Вступление. В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Буквы рукописного шрифта – это различные комбинации определенных элементов. И. Н. Садовникова выделяет оптически и кинетически сходные буквы.
Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме. Коррекционная работа при данном виде дисграфии направлена на закрепление связи между звуком и буквой, развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза, пространственных представлений.
Основная часть
Примерные задания по дифференциации звуков и букв (на примере п и т).
Участники выполняют задания, разделившись на 3 группы.
1 .Закрепление образа букв:
Рассмотреть, из каких элементов состоят буквы, на что они похожи. Начиная работу по дифференциации букв п – т, необходимо обратить внимание детей на количество элеметов, составляющих букву п (2 элемента), букву т (3элемента) и в дальнейшем опираться на это различие. Можно предложить сказку «Торопыжка»
Жила-была буква т. У нее было три ноги, поэтому она очень быстро бегала. Все звали ее Торопыжкой. Бегала, бегала буква т и сломала одну ножку. Прихромала она к Царице Грамматике: «Что мне делать, у меня сломалась одна ножка», - жалуется она. Теперь ничего сделать нельзя, у тебя было три ноги, ты называлась буквой т, а теперь у тебя осталась только пара ног и ты будешь называться буквой п»,- ответила Царица Грамматика. Так буква т превратилась в букву п. Сравни буквы «п» и «т», из каких элементов они состоят?
Конструирование букв из проволоки.
Выложить их из мозаики, крупы.
Сложить их из частей.
Вырезать буквы из бумаги.
Дорисовать буквы.
Игра «Шифровка» (расшифруй слоги: вместо цифр напиши буквы п или т)