kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Иваны, не помнящие родства "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание условий для реализации творческой активности в направлении патриотического, нравственного и эстетического воспитания и  привлечение общественного внимания к проблемам духовного становления детей.

Задачи:

  • воспитание гражданской ответственности и любви к Родине;
  • выявление и поддержка молодых талантов, содействие их творческому росту;
  • возрождение духовно-нравственного и патриотического воспитании.

Оборудование: презентация, фото, ребусы, музыка по теме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Иваны, не помнящие родства "»



Брэйн-ринг в 4 классе

Иваны, не помнящие родства

Цель: создание условий для реализации творческой активности в направлении патриотического, нравственного и эстетического воспитания и  привлечение общественного внимания к проблемам духовного становления детей.

Задачи:

  • воспитание гражданской ответственности и любви к Родине;

  • выявление и поддержка молодых талантов, содействие их творческому росту;

  • возрождение духовно-нравственного и патриотического воспитании.

Оборудование: презентация, фото, ребусы, музыка по теме.



ХОД БРЭЙН-РИНГА



-Здравствуйте, дорогие четвероклассники! Сегодня мы проводим брэйн-ринг по теме «Иваны, не помнящие родства»!

Послушайте, что приготовили для вас ребята 4 «А» класса.


 

Иван, не помнящий родства – чисто русское выражение, уходящее корнями в нашу историю, отроду ему лишь несколько сотен лет.  Означает оно человека, не помнящего и не блюдущего традиций, не уважающего обычаи предков, отрекшегося от своего окружения.

Каков бы ни был конкретный смысл, прозвище дано обладателям самого “русского” имени. Откуда же взялись эти Иваны?

За ответом мы пойдем… в полицейский участок. Авторы “Большого словаря крылатых слов” утверждают: в давние времена так представлялись бродяги и беглые кАторжники, скрывавшие свое прошлое и не желавшие называть свои истинные имя и фамилию. Попав в околОток, они говорили, что ничего о себе не помнят: ни где родились, ни кто их родственники. И потому в полицейском протоколе так и именовались – “Иванами, не помнящими родства”. Подтверждает это и Антон Павлович Чехов: “У бродяг самое употребительное имя Иван, а фамилия Непомнящий. Вот несколько бродЯжеских прозвищ: МустафА Непомнящий, Василий БезотЕчества, Франц Непомнящий, Иван Непомнящий 20 лет, Яков БеспрозвАния, бродяга Иван 35 лет, Человек Неизвестного Звания. Девица Наталья Непомнящая, когда я спросил ее, какой она губернии, сказала мне: “Всех понемножку» 

С родством понятно, а почему именно Иван, а не ВсЕволод или Владимир? 

Дело в том, что навязывание христианской религии на территориях русских княжеств, (как впрочем, и по всей Европе) шло как грамотно спланированная кампания, охватывающая все сферы жизнедеятельности людей. Любая религия, прежде всего, захватывает под свое влияние рождение (и смерть) человека. А при рождении человеку дается имя, которое он носит всю жизнь. И если давать имена по церковному календарю,  то есть называть именем какого-то святого из этой религии, то человек всю жизнь невольно станет через это имя пропагандистом данной религии. 

Практически исчезли из обихода такие красивые имена как Ярослав, ВсЕволод, СвятослАв, ДобрЫня, вместо них появились еврейские христианские имена ЕвсЕй, Ерема, Еким , и самым распространенным на Руси становится мужское имя Иван – переделанное под наше произношение  иудейское «Иехоханан».  Кстати, оно в разных формах присутствует в языках народов, принявших добровольно-принудительно христианскую веру. Это Джон, Хуан, Джованни, Жан, Ованэс… Видимо, благодаря своей краткости и относительной благозвучности это имя получило несколько большее распространение, чем другие. Хотя имена давали по церковным праздникам, и теоретически оно не должно было встречаться чаше остальных. Но факт есть факт, и имя Иван получило наибольшее распространение и стало нарицательным для обозначения русского мужика, да и вообще русских в глазах инострАнцев…

Вот что отыскали мы в дополнительной литературе и в интернете о всем известном крылатом выражении!..

Я думаю, что никто из нас не будет таким Иваном… Мы помним, любим и уважаем своих родителей, свою семью и не забудем свою фамилию!..

Вот моя фамилия АФАНАСЕНКО показывает, что кто-то из моих предков давным- давно носил имя Афанасий.

А я знаю, что мои далекие предки скорее всего были горе-горшечниками, горшки бились на черепки - кусочки.



Спасибо, ребята! А мы начинаем наш брэйн-ринг! Его тема, как вы поняли фамилии, их происхождение.

Условия игры несколько отличаются от условий телевизионной версии. У нас 4 экипажа по 4 человека: экипаж 4 А, экипаж 4Б, экипаж 4 В и экипаж 4Г классов. Команды, займите места, болельщики пройдите на свободные стулья!

Участники команд по очереди крутят юлу, называют выпавший сектор. На обсуждение вопроса – 1 минута. Команда, готовая отвечать как можно скорее подаёт звуковой сигнал!(Кстати, проверьте ваш звуковой сигнал!..) если команда дала верный ответ ей присуждается очко, в противном случае ждем звукового сигнала от соперников! Счет идет до 6 очков. Как только у какой-либо команды 6 очков- игра закончена и победитель определен!

Каждая команда получила домашнее задание: узнать из интернета или других источников о происхождении своей фамилии, хотя бы слово, от которого фамилия произошла, а может быть у вас и не одна версия!.. очко присуждается команде за каждого приглашенного игрока и болельщика: 1 очко за всех!

-- экипаж и болельщики 4А……………..

-- экипаж и болельщики 4Б……………...

-- экипаж и болельщики 4В………………

--экипаж и болельщики 4Г ………………..

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ



Прошу крутить юлу команду 4А класса…

Т.о. разыгрывается каждый вопрос , пока какой-то экипаж не наберёт 6 баллов.

Заключение:

Вот и закончился наш брэйн-ринг. Победу одержал экипаж 4 «?» класса. Молодцы! До новых встреч на конкурсах и викторинах!





Приложение 1. Вопросы на брэйн-ринг.

  1. Какая птица «носит фамилию» известного русского писателя?

(Гоголь)



  1. КРАСОВ



  1. Фамилия российского космонавта, произошедшая от названия птицы. Назовите фамилию и птицу. (Гагарин - гагарка)



  1. Эта фамилия у всех на слуху, знакома с детского сада. Произошла от названия артиллерийского орудия. Кто был этот человек? Назовите фамилию и орудие.



  1. Фамилия, созвучная названию одного из российских городов, принадлежит известному по всей России человеку. Назовите фамилию и название города, если город славится приготовлениями сладостей.



  1. Это есть у деда Мороза и в корне фамилии известной писательницы, чьи стихи мы читали на протяжении 4-х лет.



  1. Фамилия принадлежит известной российской певице и предводителю крестьянской войны 18 века. Что это за фамилия?



  1. Фамилия одного из учителей начальной школы, произошедшая от названия овоща, всем знакомого, вкусного, полезного… но… название пришло из Белоруссии и Украины.



  1. Фамилия этого зарубежного писателя созвучна с названием кожных покровов птиц, только имеет удвоенный согласный. Подсказка: жил писатель очень давно и писал СКАЗКИ. Назовите оба слова.

  1. В этом году в первых классах учатся три ребенка с одинаковой фамилией. Она произошла по первой версии - от уважительного прозвища- обращения к мохнатому хозяину тайги, по другой версии – от мужского имени. Назовите фамилию в множественном числе.



  1. Предположите историю возникновения фамилии БОЛЬШОВ. Разберите несколько версий.

Балл получает команда, в рассуждениях которой истинная история возникновения.



  1. Фамилия немецкого композитора, который писал музыку будучи слепым. В одном из зарубежных фильмов эта фамилия стала кличкой для добродушного домашнего питомца.



  1. Назовите фамилию известного российского художника, подарившего всему миру сказочные и былинные образы. Кстати. В одном из российских телевизионных сериалов это фамилия 5 замечательных девчонок!..



  1. Он написал истории про ёжика, зайца и медвежонка. От какого слова произошла его фамилия? Назовите это слово.



  1. Когда-то очень давно он основал столицу нашей Родины Москву. У него было прозвище, которое позднее стало фамилией. Что означало прозвище?



  1. А фамилия автора нашего любимиго Незнайки произошла от названия части лица. Вспомните и назовите писателя.



  1. У этой сказочной рыжеволосой девчонки очень длинная фамилия. Она – героиня сказочной повести шведской писательницы, придумавшей Карлсона. Это именно она искала кукарямбу и была дочерью негритянского короля!.. Назовите сокращенный вариант ее фамилии. Подсказка: сказка называется именно так!



18.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Иваны, не помнящие родства "

Автор: Распопова Оксана Анатольевна

Дата: 19.12.2016

Номер свидетельства: 371084

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "классный час по теме "Что в имени твоём?" "
    ["seo_title"] => string(44) "klassnyi-chas-po-tiemie-chto-v-imieni-tvoiom"
    ["file_id"] => string(6) "147350"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1419359244"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства