- развивать речь учащихся, навыки правильного выразительного чтения произведения;
- учить высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
-показать влияние музыкальных произведений времён ВОв на силу духа и мужество русских людей;
- составить словарь настроения к произведению Рассказ Л. Кассиля «У классной доски».
Познавательные УУД
1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие отрывки текста.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3.Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в группах.
Оборудование: произведение Л.А. Кассиля «У классной доски», выставка книг Л.А. Кассиля, медиапроектор, презентация к уроку, портрет Л.А. Кассиля, толковые словари С.И. Ожегова, В. И. Даля, словарь настроения, карточки трудных слов, песня В. И. Лебедева-Кумача «Священная война»
Ход урока
Ι. Актуализация знаний и постановка учебных задач.
- ………..Нужна ли биография Кассиля??? (может ученик подготовит?) или просто портрет повесить???Да, кратко.
- Ребята, дома вы уже познакомились с произведением Л.А. Кассиля «У классной доски», а также поработали со значением незнакомых слов.
На доске
прослыла
немецкий патруль
траншея
охальник
- Объясните значения данных слов. Какие еще незнакомые слова встретились?
- Назовите главных героев произведения.
- О каком историческом времени рассказывает Л. Кассиль в своём произведении?
-. А кто может ответить на вопрос: что такое война? Что она несёт с собой? (Думаю,нет)
- События этих лет нашли своё отражение не только в творчестве писателей, но и в музыкальных произведениях. Сейчас мы услышим отрывок песни «Священная война».
??? (Можно дать ученику сообщение о создании песни).
Звучит отрывок песни (36 секунд, можно сделать слайд – шоу о создании песни (Белорусский вокзал..))Лучше слайд-шоу , а ученик говорит???
- Какие чувства вызывает у вас эта песня?
- В каких словах передается с наибольшей силой ненависть к фашистским захватчикам?
- Каждое слово этой песни звало людей на борьбу, поднимало на бой. На борьбу поднялась вся страна, весь народ. А какую роль играли в этой борьбе ваши сверстники?
- Тема нашего урока «Героями не рождаются – героями становятся»
- Кого можно назвать героем? Может обратиться к словарю????(Еще можно слово подвиг) Хорошо.
- Сформулируйте задачи урока. (Понять какие поступки делают человека героем, учиться анализировать события, поступки героев произведения, делать выводы, составить словарь настроения данного произведения).
- Когда мы решим все поставленные задачи, то дадим ответ на проблемный вопрос «Почему Л. Кассиль написав произведение о войне, назвал его «У классной доски»? Хорошо!!!
- Может кто - то сейчас может ответить на этот вопрос?
План урока.
1. Анализ произведения.
2. Составление характеристики учительницы.
3. Составление словаря настроения произведения.
4. Формулирование вывода.
- Почему война 1941-1945 гг. называется Великая Отечественная?
- А как вы понимаете слово «Отечество»?
- Давайте порассуждаем: а какими качествами должен обладать народ, победивший фашизм?
Корзина идей???? Идей хорошо,только не корзина.Может Копилка идей.
Предлагаю каждому в течение минуты записать качества. Затем озвучивают по очереди, не повторяясь.???? На доске появляется список. Хорошо!
Быть смелым и отважным
Быть стойким и сдержанным
Быть решительным и честным
Совершить подвиг
Любить свою Родину
Думать о погибших товарищах
Защитить свою семью
- Только ли в бою людям нужно было обладать такими качествами? (Нет, жителям городов и деревень они тоже были необходимы)
II. Совместное открытие знаний.
-Где находились герои нашего произведения? (В деревне)
- Где находилась школа?
- Велись ли в ней занятия?
-Для чего во дворе школы была вырыта траншея?
- Зачем ребята собирались у школы?
- Как помогали ребята села частям Красной Армии? Зачитайте.
- Кто такие партизаны? (Словарь????)
- Что же произошло однажды вечером около школы? Зачитайте.
- Чего же хотели от ребят фашисты?
- Почему именно к детям обратились немцы?
- Какие чувства и желания испытывали дети, когда сидели под дулами автоматов? Зачитайте.
- Как вела себя Ксения Андреевна?
- А вот как представил себе эти события режиссёр Лев Кулешов, который в 1942 году снял фильм «Юные партизаны» по мотивам рассказа Льва Кассиля
Просмотр отрывка из кинофильма «Юные партизаны»
-. Какие чувства вы испытали после просмотра?
- Совпали ли ваши представления с представлением этой сцены режиссёром?
- Когда действие в рассказе достигает наибольшего напряжения?
- Почему учительница Ксения Андреевна просила ребят не забывать последний, как ей казалось, урок в её жизни?
- Что решил предпринять Костя, заговорив с фашистами?
Чтение по ролям.
- Сейчас мы с вами должны найти отрывок, где Ксения Андреевна разговаривает с Костей. Найдите, прочитайте только диалог Ксении Андреевны и Кости по ролям.
- Скажите, каков в разговоре Костя? ( Костя в этом разговоре очень решительный)
- Что вы можете сказать о поступке Кости Рожкова? Действительно ли он решил рассказать фашистам, где прячутся партизаны?
- Поняла ли учительница его намерения?
- Почему же она пытается его остановить?
Работа в паре
- Перечитайте картину побега Кости Рожкова. Назовите глаголы, которые использовал автор, чтобы изобразить этот эпизод.
- Для чего автор использует столько глаголов?
- Как командир партизанского отряда относился у Ксении Андреевне?
- Что придумал Сеня Пичугин?
- Как вели себя фашисты в роли допрашиваемых?
- Центральной фигурой данного произведения является Ксения Андреевна.
Работа в группе.
Предлагаю поработать в группах и составить устный портрет учителя по плану:
1 группа – описание голоса, глаз, волос, походки, жестов учительницы;
(Ксения Андреевна не повышала голос, глаза такие же синие и ясные, как в молодости, ровный и светлый взгляд, волосы побелели, походка легкая, певучая, движения мягкие, неторопливые, мягкие, округлые, рука пела, объясняла все, подымет руку, поведет – и сразу тихо становится).
2 группа – обстановка класса – как отражение личности учителя;????
(На подоконнике в банках и ящиках стояли цветы, выращенные ребятами, на стеклянном шкафу парил ястреб, набитый опилками, стену класса украшали аккуратно настроенные гербарии, парты, с засохшими чернильными подтеками).
3 группа – отношение учащихся, жителей села, немцев к учительнице; (Сельские милиционеры отдавали честь, спрашивая о своих детях, председатель колхоза, директор машинно- тракторной станции учились у нее, командир партизанского отряда уважительно, во время допроса немец вел себя грубо, ударил по кисти, когда немец стал допрашиваемым, оробел и вытянулся).
4 группа – черты характера Ксении Андреевны; (Преданность делу (отработала 32 года), любовь к детям, самообладание, мягкость, строгость, справедливость)
5 группа – поведение учительницы во время столкновения с немецкими разведчиками. (Шагнула вперед, загородив собой детей, тихо отвечала, обычным спокойным голосом разговаривала с детьми, призывала их к стойкости, не показывала страха).
- 6-й группе отдельное задание – составить словарь настроения к данному произведению.
- Выслушиваются сначала 5 групп.
III. Подведение итогов урока.
- Вернемся к контрольному вопросу урока. Почему же Л. Кассиль назвал свой рассказ «У классной доски»?
- Почему все действие рассказа происходит не в школьном дворе, а в классе?
- Почему автор так много внимания уделяет описанию кабинета, личности учителя?
- Чему учил последний урок Ксении Андреевны?
- Только ли Ксения Андреевна подала пример мужества, стойкости и патриотизма?
- Чей поступок достоин называться подвигом? или Можно ли поступки героев назвать подвигом? Почему?
- Какое название могли придумать вы?
- Как мирное население помогало советским солдатам?
- Какие черты характера присущи главным героям рассказа?
- Вернёмся к качествам, которыми должен обладать народ, чтобы победить фашистов?
- Только ли взрослые обладали этими качествами?
- Каких пионеров – героев знаете вы, ребята? Назовите их имена.
- Итак, вы увидели, что весь русский народ, от мала до велика, поднялся вслед за призывом песни на «смертный бой». Как вы думаете, помогали людям во время ВОв песни? Чем?
- А сейчас 6 – я группа представит нам словарь динамики настроения к данному произведению.
- Многие погибли ради будущего, ради нас, ради нашей светлой жизни. Сохраним память обо всех, кто погиб во время Великой Отечественной войны. Поможем тем, кто ещё жив.
ΙV. Рефлексия
- - Закончите предложения:
Я понял…
Я запомнил…
Мне понравилось…
Мне осталось непонятным…
.
«Синквейн»- очень эффектный приём критического мышления. Подумай, Лена! Давай попробуем!