Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Живи, село,моё родное!"»
№
Оглавление
страницы
1
Введение
Актуальность
Цель и задачи
Методы, использованные для создания проекта
Гипотеза проекта
2 - 4
2
Основная часть
Наше село. Почему село, а не деревня.
Достопримечательности нашего села.
Улица имени Гриценко
История села
Время образования села
Начало ХХ века
1918 год
Создание двух районов
30-ые годы. Раскулачивание.
Церковь.
История
Ужанихинская находка
Открытие прихода в селе
«Возвращение» колокола
Война.
«С танцев да на фронт»
Жизнь в тылу
Сочинение Софии Денисовой
Закончилась война. Жизнь села.
Акростихи учащихся 4 класса «Ужаниха»
Наши надежды. «Значит, моя деревенька живёт!»
4 - 10
3
III. Заключение
Выводы и предложения по проекту
11
4
Список литературы.
12
5
Приложение
13 - 26
О селе моём любимом
Будет разговор,
О селе родном и милом,
Где мы все живём!
«Если человек не любит старые улицы, старые дома, значит у него нет любви к родному городу. Если человек равнодушен к памятникам истории, он, как правило, равнодушен к своей стране».
Д.С.Лихачёв
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
В этом году на уроках окружающего мира в разделе учебника «Мы – граждане единого Отечества» мы познакомились с темой «Общество – это мы!».
«Великая сила заключена в коротеньком слове «мы». Она не случайна. Люди нуждаются друг в друге.
Чувство единства связывает между собой земляков – людей родившихся, или долго живущих в одном селе, городе, крае» - прочитали мы на страницах учебника.
В народе говорят: «Человек без родины, что дерево без корней».
А вы знаете, где ваши корни? Вот и нам захотелось узнать об этом.
А что мы знаем о своей малой родине?
Село Ужаниха - моя малая родина
Что значит моя? Что значит малая? Что значит родина?
МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Село Ужаниха находится в Чулымском районе Новосибирской области. Здесь мы родились и живём сейчас со своими родителями. Здесь родились наши мамы и папы, и бабушка с дедушкой. Нам очень захотелось узнать, какой была деревня раньше? Кто в ней жил? Чем занимались жители? Как жили? Мы так мало знаем о местности, в которой живём. Всё меньше и меньше остаётсястарожилов, которые могут поведать о прошлом. Медлить нельзя. Ведь даже то, что было сегодня – завтра уже наша история.
Опросили одноклассников и старшеклассников, родителей и просто жителей села об информации, которую они знают о селе.
Заготовили анкету, на которую они могли бы ответить. \приложение№1\
Подвели итоги своей предварительной работы.
Опрос родителей показал:
100% знают, где расположено наше село
100% знают, как оно называется
78% знают историю возникновения села?
83% знают знаменитых земляков и чем они знамениты
Могут ответить на вопрос, за что можно любить своё село.
Опрос школьников показал:
100% знают, где расположено наше село
100% знают, как оно называется
75% знают историю возникновения села?
80% знают знаменитых земляков и чем они знамениты
Могут ответить на вопрос, за что можно любить своё село.
Опрос сверстников:
100% знают, где расположено наше село
100% знают, как оно называется
25% знают историю возникновения села?
15% знают знаменитых земляков и чем они знамениты
Затрудняются ответить на вопрос, за что можно любить своё село.
Вывод: отсюда следует, что очень плохо знают историю села мои сверстники.
Так возникла тема исследовательской работы «Живи, село моё родное», которую мы провели на занятиях после уроков.
Мы предположили, что если мы познакомимся с историей села:
проявится интерес к изучению истории села
обогатятся знания не только у нас, но и у многих сверстников о родном селе и его людях.
Это наша гипотеза.
Поставили перед собой вопросы, на которые надо искать ответы.
Наметили план действия.
Для поиска ответов обратились за помощью к толковому словарю, поговорили со старожилами села, встретились с работниками библиотеки, посетили украинский центр, посетили сайты интернет, обратились за помощью к руководителю школьного музея боевой славы, в архив сельского совета.
Цель нашей исследовательской работы: Знакомство с историей родного села, демонстрация достопримечательностей села.
Задачи, которые мы будем решать в ходе исследования:
Выяснить особенности развития истории села
Найти исторические памятники и достопримечательности своей малой Родины
Собрать материал о своём селе (иллюстрации, фотографии, тексты и т.д.)
Оформить собранный материал в виде папки «Живи, село родное!» + ролик «Значит, моя деревенька живёт».
Научиться сотрудничать с одноклассниками, родителями и людьми, знающими историю возникновения села
План наших действий:
1.Обсудить тему в классе.
2.Искать ответы на вопросы.
3.Подготовленный материал показать своим одноклассникам.
Для поиска ответов надо:
Обратиться за помощью к толковым словарям.
Изучить архивные данные села Ужаниха
Провести экскурсии по улицам села
Посетить школьный музей боевой славы, украинский центр, сельский совет
Фотографирование достопримечательностей
Поиск информации в интернете
Написание акростиха УЖАНИХА
Опросить одноклассников, родителей, учителей об истории села
Продумать вопросы анкеты
Поговорить со старожилами села.
Создание папки «Живи, село родное!» и презентации
Подвести итоги
Методы исследования: поисковый, исследовательский
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Простите, деревни, простите,
родные, за то, что для многих вы стали чужие. С любовью растили, поили, кормили. А выросли дети - и вас позабыли.
Заждались хозяев холодные хаты,
Тоскуют под печкой горшки и ухваты. Бледнеют березы и чахнут рябины,
И горькие слезы роняют осины. Давайте, друзья, мы силенок подкопим,
Давайте вернемся к родимым истокам,
Чтоб в хатках, грустящих без нас одиноко,
Приветливый свет заструился из окон. Расчистим мы снег за скрипучею дверью,
Возьмем с собой веру, оставим безверье,
Полы подметем и затопим все печи. Поставим старинному Образу свечи! Начнем мы сначала: от поля до речки,
От старой деревни, от дедовской печки!
Чтоб в окна - березы, звезда на крылечке,
Чтоб в храмах, забытых затеплились свечки.
Наше село.Почему село, а не деревня?
Здесь начинается наша малая Родина, наше родное село Ужаниха. Так как у нас была церковь, то наше поселение названо селом, а не деревней.
Это наша речка Уж. Сейчас она очень мелкая, по берегам заросла кустарником. А раньше в ней купались, женщины полоскали бельё (кое-где сохранились мосточки). Весной река разливалась и выходила далеко за берега, бурными потоками ледяной воды сносила мостки. «Гудела, журчала» - вспоминают бабушки.
Речка моя родная,
Души я не чаю в тебе,
Ноги свои окунаю,
Рукою веду по воде.
Достопримечательности нашего села.
Так случилось что наша школа, здание конторы, почты, детский сад, библиотека, культурно-досуговый центр, администрация сельского совета, двухэтажный дом, столовая, маслозавод, магазины, пекарня находятся на улице Гриценко.
Мы попросили одноклассников, жителей села, родителей, учителей ответить на вопросы:
Знаете ли вы почему улица Гриценко так называется?
Всегда ли она носила такое название?
Как она называлась раньше?
В честь кого названа улица Гриценко?
Оказалось, что не все ребята знают историю названия улицы. \приложение№2\
Посетив школьный музей боевой славы, мы выяснили, что Ефим Дмитриевич Гриценко– герой Советского Союза. Родился на Украине, в селе Шабалино 1мая в 1908 году. Маленьким мальчиком вместе большой семьёй переехали в Сибирь, село Ужаниха. Рос в простой крестьянской семье. Помогал с детства отцу, с 11 лет – в сельском обществе. Был председателем райбюро Ужанихинского райкома комсомола, с 1930 – 1937 годы служба в Армии, стал военным командиром.
В 1937 году переехал в Маслянинский район. Работал там заведующим райздравоохранения, был заместителем редактора районной газеты.
В 1941 году призван в ряды Красной Армии.
17 апреля 1945 года 117-й гвардейский стрелковый полк под командованием гвардии полковника Е.Д.Гриценко одним из первых ворвался в Берлин.
Мы посмотрели в интернете ролик Время победы - 25 апреля 1945.avi.mp4\приложение№3\
25 апреля1945 год. 1404-й день войны.
Немецкий штаб призвал жителей превратить каждый жилой квартал, метро, канализационную сеть в пункты обороны. Для продвижения по кварталам города гвардии полковник Е.Д.Гриценко принял решение делать проломы в стенах. Бойцы продвигались от дома к дому, а следом протаскивали лёгкие орудия м миномёты. Выбивая противника из щелей бойцы Е.Д.Гриценко уничтожили:
8 танков
24 орудия
40 пулемётов и миномётов
36 автомашин
1500 гитлеровцев
Заняв квартал, они двинулись к железнодорожной станции. Штурмуя последний квартал вражеской столицы Е.Д.Гриценко погиб. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза.
9 мая 2015 года на торжественном митинге к 70-летию победы в Великой Отечественной войне выступила с поздравлениями к жителям села внучка Е.Д.Гриценко – Н.А.Бочарова (Швец), выпускницей нашей школы. Она подарила книгу Ю.А.Фабрика «Пока в груди стучит сердце…». Это переписка Е.Д.Гриценко со своей семьёй. Сейчас эта книга хранится в школьном музее.
Перед войной Е.Д.Гриценко жил и работал в Маслянино. Мы виртуально побывали в Маслянинском краеведческом музее. Написали работникам музея письмо, чтобы узнать что-то новое о своём земляке, но пока ответа не было.
История села.
Наше село основали переселенцы Украины в середине 19 века. Из архивных данных известно, что точной датой образования села стал 1874 год.
После долгого пути они нашли хорошее место у реки. С этого момента началось развитие села. Строили дома параллельно реки, причём с одной стороны, так как моста через реку не было. Первая улица называлась Сибирская. Когда построили мост, заросли по берегам реки стали излюбленным жилищем ужей. Их было так много, что это даже повлияло на название реки и села. Хотя есть версия, что первым жителем села был охотник по фамилии Ужанин.
Село Ужаниха являлось волостью Каргатского уезда Новониколаевской губернии. Постепенно село разрасталось и хорошело. Люди осваивали новые земли, растили пшеницу, картофель. Пахали на быках. Стали создаваться новые артели.
Одной из первых в 1908 году появилась артель маслобойного дела. Все помещения были из кирпича. Это значит на территории села был свой кирпичный завод. Членами артели были сыновья и дочери самого владельца, 7 человек (Воробейников Владимир Иванович. Ему также принадлежала артель в поселке Алексеевка). Они производили масло, сметану, сыр и возили продавать в Новониколаевск.
В это время на территории Сибири установился террористический режим. Не обошла эта беда и наше село. Колчаковцы прошли и здесь. На своём пути они грабили, забирали лошадей, скот, ценные вещи, устраивали погромы. В Синельниково бандитам было оказано сопротивление. Здесь сохранился памятник убитому партизану. (рассказала Е.А.Чепик выпускница нашей школы, учительница на пенсии)
Силами всего народа удалось прогнать колчаковцев с нашей территории.
В селе построили библиотеку, школу, церковь.
С лета 1923 года по май 1925 года в Сибири волости стали переименовываться в районы. Было создано два района: Ужанихинский и Чулымский. В состав Ужанихинского района входило 62 населённых пункта. Численность населения составляла 55155 человек:18025 мужчин и 37070 женщин.
В это время на территории села имелись: своя паровая мельница, почта, школа, библиотека, опытный совхоз, лавка, сберкасса.
В 1926 году на территории села появились колёсные трактора.
Старожилы рассказывают: «Какое это было зрелище! Все дети и взрослые рассматривали чудо-лошадей».
В 30-е годы началось массовые раскулачивание. Всего было раскулачено 118 человек, 36 - выслано в Нарым. Среди них наиболее зажиточные семьи: Найда С.С., семьи отца и сыновей Осиповых, Береза, Овдеенко, Волховицких, Мисник, Андрющенко. По свидетельству жителей села Ужаниха, бывших родственников кулака Ботвинко П.: “В это время председателем сельского совета был Алешка “Крыночник”, настоящей фамилии никто не помнит, по архивным данным это Данилов Алексей. Председателями колхозов были Амелечко и Шестак. Самым зажиточным был Егор Тихонов. Бывший его дом теперь уже и бывший сельсовет (в настоящее время магазин “Совет”) Справка из архива:” Раскулачиванием занимались: Степаненко М. Привалова А., Гукун И., Пилипенко И., Заморин А. Уполномоченный Мельников С., члены Цепенюк, Данилов, Амелечко, Моисеенко.” За время существования Ужанихинского района было проведено 13 партийных конференций. Первым секретарем Ужанихинского райкома партии был товарищ Соловьев, председателем районного комитета товарищ Ситников, секретарем РВЛКСМ товарищ Калюжный.
По воспоминаниям М.Ф.Колесниковой (Смердовой): «Одну из сестёр моей матери Устиньи Гурьяновой (Смердовой) раскулачили и сослали в Нарым в 1929 году. Я была маленькой девочкой и помню лошадь запряжённую, люди сидят и сверху этой кибитки зыбка болтается. Это в ней маленькая Клашка там спала.»
27 августа 1935 год. Исполком пронимает решение: начальную школу слить вместе со школой комсомольской молодёжи. Сейчас это Ужанихинская средняя школа. Она была построена на месте церкви, которую снесли.
Сначала с церкви сняли кресты с куполов и устроили в церкви танцплощадку и клуб. Официально наша церковь была закрыта 8 мая 1941 года и передана под клуб. В 1946 году поступило в облисполком 8 ходатайств об открытии церквей, в том числе и нашей. Одобрили только Колывань. Остальные отклонили по разным причинам. \приложение№4\
Когда сняли колокола, их сразу не увезли, а на утро один из колоколов пропал. И вот совсем недавно колокол (средний из трёх) вернулся в село. А до этого он хранился у семьи Дащенко (раньше проживали в Ужанихе), а сейчас в Новоиткуле. В 2013 году в селе открылся приход в честь Святой Троицы. \приложение№5\
1941год 17июня – первый выпуск школы. «С танцев да на фронт» так называется статья в Чулымской газете. \приложение№6\
После знакомства с этой статьёй, нам захотелось узнать об этих десятиклассниках больше. Оказалось, всех ребят сразу после выпускного забрали на фронт. Многие не вернулись домой. А девушки остались в селе. Работали на поле, ферме.
«Сначала работала в бригаде помогала Тане Гурьяновой варить. Когда Тихонов Фёдор ушёл на фронт – стала учётчиком, потом в конторе помощником бухгалтера.» Вспоминает выпускница школы 1941 года М.Ф.Колесникова (Смердова). Сейчас Марии Фёдоровне 92 года. У неё такая замечательная память, с ней так интересно общаться!
В годы войны многие ушли на фронт. В деревне оставались женщины, дети и старики. Все помогали фронту как могли: женщины уходили в поле с самого утра до самого вечера, пахали землю на быках и коровах, так как техники было мало. За руль садились женщины, среди них ещё девочками: Абрамчук Евдокия, Сечко Евдокия. Доярка Никонова Анастасия Ивановна берёт повышенные обязательства и надаивает от шести животных 8.658 кг. молока.
Кто – то вязал тёплые вещи. Всё отсылали на фронт в помощь солдатам. Самим же есть было нечего, ели прогнившую картошку, корни растений. Из картошки делали драники, из лебеды – суп. Так жили люди по всей стране.
«В годы войны мне было 14 лет. На быках землю пахала, в поле, на ферме работала. Порой и домой не уходила, так и ночевала на ферме, прижавшись к тёплому боку коровы. А дома то холодно, топить нечем». Рассказывала внукам Чеснулевич Д.С. (Чебатарёва).
В этом году мы участвовали во Всероссийском конкурсе сочинений.
Соня Денисова с сочинением о прадедушке «След войны в моей семье» заняла первое место в районе. \приложение№7\
Закончилась война.
Стало развиваться сельское хозяйство. Образовались 4 отделения: Маяк, Победа, Ударник, Путь к коммунизму.
В последствии на базе экономически слабых колхозов появляется необходимость их объединить. Организуется в феврале 1961 года совхоз “Ужанихинский”. Первым директором был Мартынов А.Е. Свою работу он начал со строительства магазинов, клуба, жилья и животноводческих помещений.
Строится новая школа, клуб, больница, столовая, детский сад, пекарня, МТС.
В 1975 году состоялось открытие памятника погибшим в годы Великой Отечественной войны. Этот памятник находится перед нашей школой и для нас это очень символично и почётно. Его гранитная стена как бы закрывает нас от всех ветров и бед. Война закончилась, а воины прикрывают детей своей спиной.
Пока мы живы – будем благодарны этим людям!
А сейчас из деревни уезжают люди, нет работы. Молодые семьи здесь почти не живут, стараются уехать. Большинство жителей пожилого возраста.
А так хочется, чтобы появились рабочие места и тогда люди будут возвращаться в село.
У нашего села есть история, традиции, жива культура, а значит, есть будущее.
Очень хочется верить, что село Ужаниха, не исчезнет. Ведь здесь наши родители, бабушки, дедушки, здесь наши корни!
На эту тему мы написали акростихи. \приложение№8\ сделали небольшой ролик «Значит, моя деревенька живёт».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Закончив свой проект, можем с уверенностью сказать, что всё задуманное нами получилось, потому что, делая
Мы узнали историю происхождения села
Мы самостоятельно собирали информацию
Узнали, почему улица носит имя Гриценко
Познакомились с воспоминаниями старожилов
Проделав исследовательскую работу, мы попытались ответить на следующие вопросы:
Почему из села уезжает народ?
Почему многие одноклассники не знают истории села?
За что можно любить своё село?
Поняли, что мы смогли собрать информацию о своём селе и самое главное, поделиться ею со сверстниками
Получили массу интересной информации и положительных впечатлений
и доказали, что знания об истории села и его людях стали богаче не только у нас, но и у многих сверстников.
Выводы по проекту
Думаем, что работу можно продолжить. Можно провести классный час «История моего села» для ребят и родителей. Оформить стенд «Настоящее и прошлое нашего села». Снять небольшой ролик после экскурсии по улицам села. Поняли, как много ещё можно рассказать о селе, об организациях, людях. Решили продолжить исследовательскую работу с темами «История школы», «Мой любимый детский сад», "Учителя и выпускники школы – участники Великой Отечественной войны".
Если у ВАС есть идеи, поделитесь с нами. Будем рады.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
http://uzhaniha.ru/card/general сайт Ужанихинской администрации сельского совета
Сайт Чулымской газеты
Снимки из фотоархивов жителей села, школьного музея боевой славы
Сайт Ужанихинской СОШ
Сайт школы №1 города Чулыма \музей\
Книга Ю.А.Фабрика «Пока в груди стучит сердце…» Сибирское книжное издательство 2011
Ролик Время победы - 25 апреля 1945
Приложение
приложение№1 анкета
Где расположено наше село?
Как оно называется?
Что вы знаете об истории возникновения села?
Знаете ли вы знаменитых земляков и чем они знамениты?
За что можно любить своё село?
приложение№2 Знание истории названия улицы (опрос)
Опрошены
Знаете ли Вы почему улица Гриценко так называется?
Всегда ли она носила такое название?
Какое название она
носила раньше?
В честь кого названа улица Гриценко?
Ответили (да)
не ответили (нет)
да
нет
да
нет
да
нет
да
нет
Одноклассники
(8 человек)
3 чел.
5 чел.
-
8 чел.
-
8 чел
3 чел.
5 чел.
Жители
(11 человек)
7 чел.
4 чел.
9 чел.
3 чел.
9 чел.
3 чел.
11 чел.
-
Учителя
(8 человек)
8 чел.
-
7 чел.
1 чел.
7 чел.
1 чел.
8 чел.
-
приложение№3
Время победы - 25 апреля 1945.avi.mp4
приложение№4
материал из «Чулымской газеты»
"Найди свой колокол!": Ужанихинская находка
Есть в музее документ…
Черные дыры и белые пятна истории… Сколько их, непонятных моментов, незаслуженно забытых имен, дат? Сегодня интерес к истории родного края проявляют многие. Ведется активная поисковая работа, очень много делают для этого школьники, которые вместе с учителями, руководителями школьных краеведческих музеев по крупицам собирают бесценный материал, опрашивают старожилов, делают запросы в архивы, благодаря чему история родного края становится понятнее нам. Совсем недавно мы получили вот такое письмо из Ужанихи, за которое очень благодарны. Впрочем, судите сами…
«Много информации было размещено в газете о нашей Ужанихинской церкви в декабре прошлого года, звучала информация и о том, что нет даты постройки, кто были священнослужителями. У нас в школьном музее есть, пусть не совсем полная, но точная информация из справочной книги по Томской епархии за 1910 годы о дополнении и изменениях в личном составе священников и церковных служителей на 1 марта 1911 года. Это копия подлинного документа, очень трепетное чувство возникает, когда держишь ее в руках. Особая речь, особый стиль, особый шрифт. Многие слова сегодня с трудом понимаются представителями юного поколения. Заранее приносим читателям извинения, всё написано на старославянском языке, читать трудно, но что смогли, то разобрали и делимся этими сведениями. Мы очень рады, что эта информация у нас есть, и мы можем пролить свет на ряд вопросов.
«Томск: тип Приюта и Дома Трудолюбия, 1911 год. «Ужанихинская церковь деревянной–однопристольной во имя святой Живоначальной Троицы, построена в 1903 году от города Томска в 496 верстах. Почтовый адрес: Спиринское почтовое отделение, Барнаульского уезда. Состав прихода: с. Ужанихинское, малая Ужаниха в 7 верстах, Введенский – в 10 верстах, Михайловский – в 10 верстах, Благовещенский – в 11 верстах, Троицкий - 10 верстах, Графско-Камаевский – 6 верстах, Вознесенский – 5 верстах, Марковно–Гривский – 10 верстах и посёлок Синельниковский –в 7 верстах. Прихожан - 5328 душ.
Положено по штату: 1 священник, дьякон и псаломщик. Содержание: жалованье от казны – 400 рублей, от прихожан – 400 рублей и другие доходы до 712 рублей. В с. Ужанихинском церковно–приходская школа и училище. Церковно-приходское попечительство существо-вало с 1904г.
Священник Александр Николаевич Пасшань, 40 лет, окончил Барнаульское духовное училище, определен в псаломщики 2 января 1892 года, рукоположен в священники в 1899 году, и на настоящем месте с 1910 года.
Но дьяконском месте священник Иван Романович Сухов, 29 лет, при сей церкви с 1909 года.
И. д. псаломщика - Иван Измайлович Князев, 37 лет, на настоящем месте с 1913 года».
Вот такая информация о нашей церкви хранится в нашем школьном музее. Еще у нас есть и такие данные: официально наша церковь была закрыта 8 мая 1941 года и передана под клуб. В 1946 году поступило в обл.исполком 8 ходатайств об открытии церквей, в том числе и нашей. Одобрили только Колывань. Остальные отклонили по разным причинам.
Сейчас на месте бывшей церкви стоит наша школа. Тоже храм, только храм науки. Будем очень рады, если наше сообщение кого-либо заинтересует. Но остаться в стороне и сказать, что мы ничего не знаем, было бы не верно.
С уважением, члены совета музея МКОУ Ужанихинской СОШ Лера Ковалёва, Ольга Вершинина, Алина Хильченко, руководитель музея Л. И. Осипова.
Тот самый колокол
Если вы считаете, что нашу судьбу определяют лишь наши сиюминутные поступки, вы заблуждаетесь. Каким будет будущее – отдельный вопрос. Но прошлое… Что знаем мы об истории своей семьи, своего рода, своего поселения или той самой малой родины? Сегодня эти вопросы актуальны, как никогда. Не так давно в селе Ужаниха приоткрылась еще одна страничка истории села. В сельский церковный приход вернулся колокол. Один из трех, что оглашал когда-то давно окрестности мелодичным звоном. Как это произошло?
Ужанихинская церковь не разделила участь многих церквей, снесенных в 30-е годы прошлого века. Ее не сравняли с землей, добротное бревенчатое помещение было приспособлено то под склад, то под сельский клуб. А потом было решено, что именно на этом месте должен быть построен другой храм – храм знаний. В 1978 году прозвенел на этом месте совсем другой колокол – школьный колокольчик, позвавший сельских ребятишек уже не на службу, а на урок. О том, что это за священное место, прекрасно помнило и помнит до сих пор старшее поколение ужанихинцев. И не только помнят, но и чтут, как часть своей ис-тории, возможно, предопределившей их судьбу.
Сегодня не известно доподлинно, кто были священниками ужанихинской церкви на протяжении всего периода активного действия прихода, что с ними стало после становления советской власти. Наверняка участь постигла печальная. Неизвестно и что стало с богатой церковной утварью, имевшей больше духовное, чем утилитарное значение. Но вот один из колоколов – средний – недавно вернулся в село, и это целая история.
Для главы муниципального образования Виктора Ивановича Шилинга все, что касается истории Ужанихи и ужанихинцев очень дорого. Как-то в беседе с давнишним знакомым, жителем Новоиткуля Виктором Николаевичем Дащенко услышал, что один из колоколов уцелел, и хранится у него. Радости предела не было. Никто даже не ду-мал, что такое возможно, ведь прошло с тех пор очень мно-го лет. Вот что он говорит:
- Виктор Николаевич очень интересовался историей нашей церкви, но, к сожалению, я не смог толком ничего рассказать. Возможно, после того, как будет сделан запрос в Томск и придет ответ, будет больше ясности. Он согласился передать колокол, но только не в частные руки, а чтобы он был достоянием всех жителей, как часть ис-тории и культуры. Выражаю ему огромную личную благодарность и благодарность от моих земляков. Дело в том, что когда-то семья Дащенко жила в Ужанихе, и память об этом, уважение к родному селу хранится там до сих пор. Удивительные люди!
Действительно, есть чему удивляться. Ведь благодаря этой семье колокол не попал в переплавку, не был поломан, не был безвозвратно утерян, а словно ждал своего часа.
- Многим ужанихинцам хотелось бы больше узнать про нашу церковь, - рассказывает староста прихода Мария Ивановна Белогубова. Мы задавали этот вопрос священникам, которые регулярно приезжают к нам в село из Новосибирской Епархии. Сказали, что наверняка какие-то све-дения должны иметься в Томском архиве. Возможно, скоро появятся какие-то известия. Это было бы очень интересно – когда именно была построена, кто возводил, что за люди. Это было бы интересно не только пожилым жителям села, кто, возможно, помнит или какие-то фамилии, рассказы своих дедов. Интересно это было бы и молодежи, чтобы знать, в каком месте ты живешь, кто жил здесь за сто лет до твоего рождения.
Ужанихинский церковный приход не так велик. В 2013-м году помещение под приход было освящено по всем правилам. Так что теперь небольшое старое здание рядом с тем местом, где когда-то стояла церковь, уже не является опорным пунктом милиции, как было это совсем недавно. По словам Марии Ивановны, приходят преимущественно пожилые люди, чтобы помолиться за своих детей, поставить свечку за здравие, попросить у Господа прощения. Есть потребность в этом, что уже совсем не плохо. По великим церковным праздникам, конечно, народу гораздо больше.
В этом году в рамках работы поезда «За духовное возрождение России» в Ужаниху снова приехали представители духовенства, провели службу, совершили Таинство крещения. Объектом пристального внимания оказался и тот самый колокол. Поговорили о необходимости подарить ему вторую жизнь в селе. Сейчас он пока без языка, но не это главное. Главное, что он был найден, что он вернулся благодаря стараниям стольких людей.
Рассказывая эту историю, мы не ставим точку. Обязательно вернемся к этой теме и очень постараемся побывать в Ужанихе в исторический момент, когда колокол будет вновь установлен и станет частью жизни каждого ужанихинца.
На снимке: Прихожане и священник Андрей в рамках работы поезда «За духовное возрождение России» в приходе в честь Святой Троицы с. Ужаниха после молебна и освящения колокола, вернувшегося в сельскую церковь.
Елена КРОХТА, газета "Чулымская правда".
приложение№5
В УЖАНИХЕ ОТКРЫЛАСЬ ЧАСОВНЯ
Знаменательное событие для всех православных состоялось в селе Ужаниха. 10 мая здесь была открыта часовня во имя Святой Троицы, где желающие смогут помолиться, совершить обряды покаяния, причащения, и через молитву помочь своим усопшим сродникам.
Три месяца назад в «Союз православных женщин Чулымского района» обратились жители с. Ужаниха с просьбой открыть приход. По рекомендации настоятеля храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы г. Чулыма священника Максима Сапронова и руководителя «Союза» Т. Федоровой направили письмо за подписью односельчан Епископу Каинскому и Барабинскому Феодосию и, получив благословение, начали организационную работу по поиску помещения.
Хочется выразить благодарность всем, кто принял самое активное участие в открытии часовни: это глава Ужанихинского сельсовета Виктор Иванович Шилинг, выделивший помещение, члены «Союза православных женщин Чулымского района» от с. Ужаниха М. И. Белогубова и О. А. Тиндетникова, прихожане села.
На открытии часовни В.И. Шилинг поздравил своих односельчан и обещал оказывать всяческую поддержку прихожанам часовни в духовном возрождении села. Одна из попечителей «Союза» Л.Ф. Линд подарила прихожанам икону и церковную литературу, а от женщин «Союза» были подарены иконы, которые тут же были повешены на стену. Предприниматель Е.Н. Лескевич подарила часовне упаковку свечей.
Настоятель Храма в честь Пресвятой Богородицы в г. Чулыме священник Максим Сапронов провел водосвятный молебен, окропил святой водой помещение и собравшихся прихожан, и часовня наполнилась Божьей Благодатью. Люди ставили свечи и плакали от радости.
Жемейцева Р.С.: «Благодарим всех тех, кто, наконец- то, открыл у нас этот святой уголок, душа радуется, будем ходить и молится за всех».
Белогубова М.И.:«У нас была очень хорошая церковь, но в шестидесятых годах ее разрушили и построили школу, мы давно просили часовню, и вот, наконец, по воле Божьей она создана. Благодарим отца Максима и «Союз» за внимание к сельчанам, теперь помаленьку будем возвращать упущенное в православии».
Господь ведет нас творить добрые дела с любовью и без суеты. Верится, что с Божьей помощью в ближайшее время в районе будет открыта еще не одна часовня.