kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Героями не рождаются - героями становятся

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке анализируют рассказ и приходят к выводу, что героями не рождаются, а становятся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Героями не рождаются - героями становятся»

Урок литературного чтения

Тема «Героями не рождаются – героями становятся»

(Рассказ Л. Кассиля «У классной доски»).


Цель: формирование у обучающихся представлений о Великой Отечественной войне и её героях.

Задачи:

-актуализировать знания учащихся о Великой Отечественной войне;

- организовать на уроке вдумчивое восприятие произведения Л. Кассиля;

-рассмотреть участие детей и женщин в ходе ВОв;

- развивать умения осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

- развивать речь учащихся, навыки правильного выразительного чтения произведения;

- учить высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

-показать влияние музыкальных произведений времён ВОв на силу духа и мужество русских людей;

-развивать речь, логическое, аналитическое мышление, наблюдательность;

-развивать у школьников умение составлять словесный портрет, работать с текстом;

-способствовать воспитанию нравственных качеств: решительности, стойкости, честности;

- составить словарь настроения к произведению Рассказ Л. Кассиля «У классной доски».


Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие отрывки текста.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.


Личностные результаты

1. Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в группах.


Оборудование: произведение Л.А. Кассиля «У классной доски», выставка книг Л.А. Кассиля, медиапроектор, презентация к уроку, портрет Л.А. Кассиля, толковые словари С.И. Ожегова, В. И. Даля, словарь настроения, карточки трудных слов, песня В. И. Лебедева-Кумача «Священная война»



Ход урока

Ι. Актуализация знаний и постановка учебных задач.

- ………..Нужна ли биография Кассиля??? (может ученик подготовит?) или просто портрет повесить???Да, кратко.

- Ребята, дома вы уже познакомились с произведением Л.А. Кассиля «У классной доски», а также поработали со значением незнакомых слов.

На доске

прослыла

немецкий патруль

траншея

охальник

- Объясните значения данных слов. Какие еще незнакомые слова встретились?

- Назовите главных героев произведения.

- О каком историческом времени рассказывает Л. Кассиль в своём произведении?

-. А кто может ответить на вопрос: что такое война? Что она несёт с собой? (Думаю,нет)

- События этих лет нашли своё отражение не только в творчестве писателей, но и в музыкальных произведениях. Сейчас мы услышим отрывок песни «Священная война».

??? (Можно дать ученику сообщение о создании песни).

Звучит отрывок песни (36 секунд, можно сделать слайд – шоу о создании песни (Белорусский вокзал..))Лучше слайд-шоу , а ученик говорит???

- Какие чувства вызывает у вас эта песня?

- В каких словах передается с наибольшей силой ненависть к фашистским захватчикам?

- Каждое слово этой песни звало людей на борьбу, поднимало на бой. На борьбу поднялась вся страна, весь народ. А какую роль играли в этой борьбе ваши сверстники?

- Тема нашего урока «Героями не рождаются – героями становятся»

- Кого можно назвать героем? Может обратиться к словарю????(Еще можно слово подвиг) Хорошо.

- Сформулируйте задачи урока. (Понять какие поступки делают человека героем, учиться анализировать события, поступки героев произведения, делать выводы, составить словарь настроения данного произведения).

- Когда мы решим все поставленные задачи, то дадим ответ на проблемный вопрос «Почему Л. Кассиль написав произведение о войне, назвал его «У классной доски»? Хорошо!!!

- Может кто - то сейчас может ответить на этот вопрос?

План урока.

1. Анализ произведения.

2. Составление характеристики учительницы.

3. Составление словаря настроения произведения.

4. Формулирование вывода.

- Почему война 1941-1945 гг. называется Великая Отечественная?

- А как вы понимаете слово «Отечество»?

- Давайте порассуждаем: а какими качествами должен обладать народ, победивший фашизм?

Корзина идей???? Идей хорошо,только не корзина.Может Копилка идей.

Предлагаю каждому в течение минуты записать качества. Затем озвучивают по очереди, не повторяясь.???? На доске появляется список. Хорошо!

Быть смелым и отважным

Быть стойким и сдержанным

Быть решительным и честным

Совершить подвиг

Любить свою Родину

Думать о погибших товарищах

Защитить свою семью

- Только ли в бою людям нужно было обладать такими качествами? (Нет, жителям городов и деревень они тоже были необходимы)

II. Совместное открытие знаний.

-Где находились герои нашего произведения? (В деревне)

- Где находилась школа?

- Велись ли в ней занятия?

-Для чего во дворе школы была вырыта траншея?

- Зачем ребята собирались у школы?

- Как помогали ребята села частям Красной Армии? Зачитайте.

- Кто такие партизаны? (Словарь????)

- Что же произошло однажды вечером около школы? Зачитайте.

- Чего же хотели от ребят фашисты?

- Почему именно к детям обратились немцы?

- Какие чувства и желания испытывали дети, когда сидели под дулами автоматов? Зачитайте.

- Как вела себя Ксения Андреевна?

- А вот как представил себе эти события режиссёр Лев Кулешов, который в 1942 году снял фильм «Юные партизаны» по мотивам рассказа Льва Кассиля

Просмотр отрывка из кинофильма «Юные партизаны»

-. Какие чувства вы испытали после просмотра?

- Совпали ли ваши представления с представлением этой сцены режиссёром?

- Когда действие в рассказе достигает наибольшего напряжения?

- Почему учительница Ксения Андреевна просила ребят не забывать последний, как ей казалось, урок в её жизни?

- Что решил предпринять Костя, заговорив с фашистами?

Чтение по ролям.

- Сейчас мы с вами должны найти отрывок, где Ксения Андреевна разговаривает с Костей. Найдите, прочитайте только диалог Ксении Андреевны и Кости по ролям.

- Скажите, каков в разговоре Костя? ( Костя в этом разговоре очень решительный)

- Что вы можете сказать о поступке Кости Рожкова? Действительно ли он решил рассказать фашистам, где прячутся партизаны?

- Поняла ли учительница его намерения?

- Почему же она пытается его остановить?

Работа в паре

- Перечитайте картину побега Кости Рожкова. Назовите глаголы, которые использовал автор, чтобы изобразить этот эпизод.

- Для чего автор использует столько глаголов?

- Как командир партизанского отряда относился у Ксении Андреевне?

- Что придумал Сеня Пичугин?

- Как вели себя фашисты в роли допрашиваемых?

- Центральной фигурой данного произведения является Ксения Андреевна.

Работа в группе.

Предлагаю поработать в группах и составить устный портрет учителя по плану:

1 группа – описание голоса, глаз, волос, походки, жестов учительницы;

(Ксения Андреевна не повышала голос, глаза такие же синие и ясные, как в молодости, ровный и светлый взгляд, волосы побелели, походка легкая, певучая, движения мягкие, неторопливые, мягкие, округлые, рука пела, объясняла все, подымет руку, поведет – и сразу тихо становится).

2 группа – обстановка класса – как отражение личности учителя;????

(На подоконнике в банках и ящиках стояли цветы, выращенные ребятами, на стеклянном шкафу парил ястреб, набитый опилками, стену класса украшали аккуратно настроенные гербарии, парты, с засохшими чернильными подтеками).

3 группа – отношение учащихся, жителей села, немцев к учительнице; (Сельские милиционеры отдавали честь, спрашивая о своих детях, председатель колхоза, директор машинно- тракторной станции учились у нее, командир партизанского отряда уважительно, во время допроса немец вел себя грубо, ударил по кисти, когда немец стал допрашиваемым, оробел и вытянулся).

4 группа – черты характера Ксении Андреевны; (Преданность делу (отработала 32 года), любовь к детям, самообладание, мягкость, строгость, справедливость)

5 группа – поведение учительницы во время столкновения с немецкими разведчиками. (Шагнула вперед, загородив собой детей, тихо отвечала, обычным спокойным голосом разговаривала с детьми, призывала их к стойкости, не показывала страха).

- 6-й группе отдельное задание – составить словарь настроения к данному произведению.

- Выслушиваются сначала 5 групп.

III. Подведение итогов урока.

- Вернемся к контрольному вопросу урока. Почему же Л. Кассиль назвал свой рассказ «У классной доски»?

- Почему все действие рассказа происходит не в школьном дворе, а в классе?

- Почему автор так много внимания уделяет описанию кабинета, личности учителя?

- Чему учил последний урок Ксении Андреевны?

- Только ли Ксения Андреевна подала пример мужества, стойкости и патриотизма?

- Чей поступок достоин называться подвигом? или Можно ли поступки героев назвать подвигом? Почему?

- Какое название могли придумать вы?

- Как мирное население помогало советским солдатам?

- Какие черты характера присущи главным героям рассказа?

- Вернёмся к качествам, которыми должен обладать народ, чтобы победить фашистов?

- Только ли взрослые обладали этими качествами?

- Каких пионеров – героев знаете вы, ребята? Назовите их имена.

- Итак, вы увидели, что весь русский народ, от мала до велика, поднялся вслед за призывом песни на «смертный бой». Как вы думаете, помогали людям во время ВОв песни? Чем?

- А сейчас 6 – я группа представит нам словарь динамики настроения к данному произведению.

- Многие погибли ради будущего, ради нас, ради нашей светлой жизни. Сохраним память обо всех, кто погиб во время Великой Отечественной войны. Поможем тем, кто ещё жив.


ΙV. Рефлексия

- - Закончите предложения:

Я понял…

Я запомнил…

Мне понравилось…

Мне осталось непонятным…

.

«Синквейн» - очень эффектный приём критического мышления. Подумай, Лена! Давай попробуем!

Работа в словаре? Только герой?

В целом, хорошо получается. Ещё переговорим….


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Героями не рождаются - героями становятся

Автор: Любовь Ивановна Чигина

Дата: 20.03.2022

Номер свидетельства: 602694

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "«Героями не рождаются, героями становятся»"
    ["seo_title"] => string(52) "gieroiami_nie_rozhdaiutsia_ghieroiami_stanoviatsia_1"
    ["file_id"] => string(6) "442212"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1512412569"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Классный час "Героями не рождаются, героями становятся"."
    ["seo_title"] => string(64) "klassnyi_chas_gieroiami_nie_rozhdaiutsia_ghieroiami_stanoviatsia"
    ["file_id"] => string(6) "382784"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1485173006"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) ""Героями не рождаются,героями становятся""
    ["seo_title"] => string(50) "gieroiami_nie_rozhdaiutsia_ghieroiami_stanoviatsia"
    ["file_id"] => string(6) "439164"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1510847979"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Презентация "Героями не рождаются,героями становятся""
    ["seo_title"] => string(66) "priezientatsiia_gieroiami_nie_rozhdaiutsia_ghieroiami_stanoviatsia"
    ["file_id"] => string(6) "452861"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1517050489"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Героями не рождаются, героями становятся."
    ["seo_title"] => string(46) "gieroiaminierozhdaiutsiaghieroiamistanoviatsia"
    ["file_id"] => string(6) "307322"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458310643"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства