Внеклассное мероприятие разработано согласно требованям обновлённого содержвния образования РК. Содержание занятия содержит задания на развитие функциональной грамотности учащихся, направлены на умение учащихся использовать полученные знания в повседневной жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Как превратить воду-врага в друга»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 3 ИМ Д.КУНАЕВА»
РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
ВОДА - ДРУГ ИЛИ ВРАГ
(РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА
В РАМКАХ ГОРОДСКОГО СЕМИНАРА)
АВТОР-РАЗРАБОТЧИК:
УЧИТЕЛЬ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ
АНДРАХАНОВА Т.Ю.
ГОРОД РИДДЕР
декабрь, 2018 – 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Тема: Вода – друг или враг.
Задачи: 1.Определить роль воды в жизни человека
2.на основе свойств воды и её агрегатных состояний опытным путём выявить положительное и отрицательное влияние воды на жизнь человека
3. Рассмотреть способы очистки воды в домашних условиях
Оборудование: презентация, изображение весов, карточки с высказываниями о воде, изображение капельки, карточки с правилами поведения, стаканчики для эксперимента, телевизор.
Ход занятия.
1.Организационный момент
Прозвенел звонок, начинается урок.
Повернитесь, улыбнитесь, и тихонечко садитесь.
2. Определение темы занятия.
Деление на группы. Отгадайте загадки и рассядьтесь по столам с отгадками
1) Мочит поле, лес и луг, Город, дом и всё вокруг! Облаков и туч он вождь, Ты же знаешь, это - ...
2) Зимнее стекло Весной потекло.
Рыбам зиму жить тепло: Крыша - толстое стекло.
3) Над рекой, покинув прорубь, В небо вьется белый голубь.
( )
Что объединяет все три группы? Это вода.
Любое научное исследование начинается с анкетирования. Выберите ответ на вопрос: как вы считаете, вода друг или враг. Перед вами 3 капельки разного цвета. Результаты опроса представим в виде диаграммы. Красный – враг, зелёный - друг, жёлтый - затрудняюсь
Исходя из результатов опроса сформулируем гипотезу:
Предположим, что вода – друг человека и приносит ему только пользу.
Перед нами весы: друг -враг и капельки воды. Каждое доказательство гипотезы будем ставить на чашу весов. В конце занятия подтвердим или опровергнем нашу гипотезу.
3. Раскрытие темы занятия
Что мы знаем о воде и её физических свойствах
Мини-сообщения о воде (заранее подготовленные ученики)
Приложение 3
1.В воде впервые зародилась жизнь. Нашу планету называют «голубой планетой» , потому что три четверти земного шара покрыты водой. Это реки, озёра, моря и океаны
2. Восемьдесят процентов организма человека состоит из воды. Вода входит в состав крови, мышц.
3. В состав молекулы воды входят 2 атома водорода и 1 атом кислорода. Химическая формула воды Н2О
4. Человек без воды сможет прожить не более 3 суток, верблюд не более семи-восьми суток
Вывод: На какую чашу весов поместим капельку?
Достаточно ли у нас информации о воде? Где мы сможем найти информацию о воде? Обратимся к сети интернет. Предлагаю 10 интересных фактов о воде. Просмотр видео. Чем уникальна вода?
Давайте вспомним, какими свойствами обладает вода, положительно или отрицательно влияют эти свойства на жизнь человека. Переместимся в научную лабораторию.
1 группа
Определите свойство воды. Дополните вывод.
Текучесть воды проявляется под __________________ или под действием силы_________________.
(реквизиты для опыта: стакан с водой и наклонная поверхность, шприц с водой)
Приведите положительные и отрицательные стороны этого свойства для человека.
+
-
Водопровод
Гидроэлектростанция (электричество)
Водяные мельницы
Фонтаны для украшения города
Сель сообщение заранее подготовленных
Оползень учеников в сопровождении видео
Цунами
СЕЛЬ — поток воды, грязи и камней, слитых в единую вязкую массу, с огромной силой проносящийся по горным долинам. Сель — грозное явление природы, характерное для горных. Скорость движения селя достигает нескольких метров в секунду.
Крупные обломки горных пород как бы плывут в грязекаменном потоке. Столкновение глыб сопровождается грохотом, подобным раскатам грома. Высота отдельных потоков может достигать 20 метров и более. Разрушительная работа селей огромна. Они сносят мосты, плотины, уничтожают посевы. Известны случаи переноса каменных глыб более 200 тонн весом.
2 группа
Растворимость
Дополни вывод
Вода либо __________________вещества, либо _____________________ их свойства
(для опыта стаканчики с водой, соль, ржавый гвоздь, мука)
Результаты исследования занесите в таблицу
Соль
Гвоздь
растворяет
Мука
Изменяет свойства предмета
мел
бумага
Заполните таблицу использования этого свойства в жизни человека
+
-
Изготовление лекарственных препаратов
Улучшение вкуса пищи
Гигиена
Источники с минеральными водами
Подкормка растений
Растворение ядовитых веществ – отравление
Гниение древесины
Ржавчина на железных изделиях
3 группа
Водоизмещение
(стакан, вода)
Если количество воды превысит положенный уровень, то вода____________________________________
+
-
Подготовка полей к посеву некоторых зерновых культур (рис)
Наводнения
Потопы в квартире (порча жилища)
Итак, наводнение – это обширное затопление местности, вследствие поднятия уровня воды в реках, морях, озерах. Причиной выхода из берегов рек, озер и морей могут послужить обильные осадки, активное таяние снегов, таяние ледников, ветровой нагон воды на побережья. А что является причиной наводнений? —Это накопление большого количества воды в реке в результате сильных дождей. Вода может появляться из других источников : таяние снегов или ледников. И тогда вода выходит из берегов и растекается повсюду.
Презентация групп. Отметить на весах положительные и отрицательные стороны.
Просмотр видео о гидроэлектростанциях, фонтанах и селевых потоках, лавинах по ходу презентации групп.
В каких агрегатных состояниях может быть вода?
Может ли человек использовать данные состояния в повседневной жизни?
Перед вами картинки изобретений, которые человек создал на основе разных агрегатных состояний воды.
Каждая группа должна выбрать те картинки, которые соответствуют группе.
Газообразное (пар)
жидкое
твёрдое
Пароварка
Утюг
Мантоварка
сауна
Стиральная машина
Водопроводный кран
Душ
Полив растений лейка
Аквапарки горки
бассейны
Каток
Холодильник
Снежные фигуры для украшения
Могут ли данные агрегатные состояния принести вред человеку? Какой?
ожог
Гибель людей в водоёмах
Травмы при гололёде
Гибель людей при сходе снежных лавин
Лавина — масса снега, падающая или соскальзывающая со склонов гор.
Общая лавинная опасность возникает в результате сильных снегопадов, сменяющихся теплой погодой. После выпадения снега 30 - 40 см и более при последующей хорошей погоде есть опасность схода снежной лавины..
Плотный тяжелый снег, рождающийся от взаимодействия с водой, служит источником мокрых и влажных лавин. Они разнообразны и весьма опасны.
Лавины могут достигать большой скорости 70 -100 км/ч. Для человека опасна даже совсем небольшая лавина. Маленький обвал, мчащийся со скоростью 10 м/с, будет равен тому, как если бы на вас наехала машина со скоростью 30 км/ч.
А можно ли воду -врага превратить в воду- друга? Каким образом?
Сообщение учителя. (слайды)
Лёд опасен. Большинство людей попадают в неприятные ситуации во время зимней рыбалки. Но иногда он может оказать большую помощь. Так во время Великой отечественной войны в 1941-1944 году немецкие войска плотным кольцом окружили город Ленинград, перекрыв тем самым все дороги в город и доставку продовольствия. Блокада города длилась 872 дня. Люди голодали, но не сдавали свой город. Хлеб выдавали по карточкам. Иногда суточная норма хлеба не превышала размера спичечного коробка. Но советские люди нашли выход по льду Ладожского озера. По ледовой дороге грузовики везли продовольствие в город и эвакуировали население. Эту ледовую дорогу назвали «Дорогой жизни».
Чтобы не попасть в беду нужно знать, прочность льда. Слайд.
- Возьмите линейку. Отмерьте пальчиками 10 см. Посмотрите и запомните, какой должна быть толщина льда, чтобы выдержать одного человека.
- Для группы людей или для устройства катка безопасен лёд толщиной не менее 15 см. Отмерьте на линейке. Посмотрите, какая это толщина.
- Но ведь мы не носим с собой линейку! Как же быть? Оказывается, можно определить толщину льда и без линейки!
Толстый, прочный лёд имеет синеватый или зеленоватый оттенки.
Тонкий и ненадёжный лёд имеет матово-белый или желтоватый оттенки.
Чтобы вода не стала врагом, необходимо соблюдать правила поведения на воде и на льду. В этом вам помогут правила в памятке.
Какое агрегатное состояние человек использует чаще всего?
Какая проблема с питьевой водой часто происходит в нашем городе? (видеоролик)
Как можно найти выход из создавшейся ситуации, если не сделали запас воды или этот запас закончится?
(снег, вода из подземных резервуаров)
Давайте сравним обычную водопроводную воду и воду из подземного резервуара. Чем она отличается? (цвет, запах, осадок)
Можно ли такую воду употреблять человеку? Почему? ( в ней много соды, солей, хлора, ржавчины от стенок резервуара – попадание микробов в организм – расстройство кишечника)
Что же можно сделать с такой водой? Очистить
Как же в домашних условиях очистить воду?
Подсказки у вас на столе
1группа – прокипятить (с паром улетучивается хлор, но и уничтожаются полезные бактерии. Такая вода называется мёртвой. Она бесполезна для организма)
2 группа – заморозить (самая полезная вода. Нужно заморозить в морозильнике наполовину. Незамёрзшую воду слить, в ней останутся вредные вещества, ведь замерзает только чистая вода. Далее лёд можно растопить и пить. Талая вода самая полезная)
3 группа – отстоять (грязь осядет, но вредные вещества и микробы останутся)
Какой способ самый действенный?
Существуют и другие способы очистки вод в домашних условиях. Перед вами алгоритм. Изучите внимательно и познакомьте одноклассников с данным способом. (приём карусель)
1 группа – активированный уголь
2 группа - серебром
3 группа – аскорбиновая кислота
1 таблетка на 1л воды
Таблетки обернуть марлей и опустить в воду на 8-10 часов
Уголь удалит запах, вытянет вредные примеси
Опустить серебряную ложку в воду и оставить на 10-12 часов. Ионы серебра очищают воду от вредных примесей
Полграмма аскорбиновой кислоты нужно растворить в 5 литрах кипяченой воды и оставить ее настаиваться в течение 60 минут.
Сравним чаши весов. Сделаем вывод. Обратимся к нашей гипотезе. Из скольких частей она состояла. Прочитайте 1 часть. Подтвердилась или опровергнута? Вторая часть?
5. Итог
Так всё-таки, вода друг или враг? Когда вода может стать врагом?
6. Рефлексия
Нарисуйте на вашей капельке своё настроение и впечатление от данного занятия. Раз вода способна запоминать информацию, запишите, что вы запомнили о воде.