Предварительная подготовка: за месяц до проведения праздника учащимся поручено прочитать сказы П. П. Бажова, нарисовать иллюстрации к понравившимся произведениям.
Ход мероприятия:
1 ученик:
Когда говорят о России –
Я вижу свой синий Урал. Как девочки, сосны босые Сбегают с заснеженных скал. Я слышу – до жадного слуха Пробилась она сквозь века – Грохочет, гремит Громотуха, Веселая, злая река. Мне любы степенные речи, Ночевки в избушках лесных, И тяжесть котомки заплечной, И ветер тревожной весны, Гор неприступных высоты, Где камни прозрачны, как лед, И радость пытливой работы, И песни спокойной полет, Над краем, где сосны босые, Сбегает с заснеженных скал... Когда говорят о России – Я вижу свой синий Урал.
2 ученик:
Прославлены умельцы – камнерезы, Хранители волшебного огня, Чеканщики по стали и железу Уральцев знаменитая семья. Да славятся седые рудознатцы, - Пытливый, неуступчивый народ, Умеющих без карты разобраться В подземных дебрях каменных пород. Почет и слава вам, мастеровые: Горняк, строитель, токарь, сталевар, Сыны труда, чьи руки золотые Подняли и прославили Урал.
Ведущий:
Урал наш батюшка богат и могуч, богатства его неисчислимы.
А открываются они только смелым, да умелым, да чистой душе.
Славится наша земля талантами. Жил когда-то на Урале замечательный человек, великий русский писатель Павел Петрович Бажов, сказитель земли Уральской. История нашего края неразрывно связана с его именем. 28 января 2016 года ему исполнилось 137 лет. Вот он- то и рассказал миру об Уральских умельцах, прославил в своих сказах родной край.
3 ученик:
На Урале, что ни слово, Что ни речь - то целый клад! Сказы дедушки Бажова Знает нынче стар и млад!
Ведущий:
И сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в мир сказов этого великого уральского писателя. Познакомимся поближе с его творчеством. Проверим, знаете ли вы его произведения. Готовы? Ну, тогда в путь.
Ведущий:
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была большая белая борода и живые, необыкновенно добрые, внимательные, лучистые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали. А вы, ребята, узнали, о ком идёт речь? (ответы детей)
Верно, это - Павел Петрович Бажов.
(На экране появляется 2 слайд с портретом писателя.)
Его друзья писатели говорили о нем так:
«Это сверкающий самоцвет уральской литературы»
«Человек он очень простой, скромный, задушевный, спокойный, добрый. Все считали его мудрецом»
«Это был чудесный человек. Невысокий, похожий на сказочного гнома, который поднялся из земли, чтобы рассказать о кладах Урала».
На фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. В его произведениях фантастическое сливалось с реальным, в них происходили необыкновенные события, в которых было все, как и должно быть в настоящей сказке: добро побеждало зло, вся нечисть отступала перед мужеством и чистой совестью. Но героями сказок стали не гномы, не богатыри, обладающие необыкновенной силой, а обычные люди. И поэтому его произведения называют сказами, а не сказками. Сказ – это сказка на основе достоверных фактов с некоторым вымыслом.
Павел Петрович Бажов был очень образованный, мудрый человек, который долго работал учителем, затем журналистом, много ездил по Уралу, жил в разных городах: Сысерть (родился, Полевской, Камышлов, Невьянск, Екатеринбург). Работая в разных газетах, Бажов писал о людях труда, славил рабочих Урала. Но известным на весь мир писателем он стал благодаря своим изумительно интересным сказам, которые вошли в сборник – «Малахитовая шкатулка».
Ведущий: Ребята, а какие сказы вам запомнились?
Дети:
1. «Серебряное копытце».
2. «Огневушка – Поскакушка».
3. «Голубая змейка»
4. «Медной горы Хозяйка».
5. «Малахитовая шкатулка»
6. «Каменный цветок»
7. «Синюшкин колодец»
Ведущий:
«Широко, далеко пораскинулся
Богатырь великий – Седой Урал!
Камни дивные, самоцветные
В тайне синих гор щедро он собрал!
То волнами узорчатость дорожки,
То редкая причудливость куста
Демидовскую медницу – Гумёшки,
Прославил этот камень неспроста.
В нем навсегда застыл зеленый пламень,
Красив своим рисунком минерал.
Скажите, как зовется этот камень,
Во всех краях, прославивший Урал?
Дети: малахит.
Ведущий: «Угадай героя сказа?»
Козел тот особенный был;
Правой ножкой о камешки бил,
В каком месте топнет –
Камень дорогой появится.
Даренка все смлтрит и удивляется …
Издалека-то его не разглядишь
И не разберешь, а близко к нему,
Как ни старайся, не подойдешь. (Серебряное копытце)
Махонька девчонка –
Сама вроде кукленочка –
Резвехонько так пляшет,
В руке платочком машет. (Огневушка – Поскакушка)
Небольшого росту девка,
И сама вся статная,
И коса ее чернява,
Да такая ладная.
Платье цвета малахита,
В косе ленты красные,
Глаза. Словно изумруды, -
Волшебные, ясные. (Хозяйка медной горы)
Звучит музыка в зал входит Хозяйка Медной горы.
Хозяйка Медной горы:
Здравствуйте, дети! Вы узнали меня? Да, я Хозяйка Медной Горы, хранительница земных богатств Урала. Еще меня зовут Малахитнецей, а кто и каменной девкой кличет. Я очень рада снова видеть вас всех! Сегодня я приглашаю вас в путешествие по сказам П. П. Бажова, всего их 96. В нашем путешествии мы еще раз вспомним, а быть может, даже и встретим, героев сказов – добрых, талантливых людей. У меня есть моя волшебная малахитовая шкатулка. Она не только полна драгоценных камней, но еще и поможет нам оказаться в сказке. Итак, отправляемся! Закрываем глаза и повторяем за мной: раз, два, три, шкатулка в сказку дверь нам отвори!
Фрагмент из сказа «Медной горы Хозяйка»
Хозяйка - Ну что, Степан Петрович, видал мое приданое?
Степан - Видал.
Хозяйка - Так как теперь насчет женитьбы?
Степан - Приданое у тебя царям впору, а я человек рабочий, простой.
Хозяйка - Ты, друг любезный, не вихляйся. Прямо говори, берешь меня замуж али нет?
Степан - Не могу, другой обещался. Не погневайся. Это хорошая девушка, сиротка одна.
Хозяйка - Молодец, Степанушка. За приказчика тебя похвалила, а за верность вдвое похвалю. Не променял свою Настеньку на каменную девку. Вот тебе подарочек для твоей невесты. (Протягивает шкатулку). Там женские украшения: серьги, кольца, броши и прочее. Не у всякой даже очень богатой невесты это бывает.
Степан - А как же я наверх подымусь?
Хозяйка - Об этом не печалься. Все будет устроено. Жить безбедно будешь. Только вот тебе мое третье испытание: обо мне, чур, потом не вспоминай. Ну, прощай, Степан Петрович! (Закрывает лицо руками, плачет)
Степан - Не плачь, прошу тебя. (Отнимает ее руки от лица)
Хозяйка - Да что мне, каменной, сделается. На-ка вот, возьми на разживу. Большие деньги за эти вот слезы-камешки люди дадут. Ступай же. И помни мой наказ.
Степан - Спасибо тебе за все. Прощай, Медной горы Хозяйка. (Низко кланяется ей). Прощай и прости, если что не так сказал. Не поминай лихом.
(Звучит русская народная музыка) .
Ведущая: Я предлагаю Вам сыграть в игру, которая называется «Доскажи словечко». Я буду читать Вам стихи, а Вы должны закончить их и угадать о каком сказе идет речь. Попробуем?
Сделал мастер чудо – Каменный цветок,
Получил в подарок Хозяйки (перстенёк)
Ставила Дарёнка во дворе корытце,
Чтоб олешек маленький мог воды… (напиться)
Тёмной ночью у костра появляется она –
Мастерица петь, плясать, самородок указать.
Звали эту веселушку – (Огневушка – поскакушка)
Хозяйка Медной горы:
Молодцы, ребята! А у меня для вас еще одно задание. Несла я свою волшебную шкатулку к Вам, да по дороге уронила, и все сказы из неё как бусины повыпали, да раскатились. Собрала я их, да только не совсем верно. Помогите мне все названия сказов правильно собрать.
Каменный мастер
Горный цветок
Синюшкино копытце
Колодец огневушка
Малахитовая змейка
Голубая шкатулка
Хозяйка Медной горы: Спасибо вам, дети! Я очень рада была встрече с вами, мне очень понравилось как здорово вы управились со всеми моими загадками. А теперь мне пора возвращаться. До скорой встречи (уходит, оставив какой-то зеленый мешочек)
Ведущий (замечает забытый Хозяйкой мешочек)
Ребята, а что это? (Голос Хозяйки: Это вам подарок от меня)
Давайте посмотрим, что там? (открывает мешочек, там конфеты)
Нам всем приятно было познакомиться с творчеством П. П. Бажова и встретиться с самой Хозяйкой Медной Горы. О многом рассказал нам Павел Петрович: о родном Урале, о талантливых мастерах прошлого, о добрых, любознательных детях, жизнь которых была бедной и трудной, об удивительных сказочных героях, которые охраняли тайны и клады Урала.
«В который раз склонимся мы над книжкой,
Впитаем мудрость этих слов.
Нам не забыть рассказов деда Слышко
Спасибо, добрый дедушка Бажов».
Ведущий
Мастер и мастерство – главные герои бажовских сказов. А мудрость, талант, трудолюбие, доброта – главные их свойства. Литературные герои Павла Петровича Бажова шагнули со страниц книги в нашу жизнь.
- Что вам запомнилось на классном часе? Чтобы вы хотели ещё узнать?
(Ответы детей.)
Дорогие ребята! Наше с вами путешествие подошло к концу. Хотелось бы пожелать вам дальнейших поисков красивого и необычного в нашей обыденной жизни, и берегите и храните то, что остается нам от предков и от великих людей в наследство. Всего самого наилучшего!
Литература для подготовки урока по творчеству П.П. Бажова.
Бажов П.П. “Малахитовая шкатулка”.- М.: Художественная литература, 1990 год;
Борисенко Е. “Как Данила у Хозяйки Медной горы побывал”, “Сценарии и репертуар”, 2004 г., № 5, стр. 77-86;
Гуляева Е. “Самородочек”, “Театр читателя”. Репертуарный сборник, 2007 год, № 4, стр. 139-160;
Лучников Г. Драгоценные россыпи. “Сценарии и репертуар”, 2004 год, №1, стр. 17-28;
Прохоренко И.Ф. Литературные викторины для учащихся 5-9 кл. / И.Ф. Прохоренко. Ростов Н/Д: Феникс, 2008 г., стр. 49;
Тихоновская Г. “Уральские сюжеты”. “Молодежная эстрада”. Сценарии, пьесы, инсценировки. Лит-муз альманах, 2005 год, № 7-8-9, стр. 22-36.