Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра. Но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими, или сорняки зла погубили их. Будет видно, какой человек вошел в жизнь и стал членом общества…
В.А.Сухомлинский.
Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.
Задачи:
Формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;
Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Подготовительная работа: составление подходящего по уровню развития сценария праздника, подготовка мультимедийной презентации, разучивание стихотворений обучающимися, песен, пословиц и поговорок о доброте, подготовка дидактических материалов.
При подготовке к мероприятию ребята были очень активны, с удовольствием учили стихи, мини-инсценировки. Проводилась индивидуальная работа с каждым ребенком по выразительному чтению, усовершенствованию сценического мастерства.
Инициаторами проведения мероприятия были я и мои ученики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Факультативное занятие "Спешите творить добро" »
ГУ «Комсомольская СШ»
Открытое факультативное занятие
Подготовила:
учитель начальных классов
Малеева С. В.
Орловка, 2015 г.
Доверяем друг другу. (дети идут по кругу друг за другом).
Дружно все идем по кругу
И надеемся на друга
Плечо другу подставляйте
И друг другу доверяйте!
Круг радости.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть ваши добрые лица, лучистые глаза. Подарим частичку своего настроения друг другу и скажем добрые слова:
Лучик, лучик золотой!
Луч везде и луч с тобой!
Добро в тебе, добро во мне,
Добро кругом на всей земле.
Дети становятся лицом к гостям.
Слово учителя.
- Ребята, я вижу у вас в руках цветы. Почему?
(Ответы детей).
Звучит музыка «Дорогою добра». Дети дарят цветы.
Слово учителя:
- Ребята, Дорогою Добра мы отправляемся сегодня в гости к Фее в сказочный дворец Доброты.
- Ребята, вы что-то еще хотели сказать?
(Да, произнести слова пожелания на казахском языке).
Ну пожалуйста:
Бақыт тілейміз...счастья
Денсаулық тілейміз...здоровья
Жақсылық тілейміз...Добра
Ашық аспан тілейміз...Ясного неба
Махаббат тілейміз...и чистой любви
Мы желаем всем нашим гостям.
- Ребята, мы сказали столько хороших слов, искренних пожеланий. И они обязательно сбудутся, потому что вы говорили от чистого сердца. А теперь присаживайтесь на стулья.
Слово учителя: Давайте зажжём свечу,
Как хорошо, уютно, тихо!
Посмотрите на огонек свечи, протяните к нему ладошки.
Что вы чувствуете? (Ответы детей)
А вам приятно смотреть на огонёк?
А какое у вас настроение? (Хорошее)
Ребята, сегодня мы продолжим говорить о доброте и добрых делах.
Скажите, а что такое доброта? (Это когда мы помогаем друг другу, не оставим своего друга в беде, заботимся о близких, не ссоримся, говорим добрые слова)
Да, это самые лучшие пожелания, объятия и улыбки.
Дети поют песню «Улыбка».
Ребята, а какого человека можно назвать добрым? (Внимательного, заботливого, отзывчивого, который прийдет на помощь...)
Взрослые люди спасают людей в пожаре, лечат от болезней, заботятся о пожилых, защищают слабых, заботятся о своей семье, детях, внуках. А какие добрые дела могут совершить дети? Т.е. вы... (Помочь друг другу, не ссориться, играть дружно, помогать взрослым, не обижать младших, ухаживать за домашними животными, говорить вежливые слова, уважать старших.)
А какое доброе дело вы сделали вчера или сегодня? (ответы детей)
Ребята, доброта – вещь удивительная, это солнце, которое согревает душу человека. Она сближает людей, как ничто другое. Доброта это тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошенных обид. Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что человек становится человеком только благодаря другому человеку.
В словаре С. И. Ожегова слово «доброта» определяется как «Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро – это всё положительное, хорошее, полезное...
Не от тяги к суесловию
И сложились не вчера
Эти братские с любовью
Пожелания здоровья, пожелания добра
И живется вроде лучше
И на свете веселей,
Коль другим благополучия
Пожелаешь на земле!
Игра «Торопись обрадовать».
У меня есть волшебные предметы. Я вручаю вам один из них, вы начинаете передавать его по цепочке. По моему сигналу останавливаетесь, и тот, у кого в руках оказался предмет, говорит добрые слова тому, кому давно хочет их сказать, но не решается, и вручает подарок.
(Добрые слова и сувениры всем участникам).
Слово учителя:
Человек доброжелательный, желающий другим добра, и ведет себя соответственно. Он не сможет быть злым, грубым, жестоким. В его отношениях с людьми всегда присутствуют улыбка, проявление заботы.
- Скажите, почему не у каждого, получается, быть добрым? (Ответы детей: Зависть, грубые слова, вредные привычки, некоторые не умеют дружить, не всегда желают помочь другим, хвастаться любят…)
- Путь к доброте нелёгкий, долгий. На нём человека ожидают взлёты и падения, спуски и подъёмы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих поступках.
Никита: Как научиться доброте?
Ответ простой – она везде.
В улыбке доброй и рассвете,
В мечте и ласковом привете.
Андрей: На всей земле добра частицы,
Их надо замечать учиться
И в сердце собирать своем
Тогда не будет злобы в нём!
Теймураз: Хочется крикнуть людям:
Будьте щедрей на ласку,
Путь человека труден –
Мало похож на сказку.
В мире без ласки, знайте,
Слёзы, дожди, морозы
Взрослым и детям знайте
Ласка нужна, не угрозы
Стремитесь открыть хоть однажды
Звезду человечности в каждом.
Слово учителя:
- Ребята, я приглашаю вас в уголок добрых дел. А кто и какие делает добрые дела, вы сейчас сами и увидите.
(Дети рассматривают фотографии.)
- Ребята, кого вы увидели на фото? (Себя и своих друзей)
- А приятно было видеть себя и своих друзей?
Игра «Да!»
Я готова всегда для всех,
Делать добрые дела. Совершив такой поступок,
Говорю я: Да!
- Ребята, а вы готовы всегда совершать добрые дела? (Готовы!)
- Ребята, если случается так, что вас кто-то обидел, запишите это на песке, чтобы ветры смогли стереть это. Но кода вы делаете что-либо хорошее, вы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это. Научитесь писать обиды на песке и высекать радости на камне.
- Ребята, надо уметь прощать обиды, помня, всё хорошее, что сделали для вас другие.
Один мудрец заметил: Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
- Давайте и мы сделаем доброе дело. (Аппликация: дом – планета Земля, деревья, цветы, фигурки детей, солнце, фигурки птиц, бабочек…)
- Как назовём картину? (Мир Доброта. Как прекрасен этот мир…)
- Какое чувство вы испытали, составляя эту картину? (Ответы детей.)
Работа с пословицами.
- Ребята, посмотрите на эту чудесную шкатулочку добра. Хочется, чтобы вы наполнили её пословицами добра. Но прежде вам необходимо собрать пословицы.
Жизнь дана на добрые дела.
Добро побеждает зло.
Мир не без добрых людей.
Добрый человек добру учит.
Злой не верит, что есть добрый.
Не хвались серебром, а хвались добром.
Чтение стихотворений.
Никита: Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
Виктор: И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
То день не напрасно был прожит,
Значит живешь не зря!
Сценка «Я как-то…»
Амалия:
Я как-то в дом принёс щенка,
Бездомного бродягу,
Чтоб подкормить его слегка
Голодного беднягу.
Адэльвина:
Ну, что ж, она сказала, - пусть
Он поживёт немножко
В глазах его такая грусть
Найдется каши ложка.
Амалия:
Я под гнездом нашёл птенца,
Над ним вороны вились,
Я спрятал в шапку сорванца,
Мы с ним домой явились.
Адэльвина:
Ну что ж, - сказала мама – пусть
Он поживет немножко,
В глазах его такая грусть!
Найдется хлеба крошка…
Амалия:
Ещё принес я в дом ежа,
Ужа и черепаху,
И заяц в нашу дверь вбежал,
Наверное, со страху.
Адэльвина:
Сказала мама – Пусть живут!
В квартире так чудесно,
А если потесниться тут
И нам найдется место.
Мы благодарны всем тем, кто не обижает четвероногих друзей. И вы, ребята, заботесь о своих питомцах.
И сколько бы миллионов лет не существовало человечество, с самых древних времён такое качество, как доброта, ценилось всегда.
В поучениях Владимира Мономаха мы читаем:
… Вы же поступая хорошо.
Не ленитесь на все доброе,
Не пройдите мимо человека,
Не приветствуя его,
А скажите каждому при встрече
Эти добрые и нужные слова.
Поэтическая игра «Словарь вежливых слов».
Саша проснулся утром и сказал маме:
- Доброе утро!
Садясь за завтрак, дети сказали маме и папе:
- Приятного аппетита!
Поев и выйдя из-за стола, они поблагодарили за вкусный завтрак:
- Спасибо!
К Саше и Кате пришли гости. Они встретили их словами:
- Здравствуйте! Проходите, пожалуйста!
(Молодцы, ребята!)
Слово учителя:
Все эти слова и выражения – ваши добрые помощники. Не забывайте их, пользуйтесь ими каждый день и окружающим всегда будет приятно общаться с вами.
Слово учителя:
- Ребята, а вы любите сказки?
В них встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я показываю имя сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или злой. Если герой добрый хлопаете в ладошки, а если герой злой закрываете лицо ладошками.
- Ребята, мы прошли половину пути Дороги Добра, и подошли к самому сказочному дворцу – дворцу Доброты.
(Дворец Добра)
- Как вы думаете, почему он так называется? (ответы детей)
- А вы хотите пройти во дворец Доброты? Тогда мы вместе пройдем по тропинке с препятствиями.
Слово учителя:
Но сначала, ребята предлагаю, если у вас есть какие-нибудь отрицательные эмоции: обида, гнев, злость – спрятать их в волшебный мешочек и изменить содержание мешочка во дворце Доброты. Согласны? (ответы детей)
Вот вам по листу черной бумаги, скомкайте его руками, при этом сделайте мимику злого человека: нахмурьте брови, с силой сомните листок и потопайте. Теперь опускайте в мешочек все свои обиды, злость, гнев.
- Ребята, как вы думаете, после путешествия по дворцу Доброты, что будет в волшебном мешочке? (ответы детей)
Игра «Тропинка препятствий».
Но, а теперь мы выходим на полосу препятствий.
- Ребята, вы успешно преодолели полосу препятствий, освободившись от гнева, злости и обид. И теперь свободно проходим во дворец Доброты.
Звучит песенка Леопольда.
Появляется Леопольд.
Леопольд:
Здравствуйте, ребята!
Добрым быть совсем непросто
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета
Доброта не пряник, не конфета,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Леопольд: - Ребята, а какие слова могут обидеть? (ответы детей)
- Правильно. Плохие слова.
Ведущий: А слова, которые будут приятны любому человеку? (Ласковые, добрые)
Леопольд: А мы сейчас сделаем так, что плохих слов вообще не будет.
- Как это?
Леопольд: Да очень просто.
Игра в слова.
Леопольд: Перед вами лепестки ромашки с плохими словами (грубый, злой, жадный, грустный, горе, обман, унижение) – заменим их на хорошие.
(Леопольд рвёт и выбрасывает лепестки с плохими словами)
Леопольд: Вот так. Чтобы они никогда к нам больше не возвращались! А вы, ребята, замените лепестки ромашки с хорошими словами.
(Дети выбирают лепестки с хорошими словами, которые разбросаны на полу)
Леопольд: Какой замечательный цветок у нас получился. Я дарю его вам, ребята:
Ты лети, наш цветок,
Через запад на восток
Ты по всей земле лети
Семена добра дари.
(Спасибо вам, ребята!)
Игра «Хорошо».
Хорошо, что солнце светит? Хорошо
Хорошо, что дует ветер?
Хорошо идти с друзьями?
Хорошо прижаться к маме?
Хорошо в краю родном?
Хорошо там, где наш дом?
Хорошо играть в саду?
Хорошо, что я живу?
Звучит музыка. Появляется Фея Доброты.
- Здравствуйте, ребята! Я Фея Доброты. Я наблюдала за вами. И увидела, какие вы добрые дети, сколько добрых слов вы знаете, какие добрые дела совершаете. Я очень рада!
- Ребята, у меня в руках конверт. Посмотрите, что лежит в нём. Я дарю вам это. Думаю, вы догадаетесь, что сделать с моим подарком.
Дети: Фея прислала нам семена цветов.
Учитель: - А что может вырасти из семян? (ответы детей)
(Посеем семена и будем наблюдать за ними)
Посадка семян цветов. (Музыка)
Фея: - Ребята, вы самостоятельно сделали доброе дело – посадили ростки и семена цветов, чтобы в вашем классе было большое море зелени и чистый воздух и стало еще уютнее. Спасибо вам!
Учитель:
- Ребята, представьте себе, что вместо зелени цветов появилось море. Как вы думаете, какое название будет у нашего моря? (Доброта)
- У вас на партах бумажные кораблики. Их сделали для вас ваши гости – учителя, которые вложили в них желание видеть вас добрыми и отзывчивыми людьми.
- На доске написаны разные слова. Выберите из этих слов такие, как бы вы хотели назвать свой корабль, отправив его в море доброты.
(Дети выбирают названия для корабликов, пишут на борту корабля)
- Я очень рада за вас, что у вас огромное, доброе сердце. Путь к доброте долгий. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. К сожалению, сегодня мы не решим проблему, как всех людей сделать добрыми и счастливыми. Но каждый из нас я думаю, начнет с себя.
(Дети встают, берутся за руки, читают стихотворение)
Теймураз:
Как бы жизнь не летела
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей
Адэльвина:
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело
Тем живем на земле.
Учитель: Молодцы, ребята! Присаживайтесь!
Обобщение.
- Посмотрите на огонёк свечи, протяните к нему ладошки.
- Что вы чувствуете? (Тепло, радость, счастье)
- Приятно смотреть на огонёк?
- А какое у вас сейчас настроение? (смайлики на магнитную доску)
- Ребята, мы знаем, что хорошо быть добрым, делать добрые дела, помогать другим людям. Часто говорите добрые слова – от этого всем будет лучше, мир будет добрее.
- А теперь давайте посмотрим, что же произошло со злостью, обидой, гневом в волшебном мешочке.
Задуваем свечу.
(Учитель разбрасывает лепестки доброты)
– Как разлетаются эти лепестки, так пусть и разлетаются ваши добрые дела!
- Спешите делать добро!
(В кругу)
Теймураз: Мы не забудем подарить добро
Виктор: Соседям
Андрей: Родственникам
Никита: Другу
Адэльвина: Оно, как истинное волшебство
Амалия: Вернётся к нам по кругу
Учитель: Уважаемые гости! Отразите на смайликах своё отношение к данной учебной деятельности. Мы будем рады хранить их в своей копилке Доброты!
(По кругу)
Амалия: Добрые сердца – это сады,
Никита: Добрые слова – это корни.
Адэльвина: Добрые мысли – это цветы,
Теймураз: Добрые дела – это плоды.
Учитель:
- Так заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
Рефлексия.
Амалия:
Не прячьте доброты своей
Откройте сердце всем наружу
Тем, что имеете, щедрей
Делитесь, распахните душу.
Дарите только теплоту:
Ребенку, женщине и другу,
И отодвиньте пустоту.
Жизнь всё вернет сполна по кругу.
К вам возвратятся свет, любовь,
Мечта и счастье к вам вернется
И нежной лаской вновь и вновь
В вас чья-то радость отзовется.
Наш урок подходит к концу. О чём мы говорили? Какие выводы сделали? (ответы детей)
Напоследок я хотела бы рассказать вам одну историю. Вы, наверное, заметили, что на столе у меня лежат апельсин и яблоко. Похожи они на солнышко? (Да, по форме и по цвету).
А история такая. Встретила однажды девочка Апельсин и Яблоко. Спросила девочка у апельсина: Почему ты весь из долек? Апельсин ей ответил: Я из долек для того, чтобы ты могла разделить меня и угостить друга. Тогда девочка спросила у Яблока. Почему ты, яблоко, целое? Как вы думаете, ребята, что ответило яблоко? (чтобы ты могла меня целиком отдать).
Мне очень хотелось, чтобы вы, ребята, делились с другими и не только яблоками. Не бойтесь отдавать теплоту своей души людям. И тогда каждый из вас похож на солнышко, которое дарит всем тепло, любовь, добро и жизнь.
Д/з по выбору.
Нарисовать иллюстрации к прочитанным произведениям о добрых людях, о добрых поступках, о доброте и вежливости.
Пофантазировать, как выглядит доброта, нарисовать образ доброты, с чем доброта ассоциируется, какие краски преобладают, и аргументировать свой выбор.