Окружной конкурс для учителей и педагогов дополнительного образования "Игра на уроке и во внеклассной работе"
Номинация «Методическая разработка»
Игра – викторина
«Самый главный на дороге – это дядя Светофор!»
Разработал:
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Афанасьева Светлана Сергеевна
г.о. Сызрань, 2019 г.
Введение
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.
"Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.",- писала Н.К. Крупская.
«Игра - забава, установленная по правилам; играть - шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем-то для забавы, от скуки, безделья» (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка.)
Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками.
Внеурочная деятельность – внеурочная работа, составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа помогает удовлетворять потребности детей в неформальном общении во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т.п.
Внеурочная деятельность стала в настоящее время важной формой воспитания детей. Часы должны быть заполнены разумно, интересно, чтобы они были действенным средством воспитания детей. В значительной мере это зависит от воспитателя, его умения увлечь детей интересным делом, дать выход их энергии, предоставить каждому возможность наиболее полно проявить себя, реализовать свои способности.
Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучения школьников, базирующихся на передовых представлениях детской психологии. И здесь на помощь учителям должна прийти игра - один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения.
Игра – постоянная и неизменная спутница детства. Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания.
Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
Игру чаще всего определяют как деятельность, выполняемую не для получения какого-либо результата, а ради самой деятельности, ради забавы.
В рамках реализации внеурочной деятельности в разделе безопасности детей, хотелось бы предложить вариант игры – викторины по закреплению правил дорожного движения.
Практическая часть.
Методическая разработка игры – викторины
«Самый главный на дороге – это дядя Светофор!»
Правила игры.
На листе ватмана изображается город. На улицах города, обочинах, дорогах крепятся одинаковые жетоны (бумажные квадратики), на которых написаны номера вопросов (с №1 по №40 – можно больше или меньше, в зависимости от имеющегося времени и возможностей).
На внутренней стороне жетона рисуется светофор, сотрудник ППС, или заправка, или жезл. Если с рисунком сложно, можно просто написать эти слова. Что они обозначают:
"Сотрудник ППС" - переход хода.
"Заправка" – набранные ранее очки удваиваются.
"Жезл " - все набранные ранее очки обнуляются.
"Светофор" - призовой балл добавляется в копилку игроков, если ответ на вопрос будет правильным.
Участвуют две команды. Разыгрывается право первым ответить на вопрос. Участники называют номер любого вопроса, учитель открывает жетон. Если жетон оказывается без вышеозначенных символов, а ответ правильный – команда получает балл. Если жетон оказался с вышеозначенными символами, то следовать их значению.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ВИКТОРИНЫ
Как безопасно можно перейти улицу? (Пользуясь пешеходным переходом.)
Какие виды переходов вы знаете? (Подземные, надземные.)
"Сотрудник ППС"
Как правильно переходить перекрёсток? (На перекрёстке разрешается переходить дорогу по линиям тротуаров или обочин.)
"Жезл "
Как быть, если нет перекрёстка или других обозначений? (Если нет перекрёстка или других обозначений, переходить надо в таком месте, где дорога хорошо просматривается в обе стороны строго поперёк её направления.)
"Светофор" Что делает на дороге регулировщик? (Он регулирует движение машин и пешеходов.)
Что означает синий цвет на дорожных знаках? (Это разрешающие и указательные знаки.)
"Заправка"
Что означает красный цвет на дорожных знаках? (Это предупреждающие и запрещающие знаки.)
"Сотрудник ППС"
Дети спокойно играют на школьном дворе. Почему они спокойны? (На школьном дворе можно играть, не боясь попасть под машину.)
Почему опасно играть на проезжей части? (Можно попасть под машину.)
"Жезл "
Можно ли перебегать дорогу прямо перед идущей навстречу машиной и почему? (Нет. Водитель не всегда сможет вовремя затормозить. Ему могут помешать дождь, снег, темнота — всё, что затрудняет обзор. Ему могут помешать свернуть в сторону другие машины.)
"Светофор" Дорога становится особенно опасной в плохую погоду. Почему? (В плохую погоду одна из причин неприятностей - это плохая видимость. Кроме этого, в плохую погоду машина не может быстро остановиться. Да и сам пешеход может поскользнуться и упасть.)
Как правильно вести себя при выходе из транспорта и переходе дороги? (Выйдя из транспорта, посмотрите, не мешает ли вашему проходу другой транспорт: встречный трамвай, машина. Лучше всего подождать, пока транспорт, которым вы приехали, отъедет и вы сможете осмотреться. Если вам нужно перейти на другую сторону, сделайте это по пешеходному переходу. Если перехода нет, всегда обходите автобус и троллейбус сзади, а трамвай - спереди.)
"Сотрудник ППС"
Старинное транспортное средство для принцесс. (Карета).
Двух- или трехколесное транспортное средство. (Велосипед).
"Жезл "
Запрещающие, информирующие и предупреждающие изображения вдоль дорог. (Дорожные знаки).
Место, где «встречаются» дороги. (Перекресток).
"Заправка"
По нему не ездят. (Тротуар).
"Светофор" Он может быть и на земле, и под землей, и над землей. (Переход).
Есть и у автомобиля, и у птицы. (Крыло).
Он определяет скорость автомобиля. (Спидометр).
"Заправка"
Место отдыха и хранения для транспортных средств. (Гараж).
"Жезл "
Контролер дорожного движения. (Инспектор ГИБДД).
Остановочное средство. (Тормоз).
"Сотрудник ППС"
Какое в России движение: лево- или правостороннее? (Правостороннее).
Можно ли идти пешеходу, если загорелся желтый свет? (Нет, необходимо стоять)
Где можно переходить проезжую часть? (На светофоре, там, где установлен знак «пешеходный переход», есть дорожная разметка пешеходного перехода (зебра), по подземному переходу).
"Светофор" Если на переходе горит светофор и инспектор ГИБДД также руководит движением, то чьи сигналы вы будете слушать? (Инспектора ГИБДД).
С какого возраста можно ездить на велосипеде по улице (дороге)? (14 лет)
"Заправка"
В заключении подсчитываются итоговые баллы, команды награждаются грамотами «Знатоков правил дорожного движения», сладкими призами.
Заключение:
Использование игры как средства воспитания во внеурочное время необходимо с целью стимулирования познавательного интереса школьников к учебному процессу и, как следствие этого, роста количественных и качественных показателей подготовленности учащихся, их успеваемости.
При частом использовании различного рода игр во внеурочное время они будут иметь еще большую эффективность, формируя устойчивый интерес учащихся к новому и интересному.
Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как средство воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития.
Привлекательность игры заключается в возникновении новых возможностей у учащихся. Эти возможности можно реализовать во внеурочное время, в свободной и интересной для детей форме - в форме игры, которая безусловно воспитывает школьников, раскрывает их таланты, учит общению со сверстниками.
Список литературы:
Афанасьев С.П., Коморин С.В. Триста творческих конкурсов. М., 2000.
Ахмадиева Р.Ш., Воронова Е.Е., Минниханов Р.Н. и др. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах. ГУ, НЦ БЖБ, 2008.
Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития: Метод. пос. для педагогов начальной и средней школы. - Калуга: Адель, 1997.
Игнатова С.В. Учим Правила дорожного движения: наглядно-методический комплект для дошкольников и младших школьников. М.: Ювента, 2013.
Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник вышел на улицу: 1-4-й классы (соответствует ФГОС). М.:ВАКО, 2015.
Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей: Учеб.-метод. пос. - М.: ВЛАДОС, 2001.
Лебедева И.А. Путешествие в страну игр: Сюжетно-ролевая игра. - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998.
Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. М., 1996.
Элькин Г.Н. Детям о правилах дорожного движения (соответствует ФГОС). М.: Паритет, 2015.