Система вопросов: - Какие виды внеурочной деятельности вызывают у ваших детей интерес? -В какое время было бы удобно заниматься? -Как вы можете помочь ребенку развивать свои интересы вне уроков? -Как организовать баланс между учебой и внеурочной деятельностью? -Спасибо за ответы. Выдвижение гипотез, предположений: - Допустим, ваш ребенок не хочет заниматься дополнительными занятиями- будет ли это мешать его развитию? Как вы считаете, насколько важна поддержка родителей при выборе внеурочной деятельности? Должны ли родители самостоятельно решать, чем будет заниматься их ребенок, или важно учитывать его собственные предпочтения? -Сегодня нам предстоит решить эту проблему. - Что такое внеурочная деятельность? Внеурочная деятельность — это занятия педагогов с детьми в школе, которые отличаются от учебной программы. Это могут быть кружки, секции, экскурсии, соревнования, исследования. Внеурочная деятельность регулируется СанПиН 2.4.2.2821-10. (Министерство образования и науки Российской Федерации. "Образовательные программы общего образования"). Продолжительность внеурочной деятельности зависит от возраста. Музыкальные занятия, рисование, лепка, чтение и рукоделие для учеников 1–2 классов должны длиться не больше 50 минут. В остальных классах продолжительность внеурочной деятельности не должна превышать 1,5 часа. -Обязательна ли внеурочная деятельность? Согласно 28-й ст. ФЗ «Об образовании» каждая школа может сама решать, обязательно ли ученикам посещать внеурочную деятельность. В Письме Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности» внеурочную деятельность называют неотъемлемой частью основной общеобразовательной программы, поэтому многие школы настаивают на посещении. По ФГОС, у внеурочной деятельности есть несколько направлений: Духовно-нравственное. На таких занятиях в детях воспитывают бережное отношение к природе, патриотическое настроение, моральные нормы. Школьникам могут рассказать, кто такой патриот и почему важно уважать членов семьи и окружающих. Физкультурно-спортивное и оздоровительное. Цель таких занятий — поддержать в детях любовь к здоровому образу жизни. Учитель может устроить соревнования класса или эстафеты в спортивном зале. Социальное. Это направление внеурочной деятельности учит детей взаимодействовать друг с другом. Классный руководитель может приготовить игры, для которых необходимо работать в группах. Общеинтеллектуальное. Такая внеурочная деятельность помогает дополнить программу школьного образования и получить более глубокие знания в разных науках. Сюда можно отнести математические кружки или тематические викторины. Общекультурное. Благодаря этому направлению дети больше узнают про мировую историю и культуру. В рамках этого направления можно провести фестиваль национальностей и ближе познакомиться с традициями народов, проживающих на территории России. -Сейчас в каждой школе есть обязательные часы внеурочного занятия. Один из них это «Разговор о важном». Минпросвещения России с 1 сентября 2022 года запустило в российских школах масштабный проект – цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном» 1 раз в неделю по понедельникам темы и содержание внеурочных занятий разрабатываются на федеральном уровне. Центральные темы «Разговоров о важном» — патриотизм и гражданское воспитание, историческое просвещение, нравственность, экология и др. -Еще есть «Орлята России». Это уникальный проект, объединяющий детей, педагогов и родителей по воспитанию активных граждан нашей страны Помогает увидеть и раскрыть таланты ребёнка. Причины: Как вы думаете, почему дети не хотят заниматься дополнительными занятиями? Каковы причины? Предлагаю метод “Дерево проблем”. Представьте, что снижение интереса к чтению у наших детей — это ствол дерева. Корни дерева: это причины, по которым дети не хотят заниматься внеурочно. Давайте подумаем, что подпитывает эту проблему? (перегрузка и усталость, отсутствие интереса и мотивации, страх неудачи или низкая самооценка, социальные причины, несовпадение с интересами ребенка, психоэмоциональные причины и т.д.) Ветви дерева: это последствия, к которым приводит отсутствие участия в дополнительных занятиях. Что происходит, если дети не ходят на занятиях? (недостаток развития социальных навыков, ограничение возможностей для самореализации, меньший интерес к учебе и развитию, потенциальное развитие чувства неполноценности или изоляции и т.д.) Наша задача — вместе вырастить это «Дерево проблем», чтобы наглядно увидеть все причины и последствия и понять, как помочь нашим детям правильно выбрать и посещать внеурочные занятия! (групповая работа, контроль с помощью документ камеры). -Итак, мы выявили причины отсутствия участия детей во внеурочных занятиях. -Давайте прочитаем причины, которые подчеркивал российский педагог и психолог Василий Александрович Сухомлинский: Отсутствия внутренней мотивации Проблем с самореализацией и личностного дискомфорта Страхов, связанных с неуспехом и критикой Недостатка интереса или неподходящих условий -Теперь посмотрим на статистику участия во внеурочной деятельности среди учащихся начальных классов в нашей школе: 50% детей регулярно участвуют в различных кружках и секциях (рисование, музыка, спорт). 25% детей участвуют время от времени, выбирая наиболее интересные для себя виды деятельности. 25% учащихся не участвуют в внеурочной деятельности по причине отсутствия интереса или ограниченных возможностей. Способы решения проблемы: -Сейчас будем решать проблему, продолжая использовать метод «Дерево проблем». Вы должны написать свои рекомендации, как помочь ребенку сделать правильный выбор при выборе внеурочной деятельности? (работа в группах), (1 мин). Потом озвучиваете свои ответы. Благодарю за ваши идеи Вывод: Чтобы помочь ребенку сделать правильный выбор внеурочной деятельности, необходимо создать условия для его информированности, поддержки и самостоятельности. Важно учитывать его интересы и дать возможность попробовать разные варианты, что способствует развитию ответственности и уверенности в себе. - Хочу дать вам несколько рекомендаций: Обратите внимание на интересы ребенка Важно учитывать его личные увлечения и предпочтения. Источник: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) — раздел «Развитие интересов и творческих способностей детей». Ссылка: ФГОС НОО (Образовательный стандарт) Проводите совместный выбор и обсуждение вариантов Вовлекайте ребенка в процесс выбора, помогайте ему понять разные возможности. Источник: Люблинская А. А. "Психология развития младшего школьника". Ссылка: Научно-образовательный портал "Педагогическая Россия" Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения Это способствует развитию ответственности и самостоятельности. Источник: Выготский Л. С. "Психология развития ребенка". Ссылка: Лев Выготский — Википедия Обеспечьте сбалансированное расписание Следите, чтобы внеурочные занятия не мешали учебе и отдыху. Источник: Министерство образования РФ — рекомендации по организации режима ребенка. Ссылка: Министерство образования РФ Поддерживайте инициативу и хвалите за попытки Важна позитивная мотивация. Источник: Бандура А. "Социальное научение". Ссылка: Бандура А. — Статья на сайте "Психологос" Обсуждайте с ребенком его впечатления и чувства от занятий Это поможет понять, нравится ли ему выбранная деятельность. Источник: Теория эмоциональной сферы детей — Гусев В. П. Ссылка: Психологический портал "Психология и образование" -На ваших партах лежат QR-коды, вы можете забрать их домой и отсканировав их вы получите список книг, которой можете пользоваться, разбираясь в данной теме подробнее. https://disk.yandex.ru/i/udJ3oFQT0_xmFA |