kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Инсценировка якутской сказки "Старуха Таал-Таал"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий инсценировки можно использовать на уроках якутского языка, конкурсах и  мероприятиях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Инсценировка якутской сказки "Старуха Таал-Таал"»

Открытый мероприятия.

Сценарий.

Время: 21 февраль 2015г

Класс: 3 «а»

Сценарий составила: Учитель якутского языка и КНРС (Я) – Надежда Семеновна Ушницкая.

Место проведения: МОУ СОШ № 4. Актовый зл.

Тема: «Таал – Таал эмээхсин» (Старушка Таал – Таал).

Цель:

  • Ознакомление с устным народным творчеством якутского народа.

  • Развитие познавательного интереса якутской речи.

  • Воспитание уважения к духовной культуре народа Саха.

Оборудование: ИКТ, ролевые маски, музыкальная окраска.

Ведущий: Оля Корнева- учениыа 3 «а» класса.

Таал – Таал эмээхсин: Маржона Тажибаева – ученица 3 «а» класса.

Муус: Денис Долгопотов – ученица 3 «а» класса.

Кʏн: Кочнева Лена – ученик 3 «а» класса.

Былыт: Усенко Катя – ученица 3 «а» класса.

Тыал: Лисина Дария – ученица 3 «а» класса.

Υрдʏк хайа: Доросеевич Даша – ученица 3 «а» класса.

Кутуйах: Пастернак Лиза – ученик 3 «а» класса.

Ыт: Дима Лисин – ученик 3 «а» класса.

Киhи: Алеша Лискун – ученица 3 «а» класса.

Абааhы: Вронский Миша – ученик 3 «а» класса.

Ойуун: Бондаренко Илана – ученица 3 «а» класса.

Уот: Королеа Богдана - ученица 3 «а» класса.

Уу: Катя Соловьева - ученик 3 «а» класса.

Сир: Нестерев Игорь – ученик 3 «а» класса.

Ход мероприятии:

Ведущий: Пошла старушка Таал – Таал однажды по воду. Дело было зимой, зачерпнула бабка воду и уже собралась в обратный путь, да взбрело, старой, в голову молодость вспомнить и на льду около проруби покататься. Немного бабка накаталась – поскользнулась и грохнулась прямо на лед. Всочить сразу не сумела, а когда силенкой собралась = уже поздно было; успела примерзнуть ко льду. Нечего делать, начала рассуждать – думать, кого бы позвать на помощь. И вот лежит на льду и спрашивает:

Таал – Таал:

- Муус – муус, эн миигин ыыппаккын, оччо5о эн кʏʏстээххин дуо? (Лед, лед, ты меня неотпускаешь – значит, ты сильный?)

Муус: - Мин кʏʏстээх бѳ5ѳ буолла5ым ( я конечно сильный).

Таал = Таал: - Эн кʏʏстээххин эрээри, кʏн-кʏн то5о уулларар? ( Но хоть, ты и силен – солнце растапливает тебя?).

Муус: Оччо5о кʏн кʏʏстээх буолуо. (да, пожалуй солнце сильнее).

Ведущий: Тогда бабка спросила солнце.

Таал – Таал: Кʏн - кʏн, эн кʏʏстээххин дуо? (Солнце, солнце, ты очень сильное?

Кʏн: Мин кʏʏстээхпин. (я конечно сильное)

Таал – Таал: Кʏн, кʏн кʏʏстээх буоллаххына, то5о эйиигин былыт бʏрʏйэр? (Но хоть ты и сильное, а туча закрывает тебя).

Кʏн: Оччо5о былыт кʏʏстээх эбит. (Выходит туча сильнее).

Таал – Таал: Былыт, былыт эн кʏʏстээххин дуо? (туча, туча сильна ли ты?).

Былыт: Кʏʏстээх буолла5ыам дии. (конечно сильный).

Таал –Таал: Былыт, былыт эн кʏʏстээх буоллаххына, то5о эйиигин тыал ʏʏрэрий? (Ты сильна , а ветер однако, уносит тебя).

Былыт: Тыал кʏʏстээх эбит.( верно ветер сильнее).

Таал – Таал: Тыал, тыал эн кʏʏстээххин дуо? (Ветер, ветер, считаешь ли ты себя сильным?).

Тыал: Дьэ, мин олус кʏʏстээхпин (да, я очень сильный).

Таал – Таал: Ол эрэн ʏрдʏк хайайаны, эн хайдах да кыайбаккын.(Однако высокую гору ты ни как не победиш)

Тыал: Оччо5о ʏрдʏк хайа кʏʏстээх эбит(да, пожалуй высокая гора сильнее)

Таал – Таал: Хайа, хайа, эн кʏʏстээххин дуо? (гора, гора сильна ли ты?).

Гора: Кʏʏстээх буолла5ым ( конечно, сильна).

Таал – Таал: Оччо5о то5о, кутуйах дьѳлѳ сʏʏрэр ? (как ты не сильна, а серая землеройка прорывает тебя насквозь).

Гора: Дьэ оччотугар кутуйах кʏʏстээх эбит. (Что ж, получается, что серая земляройка сильнее).

Таал –Таал: Онтон эн, кутуйах, кʏʏстээххин дуо? (А ты, земляройка, считаешь ли себя сильной?).

Кутуйах: Ѳссѳ хайдахтаах кʏʏстээхпин. (Еще бы! Я сильная).

Таап = Таал: Кутуйах, кутуйах эн кʏʏстээх буоллаххына, то5о ыт эйиигин куттууруй?( Силная, а попадешь собаке в лапы, и конец тебе).

Кутуйах; Оччотугар ыт кʏʏстээх эбит.(тогда собака сильнее).

Таал – Таал: Ыт,ыт эн кʏʏстээххин дуо?( Собака ты сильная?).

Собака: Мдаа, мин кʏʏстээхлин (да я сильный).

Таал - Таал: Ыт , ыт, эн кʏʏстээх буоллаххына то5о киhини истэ5ин?.(Силная, но, согласись человек - то посильней тебя).

Собака: Киhи кʏʏстээх эбит.( согласен, человек сильнее).

Таал – Таал: Киhи, киhи эн кʏʏстээххин дуо? (Ну, а ты, человек, считаешь ли себя сильным?).

Киhи: Дьэ, мин айыл5а тойонобун. (Как же, как же! Я - царь природы.)

Таал – Таал: Киhи, киhи эн, кʏʏстээх буоллаххына, то5о абааhыттан куттана5ын? (Царь = то царь, но черта боишься. Захочет черт и сгубит тебя).

Киhи: Оччотугар, абааhы кʏʏстээх эбит.(Да, выходит черт сильнее).

Таал –Таал: Абааhы, истэ5иэн, Бэйэҥ тускунан туох дии саныыгын? (Черт, слышишь, о тебе разговор идет. Как ты про себя скажешь?)

Черт: Туох диэри гына5ын, биллэр буолла5а дии мин кʏʏстээ5им. (А что говорить, и так ясно, что я всех сильней).

Таал – Таал: Абааhы, эн кʏʏстээх буоллаххына то5о ойуун эйиигин кыайарый?(Но ты разве забыл, что шаман своими заклинаниями побеждает тебя?).

Черт: Оо дьэ! Ойуун кыратык кʏʏстээх эбит. (шаман немножко сидьнее)

Таал – Таал: Ойуун, ойуун эйиигиннээ5эр кʏʏстээх баар дуо? (Шаман, шаман есть ли кто сильнее тебя?).

Ойуун: Миигиннээ5эр кʏʏстээх суох. (сильнее меня нет).

Таал – Таал: Дьэ ойуун эн кʏʏстээхпин диигин даа эн уокка киирэн тахсыбаккын ѳлʏѳм диэн салла5ын дуо? ( Да, шаман, ты силен, что и говорить. Но почему ты не бросаешься в огонь во время обряда – не иначе, боишься погибнуть в нем?).

Ойуун: Уот миигиннээ5эр кʏʏстээх.(огонь сильнее меня).

Таал – таал: Уот, уот эн кʏʏстээххин дуо? (огонь, огонь ты очень сильный?)

Уот: Буолуон сѳп, туох барыта миигиттзн куттанар, мин кимтэн да туохтан да куттаммаппын. (Разумеется. Все меня боятся, а я никого не боюсь).

Таал – Таал: Оннук, ол эрэн эн уу баарын умуннуҥ, кини эйиигин умулларарын. ( Это так. И ты запамятовал о воде; она то гасит тебя).

Уот: Дьэ уу умайбат. Кини кʏʏстээх (Да вода не горит, он сильнее).

Таал – Таал: Уу,уу, дьэ эн кʏʏстээх инигин?( вода, вода, ты небось считаешь себя самой сильной?).

Уу: Мин саамай кʏʏстээхпин. (Да я очень сильный).

Таал – Таал: Ол эрэн,Ийэ сир эйиигин бэйэтигэр иҥэринэр эбээт. (но как бы ты ни была сильна – мать земля впитывает тебя).

Уу: Кырдьык сир миигиннээ5эр кʏʏстээх (Верно, земля еще сильнее).

Таал – Таал: Сир, сир, эйиигиннээ5эр кʏʏстээх бу дойдуга баар дуо? (Земля, земля, тебя спрашиваю; есть ли кто на свете сильнее тебя?).

Сир; Туох да суох , ким да суох миигин кыайар. (Нет никого, никто и ничто меня не может одолеть).



Теперь бабка Таал – Таал знала, что самый сильный на свете, знала, кого надо просить о помощи.

И земля освободила ее ото льда.



Кѳрсʏѳххэ диэри!.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Инсценировка якутской сказки "Старуха Таал-Таал"

Автор: Маргарита Васильевна Кондакова

Дата: 26.03.2023

Номер свидетельства: 628392


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства