Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе
Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе
Место и роль начальной школы в решении вопросов воспитания любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну трудно переоценить, поскольку младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе»
Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе .
Ахмадсафина Лилия Мударисовна
учитель начальных классов
МБОУ «Параньгинская
СОШ»
Место и роль начальной школы в решении вопросов воспитания любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну трудно переоценить, поскольку младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи характеризуется низким уровнем гражданского образования и патриотического воспитания у школьников.
Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной. На мой взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие «патриотизм» становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, к своему прошлому заложенной в его душе с самого рождения.
«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости», эти слова А.С.Пушкина актуальны и сегодня. Нравственные ценности, накопленные нашим народом, нашими предками, не должны забываться. Если мы хотим воспитать настоящего хозяина своей земли, родного края, то обязаны все время как бы протягивать животворную нить к «дням настоящим от дней минувших». Так рождается любовь к Родине. Так человек осознанно становится патриотом своего Отечества.
Ведущее место в процессе гражданско-патриотического воспитания был и остаётся урок. Именно на уроках должен закладываться фундамент патриотического сознания, патриотических чувств и поведения гражданина – строителя и защитника Отечества. Важную роль играет интегрированный курс «Окружающий мир». Дети знакомятся с первыми сведениями из экономики, географии и истории родной страны и края. Выходим с экскурсиями в природу в разное время года, изучаем природу родного края. Через литературные произведения прививается уважительное отношение к окружающим, любовь к близким людям, любовь к животным, желание и умение ухаживать за домашними животными. На уроках литературы, изобразительного искусства, трудового обучения особое внимание уделяется изучению народного творчества. Это тоже неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания школьников. Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, оставив самое ценное в фольклоре, художественных промыслах, декоративно-прикладном искусстве. Например, на уроке литературного чтения в 1 классе я использую «речевую разминку», в которую включены русские пословицы, скороговорки, загадки, «словарик устаревших слов».
Подробнее остановлюсь на внеклассной работе, включающей следующие направления:
• Гражданско-патриотическое
• Духовно-нравственное
• Социально-патриотическое
• Героико-патриотическое
• Историко-краеведческое.
Гражданско-патриотическое воспитание - формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
По этому направлению проводятся классные часы, урок – мужества на тему «Память сильнее времени», викторины («Мои права и обязанности», «О толерантности» и др). принимаем активное участие в военно-спортивной игре «Зарница». Обучающиеся приняли участие в конкурсе рисунков «Мой край Марийский», «Живи, Земля».
Духовно-нравственное направление - осознание обучающимися высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
С этой целью на классных часах и занятиях раскрываются понятия: «добро», «совесть», «внимание», «отзывчивость» и другие положительные и отрицательные качества человека, происходит развитие социально-психологической компетентности детей. Провожу кружок «По дорогам сказок», где на примере героев сказок дети учатся видеть различие между добром и злом, сопереживать героям, подрожать положительным героям.
Социально-патриотическое направление - активизация духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания.
В рамках этого направленияучащиеся ежегодно принимают участие в акции «Дети детям». Они изготавливают различные поделки, открытки с пожеланиями добра, собирают мягкие игрушки своим сверстникам, находящимся в тяжёлой жизненной ситуации. Каждый год мы с учащимися не забываем поздравлять бабушек и дедушек «С Днем пожилых людей», а мам «С Днем матери». Ежегодно принимаем участие в акции «Покормите птиц зимой»
Героико-патриотическое направление - пропаганда героических профессий, знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
Совместно с родителями обучающихся ежегодно проводятся праздники «А ну-ка, мальчики!», «Помнит мир спасённый!» и др., на которых обучающиеся знакомятся с родами войск, знаменитыми военачальниками, героями Великой Отечественной войны, узнают военные песни, разучивают стихи. Проводим встречи с тружениками тыла Великой Отечественной войны , которые рассказывают о событиях, происходивших в годы войны и в послевоенное мирное время. Каждый год участвуем в праздничном параде и митинге, посвящённом Дню Великой Победы
Историко-краеведческое направление - осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
Два года назад была открыта новая страничка в истории России - Олимпиада в Сочи. Накануне этого события я провела классный час «Олимпиада -80», дети выполнили творческое домашнее задание «Символы Олимпиады 2014».Мы посетили школьный музей, где дети познакомились с бытом в дореволюционное и советское время, с традициями русского, марийского и татарского народов, сложившимся на протяжении веков. Периодически посещаем детскую районную библиотеку.
Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание становится эффективным, если будет обеспечена системная организация патриотической работы, включающая учебную и внеурочную деятельность.