Ведущий. - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим с вами о правилах дорожного движения и дорожных знаках, поиграем в игры.
- Ребята, закон улиц и дорог, который называется «Правилами дорожного движения», строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице и ему вздумается не соблюдать правила. Но этот закон и очень добрый: он охраняет людей от страшного несчастья, бережет их жизни. Поэтому только постоянное соблюдение правил позволяет всем нам уверенно переходить улицы.
- Все вы хорошо знаете, что дорожные знаки очень важны и нужны. Без них было бы просто невозможно передвигаться.
(Звучит песня о дорожных знаках)
II. Игровые задания.
Ведущий. - Итак, мы начинаем игру. Для участия в ней приглашаются три команды.
Презентация команд.
СВЕТОФОРЧИКИ: Светофор – дирижер, Он любой решает спор. Ярко день и ночь горит, Всем понятно говорит: Через пере-перекресток Перейти легко и просто, Только надо твердо знать: На зеленый свет шагать.
РЕГУЛИРОВЩИКИ: В летний зной, и в дождь, и в стужу Службу трудную несет, Потому что очень нужен Всем, кто едет и идет! Он в дороге всем поможет, Путь откроет, даст совет, Нет верней его и строже, И добрее тоже нет.
ПЕШЕХОДЫ: Пешеходов город полон Вдень любой и час любой- В детский сад идем иль в школу, Возвращаемся домой… Нас ходить дорога учит, И она не подведет! Каждый званье пусть получит: ОБРАЗЦОВЫЙ ПЕШЕХОД!
1. Викторина «Зеленый огонек».
Вопросы:
- Как называется дорожка для пешеходов?
- Как нужно идти по тротуару?
- Что означает красный, желтый, зеленый сигнал светофора?
- Где можно переходить улицу?
- Что следует сделать, прежде чем начать переходить улицу?
- Где на проезжей части можно переждать поток машин?
- Можно ли играть на мостовой?
- Где можно кататься на велосипеде?
- Покажите знаки дорожного движения, которые разрешают и запрещают проезд на велосипеде.
2. Игра «Три огонька светофора».
Командам раздаются самодельные светофорики.
Ведущий. - А вы знаете, как выполнять команды светофора?
Дети: - Знаем! Знаем!
Ведущий. – Сейчас я проверю, как вы знаете. Я буду читать вам стихи из «Азбуки безопасности» Олега Бедарева, а вы на своих светофориках зажигайте нужный свет.
(Ведущий показывает, как сигналить светофриком-самоделкой)
- Внимание! Я начинаю:
Есть сигналы светофора,
Подчиняйтесь им без спора.
Бурлит в движении мостовая -
Бегут авто, спешат трамваи.
Скажите правильный ответ:
Какой для пешеходов свет?
(Участники показывают на своих светофориках красный свет)
Правильно! Красный свет нам говорит:
Стой! Опасно! Путь закрыт!
Особый свет - предупрежденье!
Сигнала ждите для движенья.
Скажите правильный ответ:
Какой горит при этом свет?
(Участники показывают на светофориках желтый свет)
Правильно! Желтый свет - предупрежденье!
Жди сигнала для движенья.
Иди вперед! Порядок знаешь,
На мостовой не пострадаешь.
Скажите правильный ответ:
Какой для пешеходов свет?
(Участники показывают на своих светофориках зеленый свет)
Правильно! Зеленый свет открыл дорогу:
Переходить ребята могут.
В заключение игры ведущий разучивает со зрителями стихи о сигналах светофора:
Красный свет нам говорит:
Стой! Опасно! Путь закрыт!
Желтый свет - предупрежденье!
Жди сигнала для движенья.
Зеленый свет открыл дорогу:
Переходить ребята могут.
3. Игра на внимание «Красный, желтый, зеленый».
Описание. Если ведущий показывает красный кружочек, дети хлопают в ладоши, желтый кружочек - не двигаются, зеленый кружочек - топают ногами.
4. Игра «Разрешается-запрещается».
- Играть на мостовой ... (запрещается!)
- Переход улицы при зеленом свете светофора ... (разрешается!)
- Перебегать улицу пред близко идущим транспортом ... (запрещается!)
- Идти толпой по тротуару ... (разрешается!)
- Переход улицы по подземному переходу ... (разрешается!)
- Идти по шоссе по обочине справа ... (запрещается!)
- Переходить улицу при красном свете светофора ... (запрещается!)
- Переходить улицу при желтом свете светофора... (запрещается!)
- Помогать старикам и старушкам переходить улицу ... (разрешается!)
- Велосипедистам цепляться за проезжающие машины ... (запрещается!)
- Обходить стоящий у тротуара транспорт спереди ... (запрещается!)
- Идти по тротуару слева ... (запрещается!)
- Выбегать на проезжую часть ... (запрещается!)
- Кататься на велосипеде, не держась за руль ... (запрещается!)
- Переждать поток машин на «островке безопасности»... (разрешается!)
Ведущий. А это не правила движения, но зато правила уважительного отношения между пешеходами, пассажирами и водителями.
- Дергать девочек за косички ... (запрещается!)
- Болтать и громко смеяться в транспорте ... (запрещается!)
- Уважать правила движения ... (разрешается!)
5. Игра «Подбери знаки».
Каждая команда получает одинаковое количество карточек, перемешанных между собой. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильно подберет к знакам их название. Например, к знаку, на котором изображен красный круг с белой полосой - «Въезд запрещен», к белому треугольнику с красной каймой и силуэтами бегущих детей - «Дети».
Подобранные «пары» скрепляются канцелярскими скрепками так, чтобы с одной стороны был рисунок, а с другой - текст.
6. Отгадывание кроссворда “ Автоэрудит”
С участниками команд мы познакомились. Чтобы успешно выступать в соревнованиях , спортсмены проводят РАЗМИНКУ. Вот и наша игра-соревнование начнется с разминки.
Подумайте, какими дорожными словами можно измерить длину удава?
Отгадайте загадки по очередности команд. Последняя буква предыдущего слова является одновременно первой буквой следующего слова.
Держусь я только на ходу, А если встану – упаду.
Тянется нитка– на клубок Не намотаешь.
Где можно покататься на детском автомобиле?
Путь следования транспорта общественного пользования?
На нем перевозят людей и грузы .
По нему ходят пешеходы.
Волшебник перекрестка.
Один брат другого догоняет, так и не догонит.
По ней ходят при отсутствии тротуара.
На нем ездят на экскурсии.
На ней отдыхают машины.
Кто питается бензином?
7. Игра «Собери знаки».
От команд приглашаются по 3 человека, которые собирают разрезанный на части дорожный знак.
8. Конкурс капитанов.
А сейчас я прошу подойти ко мне капитанов команд, этот конкурс для них.
Каждыйкапитан задает соперникам вопросы. Возможны 2 варианта: капитаны готовят свои вопросы заранее самостоятельно или проводится игра с кубиками.
СВЕТОФОРЧИКИ:
1) 2)
РЕГУЛИРОВЩИКИ:
1) 2)
ПЕШЕХОДЫ:
1) 2)
На обдумывание – 5-10 сек.
9. Игра «Дорожные задачи».
Задача 1.
На рисунке нерегулируемый перекресток: без светофора, без инспектора ГИБДД. На одном тротуаре стоит мальчик. На другом - киоск «Мороженое». На проезжей части улицы справа и слева - автобус и грузовик. Помогите мальчику безопасно перейти улицу, чтобы купить мороженое.
Задача 2.
Посмотрите на рисунок и скажите, как должны переходить дорогу девочка и мальчик, чтобы встретиться у газетного киоска.
Ответ: мальчик спокойно переходит улицу - для него горит зеленый сигнал светофора. Девочка останавливается на краю тротуара, так как для нее горит красный свет, и будет ждать, пока появится зеленый сигнал.
10. Веселые эстафеты.
1) Игра на внимание: дети становятся в круг, выбираются два ведущих, детям раздаются кружки красного, зеленого и желтого цветов. По команде дети должны найти своих ведущих.
2) Собрать по команде знаки предупреждающие, запрещающие.
III. Подведение итогов.
Город, в котором мы живем, Можно по праву сравнить с букварем. Вот она, азбука, – над мостовой. Азбукой улиц, проспектов, дорог Город дает нам все время урок. Азбуку города помни всегда, Чтоб не случилась с тобою беда!
Закончилась наша игра. В ней есть победители, и, по-моему, нет побежденных! Всем большое спасибо за урок! До новых встреч!
Список литературы
1. Безопасная улица [Текст] / сост. Шалаева Г. П. — М. : Эксмо : Слово, 2007. — 31 с. : ил. — (Веселые уроки).
2. Безопасность на улице [Текст] // Личная безопасность : меры предосторожности в повседневной жизни : поведение в экстремальных ситуациях : энциклопедия для детей. Дополнительный том / глав. ред. В. А. Володин. — М., 2001. — С. 237-240.
3. Дмитрук В. П. Правила дорожного движения для школьников [Текст] / Дмитрук В. П. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. — 156 с. : ил. — (Здравствуй, школа!).
4. Карнизова Н. В. Дорожная грамота [Текст] : классный час / Н. В. Карнизова, М. С. Лахман // Читаем, учимся, играем. — 2009. — N 10. — С. 40-43 : ил.