Использование системно-деятельностного подхода на уроках литературного чтения
Использование системно-деятельностного подхода на уроках литературного чтения
Методологической основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Как гласит восточная мудрость
Школа не должна научить на всю жизнь,
школа должна научить учиться всю жизнь.
Именно на уроках литературного чтения происходит формирование базовых компетенций: общекультурной, информационной, коммуникативной.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование системно-деятельностного подхода на уроках литературного чтения»
Использование системно-деятельностного подхода на уроках литературного чтения
(1слайд) 1.Вступительное слово.
Методологической основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Как гласит восточная мудрость
Школа не должна научить на всю жизнь,
школа должна научить учиться всю жизнь.
Именно на уроках литературного чтения происходит формирование базовых компетенций: общекультурной, информационной, коммуникативной.
( 2 слайд) Цель моей деятельности
2.Моя задача, как учителя, заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами вышли на ключевую проблему урока.
Цель моей деятельности:воспитание и формирование умения читать
«по-взрослому» в единстве семьи и школы в рамках системно – деятельностного подхода.
( 3 слайд) 3.ЗАДАЧИ:
3.Раньше основная задача сводилась к формуле «Прочти и перескажи». Теперь надо учить поиску информации, её использованию.
слайд) Структура урока
4.Чтобы у детей возник познавательный интерес, я «сталкиваю » их с «преодолимой трудностью», то есть, создаю проблемную ситуацию; чтобы решить её, выполняются учебные действия (на этом этапе я создаю ситуацию успеха). Например:
Новую тему мы начинаем,
Что в ней таится, пока мы не знаем.
- Но чтобы название темы узнать,
Надо вам запись расшифровать.
— Отгадайте слова.
— Первое слово: проникаем в суть чего-либо, понимаем. (Постигаем.)
— Второе слово: синоним слова «тайны». (Секреты.)
- Третье слово: художественный прием, который использует Иван Бунин в стихотворной строке: «Лес, точно терем расписной». (Сравнение.)
--Такие «столкновения с трудностями» я применяю, на протяжении урока подталкивая детей к самостоятельному выходу из проблемных ситуаций.
При изучении сказок народов мира мы бороздим моря и океаны, чтобы найти страну из которой прибыла к нам сказка. (Добыча информации о странах)
Формирование личности должно идти через овладение родным языком, тысячелетиями накапливающим сокровища человеческой мысли и опыта. Ни что так ярко не выражает творчества народа, его ум, национальную история, быт, мировоззрение пословицы и поговорки (добыча пословиц и поговорок на разные темы).
Так например: при изучении и сравнительный Африканской сказка «Гиена и черепаха» и алтайской «Нарядный бурундук», дети выбирают из пословиц принесенных ими те пословицы, которые подходят этим сказкам. Объясняют почему.
(5 слайд) Виды рефлексии.
5Очень важным этапам является рефлексия. На моих уроках она разнообразна.
Закончить предложения:
а)Цветовые карточки
б)«Лесенка успеха» – нижняя ступенька – у меня ничего не получилось; средняя ступенька – у меня были проблемы; верхняя ступенька – мне всё удалось.
В) Рефлексия (написано на доске или карточки)
Сегодня я прочитал….
Было интересно…
Было трудно….
Я понял, что…..
Я почувствовал, что…..
Теперь я могу…..
Меня удивило….
Мне захотелось…..
Уроки литературы для моих детей являются простором для творческой деятельности:
1.Работа с толковым словарём
2.Выборочное чтение и по ролям, инсценировка;
3 объясняют поведение героя;
4.составляют план;
5. поясняют деления текстов;
6 самостоятельно озаглавливают текст и его части;
7 развивают воображения и изображают портреты героев;
8 дискуссируют.
9. оценивают свою деятельность или деятельность товарища.
10. участвуют в проектной деятельности.
(6 слайд) Проектная деятельность – путь развития индивидуальности:
6. Так, например: изучение сказок народов России дети работали над проектом «Семья слов», т.е. дети находили и подбирали родственные слова к словам Родина, Соль, Рябина, Снег.
(7 слайд)ФОРМЫ РАБОТЫ
7. Формы роботы на уроках я использую различные.
Это коллективная (фронтальный опрос, работа с таблицей)
Сказки
Самая древняя
Герои
Объяснение внешнего вида
Чему учит?
Гиена и черепаха
Нарядный бурундук
1 столбик – Эти сказки самые древние? (да) Ставим плюс.
2 столбик. – Герои похожи? (Нет) минус
3 столбик – Как объясняют внешний вид животных? (Похоже)
4 столбик – Чему учат сказки? (Дружбе, помогать).
Работа в группах. Даю карточки, с заданиями разного содержания. (Одна группа описывает героев, другая пытается изобразить, третья - инсценирует произведение), или карточки с единым заданием (те же пословицы к разным сказкам)
Работа в парах. Например: определение последовательности сказки по рисункам.
Индивидуальная работа она может быть по карточкам или у доски.
Именно на уроках литературы мы непосредственно работаем со словом, предложением, текстом; учимся составлять планы, конспекты, аннотации, рецензии информационных сообщений, аргументировать высказывания; у ребят воспитывается бережное, уважительное отношение к слову. Мне хочется, чтобы урок был продуктивным, интересным и запоминающимся каждому ребенку. Хороший урок – тот, где царит деловая творческая обстановка, где желания школьников размышлять «бьют ключом», где они охотно вступают в диалог с учителем, друг с другом, не боясь попасть впросак. Преодолевая трудности, ученик становится личностью.
(8слайд) Воспитание интереса к чтению индивида через групповое дело
8. Интерес к чтению воспитывается и через групповое дело. Это диспуты, дискуссии, праздники, проектирование, постановка спектаклей и многое другое.
(9 слайд) Учебный процесс – трамплин к внеурочной деятельности:
9. Внеурочная деятельность – это продолжения урочной деятельности.
На внеурочных занятиях мы работаем так же над добычей информации, умением её применять, развитие коммуникативных функций, создание комфортной психологической обстановки в классе, повышение уровня воспитанности детей
(10 слайд). Работа с родителями
10. Немало важно вовлекать родителей, как в учебный процесс, так и во внеурочную работу.
Родители моего класса участвовали в празднике «Масленица», «Осенний блюз», « Новогодние праздники» и другие мероприятия.
Так же Семья Ульянкиных участвовала в проектной деятельности, которая состоялась среди уч – ся начальных классов. Подготовили проект о динозаврах.
Родительские всеобучи «Мудрость родительской любви», Викторины, и другое.
(11слайд). Здоровьесберегающие технологии.
11.Также неотъемлемой частью являетсяЗдоровьесберегающие технологии.
Это -
•Организация среды;
•Питание;
•Валеологическое воспитание детей;
•Организация учебного процесса;
•Спортивные мероприятия.
(11 слайд) На занятиях кружка делаю акцент не только на приобретение необходимых знаний, умений и навыков в области народной культуры и декоративно-прикладного искусства, но и на развитие личности, творческой и духовной сущности ребенка. (Кружки « Ладушки»). Кружок «Я познаю мир» Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть готовыми для новых открытий.
(12 слайд) 12. Повышение уровня качества учебных достижений.
(13 слайд) 13. (Модель субъекта)
1. Идентичность («Я принадлежу к определённой культуре, руководствуюсь её ценностями, делаю и отвечаю за сделанное мною»).
2. Автономия («Я поступаю по закону, полагаемому или принятому мной самим»).
3. Объективная обусловленность действий («Закон, на основании которого я действую, культуро - и природосообразен»).
4. Активность («Я выполняю принятый мною закон, несмотря на не вполне благоприятные внутренние условия»).
5. Стремление к новизне («Я постоянно стремлюсь к новому»).
6. Рефлексиемость (без рефлексии невозможно)
идентификация – осознание того, что именно я делаю).