«Формирование системы духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста через изучение хомусной музыки»
«Формирование системы духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста через изучение хомусной музыки»
Хомус - символ духовной культуры земли Олонхо распространен более чем в 100 странах, известно 162 разновидностей хомуса, варгана. Ученые определили возраст современного варгана: он появился 5000 лет назад и является ровесником египетских пирамид. Есть версия космического происхождения варгана.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Формирование системы духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста через изучение хомусной музыки»»
«Формирование системы духовно-нравственных ценностей
у детей младшего школьного возраста через
изучение хомусной музыки»
Введение
Хомус - символ духовной культуры земли Олонхо распространен более чем в 100 странах, известно 162 разновидностей хомуса, варгана. Ученые определили возраст современного варгана: он появился 5000 лет назад и является ровесником египетских пирамид. Есть версия космического происхождения варгана.
В Якутии хомус считается музыкальным инструментом №1. В старину народ саха воспевал на нем красоту пробуждающей природы после долгой зимы, изливал тоску по солнечным летним дням. Хомусная музыка уносила якутов в дальние страны, в мир сказочных богатырей Олонхо, помогала пережить все лишения и мучения, возбуждала тягу к жизни. Долгими зимними вечерами при свете лучинок в темноте маленького балагана звучала музыка Космоса…Балаган, затерянный, занесенный снегом в глубинах Вселенной, внутри которой звучал варган -был частью мировой культурной цивилизации… С помощью хомуса входили в транс шаманы, лечили больных людей с помощью хомусной музыки.
Хомус для народа Саха больше, чем музыкальный инструмент. Хомус – это вековая память народа, это кодовое духовное послание предков к будущим поколениям.
В настоящее время перед человечеством жизнь ставит все новые и новые проблемы, порожденные современной социокультурной и экологической ситуацией. Кардинальные сдвиги в системе ценностных ориентаций, когда на первый план выдвигается примитивное материальное богатство, связаны с глобальным духовно-нравственным кризисом и, как следствие, экологическими катастрофами. Чрезмерное загрязнение окружающей среды, противоестественные для человеческой природы шумы, разрушительно воздействует на психику людей, в первую очередь на детей. Все это сказывается на духовном состоянии подрастающего поколения и на их психическое здоровье, что, в конечном итоге, может привести к их нравственной деградации, росту детской наркомании и суицида.
И в этом плане именно искусство и красотаможет противостоять деградации личности. Когда звучит варганная музыка, отмечается снижение уровня тревожности, поднимается общий позитивный фон настроения и уменьшается агрессивное поведение. Хомус имеет многовековые традиции и сегодня переживает свое новое рождение.
Целью данной работы является:
1. Через обучение игре на хомусе изучить воздействие варганной музыки на формирование системы духовно-нравственных ценностей у детей;
2. Использование в работе педагогами народной музыки для эффективного дополнительного средства в возрождении традиций, фольклора, этнической культуры;
3. Активизация и расширение диапазона чувств у школьников умственных и творческих способностей, воспитание у них бережного отношения к окружающему миру, друг к другу.
В соответствии с этой целью нами выделены следующие задачи:
1. Изучить педагогику хомуса, создать культурологическую предметно-пространственную среду развития ребенка и оказание ему помощи в самоопределении, национальной самоидентификации, национальном самосознании на базе своей культуры;
2. Проследить за развитием внимания, памяти, творческого мышления, воображения, умения видеть прекрасное;
3. Организовать воспитательно-образовательную работу в игровой форме, используя различные виды традиционной культуры народа «саха»; сохранение и передача молодому поколению языка и культуры народа саха;
4. Воспитывать в детях стремление к активному познанию жизни, художественно-речевые навыки, интерес к игре на хомусе;
Первые шаги познания хомуса
Обучение в начальной школе является сенситивным периодом* для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни.
Р ебенок начинает познавать самого себя, свое «Я», начинает размышлять на каком языке он говорит, кем он является сам. Это время становится “золотой порой” воспитания и важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их умственного, чувственного и двигательного опыта. Именно поэтому параллельно со школьными предметами первоклассникам можно начинать давать азы игры на хомусе.
Придя в школу, они еще не умеют читать, поэтому учитель в первую очередьдолжен развивать память детей. Детская память очень восприимчива, все заученное в детстве мы помним до глубокой старости. Когда ребёнок учит наизусть, он совершенствует свою речь, расширяется его кругозор и словарный запас, формируется общий уровень культуры.
Игра на хомусе – универсальный способ воспитания и обучения ребёнка. Использование его в работе с детьми служит эффективным дополнительным средством развития. Хомусная музыка имеет импровизационный характер, играя, ребенок подражает различным движениям, воспроизводит звуки природы. Хомус активизирует творческие способности, расширяет диапазон чувств, в рождении звуков участвует и организм человека: органы дыхания, речи, брюшной пресс и, конечно же, пальцы рук. Именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти, поэтому важно обратить внимание на специальные упражнения, развивающие «ручную умелость».
По мнению ученых, человек при помощи пальцев и кистей рук делает около 700000 различных движений. Так по подсчетам Альберта Меробяна при помощи слов воспринимается 7% информации, при помощи голоса и интонации - 38 %, через жесты и мимику передается все 55 %. А профессор Бердвистил отмечает, что человек в среднем в течение дня говорит только 10-11 минут, продолжительность одного предложения составляет 2,5 секунды. По его исследованиям общение происходит в 35% при помощи голоса, а остальное 65 % воспринимается через движение.
Игра на хомусе совершенствует двигательное развитие детей. Уровень развития сенсомоторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами руки имеет большое значение для овладения письмом.
*сенситивный период -определенный период жизни ребенка, в котором созданы оптимальные условия для развития у него определенных психологических качеств и видов деятельности.
Игра на хомусе невозможна без изучения фольклора: ребенок знакомится с устным народным творчеством своего народа: осуохай, тойук, олоҥхо. Все это способствует умению детей говорить ярко, образно, просто. Они обогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка.
С каждым этапом изучения смысл хомусной музыки должен становиться глубже и шире, должен привить им вкус и приобщить средствами искусства к высшим духовным ценностям – к любви, состраданию, милосердию, чувству долга.
Активизировать восприятие музыки могут такие формы как выражение впечатлений от прослушанной музыки в рисунках или передать ее настроение в музыкальном движении, т.к. дети любят двигаться под музыку и быстрее запоминают именно ту музыку, которая связана с движением.
Обучая варгану, мы воспитываем в детях эмпатию*, доброту, дружеские толерантные отношения**, умение тактично предложить свою помощь или обратиться за помощью, такие качества личности, как умение одухотворять окружающую природу, способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы. Необходимо достичь того, чтобы ребята почувствовали, что у них есть не только внутренний слух, но и внутреннее зрение, т.е. способность мысленно внутри себя услышать то, что в данный момент не звучит, и увидеть то, что в данный момент мы не видим в реалии. Развитие этих чувств – основа творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но и в жизни вообще.
Задача педагога научить детей войти в состояние эмоционального и сознательного переживания музыке. Перед прослушиванием музыки хомуса, ребенок должен принять удобное положение, полностью расслабиться, успокоиться, прикрыть глаза. Дальше дается задание – «оживить» в уме прослушанную мелодию.
Примерные реплики педагога:
- Я сейчас вам дам задание. Пока звучит музыка, вы закрываете глаза, успокаиваетесь. Прислушиваетесь к звучанию хомуса. Потом каждый расскажет, кто какие звуки и чьи голоса услышал, что увидел в воображении.
- Какое это время года? Какаяптицапропела? Какие звуки услышали?
Так, посредством искусства игры на хомусе ребенок должен научиться мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у них развивался не только интеллект, но и душа.
*эмпатия – умение человека сочувствовать и понимать окружающих;
**толерантное отношение - терпимое отношение к тем, кто не разделяет их взгляды. Это признак цивилизованности общества, его высокого духовного и нравственного развития.
Организации процес¬са обучения игры на хомусе
Хомусная музыка является неотъемлемой частью национальной культуры народа «саха», но сейчас нет специальных школьных программ, поэтому необходимо разработать методы и принципы обучения ребенка игре на национальном инструменте №1. Игра на хомусе – самый распространенный красивый вид традиционной культуры, которому можно и нужно обучать всех детей.
С чего начинать? В каком возрасте начинать внедрять это в воспитательный процесс?Принципы методики преподавания игры на хомусе должны исходить из важнейшего правила музыкальной педагогики о единстве обучения и воспитания. Методика работы определяется возрастными и психофизиологическими особенностями учащихся
По моему мнению, прежде нужно определить три этапа:
• Приобщение к хомусу;
• Обучение игре на хомусе;
• Воспитание звуком, мелодией хомуса.
Важно с дошкольного возраста прививать любовь к родному языку, формировать интерес к народному творчеству. Необходимо, чтобы этот процесс был увлекательным, пробуждал воображение, фантазию и творческую активность ребенка. С особо одаренными детьми нужно организовать индивидуальные занятия. В работе над выразительностью звучания хомуса развивается ассоциативное мышление и творческое воображение. Ребенок, с малых лет овладевший игрой на хомусе, больше будет знать и любить традиции, культуру своего народа и вырастет высоконравственным человеком. Для этого нужно чаще проводить слушанияразличных вариантов игры на хомусе; устраивать состязания хомусистов. Разучивать детям несложные якутские народные мелодии. В этой работе необходимо тесно сотрудничать с родителями: проводить беседы и выставки, связанные с варганным искусством.
Таким образом, через хомусное искусство подвести детей к пониманию прекрасного, сформировать значимость своей национальности, неповторимостьякутской культуры, богатства родного языка, красоту и особенности суровой, но в то же время хрупкой природы Якутии, ознакомить с богатым миромфлоры и фауны.
Все это будит воображение ребенка, будит дремлющие таланты, заложенные в каждом человеке.
Внедряя в основы воспитания культуру хомуса, мы добиваемся роста поколения детей, глубоко знающих свою культуру, не прерывающих связь поколений. Неоценимую помощь в этом оказывают народные умельцы, исполнители.
Какие навыки и умения приобретает ребенок, обучаясь игре на хомусе?
1. Играет на инструменте;
2. Знает и поет якутские песни;
3. Умеет слышать музыку;
4. Знакомится с творчеством якутских мелодистов, с работами мастеров изготовления хомуса;
5. Начинает петь тойук, осуохай, олоҥхо, учится народным танцам;
6. Различает якутские народные инструменты;
7. Раскрывает свои способности;
8. Учится выступать перед публикой.
В конце каждого этапа обучения пройденный материал закрепляется при помощи игр, викторин, конкурсов, рисунков.
Итогом занятий в конце учебного года может статьотчетный концерт перед родителями. Кроме этого, дети постоянно должныдемонстрировать свои навыки, принимая активное участие во всех проводимых в поселении мероприятиях и конкурсах.
Великий педагог К.Д Ушинский очень метко отметил, что «Родной язык является величайшим народным наставником». Родной язык имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Наша речь соединяет прошлые, настоящие и будущие поколения в единое целое. Посредством языка народ закрепляет в истории и передает в наследие потомкам многовековой опыт своей трудовой и умственной деятельности, результата духовной жизни. В нем отражается вся история народа, его нравственные и эстетические идеалы, его мысли и чувства, желания и надежды.
В языке наиболее полно сохранились народная мудрость, многовековой общественный опыт. Отражая в представлениях и понятиях природу родного края, культуру народа, всю объективную действительность, язык с помощью своих форм передает учащимся большое количество реальных знаний. Осваивая его неисчерпаемые богатства, дети приобщаются к подлинной жизни народа.
С его помощью ребенок добывает знания, развивает мышление, общается с людьми. Он способствует развитию умственных сил ребенка, формирует личность.
Особое внимание нужно обратить к содержанию и методике первоначального обучения родному языку в школе, обучая различным формам устного народного творчества: волшебным сказкам, таинственным загадкам, молниеносным скороговоркам чабырҕах, мудрым пословицам, вдохновляющему осуохай, мелодичному народному песнопению, великому эпосу народа саха – олоҥхо, чарующим звукам хомуса.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную и важнейшую роль. Ребенок подражает своим родителям, у них формируется подобный же тип поведения. У творческих людей часто вырастают творческие дети. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Совместные занятия, увлечения имеют огромное значение в дальнейшей судьбе ребенка, поэтому во внеклассной работе присутствие родителей обязательно.
Для того, чтобы все 70 учеников начального звена Батагайской школы занимаются ежедневно на хомусе, роль родителей неоценима, с ними были проведены беседы о пользе хомуса, и каждый родитель купил своему ребенку инструмент.
Первыми моими «ласточками» были ученики из якутского класса. Вначале я им сама играла на хомусе. Заметив интерес к музыке, начала первоклассникам прививать навыки к игре. Чтобы привлечь внимание остальных школьников, мы во время перемен выходили в коридор и играли на хомусе. Проявляющих интерес к нашей музыке с каждым разом становилось все больше, поэтому всех желающих объединили в кружок. Потом решили занятия проводить во всех классах начальной школы.
Из 70 учащихся 30 детей учится в якутских классах, 40 – ученики русских классов. Работу среди русскоязычных детей начали с повторения наизусть якутских песенок. Конечно, в начале были трудности в выговаривании слов, поэтому особое внимание было уделено на правильное произношение якутских звуков. Потом постепенно начали обучать приемам игры на хомусе.
Таким образом, ребенок овладевающий игрой на хомусе, приобщается к культуре, традициям народа, становится ценителем прекрасного, истинным патриотом своей земли.
Заключение
Варган – это музыкальный инструмент, для познания которого нужно время. Необходимы упорные тренировки, настойчивость и, конечно, большое желание и любовь к музыке.
По проведенной работе я сделала следующие выводы:
1. В моем классе поднялся общий позитивный фон настроения, и уменьшилось агрессивное поведение. Ученики за это время очень сдружились, научились больше доверять друг к другу, стали открытыми в общении. Начали лучше учиться в школе, стали более организованными, ответственными.
2. Свободно овладели двумя языками: якутским и русским. По данной программе дети усвоили основы исполнения игры на хомусе, научились исполнять народные песни, тойук, танцевать осуохай.
3. Кроме того, у них значительно поправилось здоровье, дети почти перестали болеть простудными заболеваниями, т.к. благодаря игре на хомусе улучшились органы дыхания. Инструмент имеет положительное успокаивающее психотерапевтическое воздействие на психику ребенка.
4. У детей, которые ходят на кружок, раскрывается внутренний потенциал, они становятся рисующими, сочиняющими стихи, у них более развита речевая культура. Хомус открывает путь к прекрасному видению мира, развивает способность к творческому мышлению.
5. Ученик, с детских лет овладевший игрой на хомусе более любознателен, открыт для восприятия нового. Музыка хомуса легко и естественно соприкасается со всеми школьными предметами, и, в первую очередь, тесно взаимосвязана с такими дисциплинами, как окружающий мир и природоведение, дети слышат через варган звуки природы, а значит учатся любить ее, беречь ее.
6. Они больше знают и любят традиции, культуру своего народа, все они осознанно носят якутскую национальную одежду.
Как видно, увлечение игрой на хомусе имеет чрезвычайно важное значение. Каждый народ в ходе своего исторического развития для передачи социального опыта подрастающим поколениям вырабатывает определённую упорядоченную, единую совокупность идей, взглядов, идеалов на процесс развития, воспитания и обучения детей. Она основана на соблюдении традиций, обычаев, приобщении их к духовной и материальной культуре этноса. Педагогу в своей работе нужно использовать как можно больше форм и методов народного творчества. Использование же в работе с детьми народной музыки может служить эффективным дополнительным средством в возрождении традиций, фольклора, этнической культуры в целом. Воздействие хомусной музыки на формирование системы духовно-нравственных ценностей у школьников только способствует этому.
По мнению современных ученых, игра на хомусе «прочищает» сознание, укрепляет жизненную силу человека, гармонизирует функции всех органов.
Благодаря урокам музыки происходит приобщение детей к огромному эмоционально-нравственному опыту человечества. Здесь необходим труд души ребенка. Он заключается в глубоком переживании детьми исполняемого произведения и требует напряжения душевных сил, причастности к жизненным проблемам, отраженным в музыкальном произведении, его эмоциональной и нравственной оценки, ознакомления детей через музыку с такими вечными проблемами человеческого бытия, как счастье и несчастье, любовь и ненависть, война и мир, победа и поражение, красота и уродство.
Поэтому задача педагога состоит не только в усвоении ребенка информации и навыков игры на хомусе, а именно посредством искусства игры на хомусе научить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у них развивался не только интеллект, но и душа.