kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Формирование читательской компетентности младшего школьника - залог успешного обучения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Формирование читательской компетентности младшего школьника - залог успешного обучения»
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Формирование читательской компетентности младшего школьника - залог успешного обучения»»

Внимание!!! Черный ящик!

-Предлагаю нашу работу начать не совсем обычно

- Уважаемые коллеги, чтобы определить, какой предмет находится в черном ящике, прошу отгадать загадку:

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней —

Станешь вчетверо умней.

«Книга»

«Я книгу в руки бережно беру,

И смысл разгадать ее стараюсь.

Я тайны книги детям донести хочу,

Чтобы вопросов у ребят не оставалось.

Хочу, чтоб в классе каждый ученик

Старался сам постичь азы науки,

Чтоб научился видеть этот мир,

Я кладезь мудрости даю им в руки!»


Вашему вниманию я представляю выступление по теме «Формирование читательской компетентности младшего школьника - залог успешного обучения»

В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране обществу нужен человек, умеющий добывать и применять самостоятельно новые знания. Основным источником познания является книга. К сожалению, из года в год снижается интерес детей к чтению.

Премьер-министр правительства РФ Дмитрий Медведев в своей статье говорит: "По качеству школьного образования мы должны войти в число десяти стран-лидеров. Но отставание, фиксируемое в международном исследовании читательской грамотности, показывает, что российские школьники не всегда умеют применять полученные знания на практике».

Это свидетельствует о том, что значительная доля школьников не приучена читать систематически, не имеет развитых качеств читателя и как результат, оказывается не готовой к требованиям мирового сообщества и возможности самоопределиться в жизни.


Опрос среди учащихся 4 классов нашей школы «Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время?» показал, что чтение выпало из круга досуговых предпочтений младших школьников.

? Почему современные дети не читают книги?

?Почему списывают готовые сочинения и не могут выразить свои мысли?

? «Зачем исправлять ситуацию?

? Зачем возвращать книгу в руки ребенка?»

? Как учителю убедить всех участников образовательного процесса в важности формирования читательской компетентности?


Образовательный стандарт нацеливает учителя на необходимость решения данных вопросов и определяет ведущую педагогическую идею: формирование читательской компетентности школьников.

Под читательской компетентностью понимается совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих школьнику умело работать с информацией. Данное определение отражает информационный подход к чтению, значит «читательская компетентность» сближается с информационной компетентностью.

Заметим, что ФгоСы относят информационную и читательскую компетентность к метапредметным образовательным результатам, то есть действиям, формируемым в конкретных учебных дисциплинах.

В основе рекомендаций по повышению уровня ЧК выделяют три шкалы оценки читательской компетенции, которые описывают способность обучающихся находить, отбирать, понимать информацию в тексте, определять смысл и делать умозаключения, уметь связывать тексты со своей структурой знаний.

Цель учителя создание условий для формирования читательской компетентности у учащихся.

Для этого необходим целостный подход в осмыслении данной проблемы на междисциплинарном уровне.

В рамках образовательного проекта «Ключ» веду работу в трех направлениях.

«Три кита» мотивации участия учащихся в проекте дают ощущения самостоятельности, свободы выбора и компетентности.

С первого дня прихода первоклассников в школу, стараюсь строить уроки так, чтобы дети в совершенстве овладели всеми качествами чтения. В связи с этим, использую современные и инновационные технологии, методы и приемы, способствующие развитию читательской компетентности, повышению мотивации к чтению.

Во внеурочной деятельности провожу обсуждение прочитанных произведений, обмен книгами, конкурсы чтецов, читательских дневников, встречи с интересными людьми.

Готовя учащихся к литературным утренникам, конкурсам, рекомендую книги с учетом индивидуальных возможностей и интересов. Это немалая возможность пробудить и проявить желание прочитать книгу, а самое главное

у ребенка формируется мотивация к выбору:

чтение для Души, для Дела, для Досуга.

2. Обязательно знакомлю детей с библиотекой, объясняю, какое богатство там находится, организую читательские конференции, тематические беседы, дни «похода за книгой», выставки и презентации детских книг новинок, праздники.

Огромную помощь в приобщении ребенка к чтению оказывают родители, которые осознают, что они не могут и не должны стоять в стороне от учения детей. Для них провожу родительские собрания, лектории, анкетирования, конкурсы.

Семейное чтение очень важный аспект в формировании читательской самостоятельности, что приводит к формированию мотивации к деятельности:

думай, делай, достигай.

3. Многие считают, что сегодня компьютер и современные гаджеты вытесняют книгу, однако наоборот — сейчас, как никогда, для освоения новых технологий требуется качественное чтение.

В области МЭС работаем на Региональном портале дистанционного обучения обучающихся Саратовской области.

Используем электронные формы учебников, виртуальную библиотеку, работаем на платформах Учи.ру, Я-класс.

Активно используем ресурсы МЭШ (Московской эш)


Вследствие, у ребенка формируется мотивация к САМО- (саморазвитие, совершенствование, самореализации.):

Ученик стремиться идти

дальше, достойно, динамично.


Результаты работы по данному направлению есть и будут. Наша задача: последовательно вести учащихся по этапам обучения к намеченной цели.

ТОЛЬКО за 2020-й год. Год памяти и славы было проведено огромное количество мероприятий, акций, конкурсов. Реализовано 2 проекта с целью сохранения исторической памяти, развития информационных и читательских компетенций, воспитания любви к Родине.


- И возвращаясь к началу своего выступления, я вновь прошу обратить ваше внимание на три вопроса …

Я хочу, чтобы каждый мой ученик мог найти ответ на любой вопрос, ведь…

Чтение – это окошко, через которое дети видят

и познают мир и самих себя.

Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,

когда, наряду с чтением,

одновременно с ним и даже раньше,

чем впервые раскрыта книга,

начинается кропотливая работа над жизнью.


Шелест книжных страниц

Нам сопутствует в жизни повсюду,

От бурлящих столиц

До посёлка у тихой запруды,

От горячих низин

До просторов Полярного круга,

Для меня, для него и для них

Нет на свете лучшего друга!



Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе.



Читательская компетентность определяется:

— владением техникой чтения,

— приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,

— знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,

— сформированностью духовной потребности в книге как среде познания мира и самопознания.

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. 

Читательская компетенция - постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни.

4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шиншалиева Гульнара Васильевна

Дата: 26.05.2023

Номер свидетельства: 632501


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства