kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированное внеклассное мероприятие в начальной школе по теме "У них и детства не было отдельно, а были вместе детство и война"!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие было разработано в рамках подготовки к 70-летию Победы над немецко-фашистскими захватчиками.
В мероприятии мы хотели осветить проблему выживаемости, самоотверженности, героизма маленьких граждан нашей страны, родного села в трудные военные годы. Детский возраст выбран неслучайно: нынешние школьники, учащиеся начальных классов, легче воспринимают беды и страдания своих сверстников, даже несмотря на то, что эти события происходили давно. При подготовке к мероприятию была необходимость сбора дополнительной информации об односельчанах.Данное занятие нужно рассматривать как продолжение эстафетного марафона о событиях ВОВ. Дети, получив исследовательское задание о детях – героях войны и детях – тружениках тыла села Лая, отчитываются о проделанной работе на этом внеклассном мероприятии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированное внеклассное мероприятие в начальной школе по теме "У них и детства не было отдельно, а были вместе детство и война"!»

Интегрированное внеклассное мероприятие в начальной школе

по теме "У них и детства не было отдельно, а были вместе детство и война"!

Данное мероприятие было разработано в рамках подготовки к 70-летию Победы над немецко-фашистскими захватчиками.
В мероприятии мы хотели осветить проблему выживаемости, самоотверженности, героизма маленьких граждан нашей страны, родного села в трудные военные годы. Детский возраст выбран неслучайно: нынешние школьники, учащиеся начальных классов, легче воспринимают беды и страдания своих сверстников, даже несмотря на то, что эти события происходили давно. При подготовке к мероприятию была необходимость сбора дополнительной информации об односельчанах.Данное занятие нужно рассматривать как продолжение эстафетного марафона о событиях ВОВ. Дети, получив исследовательское задание о детях – героях войны и детях – тружениках тыла села Лая, отчитываются о проделанной работе на этом внеклассном мероприятии.

Цель:

- расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.;

- воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества;
- способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о жизни детей во время войны, о детях - героях войны, о детях – тружениках тыла на примерах краеведческого характера.

Задачи:
- развивать нравственные чувства сопереживания, чувства благодарности;
- воспитывать чувство патриотизма, бережное отношению к пожилым людям;
- воспитывать бережное отношение к традициям своего народа.

Материалы:

-видеопроектор; - мультимедийная презентация «Дети войны»;

- фонограмма песен «Орленок» и «Священная война»

На мероприятие приглашаются труженики тыла, дети войны.

Ход занятия:

Фонограмма «Священная война» (А. Александрова, Лебедева-Кумача)

Часть I

Учитель:  (слайд 1) Вам сейчас 10 и 11лет. Вы родились и выросли на мирной земле. Вы хорошо знаете, как шумят весенние грозы, но никогда не слышали орудийного грома.  В этом году мы с вами отмечаем 70-летие Победы над фашизмом. Вы видите, как строят новые дома в городах и селах, но не подозреваете, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Вы знаете, как обрываются сны,  но вам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как весёлый утренний сон.

Ученик: Вспомним безмятежный детский сон счастливый,
Первый солнца луч неторопливый,
Запах яблок, зреющих в саду,
Вспомним самый страшный день в году.

Учитель:  (слайд 2) Год 1941, Время отбивало последние минуты мирной жизни страны – двадцать второе июня… четыре часа…
Учитель:  (слайд 3) Вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех Великих Отечественных Войн. Можно сосчитать сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война.

Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны…
Их называли – ДЕТИ ВОЙНЫ.
Что же о них знаем мы?

(слайд 4)

Дети войны – это все дети, родившиеся в период с сентября 1929 года по 3 сентября 1945 года. Сейчас они – ветераны, имеют статус “Дети Великой Отечественной войны”.

Вдумайтесь в эти цифры:
Каждый день теряли
9168 детей,
Каждый час –
382 ребенка,
Каждую минуту –
6 детей,
Каждые 10 секунд –
1 ребенок.

(слайд 5)Ученик:
А мы не будем памяти перечить,
И часто вспоминаем дни, когда
Упала им на слабенькие плечи
Огромная, недетская беда,
Ученик:
Была земля жестокой и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У них и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.

Ученик:
В годы войны было горя много,
И никто никогда не сочтет,
Сколько раз на своих дорогах
Оставляла война сирот.
Ученик:
В эти годы порой казалось,
Что мир детства навек опустел,
Что не вернется радость
В город, где дома без стен.
Ученик:
Был серебряным смех девчонок.
Но его заглушила война.
А седины ребячьих чёлок…
Разве этому есть цена?
Дети войны..Как  же выжили вы?
Дети войны..Устоять как смогли?
Учитель. (слайд 6) Всюду висели плакаты, призывающие на фронт.
Время было тяжелым. Дети теряли родителей, братьев и сестер.
Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – в фашистские застенки.
(слайд 7) Многие дети боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков.  

Ученик.Горнили к бою трубы полковые.
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые:
На левый флаг, в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в бою они умели
Не отступать, а побеждать.
Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага –
Сыны полков своей страны.

Вместе со взрослыми сражались в партизанских отрядах дети.

Ученик 1: Дети войны… Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине… Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои… Орлята Великой Отечественной войны!
Ученик2: В те рассветы
Осенние ветры свистели, как стрелы
В те рассветы
Горела в обветренных реках вода.
В те рассветы
Мальчишек фашисты вели на расстрелы.
Те рассветы забыть?
Никогда. Никогда!
На экране портреты пионеров героев. Фонограмма песни «Орленок»
Ученик1: Леня Голиков! (слайд 8)
Леня Голиков погиб 24 января 1943г в неравном бою под селом острая Лука Новгородской области.
Леня начинал простым дозорным и наблюдателем, но быстро научился взрывному делу. Он уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью "За отвагу".
Ученик2: Зина Портнова! (слайд 9)

Зина расстреляна фашистами осенью 1943г в Полоцке.
Зина Портнова - Герой Советского Союза,  ходила в разведку, участвовала в диверсиях, распространяла листовки и сводки Совинформбюро, уничтожила не один десяток фашистов. Была расстреляна фашистами.

Ученик 3: Марат Казей! (слайд 10)
Марат погиб в мае 1944г в бою с фашистами близ села Хоромицин в Белоруссии.
Марат был разведчиком у партизан. Не было случая, чтобы он не выполнил задание. Марат ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. А в мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.
Ученик 4. Валя Котик. (слайд 11)

Пионер-герой, партизан, разведчик, самый юный Герой Советского Союза. Вместе с товарищами подрывал гранатой машину, в которой ехал начальник Шепетовской жандармерии. Став разведчиком у партизан, Валя вывел из строя связь оккупантов со ставкой Гитлера в Варшаве.
Валя Котик награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью “Партизану Отечественной войны”. В 1944 году Валя, будучи тяжело раненым скончался на руках товарищей.

Учитель.(слайд 12) Фабрики и заводы страны остались без рабочих.  В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях.
День Победы был бы невозможен без героического вклада тех, кто работалв тылу. Труженики тыла относятся к поколению победителей. Это они вгоды войны одержали Победу над фашизмом в тылу: строили

оборонительные укрепления, выпускали танки, самолеты, оружие,

боеприпасы, выращивали хлеб, одевали и кормили армию. Они работали по

16-18 часов в сутки, без выходных и отпусков. Так продолжалось долгие

четыре года, в течение которых войска в достаточной мере получали

продовольствие, обмундирование и все, что было необходимо. Люди,

совершившие беспримерный подвиг в тылу, справедливоприравниваются в своем подвиге к воинам-победителям.

(Показ видео фильма «Детям, труженикам тыла, посвящается»)

Именно труженики тыла заслужили своим самоотверженным трудом вечную память.

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Минута молчания (слайд 14)

В нашем селе остался только один ветеран ВОВ – это ,Гутора Михаил Васильевич, но живы еще труженики тыла и дети войны. Вот некоторые из них (слайды 15,16,17,18).

(Ученики рассказывают о детях – тружениках тыла)

Ученик1 Венгер Мария Антоновна во время войны жила в Артемовском районе, селе Антоновское. В 1941 году ей было 7 лет. Вместе с детьми села помогала взрослым на поле: собирала колоски. Собранные колосья дети сдавали на склад. Мария Антоновна получала по иждивенческой карточке 200 граммов хлеба, которого не хватало. Пекли хлеб сами, из чего придется. Как и все дети, играла с подружками в куклы, которые шили сами. Летом на улице больше ходили босиком, обувь берегли для школы.

Ученик 2 Шатова Зоя Васильевна коренная жительница нашего села. Когда началась война, ей было 9 лет. В военные годы Зоя Васильевна продолжала учиться в школе, которая находилась в здании Лайской поликлиники. В свободное от занятий время вместе с другими ребятами помогала жителям села, которым приходилось особенно трудно; устраивали для родителей концерты. В летний период работала со взрослыми на совхозном поле: складывала колосья в снопы, полола сорняки. Зоя Васильевна вспоминает, что питание было скудное, ели даже мороженую картошку.

Ученик 3.Голов Алексей Дмитриевич родом из Ульяновской области, села Уваровка. Помнит, что в школе топили «подтопки», поддерживали огонь. Писал письма отцу на фронт, которые особенно ценились солдатами. В летний период помогал в поле, зарабатывал, как взрослые, трудодни. Чем больше трудодней, тем больше продуктов давали. Алексей Дмитриевич вспоминает, что вместо сахара употребляли сахарную свеклу и пили с ней чай. Как и все мальчишки, любил поиграть: в лапту, в «чижик».

Ученик 4. Бердникова Галина Владимировна родилась и живет в селе Лая. К началу войны ей было уже 13 лет. В годы войны окончила 7-летнюю Лайскую школу и начала трудовую деятельность в совхозе «Новый быт». Работала вначале разнорабочей, вывозила на быках навоз, боронила с другими жителями села поле на коровах. Работала по 12 часов в сутки, очень уставала, но норму надо было выполнить. Галина Владимировна вспоминает: иждивенцам давали по 200 граммов хлеба, а работающим - по 400 граммов; еды не хватало, из гнилой картошки, немного молока и муки пекли шаньги.

Ученик 5. ВасильеваВера Ивановна – жительница нашего села. О начале войны узнала по радио. Отец имел бронь: добывал золото, которое очень нужно было нашему государству для производства оружия для фронта. Семья была большая – 7 детей, Вере Ивановне приходилось помогать маме по хозяйству. С другими как она детьми, помогала взрослым в поле: жали серпом хлеб, дежурила в сельском совете.

О победе над фашистами узнала тоже по радио.

Низкий поклон тем, кто ковал Победу для фронта в тылу.

Ученик. Спасибо, Вам, за то,

Что вновь приходит день.

Что зреет хлеб, и что взрослеют дети

Спасибо, Вам,

За всех родных людей,

Живущих на таком огромном свете!

Часть II

Учитель. (Т. А.) Изготовление поделки.(Слайд 19)

Об этой страшной войне написано много книг, стихов, снято много фильмов. К счастью, ещё есть и живые свидетели тех страшных лет – ветераны участники войны, труженики тыла, дети войны, которые могут о ней рассказать. Но кроме того есть "немые свидетели", которые хранят живые страницы истории.(показывает фотографии писем на картинках). Это фронтовые письма. Расставаясь с родственниками, уезжающими на войну, родные просили солдат:

«Пишите письма», ради всего святого!

Пишите письма, хотя бы два слова!

Осенью, летом, в снегопад, в зной,

Пишите мамам: «Я – живой!»

Самое главное: «Я – живой!»

Самое важное: «Я – живой!»

Важно помнить и о том, что во всех боях, сражениях и битвах участвовали обыкновенные люди, у которых, помимо большой любви к Родине и ненависти к врагу, были свои собственные переживания и заботы, радости и огорчения.

Ученик.

Писем белые стаи

Прилетали на Русь.

Их с волнением читали,

Знали их наизусть.

Эти письма, поныне

Не теряют, не жгут,

Как большую святыню

Сыновьям берегут.

(Слайд 20) Во многих семьях, в музеях хранятся письма военного времени. Это письма с фронта или из тыла на фронт. В них жизнь, в них память. Нельзя недооценивать значение этих писем. Они спасали наших воинов, поднимали боевой дух, помогали хоть немного отвлечься от тягот войны. Они давали воинам надежду на будущее, напоминая о том, что дома их ждёт семья. С нетерпением и замиранием сердца ждали писем и в тылу, чтобы порадоваться победам в боях и вместе погоревать о неудачах.

Через большинство писем проходит мысль, что солдаты не просто защищают свою землю, но, прежде всего, своих родных: жен, детей, родителей. И это придавало им силы.

Для пересылки писем использовались самодельные треугольники. Их складывали из любой оказавшейся под руками бумаги, вплоть до газетной. Но могли они быть сложены и из специальной почтовой бумаги. На наружной стороне писали -город,улицу,номер дома, фамилию и имя того,кому предназначается письмо. Затем проводили черту, а под чертой писали номер военной части и фамилию отправителя. На обратной стороне –ставили печать, если письмо проходило через почту. Иногда письма проверяли и тогда ставили печать-проверено.

Треугольником сложен пожелтевший листок.

В нем и горькое лето, и сигналы тревог,

В нем печаль отступленья в тот отчаянный год,

Рвется ветер осенний и команда: вперед!

Даже смерть отступала, хоть на несколько дней,

Где солдатские письма шли дорогой своей.

И с поклоном последним письма, полные сил,

От погибших в сраженьях почтальон приносил.

Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,

И бессонную правду фронтовых голосов.

В письмах вера солдата в наши мирные дни,

Хоть и были когда-то так далеко они.

(Слайд 21,22) На предыдущем уроке мы с вами выполнили заготовку для нашего поздравительного уголка – открытки. Лист бумаги формата А-4 состарили с помощью чая, распечатали поздравление, а на обратной стороне напечатали импровизированную печать и поздравительную надпись. Также вырезали звезду и подготовили георгиевскую ленту.

(Слайд 23,24,25,26) Возьмите в руки листочки и аккуратно, как показано на схеме на доске –складываем. Сначала берём верхний уголок и опускаем его вниз так, чтобы у нас получился треугольник. Затем другой уголок опускаем вниз так, чтобы у нас получился треугольник поменьше. Теперь нижние уголки загибаем вверх так, что у нас получаются небольшие треугольники. Получается вот такой треугольник, который мы сейчас украсим. Приклеиваем георгиевскую ленту, а затем звезду. Уголок готов!


Фронтовые письма – это документы, которые никого в любом возрасте не могут оставить равнодушным. В них жизнь и эмоции воинов, сражавшихся за мир на своей земле, сражавшихся за будущее своих детей. Именно благодаря мужеству и героизму русского народа, который одержал Победу в 1945 году, мы сейчас живём в мирной и свободной стране. Наши деды и прадеды сражались за то, чтобы мы никогда не узнали и не пережили тех ужасов, которые им довелось пережить.(слайд 27)

Прошу вас, храните солдатские письма.

Они и просты, и порою грустны,

В них столько надежды и вечного смысла,

Прошу вас: храните солдатские письма,

Тревожную память людской доброты!

Рефлексия.

Дети исполняют песню «О той весне» и показ клипа с этой песней.



















































Вспомним безмятежный детский сон счастливый,
Первый солнца луч неторопливый,
Запах яблок, зреющих в саду,
Вспомним самый страшный день в году.
 


1. А мы не будем памяти перечить,
И часто вспоминаем дни, когда
Упала им на слабенькие плечи
Огромная, недетская беда.


2. Была земля жестокой и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У них и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.

3. В годы войны было горя много,
И никто никогда не сочтет,
Сколько раз на своих дорогах
Оставляла война сирот.

4. В эти годы порой казалось,
Что мир детства навек опустел,
Что не вернется радость
В город, где дома без стен.

5. Был серебряным смех девчонок.
Но его заглушила война.
А седины ребячьих чёлок…
Разве этому есть цена?
Дети войны..Как  же выжили вы?
Дети войны..Устоять как смогли?


Горнили к бою трубы полковые.
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые:
На левый флаг, в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в бою они умели
Не отступать, а побеждать.
Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага –
Сыны полков своей страны.




Писем белые стаи

Прилетали на Русь.

Их с волнением читали,

Знали их наизусть.

Эти письма, поныне

Не теряют, не жгут,

Как большую святыню

Сыновьям берегут.



Спасибо, Вам, за то,

Что вновь приходит день.

Что зреет хлеб, и что взрослеют дети

Спасибо, Вам,

За всех родных людей,

Живущих на таком огромном свете!






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Горбунова Татьяна Геннадьевна, Кокорина Татьяна Александровна.

Дата: 18.12.2015

Номер свидетельства: 267674


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства