Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования «Город Архангельск»
«Средняя школа № 59 имени Героя Советского Союза М. Е. Родионова»
Дистанционный конкурс инновационных методических разработок
духовно-нравственного содержания "Есть идея!"
Номинация: "Лучшая разработка внеклассного мероприятия"
Игра-викторина по краеведению «Знатоки родного поморского края»
Автор:
Третьякова Ольга Николаевна,
учитель начальных классов,
МБОУ СШ № 59
г. Архангельска.
Сценарий игры-викторины по краеведению
«Знатоки родного поморского края»
Коментарий: Игра – одна из форм контроля усвоения учащимися предметных знаний, развития познавательных, регулятивных, коммуникативных умений по программе краеведческого курса «Морянка».
Игра - викторина «Знатоки родного поморского края». Во время мероприятия учащиеся обобщают полученные знания, с помощью игр, решения тестовых заданий, заданий на логическое мышление, внимание.
Цель: развитие познавательного интереса учащихся к изучению истории, культуры, духовных традиций Архангельской области,
Задачи:
обобщить знания учащихся об истории, культуре, духовных традициях Архангельской области;
способствовать повышению интереса учащихся к изучению родного края и его культурных ценностей;
воспитывать любовь к малой родине; подвести учащихся к осознанию внимательного, бережного отношения к природе, достопримечательностям, культуре родного края.
Участники игры-викторины: учащиеся 3-х классов. Задания игры составлены с учетом возрастных особенностей учащихся. В игре принимают участие 4 команды. Побеждает команда набравшая большее количество баллов за игру.
Форма проведения: игра-викторина
Методы:
Оформление:
Подготовительный этап:
Информирование участников о правилах игры на занятии.
Формирование команд, выбор капитана, подбор названия, девиза и эмблемы команды.
Подготовить для команд а так же карточки с заданиями, необходимый раздаточный материал.
Привлечение к подготовке игры волонтёров – учащиеся старших классов и родителей (законных представителей).
Подготовка кабинета для проведения игры.
План:
I. Организационный момент – представление команд, жюри, объяснение правил игры.
II. Проведение игры-викторины.
III. Подведение итогов. Награждение.
IV. Рефлексия («Поляна настроения»).
Ход мероприятия:
Организационный этап.
1. Игра начинается с чтения учащимися стихотворения наизусть.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем.
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем!
Северный наш край родной
С Двинскою чистою водой.
«Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами, либо с помощью книг»
2. Слово учителя.
В этом году Архангельской области исполнилось 80 лет! Для края и для человека это целая жизнь. В них уместились и радости, и горести, и трагедия всего народа, какой была Великая Отечественная война. Но, не смотря на всё это, наш край в настоящее время живёт и развивается. Богата событиями история нашей малой родины. В 12-15 веках Поморье было колонией Великого Новгорода. В 15-17 веках в состав Поморья входили районы по берегам Белого моря, Онежского озера, реки Онега, Северная Двина, Мезень, Печора, Кама. В 16 веке Поморье присоединили к Москве, а с 19 века наш край стали называть Русским Севером. Особый характер поморов - сильный, независимый, волевой-отмечен многими исследователями. Родом из поморов – М.В. Ломоносов, гениальный русский ученый; Федот Шубин – скульптор, Степан Писахов и многие другие. И в наше время земляки приумножают славу Русского Севера – академики, писатели, спортсмены… надеюсь, что Ваши имена тоже войдут в золотой фонд Севера. Сегодня мы с вами поговорим об истории и культуре нашего края – родине Великого Помора, вспомним традиции и обычаи северян, окунёмся в красоты нашей земли. Жюри будет оценивать вашу работу, а по окончанию игры подводёт итоги.
3. Представление команд. ( капитаны представляют свои команды)
- Названия наших команд связаны с природой Севера. Попробуйте объяснить, что означают эти названия. (приложение 1)
I – я команда – «СПОЛОХИ» (северное сияние),
II – я команда – «ЛАЗОРИ» (утренние зори),
III – я команда – «ЯСЕНЬ» (солнечная погода),
IV – я команда – «СИВЕРКО» (северный ветер).
Прежде чем приступить к игре, давайте вспомним «Правила работы в группе».
Молодцы!
II Основной этап (проведение игры - викторины).
Разминка «ОБЪЯСНЯЙ-КА». (приложение 2)
(Каждой команде предлагается объяснить два слова. Игра идет по кругу, за правильный ответ команда получает балл.)
Конкурс «ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ СЕВЕРНЫЙ КРАЙ»
(приложение 3)
(Капитан каждой команды получает карточки с викториной «Знаете ли вы свой край?». На выполнение задания даётся 3-4 минуты. За правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 10 баллов.)
Конкурс «БАБУШКИН СУНДУК» (приложение 4)
Учитель : Необычайно красив и мелодичен поморский язык. Многие слова до сих пор сохранились в обиходе жителей разных районов области. Например: «дроля», «ягодиночка»-это о любимом человеке, «зубатка»-женщина, которая часто ругается, «запатраха»-неряха, «харапужиться»- храбриться.
Наш следующий конкурс «Бабушкин сундук». Ваша задача: угадать, как называлась та или иная вещь, которую мы сохранили в бабушкином сундуке. ( Загадки читаются для всех, отвечает та команды, чьи игроки подняли руку первыми. За каждый правильный ответ – 1балл.)
Конкурс «ПОМОРСКАЯ КУХНЯ»
Учитель: Поморы вставали рано. Женщины топили печь, готовили еду на весь день. Не обойтись было без русской печки. В печи парились, на ней спали, сушили травы, овощи, но в первую очередь готовили еду. А еще поморы славились, как очень гостеприимные люди.. ну, а коли гости в дом, то и стол накрывать надо….. Наш следующий конкурс «Поморская кухня».
( Командам предлагается карточки-пазлы, собрав их правильно участники озвучат названия блюд в традициях Русского севера. Например: треска, репа, каша, козуля. На выполнение задания даётся 2 минуты.За верно выполненное в отведённое время – 1 балл.)
Конкурс «ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ»
Учитель: Пока мужчины уходили в море, женщины и дети ходили в лес, собирали ягоды, грибы. Следующий конкурс «Природа родного края». (Командиры получают конверты с открытками, на которых изображены ягоды или грибы, звери, птицы или насекомые. Каждая команда должна назвать не менее 5 названий ягод, грибов,птиц, зверей или насекомых. За выполненное верно задание – 1 балл.)
Конкурс «СБЕЖАВШИЕ БУКВЫ и СЛОВА».
Учитель: Следующий конкурс называется «Сбежавшие буквы и слова». (Командиры получают конверты с заданиями. Командам необходимо составить слова из букв и отгадать о ком идет речь. За правильно составленные слова 1 балл и 1 балл верно названное имя, того о ком идёт речь. Слова - НАУКА, СЕВЕР, МОСКВА, ЗИМА. Дополнительный балл получает та команда,которая объяснит как связаны данные слова с именем М.В.Ломоносова.
Затем выполняют задание - дополнить текст нужными словами. – максимальное количество баллов - 4
Предлагается дополнительное задание - укажи неверные ответы. – 2 балла. При выполнении первых двух заданий команды получают- 7 баллов ( максимальное количество). При выполнении трёх заданий команды получают- 9 баллов ( максимальное количество).)
1-ый конверт «Собери слова. Отгадай о ком идёт речь.» (приложение 5)
2-ой конверт «Дополни текст нужными словами» (приложение 6)
3-ий конверт «Укажи неверные ответы» (дополнительный) (приложение 7)
III. Подведение итогов. Награждение.
Подведение итогов. Награждение.( слово предоставляется жюри)
Слово учителя.
Вот и закончились наше мероприятие. И мне хочется закончить его наше следующими словами:
«Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории» .
(М.В. Васнецов)
IV. Рефлексия. ( «Поляна настроения». )
игра понравилась, работал(а) активно, всё было понятно, всё получалось (красный цветок);
игра понравилась, но работал недостаточно активно, некоторые задания были трудны для меня (жёлтый цветок);
некоторые задания для меня были трудны; был(а) пассивна на игре (синий цветок).
Ожидаемые результаты:
Повысить уровень знаний в области краеведения при прохождении конкурсов и правильных ответов.
Повышение мотивации к изучению нашего края, утверждение в сознании молодого поколения патриотических ценностей.
Отработать навыки работать в команде.
Литература:
«Поморская азбука»/ авт.-сост.:Тамара Зайцева –Архангельск: Анзер, 2010. – 60 с.: илл.;
Морянка. Краеведческий курс: учебно-методическое пособие для учителя/ авт.- сост. И.В.Богданова и др.; отв.ред. И.Ф.Полякова.-Архангельск: АО ИППК РО,2012. -144 с.;
Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах/науч. ред. Э.И.Николаева; сост., отв. ред. И.Ф.Полякова.-3-е изд., перераб. и доп.- Архангельск: ГОУ «АО ИППК РО», 2010.–168 с.;
Елена Антропова «От Холмогор до Колы 33 Николы», Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера»,-2011.
Б.Шергин «Детство в Архангельске».- изд. И.В Балабанов, 2014.
Кодола О.Е. История Архангельской области: книга для детей и их родителей.:2006 г.
Кодола О.Е. Культура Архангельской области: книга для детей и их родителей.:2009 г.
Кодола О.Е. Природа Архангельской области: книга для детей и их родителей.:2009 г.
http://kidsclever.ru/content/zagadki-pro-poleznye-iskopaemye-s-otvetami
http://foto-travel.net/