Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы
Тема: Города России. Города-герои.
Цели :
Познакомить с крупными и старинными городами России; воспитывать бережное отношение к историческим памятникам, к героическому прошлому Отечества.
Воспитывать в детях патриотические чувства, стремление к миру на всей планете, негативное отношение к войне.
Ход мероприятия.
Учитель: Сначала мы повторим то, что мы уже знаем и узнаем много нового.
- За каждый правильный ваш ответ я на доску буду прикреплять макет дома или здания.
И в конце урока у нас должен получиться проект. А вот проект чего, мы с вами узнаем позже.
Разгадывание кроссворда. (слайд 1)
(К каждому ответу из кроссворда, задается дополнительный вопрос.)
1.Торжественная, хвалебная песня исполняется на торжественных праздниках, парадах. Слушают и поют стоя.
(Гимн)
Дополнительный вопрос. (слайд 2)
«Доскажите гимн России»
Россия – священная наша _________!
________ - любимая наша _________!
Могучая воля, великая слава –
Твое достоянье _____________.
Славься, _______ наше свободное,
Братских народов______ вековой.
Предками данная мудрость народная.
Славься, _____. Мы _______тобой!
От южных морей до полярного _______
Раскинулись ______ леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты ______
Хранимая Богом _______________!
Славься, _______ наше свободное –
_____________ народов союз вековой,
Предками данная мудрость ________!
Славься ________ ! мы гордимся _____!
(звучит гимн Российской Федерации)
2.Главный знак государства. В ней прописаны права и
обязанности граждан.
(Конституция) (слайд 3)
3.Символ государства устанавливают на границе. Можно
увидеть на паспорте, свидетельстве о рождении.
(Герб) (слайд 4, 5)
4.Название страны в которой мы живём.
(Россия) (слайд 6, 7)
5. Кто является в России гарантом конституции?
(Президент) (слайд 8)
Дополнительный вопрос.
5. Кто является президентом России?
(В.В.Путин) (слайд 9)
6. Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берут меня…
Я России часть и знак –
Бело – сине – красный…
(Флаг) (слайд 10)
Дополнительный вопрос.
- Что означают цвета на российском флаге?
(Белый – символ чистоты, синий – благородство, красный –символ мужества и храбрости.) (слайд 11)
- Найдите и прочитайте тему в кроссворде.
(Город) (слайд 12)
- Правильно. Сегодня мы будем говорить о городах России.
Окунемся в прошлое городов.
- Название каких российских городов вы знаете?
- Вот она наша Россия! (слайд 13)
Давным – давно на месте городов и деревень, где мы сейчас с вами живем, находились непроходимые лес, полные зверей и птиц. И только сильные и смелые люди могли возвести на месте лесов города.
В нашей стране у каждого города есть свой герб, а у некоторых гимн.
Герб города может рассказать о прошлом, настоящем и будущем этого города.
Главный город государства называется столицей. Столица нашей России – Москва, один из древнейших городов России. Здесь находится избираемый народом президент России. Отсюда руководит делами государства правительство. Здесь разрабатывают и принимают законы Государственная Дума и Совет Федерации.
Москва – один из крупнейших городов мира. Каждый пятнадцатый россиянин – москвич или житель Подмосковья. В Москве много предприятий, научных центров, учебных заведений, музеев, выставок, театров. Знаменит её кремль, Красная площадь, старинные храмы и дворцы.
- Почему же город Москва, является столицей нашего государства?
Кроме Москвы, в России есть много других красивых больших малых городов. Крупнейший из них это Санкт – Петербург на реке Нева. Когда – то этот город был столицей России. Сейчас нашу северную столицу называют городом музеем.
Много ещё есть в России крупных городов, в которых живет боле миллиона людей. Это – Нижний Новгород, Самара и Казань на берегах великой русской реки Волги. Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск в Сибири. А вот Иркутск известен тем, что построен у берегов знаменитого на весь мир озера Байкал.
- Иркутск – это наш областной центр.
Рассказ ученика о городе Иркутске.
Иркутск был основан в 1661 году. В 1686 году получил статус города, а спустя несколько лет получил свой городской герб. Иркутск играет приметную роль в истории России и в сегодняшнем дне страны. Современный Иркутск – это крупный промышленный, научный, образовательный и культурный центр России. Иркутск расположен на трех реках: Ангара, Иркут, Умановка в 66 км к западу от священного озера Байкал. Священное озеро Байкал является мировым достоянием. Возраст озера 20 – 25 миллионов лет. (слайд 14)
Байкальская вода уникальная и удивительна, она необыкновенно прозрачна, чиста и насыщена кислородом. Байкал – это самый огромный запас пресной воды во всем мире. В Байкале водится более 2600 видов и разновидностей животных и более 1000 видов растительных организмов, насчитывается 58 видов рыб.
- И ещё много можно рассказывать о наших городах.
Но есть особо чтимые города в нашей стране. Это города герои.
- Как вы понимаете выражение город – герой? Почему их так назвали?
Учитель: Есть в России особо чтимые нашим народом города – герои, которые прославились героической обороной от немецко-фашистских захватчиков а Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. Это Волгоград, Тула, Новороссийск, Мурманск, Смоленск. (слайд 15)
- Почему некоторые города назвали города – герои?
- Посмотрите на карту России - этот знак показывает, что это город – герой.
Город – герой - почетное звание города, население которого проявило героизм во время Великой Отечественной воине.
- Нет такого уголка на земле. Где бы, говоря о минувшей войне, не
Произносили с изумлением и гордостью слова: Сталинград, Ленинград, Одесса, Тула, Калинин, Москва, Севастополь.
В планах Гитлера было захватить Советский Союз за 5 – 6 недель, но они не ожидали, что советские войска дадут такой отпор.
Рассказы детей о городах – героях.
Москва. (слайд 16 - 19)
С первых же дней войны внимание всего мира было приковано к Москве. В планах Гитлера столица занимала особое место. Фашисты считали, что падение Москвы будет означать конец войны. Москва готовилась к обороне. Днем и ночью, в затишье и под бомбёжками москвичи строили укрепления вокруг столицы. В лесах Подмосковья действовали партизаны. Они пускали по откос эшелоны, взрывали склады с боеприпасами, уничтожали живую силу и технику противника. Москва жила!
Москва сражалась!
Москва знала, что победит!
24 июня 1945года в Москве состоялся Парад Победы.
Ленинград (Санкт – Петербург). (слайд 20- 24)
900 дней и ночей длилась блокада Ленинграда. Враги окружили город, пытались его стереть с лица земли, а он продолжал жить и бороться. Запасы пищи в городе были малы и они сокращались. Хлеб выпекали с примесями отрубей, древесной коры. В городе была самая низкая норма хлеба в сутки. Рабочий получал – 250 граммов хлеба и 125 граммов получали дети. В городе был не только голод, но не было тепла и электричества, и воды.
Смерть шла по городу. Единственным «окном» соединявшим Ленинград с «большой землей» было Ладожское озеро. По этой дороге шли колонны машин с продовольствием. Но немцы узнали о дороге и бомбили лед. Под воду уходили машины с грузом и людьми. Но несмотря, ни на, что город жил!
За время блокады в Ленинграде умерло от голода более 641 тысячи жителей. 17 тысяч погибло от артелериских обстрелов.
34 тысячи было ранено.
Сталинград (Волгоград) (слайд 25- 29)
Битва под Сталинградом была решающей в ходе В. О. В.
Ежедневно 180 тысяч сталинградцев выходили строить оборонительные рубежи вокруг города. Несколько рядов укреплений, окопы преградили дорогу немецким танкам.
На Сталинградском направлении шли ожесточенные, кровопролитные бои. Но в конце лета 1942 года фашистам ценой огромных потерь удалось прорваться к Волге. Гитлеровцы предпринимали несколько массированных налетов на город. Волна за волной шли на Сталинград «Юнкерсы» и «Хенкели», с варварской беспощадностью сбрасывая на жилые кварталы города сотни тонн бомб. Рушились здания, к небу вздымались громадные огневые столбы, город весь был окутан дымом. Над городом нависала смертельная опасность. Но советские войска не отчаялись и зимой перешли в решительное наступление. И немецкие войска были отброшены на много км назад. Битва под Сталинградом подорвала веру немецких солдат в победу.
- Выстоял наш народ и победил в такой жестокой войне. Вот такие героические люди живут в России. И нам нельзя забывать подвиг тех людей, они не только одолели врага, но и заново отстроили разрушенные города.
Ученик:
Мы победили! Нами взят Берлин!
Спасли весь мир советские герои!
И вновь маяк стремительных годин
Зажгло для нас Отечество родное.
Победа! Победа!
Во имя отчизны- Победа!
Во имя живущих- Победа!
Во имя грядущих - Победа!
Мы –дети свободной и мирной страны,
Народ наш великий не хочет войны!
И матери наши, и наши отцы-
За мир, за свободу, за счастье борцы!
Мы учимся в школе, растим тополя,
Мы любим походы в леса и поля.
Нам в жизни открыты любые пути,
Под небом спокойным хотим мы расти!
Итог.
Посмотрите, что у нас получилось?
А как вы думаете, макет, какого города у нас получился? (город Братск).
(слайд 30- 32) (звучит музыка «Сибирская история»)
- Это тема нашего следующего мероприятия. Мы узнаем историю возникновения нашего города . Совершим виртуальную экскурсию по нашему городу.
Спасибо!