kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Гражданско-патриотическое воспитание

Нажмите, чтобы узнать подробности

мВажнейший вопрос, который стоит в настоящее время перед школой - это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Гражданско-патриотическое воспитание»

Гражданско-патриотическое воспитание

в начальной школе

Замалетдинова Г.А.

Гилязиева Л.Р.,

учителя нач.классов

МБОУ «Лицей №1 ЗМР РТ»

Пояснительная записка

Важнейший вопрос, который стоит в настоящее время перед школой - это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда. Для образованного человека и гражданина России знание ее истории, ее духовных истоков и традиций очень важно для понимания всех происходящих в ней событий сегодня. Воспитание и обучение ребенка должно быть построено так, чтобы ребенок, выросший в нашей стране, не стал человеком, которому все равно в какой стране жить, и которого абсолютно не волнует судьба своей страны.

Необходимо исследовать и наглядно показать историческое наследие прошлого.

Очень важно понять и не допустить стирание в сознании молодых людей, приходящих на смену старшему поколению бабушек и дедушек, победивших в годы самой страшной войны 1941-1945 гг., войны с фашизмом, имен героев, имен легендарных личностей, которые защищали и отстояли нашу страну. Очень важно понять, что, несмотря ни на какие сложности строительства демократического государства, нельзя отрекаться от имен своих героев, как далекого прошлого, так и сегодняшних дней. Их имена, их подвиги необходимо знать, помнить и защищать во имя самих себя. Герои, люди-легенды - это особый мир ориентиров нравственности и поведения человека в особых обстоятельствах, требующих мужества, воли, самопожертвования ради других людей, которых они встали защищать, ради своего Отечества. Сохранение имен своих героев, сохранение духовной чистоты – это одно из важнейших условий развития нашего государства и его защищенности.

Сегодня именно школа - то место, где возможно целенаправленное воспитание граждан и патриотов России. Людей, которые будут гордиться своей Родиной, а, значит, когда это будет необходимо, смогут ее защитить и приумножить ее славу, как их отцы и деды.

Каждый ребенок в этот исторический момент должен понять, что победы, одержанные Россией в ходе истории ее становления, не были случайностью.

Вторая мировая война, а для нашей страны Великая Отечественная, для многих сегодняшних ребят ушла в далекое прошлое, но помнить людей, отстоявших Россию в те годы, обязательно нужно. И, конечно, если бы в России нечего и некому было защищать, то войну бы мы никогда не выиграли.

Важно провести параллель между Великой Отечественной войной и локальными войнами (Афганистан, Чечня, Нагорный Карабах, Грузия). Необходимо показать, что вахту героизма подхватили современники, живущие рядом.

Важным фактором формирования гражданина является бережное отношение к родной природе.


Актуализация проблемы

Беден тот, кто кроме денег, кроме богатства, которое при первом несчастье пропадает, не имеет сокровище вечное - сокровище души: любовь к своей Родине, к своему народу, к родному языку. Это сокровище никто и никогда не сможет от нас отобрать.

Мы думаем, что в сердце каждого человека с детства накапливается тяга к людям, живущим рядом, к родному дому, к полям, лугам, лесам, по которым человек бегал на протяжении своей жизни. Душа такого человека поистине цветок, благоуханный и нерукотворный.

Ещё в ранние годы детства каждый человек хранит тайную увлечённость обойти и увидеть весь мир. Мест, изумительных по красоте, на земле много. Но куда бы ни уехал или уплыл человек, его постоянно тянет домой, на свою маленькую Родину.

Для каждого человека, выросшего в деревне, Родина - это родная деревня, зелёные леса, голубые реки и поля, люди, живущие рядом. Но как можно рассказать о своей деревне не зная о её прошлом, о людях живущих рядом. Поэтому мы решили собрать побольше сведений о своей маленькой Родине, побольше узнать о людях , которые живут рядом с нами.

Размышляя о целях и задачах современной системы образования, мы пришли к выводу, что цель может быть только одна. Цель образования – это сам человек, которого мы формируем в процессе воспитания и обучения…

И очень важно в этой связи видеть образ конечного результата своей деятельности.

Нам кажется, что вся система образования в школе, как единый интегративный целостный процесс воспитания и обучения, должна быть направлена на сохранение физического, психического и нравственного здоровья ребенка, на формирование и развитие личности, которой должны быть присущи:

- любовь к Родине;

- порядочность, честность, справедливость;

- мужественность и женственность;

- патриотизм и гражданственность;

- открытость, готовность обсуждать и выслушивать;

- доброжелательное отношение к людям;

- целеустремленность и самоуважение;

- забота о благосостоянии общества;

- уважение и терпимость по отношению к другим - отдельным лицам и представителям этнических и культурных групп - их образа жизни, идей и мнений;

- понимание ценности образования как открывающего путь к новым представлениям, понятиям, творческим возможностям...

...и хочется, чтобы наши выпускники были здоровыми, сильными, целеустремленными, знающими, умеющими и очень человечными...

Цель

Воспитание личности готовой к достойной самореализации в сложных условиях 21 века.
Формирование активного, ответственного, духовно богатого гражданина и патриота России.


Задачи

1.Воспитать у учащихся любовь к Родине и родному краю;
2.Формировать у школьников гражданско-патриотическое сознание;
3.Развивать у учащихся чувство уважения к Российской армии и желание служить в ней, защищая своё Отечество;
4.Развивать бережное отношение к родной природе.



Сроки реализации проекта: 2012-2015г.

Проект включает в себя следующие направления:

1.Мой родной край

2.Связь поколений

3.Растим патриота и гражданина

4.Мы за здоровый образ жизни

5. Экологическая тропа

«Мой родной край»: сбор, исследование краеведческого материала по истории своей деревни, края.

«Связь поколений»: сохранение передового опыта старших поколений.

«Растим патриота и гражданина»: воспитание патриотических чувств служения своей Родине и народу, воспитание уважения к государственным символам России, к Вооруженным Силам России.

«Мы за здоровый образ жизни»: формирование навыков здорового образа жизни, отрицательного отношения к вредным привычкам.

«Экологическая тропа»: неразрывная связь и единение с родной природой.

Мероприятия по реализации проекта.

Проведение заседаний педагогического совета «Гражданское и патриотическое воспитание учащихся: проблемы, пути их решения».

Привлечение родителей учащихся к организации и проведению мероприятий по воспитанию чувства патриотизма в детях.

Проведение конкурсов среди учащихся на лучший реферат, рисунок, фотографию, сочинение, рассказ, стихотворения по патриотической тематике.

Изучение государственной символики, истоков, традиций РФ, родного края.

Проведение игры «Зарница».

Участие в турслетах.

Смотр песни и строя.

Проведение спортивных праздников и соревнований, посвящённых юбилейным датам.

Разработка мероприятий, часов общения, библиотечных уроков, «уроков мужества», с участием людей военных профессий, участниками боевых действий Афганистана и Чечни.

Разработка и реализация проектов «Патриотами не рождаются», «Подари открытку ветерану» и др.

Проведение конкурсов на темы : «Моя малая родина», «Моя школа», «Я – люблю тебя, Россия»

Творческие встречи с интересными и легендарными людьми нашего края.

Организация и проведение месячников:

- ЗОЖ

-Трудовой десант.

Организация помощи труженикам тыла, пенсионерам.

Организация походов и экскурсий по родному краю.


Ожидаемые результаты:

1.    Создание единой системы гражданско-правового воспитания учащихся.

2.    Привлечение внимания общественных организаций к проблеме патриотического воспитания молодежи.

3.    Формирование у школьников умения заниматься исследовательской деятельностью.

4.    Удовлетворение потребности детей в неформальном общении, реализация их творческого потенциала.

5.    Пробуждение интереса к истории родной страны.

6.    Воспитание готовности к защите своего Отечества.

7.    Формирование навыков правовой культуры, демократичных взаимоотношений, успешная социализация.

8. Создание патриотической организации.

Гражданско-патриотическое воспитание

Формы и методы воспитательной работы, формирующие рост ценностей по гражданско-патриотическому воспитанию

Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из которых является гражданско-патриотическое воспитание. Поставленная на современном этапе перед школой задача гражданско-патриотического воспитания предполагает не только формирование веры и убеждений, но и претворение теоретических предложений в конкретные дела. В связи с этим, в последнее время активизировался поиск новых методов и форм организации процесса непрерывного воспитания. Непрерывное воспитание учащихся определяет основные условия эффективности гражданско-патриотической работы в учреждении образования: профессионализм, высокий уровень идейной убежденности педагогов. Для её эффективного решения от школы требуется создание целостной системы по формированию гражданско-патриотических ориентиров у учащихся. Организация воспитательного процесса испытывает некоторые трудности, связанные с малочисленными методическими разработками, организацией и планированием гражданско-патриотической работы. Перед учреждением образования стоят следующие цели и задачи.

Цель: прививать учащимся любовь к Родине, приобщать их к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу; формировать основы национального самосознания.

Для достижения цели по гражданско-патриотическому воспитанию школа решает следующие основные задачи:

Задачи:

  • изучение истории своего края;

  • воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать;

  • развитие у подростков уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям;

  • создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности гражданина.

Правильное определение цели и задач гражданско-патриотической работы помогает выбрать оптимальные методы и формы организации воспитательных мероприятий:

Формы:

·       конкурсы рисунков, песен, стихов, сочинений           

·       поисково-исследовательская работа

·       акции

·       инсценировки

·       уроки мужества

Методы: беседы, просмотр видеофильмов, экскурсии.

Современный мир требует новых воспитательных подходов, способных развивать чувство гражданского долга, любви к Родине, уважению к историческому прошлому.

Гражданско-патриотическое воспитание школьников,

как основное направление идеологической работы

Патриотическое воспитание начинается с познания ценности Родины. В процессе развития человек постепенно осознает свою принадлежность к коллективу, классу, школе, народу, Родине. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином страны.

Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из определяющих понятий которого является идеология.

Сегодня в республике большое внимание уделяется работе детских общественных объединений. Задача педагогов школы – спланировать такие формы работы, которые вызовут интерес у ребят, и тогда вступление в ряды БРПО и БРСМ, будет происходить по инициативе самих ребят.

Очень важно, чтобы сформированные активы детских общественных объединений являлись помощниками во всех районных и общешкольных мероприятиях, различных акциях. Именно в школьном возрасте наиболее целесообразно приобщение детей к патриотизму и гражданственности. Формированию гражданственности и патриотизма у учащихся во многом способствуют воспитательные мероприятия, посвященные Дню призывника, Дню воина-интернационалиста, Дню защитника Отечества, Дню Победы и Дню независимости.

         В годовом планировании воспитательной работы школы, в направлении «Гражданско-патриотической воспитание» предусматриваются различные формы и методы для достижения вышеназванных целей. Формирование патриотических ценностей у современного школьника должно быть целенаправленным и адресным процессом, главная цель которого – моральная и психологическая подготовка к защите Отечества, служению ему. Так как именно на основе патриотических ценностей можно воспитать ответственную, мужественную, духовно-развитую личность. Воспитательные мероприятия патриотического характера способствуют не только формированию патриотических понятий, но и совершенствованию интересов и идеалов. Учащиеся составляют то ядро, которое будет формировать будущее нашей республики, развивать идею белорусской государственности.

Гражданско-патриотическое  воспитание должно ориентироваться не только на любви к Родине, но и веры в себя, в собственные силы, в великие свершения наших отцов и дедов. Это любовь к каждому уголку и каждому гражданину нашей многонациональной Беларуси. Воспитывать ребят надо на победах, а не поражениях, на созидании, а не на разрушении.

Задачи воспитания юных граждан Республики Беларусь значительно расширились. Акценты переместились в область гражданско-патриотического и идейно-нравственного воспитания. Таким образом, воспитание гражданина и патриота находится в центре формирования воспитательного пространства учебного заведения.

Воспитательная работа по гражданско-патриотическому направлению будет считаться эффективной, если учащиеся овладеют знаниями истории Беларуси, современно-экономической, социально-политической культурной жизни общества. Если у них будет развито чувство гордости за свою страну – Республику Беларусь, а идейно-политическое сознание, информационная и правовая культура будут на высоком уровне. Ребята в полной мере должны овладеть знаниями конституции, символики Республики Беларусь, стремиться отстаивать свои идеалы, сформировать активную жизненную позицию, участвовать в жизни класса, школы, деятельности ОО «БРСМ» и БРПО.

Человек, лишенный патриотических чувств, является чужаком в своем Отечестве. Активно-деятельная форма проявления патриотизма - это конкретная деятельность на благо Отечества, служение интересам народа. Патриотическая деятельность разнообразна в своих проявлениях: защита Отечества; умение ставить интересы Отечества выше частных интересов; готовность прийти стране на помощь; добросовестный труд; служение Родине. Патриотизм сегодня выступает в качестве духовной основы по возрождению Беларуси.

Работа классного руководителя в гражданско-патриотическом воспитании

Формированию у детей и молодежи чувств гражданственности и патриотизма помогают созданные в школе молодежные и детские общественные объединения

Молодёжные организации сегодня должны быть пронизаны духом настоящего содружества детей и взрослых. Мы должны помочь стать нашим ребятам настоящими организаторами “новых интересных и полезных дел”. Если мы выработаем чёткую систему работы наших первичных организаций, научим наших ребят дружить и дорожить дружбой, быть добрыми, честными, не бояться трудностей, смело идти вперёд, протянуть вовремя руку помощи человеку, родной природе, Отечеству, то сможем решить главную задачу - помочь стать достойными гражданами своей страны. В противном случае мы не сможем противостоять попыткам некоторых взрослых использовать имя пионера, как что-то прошлое и давно забытое.

Героические события истории достижения страны в области политики, экономики, культуры и спорта создают реальные предпосылки для проведения мероприятий по патриотическому и гражданскому воспитанию.

Поэтому в школе используются такие формы гражданско-патриотического воспитания, как тематические беседы, уроки мужества, воинской славы, мира, а также акции, месячники, концерты, лектории, фестивали, спортивные праздники, игровые программы. Они направлены на развитие гражданской активности, инициативности, творчества учащихся, оказывают помощь и поддержку на этапе становления личности подростков, формированию патриотизма. Очень важно отметить развитие проектной деятельности, которая способствует развитию самостоятельности учащихся, интеллектуально-творческих способностей, формированию социально-значимых качеств.

Говоря о взаимодействии педагога-организатора с классными руководителями и детскими классными коллективами важно сказать о создании положительного психологического климата и активной воспитательной среды в школе, которые включают в себя:

- сохранение школьных традиций: приглашение пожилых и одиноко проживающих людей на классные часы, поздравления их с праздниками, оказание посильной помощи.

- развитие творчества, которое проявляется в подготовке ярких мероприятий.

- поддержка ученической самодеятельности и самоуправления, творческой инициативы и направление их в нужное русло.

- участие классных руководителей в разнообразных школьных делах.

При планировании различных мероприятий учитываются интересы ребят, не забывая о том, что каждый класс это уже отряд октябрят, пионеров или же ячейка членов.

Ребятам неинтересны сухие и скучные внеурочные мероприятия. Они предполагают отдых от учебы, чтобы ребята могли не только получить какие-то воспитательные моменты, но и развлечься. Мы должны научить наших ребят учиться и отдыхать достойно, интересно и с пользой для них и для общества.

Роль сохранения традиций в гражданско-патриотическом воспитании

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, своей земле, воспринимаемые в качестве родной естественной и привычной среды обитания человека.

Уже в детском саду дети через фольклор и живопись знакомятся с жизнью и историей своего народа. В белорусском фольклоре сочетается слово, музыкальный ритм напевность. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, оно развивает и воспитывает чувства. Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная разнообразная деятельность. Чтобы вырастить достойных людей, необходимо воспитывать их патриотами, для того чтобы воспитать патриотичность в современных детях, нужно с детства рассказывать о прошлом, об истории нашего края. Народ, забывший свой язык, историю и обычаи, исчезнет без следа. Достижение целей гражданско-патриотического воспитания должно осуществляться через взаимодействие школы, семьи и социума, что способствует формированию устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, основных правах и обязанностях детей и учащихся, их социальных связях и отношениях.

         В школе планирование и организация гражданско-патриотического воспитания осуществляется таким образом, чтобы идейная направленность, проблематика, содержание воспитательных мероприятий, информационных часов носили опережающий характер, содействовали развитию познавательных, интеллектуальных, культурных потребностей учащихся.

         В настоящее время ведется поиск новых технологий создания благоприятных условий для социализации учащихся, воспитания гражданских и патриотических чувств.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Гражданско-патриотическое воспитание

Автор: Гаджиева Патимат Ибрагимовна

Дата: 09.07.2025

Номер свидетельства: 672608


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства