- расширить знания учащихся о профессиях, технике;
-развивать понимание того, что знания, получаемые на уроках, способствуют приобретению важных жизненных умений и навыков;
- прививать интерес к рабочим профессиям и труду.
Целевая аудитория: Учащиеся 1-5 классов Продолжительность: 2-3 часа. Место проведения: Просторная безопасная территория: школьный стадион, пустырь (огороженный) и т.д. Необходимое оборудование и реквизит:
Техника: 2-3 реальных экскаватора, трактор.
Реквизит: Каски и жилетки разных размеров для детей, конусы, мячи, обручи, шины, игрушечные самосвалы, веревки.
Творческие материалы: Бумага, краски, карандаши, пластилин, конструкторы, картонные модели для сборки.
Оформление: Воздушные шары в желто-оранжевой гамме, плакаты с изображением техники, финишная лента для эстафеты.
Звук: Колонки, микрофон для ведущего, плейлист с энергичной музыкой.
Действие: На площадку под звуки энергичной музыки выезжают несколько видов экскаваторов ( колесный, мини-экскаватор). Водители-операторы сигналят, мигают фарами.
Ведущий: Энергичный аниматор в каске и жилете прорабов.
«Клятва Юного Строителя»: Ведущий предлагает всем хором произнести клятву быть внимательными, слушать старших и помогать друг другу.
2. Работа интерактивных зон (основной блок, 60-90 минут)
Дети делятся на небольшие группы и расходятся по станциям.
Зона 1: «Живой Экскаватор»
Суть: Дети сами становятся частями экскаватора.
Проведение: Одна команда — «стрела», другая — «ковш», третья — «кабина». По команде «Копать!» «стрела» вытягивается, «ковш» зачерпывает воображаемый грунт. Весело и наглядно объясняет принцип работы.
Для старших: Викторина на знание частей экскаватора.
1. Как называется водитель экскаватора?
экскаваторист
экскаваторщик
водитель экскаватора
экскаватрщик
2. Что из нижеперечисленного есть у экскаватора?
лук и стрела
ковш и тарелка
ковш и стрела
ковш, лук и стрелы
3.Чем экскаватор зачерпывает груз?
крючком
тарелкой
ковшом
стрелой
4.Чем отличается гусеничный экскаватор?
медленным ходом
наличием специального шасси, опирающегося на гусеничное полотно
ничем, это просто название бренда
5. Какой самый распространенный тип экскаваторов?
пневмоколесный
гусеничный
комбинированный
Зона 2: «Мастерская Инженера»
Суть: Творческий конкурс.
Для 1-2 классов: Раскрашивание бумажных экскаваторов, лепка экскаваторов из пластилина.
Для 3-5 классов: Сборка моделей экскаваторов из LEGO Technic или картона. Конкурс на лучший рисунок «Экскаватор будущего».
Зона 3: «Стройплощадка» (самая зрелищная)
Суть: Настоящая техника в действии.
Демонстрация: Оператор экскаватора показывает его возможности: поднимает и переносит шины, аккуратно кладет груз в цель, роет ямку. Обязательно с комментариями о технике безопасности.
Фотосессия: Каждый ребенок может посидеть в кабине экскаватора (с выключенным двигателем и в присутствии оператора), надеть настоящую каску и сделать крутое фото.
Зона 4: «Экскаваторный квиз»
Суть: Образовательная викторина.
Вопросы для младших: «Для чего экскаватору гусеницы?», «Что копает экскаватор?».
Вопросы для старших: «Чем отличается экскаватор от погрузчика?», «Какие бывают виды ковшей?», «Что такое гидравлика?».
3. Большая Строительная Эстафета (30-40 минут)
Все группы собираются для командных соревнований.
Этап 1: «Гонка на самосвалах» — дети везут игрушечные самосвалы с кубиком-«грунтом» змейкой между конусами.
Этап 2: «Осторожно, ковш!» — с помощью большого детского экскаватора на палке (или импровизированного «ковша») нужно перенести мячик из одной кучи в другую, не уронив.
Этап 3: «Укладка труб» — команда по цепочке передает обручи («трубы») и выстраивает из них линию.
Этап 4: «Финальный штрих» — последний участник надевает жилетку, каску и «включает» свой экскаватор, нажимая на кнопку на большой картонной модели.
4. Награждение и закрытие (15 минут)
Награждение: Все участники получают «Удостоверение Юного Строителя» и тематические сувениры:
Значки с экскаваторами.
Раскраски с техникой.
Небольшие игрушечные экскаваторы.
Плюс, победившей команде — специальный приз (например, большой конструктор).
Закрытие: Общее фото на фоне техники с кричалкой «Мы строим будущее!». Запуск символических «фейерверков» из конфетти в цветах строительной тематики (оранжевый, желтый).
Важные моменты для организаторов:
Безопасность — превыше всего! Все действия с реальной техникой только при выключенном двигателе и в присутствии профессионального оператора. Дети должны постоянно быть под присмотром взрослых.
Интерактивность: Не должно быть скучных лекций. Всё через игру и движение.
Масштабируемость: Программу можно адаптировать под любой бюджет. Если нет реальных экскаваторов, сделайте упор на зону творчества и эстафету с игрушечными моделями.
Фото- и видеосопровождение: Родители будут в восторге от кадров, где их ребенок в каске за рулем огромной машины.