Предварительно дети читали и заучивали стихи С.Я.Маршака, рисовали рисунки к понравившимся стихотворениям. Учителем, совместно с библиотекарем школы была подготовлена выставка книг с произведениями автора, выставка детских рисунков, кроссворд, ребус по известным произведениям С.Я. Маршака.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игра-путешествие "В гости к С.Я Маршаку"»
Игра-путешествие «В гости к С.Я. Маршаку»
Цели мероприятия: воспитывать любовь к чтению, книге, развивать устную речь учащихся.
Задачи: познакомить детей с творчеством С.Я.Маршака, популяризировать его стихи, развивать кругозор учащихся.
Предварительно дети читали и заучивали стихи С.Я.Маршака, рисовали рисунки к понравившимся стихотворениям. Учителем, совместно с библиотекарем школы была подготовлена выставка книг с произведениями автора, выставка детских рисунков, кроссворд, ребус по известным произведениям С.Я. Маршака.
Мероприятие проходило в библиотеке школы в нестандартной обстановке. Ребята познакомились с творчеством С.Я. Маршака, рассказывали друг другу стихотворения, отгадывали загадки, слушали незнакомые ранее стихи в исполнении учителя, познакомились с книгами, которых еще не читали, посмотрели мультфильм по стихотворению С.Я. Маршака «Терем-теремок», который имел воспитательное значение – «В дружбе - сила!».
Все стихотворения С.Я.Маршака имеют образовательное и воспитательное значение. Это было понято и принято детьми.
Считаю, что цель мероприятия достигнута.
Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к замечательному детскому писателю и поэту Самуилу Яковлевичу Маршаку. С его творчеством многие из вас уже знакомы, может кто-то знает его стихи наизусть. Послушайте его автобиографию.
Родился 22 октября (3 ноября н.с.) в Воронеже в семье заводского техника, талантливого изобретателя. Раннее детство и школьные годы провел в городке Острогожске под Воронежем. В гимназии начал писать свои первые стихи. Потом он переехал в Петербург, где учился в одной из лучших гимназий, целые дни проводил в публичной библиотеке.
В 1904 году Маршак познакомился с М.Горьким, который отнесся к нему с большим интересом. Через несколько лет, в 1912, для завершения образования Маршак уехал учиться в Англию, сначала в политехникуме, затем в Лондонском университете. Во время каникул, много путешествовал пешком по Англии, слушал английские народные песни. Уже тогда начал работать над переводами английских баллад, впоследствии прославившими его.
В 1914 вернулся на родину, работал в провинции, публиковал свои переводы в журналах "Северные записки" и "Русская мысль". В годы Первой мировой войны Маршак занимался помощью детям беженцев.
С начала 1920-х участвует в организации детских домов в Екатеринодаре, создал детский театр, в котором началось его творчество детского писателя.
В 1923, вернувшись в Петроград, создавал свои первые оригинальные сказки в стихах — "Сказка о глупом мышонке", "Пожар", "Почта", переводил с английского детские народные песенки — "Дом, который построил Джек" и т.д. Возглавлял один из первых советских детских журналов — "Новый Робинзон", вокруг которого группировались талантливые детские писатели. Он поддерживал Д. Хармса, А. Введенского, Е. Шварца, Б. Житкова, которые под его руководством стали писать для детей.
Стихи Маршака для детей, его песни, загадки, сказки и присказки, пьесы для детского театра со временем составили сборник "Сказки, песни, загадки", неоднократно переиздававшийся и переведенный на многие языки.
В 1938 переселился в Москву. В годы Великой Отечественной войны активно сотрудничал в газетах — его пародии, эпиграммы, политические памфлеты высмеивали и обличали врага.
В 1955-1959 годы Маршак снова ездил в Англию. Много занимался переводами стихотворений Р. Киплинга, Дж. Байрона.
Среди драматургических сочинений Маршака особой популярностью пользуются пьесы-сказки "Двенадцать месяцев", "Умные вещи", "Кошкин дом".
С. Маршак скончался 4 июля 1964 в Москве.
Ребята, какие вы знаете стихи Самуила Яковлевича Маршака? (Дети называют.)
Сегодня мы вместе будем вспоминать замечательные загадки, стихи, песенки, сказки поэта, любимые нами с детства.
Самуил Яковлевич всегда хотел, чтобы дети были не только грамотными, но и сообразительными, внимательным, наблюдательными. А развивал он эти качества у детей с помощью загадок. Поэтому сейчас, ребята, я предлагаю вам отгадать загадки. (Дети по очереди загадывают загадки, остальные отгадывают.)
Шумит он в поле и в лесу,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (Дождь.)
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу? (Очки.)
Принялась она за дело:
Завизжала и запела.
Ела, ела
Дуб, дуб,
Поломала Зуб, зуб. (Пила.)
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью. (Ботинки.)
Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (Мяч.)
Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно
Каждый час,
А вы, друзья,
Не бейте нас! (Часы.)
В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать! (Утюг.)
А сейчас мы поиграем в игру «Угадай произведение по отрывку». (Дети читают отрывки из произведений, остальные отгадывают.)
Сел он утром на кровать
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки….
Вместо шляпы на ходу
Он надел сковороду
(«Вот какой рассеянный»)
Люди спрашивают:
Кто это у вас?
А девочка говорит:
- Это моя дочка.
Люди спрашивают:
- Почему у вашей дочки серые щёчки?
А девочка говорит:
- Она давно не мылась
(«Усатый полосатый»)
Дама сдавала в багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку («Багаж»)
Под праздник новогодний
Издали мы приказ:
Пускай цветут сегодня
Подснежники у нас!
В лесу цветёт подснежник,
А не метель метёт,
И тот из вас мятежник,
Кто скажет: не метёт!
(«Двенадцать месяцев»)
Бим – бом! Тили – бом! На дворе - высокий дом. Ставенки резные, Окна расписные. А на лестнице ковер – Шитый золотом узор. По узорному ковру Сходит кошка по утру…
(«Кошкин дом»)
Ребята, на доске вы видите изображения предметов. Назовите, из каких они произведений С.Я. Маршака?
Конверт («Почта»)
Кольцо («Двенадцать месяцев»)
Собачонка («Багаж»)
Котёнок («Усатый полосатый»)
Сковорода («Вот какой рассеянный»)
Самуил Яковлевич Маршак очень любил животных, и детей учил этому трепетному вниманию к «братьям нашим меньшим». О зверятах, живущих в зоосаде, Маршак написал свою книжку и назвал ее «Детки в клетке» (учитель показывает эту книгу).Вы нарисовали такие замечательные картинки к этой книге.
Ну а стихи к этим картинкам вы прочтете сами.
(Дети читают стихи.)
Слон:
“Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: – Нужны пошире,
И не две ,а все четыре!”
Жираф:
“Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
А тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок”.
Тигренок:
“Эй, не стойте слишком близко –
Я тигренок, а не киска!”
Белые медведи :
“У нас просторный водоем.
Мы с братом плаваем вдвоем.
Вода прохладна и свежа,
Ее меняют сторожа.
Мы от стены плывем к стене
То на боку, то на спине.
Держись правее, дорогой,
Не задевай меня ногой!”
Зебры:
“Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы!
Разлинованы лошадки,
Словно школьные тетрадки.
Разрисованы лошадки
От копыт до головы”.
Верблюд:
“Бедный маленький верблюд,
Есть ребенку не дают.
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра!”
Обезьянка:
“Приплыл по океану из Африки матрос,
Малютку обезьянку в подарок нам привез.
На дальнем жарком юге,
На пальмах и кустах,
Визжат мои подруги,
Качаясь на хвостах”.
Львята:
“Вы разве не знаете папы –
Большого рыжего льва?
У него тяжелые лапы
И косматая голова.
Он громко кричит – басом,
И слышно его далеко.
Он ест за обедом мясо,
А мы сосем молоко”.
А сейчас мы свами разгадаем кроссворд по произведениям С.Я.Маршака.
Животное, с которым обедал воробей (Морж)
На какой улице жил человек рассеянный? (Бассейная)
Кто подарил падчерице колечко? (месяц Апрель)
Животное, которое пело песню глупому мышонку (Лошадь)
Что было потеряно у дамы из багажа? (Собачонка)
Как звали пожарного из стихотворения «Пожар»? (Кузьма)
(По вертикали получается сквозное слово Маршак.)
Предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко». Я буду вам читать начало фразы, а вы будете ее заканчивать.
«Кто стучится в дверь ко мне,
С толстой сумкой на_________(ремне),
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной__________(фуражке),
Это он,
Это он,
Ленинградский____________(почтальон)»
Из какого произведения строки? («Почта»)
«Приоткрыла дверцу Лена –
Соскочил огонь с__________(полена),
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на ________(стол),
Побежал по стульям с треском,
Вверх пополз по_______________(занавескам),
Стены дымом заволок,
Лижет пол и ______________(потолок)»
Из какого произведения строки? («Пожар»)
Вы, ребята, уже знаете, что С.Я. Маршак писал не только стихи и сказки, но и сочинял пьесы. Такие как “Теремок”, “Кошкин дом”, “Умные вещи”, “Горя бояться – счастья не видать», “Двенадцать месяцев”, которые вы конечно читали и очень любите.
А по этим пьесам сняты и мультфильмы, и художественные картины. Ребята, я вам предлагаю разгадать ребус, в котором зашифровано название сказки С.Я.Маршака, которую мы сейчас посмотрим. (Ребята разгадывают ребус «Теремок». Далее смотрят мультфильм «Теремок».)