Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность. Занятие по естественно – научной грамотности. Тема: Горох»
Функциональная грамотность. Занятие по естественно – научной грамотности. Тема: Горох
Цели: Ознакомить обучающихся с биологическими особенностями гороха, со строением цветка, плода. Научить проводить опыты над бобовыми и наблюдать за их ростом.
Задачи:
Обучающие: закрепить знания об особенностях гороха, продолжить знакомство с типичными представителями семейства бобовых, развивать умения, наблюдать, сравнивать.
Развивающие – учить выделять главное в поставленном вопросе, развивать быстроту переключаемости внимания при работе с раздаточным материалом и живыми образцами бобовых.
Воспитательные – воспитывать трудолюбие и бережное отношение к растениям и окружающему миру.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Воспитатель: Добрый день, ребята!
(все вместе читают) (слайд 1)
Ребята: Всем! Всем! Добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться!
Нам пора учиться!
Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поприветствуем их. Присаживайтесь. Я желаю вам успехов.
Воспитатель: Ребята, чтобы определить тему занятия, я предлагаю посмотреть видеоролик.
Просмотр видеоролика
Воспитатель: Кто главный герой видеоролика?
Дети: Горох. (Слайд2)
Воспитатель: О чем будем говорить на занятии?
Дети: О горохе.
Где используют горох?
Дети: (ответы) В салатах, варят суп, пекут пироги, варят кашу, консервируют, начинка для блинов, варят кисели.
Воспитатель: А что вы еще знаете о горохе?
Ответы детей. Сладкий, вкусный, зеленый, полезный.
Воспитатель: Да, он вкусный и полезный. А еще горох в основном состоит из белка, который является строительным материалом для нашего организма.
Восп. А чтобы вы хотели еще узнать о горохе?
Восп. Ребята, какую цель поставим перед собой на сегодняшнем занятии?
Цель. Узнать, как растет горох, из чего он растет, где растет горох.
Чтобы ответить на все эти вопросы, предлагаю поближе познакомиться с этим растением.
Воспитатель: (читает)
Задание 1: В школе Рома получил задание подготовить сообщение о горохе. Из энциклопедии он узнал, что горох - растение с высоким содержанием белка. В зеленом горошке присутствуют также витамины С, В1, В2 ,РР, каротин. Немало в нем сахара.
Воспитатель: Ребята, а в каких еще продуктах содержатся эти витамины? Посмотрите на эту таблицу (слайд 3)
Витамины
Пищевой источник
Витамин В1 (Тиамин)
Гречневая крупа, овсянка, хлеб из муки грубого помола и фрукты.
Горох содержит все витамины, которые есть в продуктах, употребляемые нами каждый день. Он незаменим в питании.
Воспитатель:А сейчас, ребята, прослушайте сообщение о горохе и затем заполните кластер. Кластер – это наглядная схема с ключевым словом.
(Сообщение читает Карелина Вероника).
У гороха гибкий, вьющийся стебель, сочные светло- зеленые листья и небольшие белые или розовато – сиреневые цветочки. Когда они отцветают, на их месте появляются удлиненные лопатки - так называют молодые гороховые стручки. В стручках прячутся семена - круглые сладкие горошки.
Горох известен людям с древних времен. Есть мнение, что представители семейства бобовых – бобы, фасоль, горох, соя, чечевица - могли быть первыми овощами, которые человек начал употреблять в пищу.
На территории России горох был известен очень давно. Не случайно, когда говорят: « Это было при царе Горохе», имеют в виду события глубокой древности.
Ответы на вопросы по содержанию текста.
Воспитатель:- Ребята, к какому семейству относится горох? (бобовые)
- Какие еще овощи относятся к семейству бобовых?
Дети: К семейству бобовых относятся – бобы, фасоль, горох, соя, чечевица (показать чечевицу, горох, фасоль красную, белую) (Показ семян бобовых в стаканчиках, дети сами называют бобовые)
Воспитатель: Ребята, выражение «Это было при царе Горохе» что означает?
Дети: Это выражение означает события глубокой древности» (было очень давно).
Воспитатель: Перед вами кластер. Заполните его. Подпишите название каждого овоща.
Воспитатель: Внимание, сверьтесь с экраном. Семейство Бобовых насчитывает более 20 тысяч видов многолетних и однолетних растений, произрастающих по всему миру. И Родиной гороха считают Юго – Западную Азию. Он появился еще в каменном веке.
Прочитайте текст Задание 3
У гороха семена крупные, округлой формы.
Семя гороха состоит из кожуры и зародыша. Под семенной кожурой находится зародыш - маленькое растеньице. Его- то и защищает семенная кожура.
На слегка вогнутой стороне семени гороха виден рубчик – след от семяножки, посредством которой семя соединилось с околоплодников. Рядом с рубчиком в семенной кожуре находится крохотное отверстие – семявход. При намачивании семени через семявход внутрь легко проникает вода.
Ответьте на вопросы
Воспитатель:
-Ребята, сравните два вида гороха (сухой и замоченный). Что случилось с горохом? (он увеличился)
-Что помогло гороху увеличиться в объеме?
Дети: отвечают (вода)
- С помощью воды семя гороха набухло. Почему? Ведь ни каждое семя набухает в воде. (у семени гороха есть отверстие-семявход, через которое попадает вода)
Воспитатель: Рассмотрите рисунки и с помощью текста заполните схему.
Воспитатель: из чего состоит семя гороха? (Слайд 6)
Дети: семя гороха состоит из кожуры и зародыша.
-что находится под семенной кожурой? (маленькое растеньице)
- из скольких долей состоит семя гороха? (2)
- Как называется такое растение? (двудольное)
Воспитатель: Растения, зародыши семян которых имеют две семядоли, называют двудольными.
Физминутка (проводит Данис)
Рассказывает воспитатель
Существует немало интересных историй о горохе. Одну из них рассказал К. Паустовский.
Однажды он стал очевидцем аварии океанского парохода «Днепр». Было известно, что « Днепр» получил небольшую пробоину. Казалось бы, повреждение маленькое. Но взору Паустовского представилась совершенно другая картина – сильно разрушенное судно. Было такое ощущение, что в него попала бомба. Словно неведомая сила развалила железные конструкции. Разбиты трюмы. Когда в них попала вода, горошины разбухли, и железные «ребра» корабля не выдержали их дружеского напора
Вывод: Как вы думаете, почему семя гороха обладает такой взрывной силой? (набухает, лопается на 2 части)
Описание практической работы.
-Ребята, мы с вами проводили опыт « тренажер стр 56, задание 5»
- Расскажите, что у вас получилось. (выступление Даниса)
Цель : Выяснить влияние условий природы на прорастание семян гороха.
Это для хороших условий.
1 день - Мы поместили зёрна гороха в ёмкость с влажной средой в разные условия.
2 день – зерна набухли
3 день - Зёрна проросли. Появились корешки.
4 день - Корешок набух, подрос.
5 день – Кожура отпала
6 день – Внутри развивается новое растение
7 день – Растение продолжает расти.
Ростки, помещенные в тёмное место, проросли, но они меньше по высоте, листиков мало, ростки тонкие, бледные. Им не хватает света, который необходим для роста и развития.
Вывод. Для выращивания семян гороха нужно тепло и свет.
Подведение итога занятия.
Давайте подведем итог нашему занятию.
Для этого составьте Синквейн.
Синквейн – стихотворение, состоящее из пяти строк.
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна.
Это слово «Горох».
2 строка – 2 прилагательных, выражающих главную мысль.
Это слова: Вкусный, полезный.
3 строка - 3 глагола (описывающие действия по теме ).
Глагол – улучшает, помогает, дает.
4 строчка – предложение (отношение теме).
Горох очень полезный продукт.
5 строка - слово – синоним к 1 строке.
Злак
Горошек
Вкусный и полезный
Улучшает, помогает дает.
Горох очень полезный (вкусный ,хороший) продукт.
Продукт
Воспитатель: На этой веселой ноте мы закончим наше занятие. Всем спасибо и до свидания!