с педагогами, приступили к реализации плана. Очистили от мусора речку, расположенную рядом со школой, создан экологический музей, в котором в качестве экспонатов были представлены творческие работы детей (плакаты, природоохранные знаки, рисунки), были распространены листовки «Мы - часть природы!», снят видеоролик, пропагандирующий бережное отношение к природе. Для учащихся нашей школы была разработана виртуальная экскурсия «Елабуга - жемчужина Прикамья», где дети были активными участниками.
Не менее важно, что мы смогли продуктивно работать в группах и индивидуально, представлять наработанные результаты так, чтобы они были интересны и доступны всем учащимся. Преодоление трудностей, попытка подумать, поразмышлять, высказать свою точку зрения вызывало у ребят чувство сопричастности, радости и глубокое познавательное удовлетворение. Все это, в конечном итоге, содействует становлению личности ребёнка, а именно, развитию его способностей, определению жизненной перспективы и экологическому просвещению. [ 5, с.89] Применение этой кейс - технологии позволило обеспечить методическим инструментом процесс достижения таких образовательных результатов, как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний, умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. А также умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Миссия кейс-проекта - пропаганда практической исследовательской деятельности в образовании. Ведущая идея эко-кейса - «обучение с погружением», т.е. практическое использование полученных знаний и их углубление при проведении комплексных научных исследований силами самих учащихся. Участие в проекте предполагает эмоциональное сопереживание, ощущение своей включенности в природные и социальные процессы. [1, с.18]
Опыт нашей работы применения кейс - технологии показал, что учащиеся с ОВЗ с большим интересом изучают тот материал, который непосредственно связан с их жизнью и где сами ученики являются активными участниками. Показателями нашей работы по формированию экологической культуры детей с ОВЗ служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы, умении применять экологические знания за пределами школы-интерната. Мы считаем, что наша совместная работа с учениками в этом направлении способствует повышению общей культуры наших воспитанников, формированию их нравственного облика, приучает задумываться о своём поведении в природе, выбирать варианты взаимодействия, соответствующие экологически ответственной личности.
Благодаря данной работе:
- учащиеся сделают вывод о необходимости поиска решения над сохранением природы, забота об экологии;
- формулирование решения экологических проблем своего края;
- учащиеся увидят пути возможного сотрудничества с природой.
Таким образом, использование кейс-метода на уроках природоведения, сможет стать отличной альтернативой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Именно, кейс - технология способствует повышению интерес учащихся к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли, исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией. Кроме того, кейс - технологии помогут обучающимся раскрыть свой потенциал не только в рамках одной предметной области, но и смогут расширить знания учащихся с ОВЗ.
Используемая литература:
Экология учебник и практикум для СПО Данилов-Данильян В.И.