- Уважаемые коллеги, чтобы определить, какой предмет находится в черном ящике, прошу отгадать загадку:
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней —
Станешь вчетверо умней.
«Книга»
«Я книгу в руки бережно беру,
И смысл разгадать ее стараюсь.
Я тайны книги детям донести хочу,
Чтобы вопросов у ребят не оставалось.
Хочу, чтоб в классе каждый ученик
Старался сам постичь азы науки,
Чтоб научился видеть этот мир,
Я кладезь мудрости даю им в руки!»
Вашему вниманию я представляю выступление по теме «Формирование читательской компетентности младшего школьника - залог успешного обучения»
В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране обществу нужен человек, умеющий добывать и применять самостоятельно новые знания. Основным источником познания является книга. К сожалению, из года в год снижается интерес детей к чтению.
Премьер-министр правительства РФ Дмитрий Медведев в своей статье говорит: "По качеству школьного образования мы должны войти в число десяти стран-лидеров. Но отставание, фиксируемое в международном исследовании читательской грамотности, показывает, что российские школьники не всегда умеют применять полученные знания на практике».
Это свидетельствует о том, что значительная доля школьников не приучена читать систематически, не имеет развитых качеств читателя и как результат, оказывается не готовой к требованиям мирового сообщества и возможности самоопределиться в жизни.
Опрос среди учащихся 4 классов нашей школы «Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время?» показал, что чтение выпало из круга досуговых предпочтений младших школьников.
? Почему современные дети не читают книги?
?Почему списывают готовые сочинения и не могут выразить свои мысли?
? «Зачем исправлять ситуацию?
? Зачем возвращать книгу в руки ребенка?»
? Как учителю убедить всех участников образовательного процесса в важности формирования читательской компетентности?
Образовательный стандарт нацеливает учителя на необходимость решения данных вопросов и определяет ведущую педагогическую идею: формирование читательской компетентности школьников.
Под читательской компетентностью понимается совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих школьнику умело работать с информацией. Данное определение отражает информационный подход к чтению, значит «читательская компетентность» сближается с информационной компетентностью.
Заметим, что ФгоСы относят информационную и читательскую компетентность к метапредметным образовательным результатам, то есть действиям, формируемым в конкретных учебных дисциплинах.
В основе рекомендаций по повышению уровня ЧК выделяют три шкалы оценки читательской компетенции, которые описывают способность обучающихся находить, отбирать, понимать информацию в тексте, определять смысл и делать умозаключения, уметь связывать тексты со своей структурой знаний.
Цель учителя создание условий для формирования читательской компетентности у учащихся.
Для этого необходим целостный подход в осмыслении данной проблемы на междисциплинарном уровне.
В рамках образовательного проекта «Ключ» веду работу в трех направлениях.
«Три кита» мотивации участия учащихся в проекте дают ощущения самостоятельности, свободы выбора и компетентности.
С первого дня прихода первоклассников в школу, стараюсь строить уроки так, чтобы дети в совершенстве овладели всеми качествами чтения. В связи с этим, использую современные и инновационные технологии, методы и приемы, способствующие развитию читательской компетентности, повышению мотивации к чтению.
Во внеурочной деятельности провожу обсуждение прочитанных произведений, обмен книгами, конкурсы чтецов, читательских дневников, встречи с интересными людьми.
Готовя учащихся к литературным утренникам, конкурсам, рекомендую книги с учетом индивидуальных возможностей и интересов. Это немалая возможность пробудить и проявить желание прочитать книгу, а самое главное
у ребенка формируется мотивация к выбору:
чтение для Души, для Дела, для Досуга.
2. Обязательно знакомлю детей с библиотекой, объясняю, какое богатство там находится, организую читательские конференции, тематические беседы, дни «похода за книгой», выставки и презентации детских книг новинок, праздники.
Огромную помощь в приобщении ребенка к чтению оказывают родители, которые осознают, что они не могут и не должны стоять в стороне от учения детей. Для них провожу родительские собрания, лектории, анкетирования, конкурсы.
Семейное чтение очень важный аспект в формировании читательской самостоятельности, что приводит к формированию мотивации к деятельности:
думай, делай, достигай.
3. Многие считают, что сегодня компьютер и современные гаджеты вытесняют книгу, однако наоборот — сейчас, как никогда, для освоения новых технологий требуется качественное чтение.
В области МЭС работаем на Региональном портале дистанционного обучения обучающихся Саратовской области.
Используем электронные формы учебников, виртуальную библиотеку, работаем на платформах Учи.ру, Я-класс.
Активно используем ресурсы МЭШ (Московской эш)
Вследствие, у ребенка формируется мотивация к САМО- (саморазвитие, совершенствование, самореализации.):
Ученик стремиться идти
дальше, достойно, динамично.
Результаты работы по данному направлению есть и будут. Наша задача: последовательно вести учащихся по этапам обучения к намеченной цели.
ТОЛЬКО за 2020-й год. Год памяти и славы было проведено огромное количество мероприятий, акций, конкурсов. Реализовано 2 проекта с целью сохранения исторической памяти, развития информационных и читательских компетенций, воспитания любви к Родине.
- И возвращаясь к началу своего выступления, я вновь прошу обратить ваше внимание на три вопроса …
Я хочу, чтобы каждый мой ученик мог найти ответ на любой вопрос, ведь…
Чтение – это окошко, через которое дети видят
и познают мир и самих себя.
Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,
когда, наряду с чтением,
одновременно с ним и даже раньше,
чем впервые раскрыта книга,
начинается кропотливая работа над жизнью.
Шелест книжных страниц
Нам сопутствует в жизни повсюду,
От бурлящих столиц
До посёлка у тихой запруды,
От горячих низин
До просторов Полярного круга,
Для меня, для него и для них
Нет на свете лучшего друга!
Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе.
Читательская компетентность определяется:
— владением техникой чтения,
— приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,
— знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,
— сформированностью духовной потребности в книге как среде познания мира и самопознания.
Читательскаякомпетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.
Читательскаякомпетенция - постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни.