Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра "По тропинкам И. Я. Яковлева"»
Интеллектуальная игра «По тропинкам И. Я. Яковлева»
Цели:
1. Воспитание любви к Родине, воспитание чувства национальной гордости.
2. Знакомство с биографией и творческой деятельностью великого патриота России и Чувашской земли Ивана Яковлевича Яковлева.
3. Формирование понимания общечеловеческого, гуманистического характера произведений И. Я. Яковлева.
Ход мероприятия:
Знакомство. Настрой на работу. Биография И. Я. Яковлева.
Прозвенел уже звонок,
Позвал детей всех на урок.
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись все и сели.
- Здравствуйте, ребята! (уважаемые гости)
- Скажите, пожалуйста, в какой республике мы живем?
-Правильно. Мы живем в Чувашской Республике. Она - наша любимая Родина.
- В нашей республике много известных людей. О ком пойдет речь мы узнаем отгадав кроссворд.
1.Кроссворд «Яковлев»
Отгадайте название рассказа и впишите в кроссворд. А потом прочитаем ключевое слово
Волк и (ягненок)
Старик и (комары)
Лентяй и (лодырь)
Стрекоза и (муравьи)
Как мужик (лошадь) искал
Лисичка – (сестричка)
Дойная (корова)
- И. Я. Яковлев – просветитель чувашского народа, создатель чувашского алфавита, автор первого чувашского букваря, учитель, писатель, патриарх чувашской культуры.
Сегодня мы собрались с вами на интеллектуальную игру «По тропинкам И. Я. Яковлева». В этом году Ивану Яковлевичу исполняется 170 лет. Познакомимся с его рассказами для детей и выделим крупицы (образно говоря) горошины мудрости, которые он адресует нам, своим потомкам. В начале, мы познакомимся с биографией одного из самых ярких представителей чувашского народа И. Я. Яковлева.
II. Работа с командами
- Знакомимся с членами жюри.
Условие конкурса: отвечать надо быстро, командам задаются одинаковые вопросы. Ответы нужно писать на листочке. Каждый ответ – это 1 балл.
2. Конкурс «С какого произведения эти строчки?»
- Пегая, дед, пегая. (Как мужик лошадь искал)
- Голос у него - прямо заслушаешься, хвост - загляденье, колесом. (Петух)
- Запряг я ее зимой в салазки, уселся в них. (Хураська)
- В лесу она в летнюю пору выводит птенцов, таскает для них в деревне яйца.
( Чак-чакак )
3.Конкурс «Знаете ли вы пословицы?»
- А теперь, ребята, такое задание: я буду называть пословицу, а вы будете должны ее продолжить и угадать название произведения:
Жадность до добра … (не доведет) (Мышь)
Раз обманешь, другой, а третий – (заплачешь) (Лгун)
Вода без сучков: попадешь в нее – (не зацепишься) (Весной)
4. Конкурс «Картинная галерея». (Калач, Сова и Заяц, Корова и Козел)
- Узнай сказку по иллюстрации.
5.Конкурс «Собери », сказанные И. Я. Яковлевым
Два языка – два ума, три языка – три ума.
Музыка – для чувств, математика - для ума.
6.Конкурс «Угадай название произведения»
- По опорным словам отгадайте название произведения.
Сноп, серп, старший брат, отец (На жнитве)
Забор, бык, сноха, река, свекровь, сын (Сармандей)
- Перед нами будут выступать герои рассказа И. Я. Яковлева «Сармандей»
7.Конкурс «Узнай предмет»
- Угадать название произведения по словам.
Хвост петуха («Петух»)
2) Яблоко («Лентяй и лодырь»)
3) Яйца («Чакак»)
4) Салазки («Хураська»)
5) Волк («Лгун»)
8. «Конкурс « Наборщик»
Какие можно составить слова из букв слова ПРОСВЕТИТЕЛЬ. (Свет, толь, тело, соль, ель, стол, рис, тир, село…)
9.Конкурс «Найди слово внутри слова»
- Зачеркните одинаковые согласны буквы получите новые слова (Завещание)
Збадвгерщгарнбиед
- Послушаем Завещание, которое оставил Иван Яковлевич чувашскому народу.
Яковлев страстно любил родной язык и отводил ему огромную роль в духовном развитии народа. «Умение слушать, это такое же искусство, как умение рисовать, сочинять музыку или стихи. Моя просьба к вам – научитесь слушать объяснения учителей», - так он внушал своим ученикам.
Вывод: надо стремиться к тому, чтобы духовное благополучие было у всех. Начинать надо с себя, с семьи. Тогда и мир будет крепче!
III. Подведение итогов.
Рефлексия.
- Ребята, вы отлично потрудились. Молодцы!
Кому-то из вас было сегодня не очень легко, но вы справились.
- Какие задания вам понравились больше других?
- Какие задания были для вас трудными?
- Что дал урок?
С каким настроением вы заканчиваете наше занятие, отметьте на дереве успеха.
«Дерево успеха»
– Зелёный лист – было интересно, было много полезного;