Интерактивная игра "Дружная семья" направлена на развитие и гармонизацию детско-родительских отношений, формированию отвественного отношения к родительской и будущей семье, воспитанию семейных ценностей и традиций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Семья занимает центральное место в формировании личности ребенка. Именно в семье ребенок получает первые навыки восприятия действительности, приучается осознавать себя полноправным членом общества. Став взрослым, ребенок повторяет в семье все то, что было в семье родителей. Узкие специалисты и педагоги нашей школы оказывают содействие обучающимся в формировании положительного отношения к своей семье, родителям, семейным традициям, используя при этом не метод нравоучений в виде «скучных» бесед, а такие активные формы обучения и воспитания как дискуссии, творческие задания, ролевые игры, анализ ситуаций, тренинги. Опыт своей работы мы представляем в виде интерактивной игры, проводимой среди учащихся 2-6 классов.
Игра «Дружная семья»
Цель: развитие основ ответственного отцовства и материнства, гармонизация детско-родительских взаимоотношений, формирования положительного отношения к семье, воспитание семейных ценностей, традиций, развитие умений конструктивно выходить из конфликтных ситуаций, формирование доброжелательных отношений с одноклассниками.
Место проведения: актовый зал.
Подготовка: зал оформлен плакатами, картинками и высказываниями о семье. Расставлены столы и стулья для команд и болельщиков.
Участники: обучающиеся 2-6 классов. Каждый класс представляет свою команду, состоящую из пяти человек. Команды сидят за столами, болельщики – в зале.
Оборудование: для каждой команды на столах лежат фломастеры, карандаши, листы бумаги, клей, ножницы; атрибуты семейных ролей: хозяйственный фартук (для мамы), косынка (для бабушки), галстук (для папы), шарф (для дедушки); раздаточный материал в виде карточек (задания для команд).
Ход игры:
1. Мотивация
Ведущий: «Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы пригласили вас поучаствовать в интересной игре, которая позволит вам пообщаться, поиграть, поработать в команде, поможет лучше узнать себя и ваших товарищей, научит разрешать конфликтные ситуации и вопросы, касающиеся каждого из вас. А как вы думаете, чему посвящена наша сегодняшняя игра?». Ведущий предлагает командам разгадать несложный ребус, в котором зашифровано слово СЕМЬЯ. (Приложение 1)
Ведущий: «Правильно – это «СЕМЬЯ!». Посмотрите вокруг, оформление зала также подсказывает нам, что речь сегодня будет идти о чудесном коллективе, членами которого является каждый из нас. Послушайте,как замечательно пишет о семье Татьяна Дементьева:
Семья словечко странное, хотя не иностранное. Как слово получилось?
Не ясно нам совсем, ну «Я» - мы понимаем, а почему их семь?
Не надо думать и гадать, а надо просто сосчитать:
Два дедушки, две бабушки, плюс папа, мама, я
Сложили? Получается семь человек, семь «Я»!
Вот вы сейчас и представьте, что вы, не просто команда за столом, а единая «семья». Ваша «семья» будет состоять из папы, мамы, дедушки, бабушки и одного ребенка. Теперь договоритесь, кто какую роль будет выполнять в вашей «семье» на протяжении всей игры». Команды распределяют роли. Ребята надевают атрибуты, обозначающие ту или иную роль: «мама» - фартук, «бабушка» – косынку, «папа» – галстук, «дедушка» – шарф. У «ребенка» нет отличительного знака.
2. Основная часть «Задания для команд»
Задание 1. «Знакомство семей»
Каждой команде предлагается придумать фамилию своей «семьи».
Ведущий: «Придумайте и напишите фамилию вашей семьи. Кем вы будете? Семья Ивановых, Калининых, Петуховых? Придумайте свою. Назовите по имени, отчеству всех старших в семье: дедушку, бабушку, маму, отца? Нарисуйте рисунок – эмблему, на которой было бы видно, что вы особенная семья. Затем постарайтесь рассказать нам о своей «семье». На это вам дается 5 минут». Затем каждая команда представляет свою «семью».
Игра с болельщиками «Продолжи фразу…»
Пока команды готовятся к заданию «Знакомство семей», ведущий проводит с болельщиками игру «Продолжи фразу…» (Приложение 2)
Задание 2. «Придумай на каждую букву слово»
Ведущий раздает каждой команде лист бумаги, на котором написано слово «СЕМЬЯ» и просит на каждую букву этого слова придумать слова, которые бы раскрывали смысл семейных отношений (например, С - сплоченность, счастье, смелость, солнце; Е - единство, единение; М - мудрость, мир, мечта; Ь (мягкий знак можно использовать в середине или в конце слова) – нежность, радость; Я - ясность, яркость, ямочки от улыбок и др.) Каждая команда зачитывает свои варианты. Ведущий подводит итоги данного задания. Семья – это то место, где тебя любят, понимаю, принимают, где тебя всегда поддержат и поймут.
Задание 3. «Составь пословицу»
Каждая команда получает конверт с четырьмя пословицами, посвященными семье. Все пословицы разрезаны две половинки. Необходимо как можно быстрее правильно составить пословицы, зачитать их и объяснить значение той, которая больше всего понравится (Приложение 3).
Игра с болельщиками «Продолжи пословицу»
Пока команды выполняют задание «Составь пословицу», ведущий проводит игру с болельщиками «Продолжи пословицу». Ведущий начинает пословицу, учащиеся ее продолжают (Приложение 4).
Подводятся итоги данного задания.
Задание 4. «Распределение обязанностей в семье»
Ведущий зачитывает строки стихотворения М.Лангера:
Семья – это летом поездки на дачу,
Семья – это праздник, семейные даты, подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет, мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота, семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, Любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья: «Какая хорошая эта семья!».
Ведущий: «В стихотворении прозвучали слова о труде, домашней работе, вот и вы сейчас постарайтесь распределить обязанности, домашние хлопоты между членами вашей «семьи»: мамой, папой, бабушкой, дедушкой, ребенком». Команды заполняют таблицы «Распределение обязанностей в семье» (Приложение 5). После этого каждая «семья» зачитывает обязанности членов семьи. Ведущий подводит итог обсуждения.
Игра с болельщиками «Антонимы»
Пока команды выполняют задание «Распределение обязанностей», ведущий проводит игру с болельщиками «Антонимы». Необходимо заменить слова, обозначающие негативные отношения, на противоположные, положительные и добрые, которые должны быть в семье: зло - добро, непринятие – принятие, грубость – нежность, слезы – смех, агрессия - понимание, неприязнь - сочувствие, высокомерие – доброжелательность, ненависть-любовь и др.
Задание 5. «Семейная пантомима»
Каждая команда вытягивает карточку, на которой обозначена ситуация, в которой участвуют все члены «семьи». Необходимо договориться и без слов, с помощью телодвижений и пантомимы показать на сцене данную ситуацию. Болельщики должны угадать, что происходит на сцене (Приложение 6). (Ситуации: отдых семьи на море; посещение семьи кинотеатра; выход семьи на природу; празднование семьей дня рождения ребенка).
Задание 6. «Разрешение ситуаций»
Каждая команда получает карточку, на которой написана ситуация, с которой может столкнуться любая семья. Необходимо разыграть данную ситуацию и постараться успешно ее разрешить (Приложение 7). После демонстрации командами ситуаций, ведущий подводит итог: «Молодцы, ребята! Очень важно, чтобы члены семьи всегда доверяли и понимали друг друга, могли поддержать в трудной ситуации. Хотелось бы, чтобы вы всегда были честны и открыты перед своими родителями, могли бы рассказать о любом происшествии, не забывая при этом об ответственности за свои поступки».
Беседа с болельщиками «Семья это…»
Пока команды готовятся к заданию «Разрешение ситуаций», ведущий читает строки стихотворения Татьяны Дементьевой и спрашивает зрителей, как они понимают смысл этих слов:
Семья - это то, что удержит нас в шторм, Ведь ей не страшны брызги жизненных волн,
Укроет от стужи и в дождь защитит. Семья – наша крепость и верный наш щит.
Семья – это дети и брачный союз, Что может сильней быть таких прочных уз?
Здесь каждый понятен и очень любим, По-своему дорог и не заменим.
Желаем вам быть настоящей семьёй, Ведь здорово, если родные с тобой!
Желаем единства всегда и во всем, И счастье наполнит пусть ваш дружный дом!
Задание 7. «Проект – «Ценности семьи»
Команды, используя раздаточный материал (картинки, высказывания, пословицы о семье), создают и защищают проект «Ценности семьи». После выступления команд ведущий, с помощью аплодисментов болельщиков, определяет, какая команда была самая дружная и сплоченная.
3. Рефлексия игры
Каждая команда, с помощью пяти слов должна передать свое отношение к игре.
Ведущий подводит итог игры: «Семья – это наш дом, нам там уютно, тепло и безопасно. В семье нас кормят, одевают, воспитывают, лечат, учат, а, главное – нас любят! Просто любят нас - такими, какие мы есть. Берегите свою семью! Уважайте, чтите своих родителей, бабушек и дедушек.
Семья – это мы, семья – это я, Семья - это папа и мама моя,
Семья – это Павлик – братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой,
Семья – это бабушки две дорогие, Семья – и сестренки мои озорные,
Семья – это крестный и тети и дяди, Семья – это ёлка в красивом наряде,
Семья – это праздник за круглым столом, Семья – это счастье, Семья – это дом,
Где любят и ждут и не помнят о злом!
Литература
Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2000г.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. М.: Генезис, 2001г.
Приложение 1
Ребус
Я Я Я Я Я Я Я
Приложение 2
Продолжи предложение
Семья для меня это……
В моей семье принято …..
Мои родители ……
Я с родителями часто….
Моя семья….
Мы с родителями любим….
Моя мама…..
Мой папа…..
Я люблю, когда мои родители….
Я хочу, чтобы мои родители….
Родителей надо уважать, потому что…..
Когда я вырасту у меня будет……
Я хочу, чтобы моя семья…..
Приложение 3
Составь пословицу
1) Родители трудолюбивы – и дети не ленивы.
2) Человек без семьи, что дерево без плодов.
3) Вся семья вместе, так и душа на месте.
4) Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.
Приложение 4
Продолжи пословицу
В недружной семье добра не бывает.
Семья — опора счастья.
В хорошей семье хорошие дети растут.
В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
Семья в куче, не страшна и туча.
Только трудом держится дом.
Брат брата не выдаст.
Брат с братом на медведя ходят.
Братская любовь крепче каменной стены.
В гостях хорошо, а дома лучше.
В дружной семье и в холод тепло.
В своем доме и стены помогают.
В семье согласно, так идет дело прекрасно.
Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
Дружная семья не знает печали.
За общим столом еда вкуснее.
Земля без воды мертва, человек без семьи - пустоцвет.
Где любовь да совет - там горя нет.
Приложение 5
Обязанности и занятия папы
Обязанности и занятия мамы
Обязанности и занятия бабушки
Обязанности и занятия дедушки
Обязанности и занятия ребенка
Приложение 6
Семейная пантомима
(карточки)
1. Участвует вся команда. Покажите с помощью пантомимы следующую ситуацию: «Семья отмечает День рождение сына».
2. Участвует вся команда. Покажите с помощью пантомимы следующую ситуацию: «Ваша семья пошла в поход».
3. Участвует вся команда. Покажите с помощью пантомимы следующую ситуацию: «Ваша семья отдыхает на море».
4. Участвует вся команда. Покажите с помощью пантомимы следующую ситуацию: «Ваша семья пришла в кинотеатр на просмотр веселого фильма».
Приложение 7
Разрешение ситуаций
(карточки)
1. Обыграйте ситуацию всей семьей, примите решение:
Ваш ребенок потерял дорогой телефон в школе. Расстроенный пришел домой. Действия ребенка. Действия родителей и бабушки с дедушкой.
2. Обыграйте ситуацию всей семьей, примите решение:
Родителям позвонил классный руководитель, и сказал, что их ребенка не было в школе. Поговорите с ребенком.
3.Обыграйте ситуацию всей семьей, примите решение:
За учебный день в дневнике сына 4 двойки и два замечания за плохое поведение. Ребенок приходит домой и сообщает об этом родителям. Покажите разговор родителей и ребенка.
4. Обыграйте ситуацию всей семьей, примите решение:
Классный руководитель сообщил родителям о том, что их сын в очередной раз подрался с другим учеником. Поговорите с сыном.