Просмотр содержимого документа
«Игра-путешествие "Дорога к здоровью"»
МОУ «СОШ с. Ново – Захаркино
Духовницкого района Саратовской области»
Дорога к здоровью
КАЗАКОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА
учитель начальных классов I квалификации
МОУ «СОШ с. Ново – Захаркино
Духовницкого района Саратовской области»
В природе всё взаимосвязано, и здоровье человека зависит не только от
отношения к окружающей среде. Для того, чтобы ребята это стало понятным, можно провести игру – путешествие, в котором они побывают на станциях Чистюлькино, Ягодная, Растяпино, Крепышкино, Грибная, Зарядкино, Лекарственная, солнечная и примут участие в спортивных соревнованиях.
Ведущими Дня Здоровья могут быть старшие учащиеся. Они заранее
знакомятся со сценарием и готовят себе костюмы: Лук – витамин С, Морковь – витамин А, Хлеб – витамин В, Травяная и Ягодная Ведьмы, Гриб Боровик, Ромашка, Земляничка, Полезная Бактерия (чистая, аккуратная, в белой одежде), Вредная Бактерия (конечно, несимпатичные), Мойдодыр, Мальчик – Крепыш, Спортсмен, Волк, Бабушка, Красная Шапочка, Грязнуля, Мальчик – Перегревшийся – на – солнце, Поганки.
После каждой станции ведущие будут вручать каждому классу карточки с
числом баллов. В заключение праздника победитель будет определён по сумме баллов.
Ход игры
Утром перед зарядкой к ребятам обращаются ведущие - Мойдодыр, витамины А, В, С, полезная Бактерия.
Мойдодыр:
Все Чуковского читали
И меня давно узнали.
Я великий умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников начальник
И мочалок командир.
Жить чтоб было интересней,
Со мной мои хорошие
Надёжные помощники.
Вот старый друг проверенный –
Полезная Бактерия.
Она просто и легко
Превращает молоко
В кефир и простоквашу,
Где живёт здоровье ваше.
/ Бактерия протягивает Мойдодыру стакан кефира /
Витамин А:
Чтобы были вы красивы,
Витамин В:
Чтобы не были плаксивы,
Витамин С:
Чтоб в руках любое дело
Дружно спорилось, горело!
Чтобы громче пелись песни,
Все витамины:
Нужно сильным стать, здоровым.
Мойдодыр:
Эти истины не новы.
Только вы ответьте мне:
Путь к загадочной стране
Все ли знают?
Дружно скажем!
Дети: Да!
Полезная Бактерия:
Поправляйся, Мойдодыр!
/ Мойдодыр выпивает кефир, благодарит Бактерию /
Мойдодыр:
Познакомьтесь – витамины:
Это – С, а этот – В.
Витамины:
Нынче к доброй медицине
Мы покажем путь тебе.
Потому перед дорогой
Разомнёмся – ка немного!
Полезная Бактерия:
Но дорога не проста:
Из – за каждого куста
Может недруг появиться.
Вам придётся с ним сразиться!
Мойдодыр:
В вашем школе живу
Уж который год.
Откровенно вам скажу:
Славный вы народ!
Никогда у вас, ребята,
Не едят немытых ягод!
А зубы – чистят, уши – моют.
Мы посмотрим на ребят
И лучший выберем отряд.
Все делают зарядку. Ведущие вручают карточки с заработанными за зарядку баллами.
Все направляются в столовую на завтрак. В столовой перед началом завтрака снова появляются ведущие.
Мойдодыр:
Посмотрите на ребят!
Не ссутулившись сидят.
Все умылись, все опрятны,
Ложки держат аккуратно.
Витамин С:
Быстро, дружно всё съедают,
Корки на пол не бросают,
Чай на стол не проливают,
Потому что твёрдо знают:
Мойдодыр и витамины А, В, С по очереди:
Кто ест красиво – глядит счастливо.
Когда я ем, я глух и нем.
Не красен дом пирогами – красен едоками.
Кто быстро ест, тот хорошо работает.
После столовой все устраиваются в актовом или спортивном зале, где и будет проходить путешествие по станциям.
Станция "Чистюлькино"
Грязнуля:
Лучше ты меня послушай:
Много сладкого покушай.
Я живу и бед не знаю –
Мыло в глаз не попадает,
Щётка дёсны не дерёт,
Губка мокрая не трёт,
Огурцы, морковь не мою.
Хочешь, друг, пойти со мною?
Тянет одного из детей. Мойдодыр хватает ребёнка за руку и тянет к себе.
Мойдодыр:
Не ходи ты с ней, не пробуй!
Загрызут тебя микробы,
Разорвут тебя на части!
Не видать грязнулям счастья!
Мойдодыр вырывает ребёнка из рук Грязнули. Выскакивают вредные бактерии и, не найдя другой добычи, набрасываются на Грязнулю.
Мойдодыр:
Что ж, поможем ей, друзья?
Ведь бросать в беде нельзя!
Грязнуля плачет и протягивает к детям руки.
Дети:
Нам тебя, Грязнуля, жалко!
Дарим мыло и мочалку.
Грязнуля берёт подарки, поворачивается спиной к ребятам, лицом – к Вредным Бактериям, которые, увидев мыло, в ужасе убегают. Грязнуля быстро снимает с лица страшную, грязную маску и с головы – парик. Поворачивается лицом к ребятам.
Грязнуля (глядится в зеркало):
Я себя давно забыла,
А теперь лицо умыла –
Да и стала вспоминать.
(оглядывает свой наряд)
Платье, что ли. Постирать?
Мойдодыр:
Постирай его скорей!
Может, к вечеру успеешь
Ты на праздник в классе нашем?
До свиданья! Едем дальше!
Станция "Ягодная"
Сидит Ягодная Ведьма и держит корзиночку. Она протягивает её детям.
Ягодная Ведьма:
Как же я вам рада!
Слаще шоколада
И вкусней, чем ананас, -
Эти ягоды для вас!
Выскакивает Земляничка, отнимает у неё корзиночку.
Земляничка:
Не сошла ли ты с ума?
У тебя здесь бузина!
Да ещё белладонна!
Гибель ты несёшь в ладонях!
Убери свою корзину!
Возвращает её Ведьме.
- Посмотрите на картинку:
Эти ягоды, друзья,
Собирать в лесу нельзя!
В каждой яд опасный есть.
Если их однажды съесть,
Можно сильно отравиться,
И придётся вам лечиться.
Земляничка спрашивает у детей, какие они знают ядовитые несъедобные ягоды.
/ Показ слайдов с ягодами белладонны, бузины, ландыша и других несъедобных ядовитых ягод./
Станция "Растяпино"
Ребята встречают Красную Шапочку. У неё за спиной Бабушка бинтует Волку голеностопный сустав.
Красная Шапочка:
Всё, как было в старой книжке:
Повстречался мне Волчишка.
Он про бабушку проведал,
Нас решил перехитрить…
А пришлось его лечить.
Хоть он и злой, а жаль бедняжку!
Побежал волк по оврагам,
Там за корень зацепился,
Поскользнулся, повалился.
И теперь он инвалид!
Волк:
У меня нога болит!
Я раскаиваюсь горько (плачет)!
Забинтуй меня «восьмёркой»!
Обещаю: никогда
Я не сделаю вреда!
Есть я бабушек не буду,
И скажу я всем и всюду:
Коль собрался ты идти,
Будь внимателен в пути!
Бабушка хочет намазать Волку царапину.
Волк:
Убери скорее йод!
Так болячка заживёт!
Бабушка:
Как не стыдно!
Трус Волчишка!
Все девчонки и мальчишки
Знают с ранних детских лет:
Там микробам ходу нет,
Где, как стражник, у ворот
Их встречает грозный йод!
Чуть защиплет – не беда!
Заживёт – то – навсегда!
Мажет Волку лапу.
Красная Шапочка:
Что ж, в порядке всё? Пойдём?
Волк встаёт, с воплем хватается за другую лапу.
Может, это перелом?
Бабушка:
Это вам в больнице скажут.
Шины мы пока привяжем,
Чтобы кости укрепить
И в дороге не сместить.
Бабушка приглашает ребят поучиться тому, как надо накладывать шины при вывихе, переломе ноги. Берёт две дощечки и привязывает к голени ниже коленного и выше голеностопного сустава с наружной и внутренней сторон лапы. Волк тихо воет.
Бабушка:
До чего же ты крикливый
И такой нетерпеливый!
Чтобы помощь оказать,
Пасть придётся завязать.
Завязывает Волку пасть косынкой. Обращается к ребятам:
Ну, теперь, друзья, идите,
Только под ноги глядите!
Станция "Крепышкино"
На траве спиной друг к другу сидят два мальчика. Один чихает, другой кашляет. Рядом стоит Мальчик – Крепыш.
Крепыш:
Говорил я им зимой:
Закалялись бы со мной!
Утром – бег и душ бодрящий,
Как для взрослых, настоящий!
На ночь – окна открывать,
Свежим воздухом дышать,
Ноги мыть водой холодной,
И тогда микроб голодный
Вас вовек не одолеет…
Не послушались, болеют.
Мальчики (вместе):
Поздно поняли мы, братцы,
Как полезно закаляться.
Кончим кашлять и чихать,
Станем душ мы принимать
Из водицы ледяной.
Крепыш:
Погодите, ой – ой – ой!
Крепким стать нельзя мгновенно,
Закаляйтесь постепенно.
- Ребята, кто знает, при какой температуре воды нужно начинать закаливание?
32 градуса. Температуру снижают на 1 градус в неделю.
Крепыш запевает песню «Закаляйся, если хочешь быть здоров…». Все ему подпевают.
Станция "Зарядкино"
Спортсмен:
Со здоровьем дружен спорт.
Стадион, бассейны, корт,
Зал, каток – везде вам рады.
За старание в награду
Будут кубки и рекорды,
Станут мышцы ваши твёрды.
Только помните – спортсмены
Каждый день свой непременно
Начинают с физзарядки.
Не играйте с дрёмой в прятки,
Быстро сбросьте одеяло,
Встали – сна как не бывало!
Все вместе выполняют зарядки под музыку.
Станция "Грибная"
На лавочке сидит Гриб Боровик и отгоняет прутиком шныряющих вокруг Поганок. Поганки пытаются утащить таблицу с нарисованными на ней ядовитыми грибами.
Боровик:
Эй, ребята, подходите.
Хорошенько посмотрите!
В белых точечках убор
Надевает мухомор,
А поганка – бахрому:
Вдруг понравится кому!
Это вот опёнок ложный.
Отравиться ими можно.
Поганки хватают таблицу.
Боровик:
Как же мне прогнать Поганок,
Этих шустрых хулиганок?
Помогите мне, друзья!
Ведущий:
Слушай, средство знаю я!
Назовите – ка друзья,
Имена грибов съедобных.
По мере того как ребята называют съедобные грибы, Поганки разбегаются или падают и «умирают».
Боровик:
Много знаете грибов!
Победили всех врагов!
А теперь прошу сказать,
Как их надо собирать?
Грибы нужно аккуратно выкручивать из земли, чтобы не повредить грибницу – тогда на месте собранных грибов, вырастут новые.
Боровик:
До свиданья, в добрый час,
Жду в лесу под ёлкой вас!
Станция "Лекарственная"
Ромашка сидит с букетом лекарственных трав.
Ромашка:
Много трав растёт полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
Травяная Ведьма:
Я хочу тебе, дружок,
Дать в букет ещё цветок.
Протягивает пучок дурмана.
Ромашка:
Разгадала твой обман!
Посмотрите, вот дурман –
Ядовитая трава!
Разболится голова
От подарка твоего.
Забирай назад его!
Травяная Ведьма убегает.
Ромашка показывает таблицу с ядовитыми растениями.
Ромашка:
Ох, уж эта Травяная Ведьма!
Так и норовит сделать гадость:
То корешок ядовитый подсунет,
То траву несъедобную.
Посмотрите, ребята, на эту таблицу.
Не рвите и не ешьте эти растения!
Снова появляется Травяная Ведьма.
Травяная Ведьма:
Я одумалась, ребята,
Лучше вместе в лес пойдём.
Соберём шалфей и мяту,
Нежных ландышей нарвём,
Дома их поставим в вазу…
Ромашка:
Поняла я, братцы, сразу
Хитрый замысел её.
Загораживает ребят от Ведьмы.
Нет, с тобой мы не пойдём!
Травяная Ведьма грозит Ромашке кулаком и убегает.
Мы растенья эти знаем,
Бережём и охраняем
От таких лихих, как эта,
Собирательниц букетов.
В Книгу Красную они
Уж давно занесены.
Мы их рвём не на потеху –
Отнесём мы их в аптеку.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарство.
- Ребята, а кто знает, что такое Красная Книга природы?
Дети:
Это книга, в которую занесены редкие виды растений и животных. Представителей природы, занесённых в эту книгу, охранять нужно особенно бережно.
Станция "Солнечная"
На лавочке сидят витамины А, В, С. У них за спиной лежит Мальчик – Перегревшийся – на – Солнце. Спина у Мальчика красная. От него идёт «дым».
Витамин А:
Я почуял – будто дым?
Витамин В:
Братцы, вроде мы горим!
Витамин С:
Нет ли в спальной где пожара?
Иль на кухне что сбежало?
Оглядываются по сторонам и видят загорающего Мальчика.
Витамин А:
Эй, сюда скорей бегите!
Где у нас огнетушитель?
Показывает на Мальчика.
Вот, ребята, посмотрите!
Пять часов сегодня Витя
Возле речки загорал,
Будто рак варёный стал.
Солнце Вите кожу съело.
Что теперь мы будем делать?
Как мы Мальчика спасём?
Витамины В и С (хором):
В изолятор отнесём!
Уносят мальчика на носилках.
Витамин А:
Ребята, кто знает, как оказать первую помощь при перегреве?
Дети:
Отнести пострадавшего в тень, положить на лоб влажную холодную салфетку, дать прохладной воды, кожу осторожно протереть одеколоном и смазать кремом.
Выходят ведущие. Костюмы у всех прежние, только Грязнуля сияет чистотой. Её никто не узнаёт. Ведущие спрашивают друг у друга, указывая на неё: «Кто это?» и пожимают плечами. Последним появляется Мойдодыр. Все замолкают.
Мойдодыр:
Мы про здоровье вам
С утра сегодня толковали.
Расстаться нам пришла пора,
И среди вас едва ли
Найдётся кто – то из придир,
Кому неясно что – то.
Собирается уходить.
Витамин С:
Нет, погоди-ка, Мойдодыр!
Меня гнетёт забота.
Есть у меня шестёрка слуг,
Проворных, удалых.
И всё, что вижу я вокруг,
Всё знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.
Но у меня есть милый друг,
Особа юных лет.
Появляется маленькая девочка.
Ей служат сотни тысяч слуг,
И всем покоя нет!
Она гоняет, как собак,
В ненастье, дождь и тьму
Пять тысяч Где, семь тысяч Как,
Сто тысяч Почему.
Девочка:
Что едят пингвины летом?
Где ночует Дед Мороз?
Как достать на день карету?
Почему вы не матрос?
Сколько девочек на свете?
Сколько гор и сколько рек?
А ещё вы мне ответьте,
Как устроен человек?
Ведущие (хором):
Самый лёгкий из вопросов!
Быстро справимся мы тут,
Но тебя, дружок, попросим:
Помолчи хоть пять минут!
Витамин А (рисует человека кистью на большом планшете):
Точка, точка, запятая,
Минус – рожица кривая,
Палка, палка, огуречик –
Вот и вышел человечек.
Девочка:
Ест ли он морковку с грядки?
Как он делает зарядку?
Где он спит, во что играет?
Книжки он про что читает?
Как зовут его друзей?
Где? Зачем? Когда? Скорей!
Ведущие (обращаются к зрителям):
Может, есть у вас шпаргалка?
Мы попали в переплёт!
Обращаются друг к другу:
Посмотри, им нас не жалко,
И ответа каждый ждёт.
Витамин А:
Человек на свет родился,
Встал на ножки и пошёл.
Грязнуля:
С ветром, солнцем подружился,
Чтоб дышалось хорошо.
Рисует румянец человечку.
Витамин В:
Приучал себя к порядку,
Рано утром он вставал.
Грязнуля:
Бодро делал он зарядку,
Душ холодный принимал.
Рисует солнышко над головой человечка.
Полезная Бактерия:
Он к зубным врачам, представьте,
Не боясь совсем, пришёл.
Грязнуля:
Он ведь чистил зубы пастой,
Чистил зубы порошком.
Рисует человечку улыбку.
Ромашка:
Человечек за обедом
Чёрный хлеб и кашу ел.
Грязнуля:
Вовсе не был привередой,
Не худел и не толстел.
Рисует человечку курточку.
Витамин С:
Спать ложился в восемь тридцать,
Очень быстро засыпал.
Грязнуля:
С интересом шёл учиться
И пятёрки получал.
Рисует человечку аккуратно чёлочку и пятёрку в руке.
Спортсмен:
Каждый день он бегал, прыгал,
Много плавал, в мяч играл.
Грязнуля:
Набирал для жизни силы,
И не ныл, и не хворал.
Из – за планшета выходит маленький мальчик, похожий на человечка на картинке. На груди его написано «Здоровье». Грязнуля берёт мальчика за руку, ведёт к пьедесталу почёта, поднимает и ставит на первое место.