Исследовательская работа по теме "Русская матрёшка".
Исследовательская работа по теме "Русская матрёшка".
Цель: Выяснить, чем является матрешка в наши дни – игрушкой или сувениром, и популярна ли она сейчас.
Для достижения поставленных целей необходимо было решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по данной теме.
2. Описать появление матрёшки в России.
3. Раскрыть символ женского имени «Матрёна» для России.
4. Выяснить отличительные признаки традиционных матрешек.
Объект исследования: русское народное творчество
Предмет исследования: русская матрёшка
Гипотеза: я считаю, что в наши дни матрешка является сувениром, а не игрушкой.
Для подтверждения гипотезы и реализации цели исследования, мной были использованы различные методы. Сначала использовался метод изучения литературы и других источников информации. На основе этого была написана теоретическая часть проекта. После я приступила к практической части – анкетирование одноклассников, посещение детского сада, сувенирных магазинов, изготовление книжки – малышки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по теме "Русская матрёшка". »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19»
ФЕСТИВАЛЬ УЧЕНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
«РУССКАЯ МАТРЕШКА»
Автор: Латыпова
Анастасия Артуровна,
ученица 2 Б класса.
Руководитель: Петренко
Марина Степановна,
учитель начальных классов.
Нижневартовск, 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………………………………………………….3
Основная часть:
Что такое матрешка? Происхождение русской матрешки .…………………5
Традиционныематрешки и их отличительные особенности ….……………6
Современные авторские матрешки ......……………………………………….7
Результаты исследования .....…………………………………………….…….8
Заключение ...…………………………………………………………………..10 Список литературы .…………………………………………………………...11 Приложения………………………………………………………………..… 12
ВВЕДЕНИЕ
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это …
Ничто так не выражает дух, характер, мироощущение нации, как народное искусство.
Интересно заглянуть в историю жизни русских людей. Как они жили, чем они занимались, что создавали. А как жили дети в старину? Чем они играли? О старинных игрушках всегда было интересно узнать. Особенно о русской матрёшке. Когда она появилась? И откуда она родом?
Наше поколение – поколение XXI века, мало что знает об этих русских красавицах. Нам больше знакомы заграничные куклы Барби, Винкс.
А мы считаем, что свою историю и культуру нужно знать и с уважением к ней относится.
Я постаралась об этом узнать.
Моя главная цель – выяснить, чем является матрешка в наши дни – игрушкой или сувениром, и популярна ли она сейчас.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по теме.
2. Описать появление матрёшки в России.
3. Раскрыть символ женского имени «Матрёна» для России.
4. Выяснить отличительные признаки традиционных матрешек.
Мои подруги не играют с этой куклой, да и среди моих игрушек ее тоже нет, поэтому я считаю, что в наши дни матрешка является сувениром, а не игрушкой. В этом и состоит моя гипотеза.
Во время исследования я использовала следующие методы:
изучение и анализ различных информационных источников;
анализ анкет учащихся класса;
посещение магазинов.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Что такое матрешка? Происхождение русской матрешки.
Из словаря С.И.Ожегова я узнала, что матрешка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.
Матрёшка стала символом нашей страны потому, олицетворяет дружбу и любовь, пожелание счастья и благополучия. Она добрая посланница этих чувств, живет и в наших современных квартирах, и во многих странах. Корни её отнюдь не русские.
Собирая материал по данной теме, изучив различную литературу, я узнала, что первая русская матрешка появилась в Москве в конце XIX в. А было это так. Однажды помещица Мамонтова привезла из Японии игрушку – большеголового деревянного японца.
Раскроешь его, а в нем японка, а в ней еще и малыш-японец спрятан. В Японии деревянную игрушку называли Фукуруму, что означает веселый складной старичок. Очень понравилась игрушка Мамонтовым. Попросили они мастера Василия Звездочкина вырезать из дерева куклу, наподобие японской, а художнику Сергею Малютину поручили расписать ее на русский лад. Это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане и переднике, с черным петухом в руке. Игрушка состояла из 8 фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спеленатый младенец. Русскую деревянную куклу назвали матрешкой. В России «Матрена» было самое распространенное имя, которое в переводе с латинского означало «знатная женщина».
Первые русские матрешки стали изготавливать как забаву для детей. Стоили такие игрушки дорого. Но матрешка была еще и полезной игрушкой. С ее помощью детей учили сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, учили счету. Стоили такие игрушки дорого и купить их могли только богачи. Но, не смотря на это, спрос на матрешек не падал, а только рос. Поэтому в стране стали появляться центры по изготовлению этих кукол.
Традиционные матрешки и их отличительные особенности.
Матрешка популярна и в наши дни. Подтверждением этого является то, что в России существует несколько центров по изготовлению и росписи этой куклы.
В каждой местности матрешка имеет свои отличительные черты.
Сергиев-Посадская матрешка одета в рубаху, сарафан, на голове платок с узорами. В руках она держит узелок, корзинку или цветы. По форме эта матрешка широкая. Голова у нее плавно перетекает в туловище.
У Семеновских матрешек на фартуках яркие пышные крупные букеты. Основной цвет в росписи – красный. Форма куклы немного вытянутая.
Какие только истории не приключались с матрешками! Долго бродил по лесу семеновский мастер Евгений Безруков. Он искал дерево, из которого мог бы вырезать матрешку высотой в один метр. Нашел, вырезал и потом принес готовую игрушку на фабрику сувениров. Начали открывать матрешку, а в ней – целых 70 матрешек! И каждая в неповторимом наряде! На память сфотографировали всю необычную семейку.
Русская матрёшка стала настолько известной особой, что заказы стали поступать даже из-за границы. В начале XX столетия кроме девушки в сарафане, появились изображения пастушков с дудочкой, бородатых мужичков, женихов и невест.
Позже появились тематические матрёшки, изображавшие, например, персонажи литературных героев. Мастера русской матрёшки рисовали героев сказок «Репка», «Иван царевич», «Жар-птица».
Полхов-Майданскую матрешку можно узнать по необычной форме головы, удлиненной фигуре и характерному малиновому цвету. Мастера украшают матрешку так, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли фигурку спереди. Лицо матрешки украшают веселые кудряшки-завитушки.
Современные авторские матрешки.
В настоящее время можно встретить не только традиционных матрешек, но и авторских. На фартуках таких матрешек можно увидеть памятники архитектуры, живописные пейзажи, сюжеты народных сказок. А также встречаются матрешки расписанные под гжель, жостово. Среди современных матрешек можно увидеть политических деятелей, популярных артистов, спортсменов.
Все это говорит о том, что матрешка популярна в наши дни, хотя ей уже более 100 лет.
Скор на язык русский народ.
Он создал много загадок, считалок, стихотворений о матрешках. (Приложение 1.)
Я считаю, что это исследование во многом пополнило мои знания. Для меня работа была интересной. Своими знаниями и впечатлениями я обязательно поделюсь с одноклассниками.
Ребята попробовали сочинить сказки о матрешках. (Приложение 2)
Результаты исследования.
Чтобы найти ответ на интересующий меня вопрос, чем является матрешка в наши дни – игрушкой или сувениром, было проведено анкетирование ребят моего класса. Всего было опрошено 24 человека.
На вопрос:
Нравится ли вам матрешка?
Да – нравится.
На уроке изо мы говорили о матрешках и рисовали её.
«Есть ли у вас дома матрешка?»
Положительно ответили - 3 человека.
Следующий вопрос звучал так:
« Матрешка- кукла или сувенир?»
Все 24 человека ответили, что матрешка является сувениром. Проанализировав данные анкеты, я пришла к выводу, что современные дети не играют с матрешками, а те, у кого она есть, используют ее в качестве сувенира.
Следующий вопрос:
«Как вы думаете, какую пользу приносит матрешка?»
Если ее нарисовать, можно разукрасить. Так учишься рисовать и проводишь свободное время – 2 человека
Раскрывая матрешку, малыш может научиться считать - 9 человек
Задавая этот вопрос, я хотела выяснить, что же в первую очередь видят в матрешке дети, как оценивают ее предназначение.
У нас в городе этих кукол можно встретить в магазинах, где есть отделы с сувенирами.
В детском саду я побеседовала с воспитателем младшей группы и рассмотрела игрушки детей. Среди них матрешки не было.
В другом детском саду воспитатель использует матрешек как счетный материал или наглядное пособие. Это еще раз подтвердило мои выводы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование показало, что слово «матрёшка» - исконно русское, произошло от русского имени Матрёна.
Я убедилась в том, что матрешка –что в наши дни матрешка является сувениром, а не игрушкой. И, хотя идея изготовления кукол, которых можно вставлять одну в другую, пришла в Россию из Японии, матрёшка – русская кукла.
В заключение я хочу сказать, что эта работа принесла мне большую пользу.
Во-первых, я узнала много нового и интересного о русской матрешке.
Во-вторых, я научилась работать с дополнительной литературой, с различными информационными источниками, анализировать данные, полученные в ходе исследования.
Суть русской матрёшки – это дружба и любовь. Она как посланница этих добрых чувств приходит в наш дом.
И пока будут жить матрёшки, излучая истинную русскую красу, не угаснет в наших сердцах и вера в наших умельцев.
Мне тоже захотелось создать свою матрешку. Это книжка –малышка «Русская матрешка». Когда у меня будет братик или сестрёнка , я обязательно прочитаю эту книжку.
Наша русская матрёшка
Не стареет сотни лет.
В красоте, таланте русском
Весь находится секрет.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ РЕСУРСОВ
Андреева Р.П. Этимологический словарь для школьников. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.
Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы: Рассказы о русской народной игрушке. – М., 1997.
Даль В.И. Толковый словарь русского языка: Современная версия. М., 2000.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Российская академия наук. – М.: Азбуковник, 1999.
Р.А. Бардина. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. — М.: Высшая школа, 1986.
Г.Л. Дайн. Игрушечных дел мастера. — М.: Просвещение, 1994.
Н.И. Каплан, Т.Б. Митлянская. Народные художественные промыслы. — М.: Высшая школа, 1980.
Л.Н. Соловьева. Русская матрешка. – М.: Интербукбизнес, 1997.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Загадки
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей темница.
Считалки
Шли по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И одна Матрешечка.
Мы – веселые сестрицы!
Мы – матрешки-озорницы!
Раз, два, три, четыре, пять –
Любим в прятки мы поиграть!
Песенки
«Веселые матрешки» (сл. В. Некрасовой, муз. Ю. Слонова)
Мы – веселые матрешки.
Ладушки, ладушки!
На ногах у нас сапожки.
Ладушки, ладушки!
В сарафанах наших пестрых.
Ладушки, ладушки!
Мы похожи, словно сестры.
Ладушки, ладушки!
Завязали мы платочки.
Ладушки, ладушки!
Раскраснелись наши щечки.
Ладушки, ладушки!
Частушки «Матрешки» (Д. Шигаев)
Мы матрешки, мы матрешки.
Утром рано мы встаем.
Вшестером поем частушки
И танцуем вшестером.
Никогда мы не скучаем.
Шесть у нас платочков есть.
Чашек шесть у нас для чая
И салфеток тоже шесть.
И кроваток нам не нужно.
Потому что в час ночной
Спим мы вместе.
Спим мы дружно.
Спим мы все одна в другой.
Восемь кукол деревянных, Вынь ее да посмотри:
Круглолицых и румяных. Кто в ней прячется внутри?
В разноцветных сарафанах Прячется в ней пятая
На столе у нас живут. Куколка пузатая.
Все «матрешками» зовут. А внутри пустая –
Кукла первая толста. В ней живет шестая.
А внутри она пуста. А в шестой – седьмая.
Разнимается она на две половинки. А седьмой – восьмая.
В ней живет еще одна Эта кукла меньше вех
Кукла в серединке. Эта кукла меньше вех –
Эту куколку открой – Чуть побольше, чем орех.
Будет третья во второй. Вот, поставленные в ряд,
Половинку отвинти, Сестры-куколки стоят.
Плотную, притертую, «Сколько вас», – у них мы спросим.
И сумеешь ты найти И ответят куклы: «Восемь!».
Куколку четвертую.
Приложение 2.
Сказки.
ПРИКЛЮЧЕНИЯ МАТРЕШЕК В ЛЕСУ.
Жили-были три матрешки. Старшая - Саша, средняя - Даша, а третья малюсенькая — Машенька.
Однажды они пошли гулять в лес и встретили подружек, которые шли с пустыми корзинами.
Матрешки спросили:
− А вы, что ходили в лес?
− Да, - ответили подружки.
− А зачем вы ходили?
− Мы хотели грибов собрать, а вы зачем идете?
− По малину, да листочков собрать, чтобы засушить.
− А можно мы с вами пойдем?
− Можно, - ответили матрешки, и пошли в лес все вместе.
Они собирали малину и увидели медвежонка. Через некоторое время они снова увидели маленького медвежонка, который лакомился малиной.
− Давайте возьмем медвежонка с собой домой, я буду с ним играть, - сказала Машенька.
− Нет, он еще маленький и ему нужна мама, - ответила Саша, и девочки пошли домой.
ТРИ МАТРЕШКИ.
Жили - были три матрешки. Старшая - Саша, средняя - Даша, А самая младшенькая - Машенька. Однажды Саша пошла ночью проверить, не взяла ли собачка Жучка ее платок. Ни платка, ни собачки не было. Саша закричала: «Ой, у меня Жучка утащила платок!» Проснулась Даша, она сказала: «Почему ты так кричишь? Спать не даешь!» Она ответила: «У меня Жучка платок утащила!» Затем проснулась Машенька и заревела: «Я спать хочу, а вы меня разбудили!» Дашенька ответила: «А я здесь не при чем». Маша заревела громче Маши и Саши: «Вы все шумите, я слышала!». И тут прибежала Жучка с платком и отдала его матрешкам. Матрешки поняли, что лучше жить в мире и согласии.
ПРИКЛЮЧЕНИЯ МАТРЕШЕК.
Жили – были три матрешки. Старая – Саша, средняя – Даша, а третья малюсенькая – Машенька. Однажды матрешки пошли в лес. Сестры рвали цветы, собирали ягоды. А Машенька все глубже заходила в лес, и забыла дорогу назад. Саша и Даша стали звать и кричать сестренку. На их крик из лесу выбежала лисица. Сестры спросили, не видела ли она Машеньку. Лисица ответила, что не видела и что будет в лесу у зверей про Машеньку спрашивать. А Машенька сильно испугалась, когда поняла что заблудилась, стала плакать и звать на помощь. На ее плач из лесу вышел серый волк. Волк не тронул матрешку, ему стало жалко ее, и волк решил помочь матрешке найти сестер. Он посадил Машеньку себе на спину и побежал из глуши леса. Когда волк выбежал на полянку, то встретил там лису. Лиса увидела Машеньку и рассказала, что ее на опушке леса ждут сестренки. Пробежав через поляну, волк с лисой и Машенькой увидели сестер – матрешек. Так волк с лисой помогли Машеньке и ее сестрам встретиться. С тех пор сестренки – матрешки не расстаются.
Приложение 3
Старик Фукурума в поисках Страны Ветвей Солнца
Мрачный доктор Далеко-далеко, на Дальнем востоке, на острове, в Стране Корней Солнца жил старик Фукурума. Ходили легенды о его безмерной мудрости и веселом нраве. И, правда, любил Фукурума во всякие истории попадать. И была у Фукурумы семья: много детей, еще больше внуков, а правнуков и не сосчитать. И все – такие же веселые любители приключений-похождений. Собрал однажды их Фукурума и говорит: - Родственники мои дорогие! Надоело мне на этом острове скучать. Отправлюсь-ка я на запад, Страну Ветвей Солнца искать. Ведь если есть Страна Корней Солнца, то почему бы и не быть Стране Ветвей его. - И нас! И нас возьми! – загалдели родственники. Да где ж найдешь такой корабль, чтоб вместились они все? Но Фукурума недаром слыл мудрецом. Взял да и проглотил всех родственников сразу и уплыл на маленькой лодочке через Японское море. А когда на берег высадился, пешком пошел. Реки перелетает, горы с помощью своего посоха перепрыгивает, людям советом помогает, детей сказками-рассказками веселит. Вот пришел он в одну деревеньку. Ну, вы знаете. Тут недалеко: за поворотом направо еще километров семь будет. Там еще жители веселые. Только тогда они гру-у-устные были. Удивился Фукурума: ни войны, ни какой еще беды нет, а жители грустят. Стал он деревню изба за избой обходить. Набрел на избу, где лежал на постели мальчик Ваня. Лежал Ваня, никого не видел, только тихо стонал. А поразила его Печаль-хвороба. Оттого и селяне вокруг ходили грустные. Обследовал Фукурума Ваню, еще пуще удивился. Вроде и не болен ничем мальчуган, а ему все хуже и хуже. Решил старец с родственниками посоветоваться. И начал их по одному из себя выплевывать. Вот уже и дом полон, а Фукурума все выплевывает. Только когда и во дворе некуда было ступить, остановился старец. Шумят фукурумовы родственники, что куры в курятнике. Испугалась Печаль-хвороба, увидав такую шумную толпу, да и убежала за полярный круг. Тут Ваня и выздоровел, вскочил с постели, кинулся родителей обнимать, и Фукуруму с родственниками благодарить. Надо сказать, что кимоно Ваня до тех пор никогда не видел. Чудно ему стало. - Какие нарядные платья! – воскликнул, - Как на тетке Матрене в большой праздник. Обратились тогда к Фукуруме родственники: - Не хотим идти дальше. Нам и тут хорошо. Жители здесь добрые, веселые. Будем им, чем можем, помогать.
Да и Фукурума расхотел искать Страну Ветвей Солнца. Понравились ему места красивые, да люди хорошие. Так и остались они. И народ полюбил их за нрав веселый, беззаботный. И прозвали их в честь Ваниной тетки
матрешками. Так и живут они среди нас с тех пор, веселье дарят, скуку разгоняют.