kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Электронный образовательный ресурс по теме "Проведение экскурсии как одной из формы внеурочной деятельности по ФГОС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показать особенности проведения экскурсии согласно ФГОС;

- научить поэтапной работе организации экскурсии, в частности отработать этап проведения экскурсии  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Электронный образовательный ресурс по теме "Проведение экскурсии как одной из формы внеурочной деятельности по ФГОС"»

Мастер –класс

(МБОУ «СОШ №4» учитель начальных классов Рыжкова О.А.)

Проведение экскурсии как одной из формы внеурочной деятельности по ФГОС

Цель: - показать особенности проведения экскурсии согласно ФГОС;

- научить поэтапной работе организации экскурсии, в частности отработать этап проведения экскурсии

Демонстрация слайд-шоу

-Уважаемые коллеги, мы сейчас посмотрим слайд-шоу и определим тему сегодняшнего мастер-класса.

Коллеги формулируют тему: Проведение экскурсии как одной из формы внеурочной деятельности по ФГОС

слайд

Учитель: Таким образом чему должны мы сегодня научиться?

Коллеги: Как провести экскурсию согласно ФГОСу.

  1. Презентация педагогического опыта по организации экскурсионной деятельности

ФГОС предполагает активное участие учащихся во внеурочной деятельности. Мной была разработана рабочая программа «Я - гражданин России». Она разработана на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников (2010), с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения, основной образовательной программы образовательного учреждения и школьной программы «Я – гражданин России».

Среди форм, которые я использую во время внеурочной деятельности, ведущую роль играют экскурсии. И мне бы хотелось дать, уважаемые коллеги, вам несколько советов как организовывать этот вид деятельности.

Учитель: Что такое экскурсия? Из каких источников вы можете это узнать?

Коллеги: Из Интернета, различных словарей.

Учитель: Я предлагаю вам из словарей, лежащих у вас на столах, найти определение данного слова.

слайд

Экскурсия – это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, показ, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а так же событий, с ними связанных.

слайд

Классификация экскурсий

По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные (многоплановые) и тематические.

Обзорные экскурсии, как правило, многотемные.

Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной те­мы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период вре­мени. Если это экскурсия на архитектурную тему, то пред­метом изучения могут стать наиболее интересные произве­дения зодчества, расположенные на улицах и площадях го­рода, а в большом городе — архитектурные ансамбли ми­нувших веков.

Тематических экскурсий выделяется еще ряд разновидностей. В зависимости от преобладания того или иного содержательного аспекта в тематической экскурсии, ее традиционно относят к одному из типов:

• исторические;

• архитектурно-градостроительные;

• литературные;

• искусствоведческие;

• природоведческие;

• технологические и научные.

По составу и количеству участников

– детских; взрослых; смешанных групп;

– местных; иногородних; иностранных групп.

По месту проведения экскурсии бывают: городские, заго­родные, производственные, музейные, комплексные (соче­тающие элементы нескольких).

По способу передвижения — пешеходные и с использова­нием различных видов транспорта, транспортные

Продолжительность экскурсии составляет от 1 акад. ча­са (45 мин) до суток.

По форме проведения экскурсии могут быть различными:

- экскурсия-массовка.

- экскурсия-прогулка,

- экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);

- экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с про­слушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса;

- экскурсия-спектакль — это форма проведения литера­турно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.

слайд

Экскурсия охватывает 3 этапа: подготовительный, этап проведения и послеэкскурсионный этап.

слайд

1 этап. Подготовительный.

- выбор темы;
- выбор места экскурсии;
- обследование той местности, где предполагается проводить экскурсию для знакомства с ним и отбора наиболее интересных объектов для демонстрации и самостоятельного наблюдения учащихся, предусматривает места остановок для отдыха;
-составление точного маршрута;
-составление плана экскурсии.

слайд

2 этап. Проведение экскурсии.

Проведение экскурсии со школьниками основано на дидактических принципах и правилах педагогики. К ним относятся

-научность,

-связь с жизнью,

-сознательность восприятия,

-последовательность,

-систематичность и логичность изложения темы экскурсии,

-наглядность, доступность,

-яркость, эмоциональность в раскрытие темы.

слайд

Требования к проведению экскурсии.

-правильно организованная экскурсия;

- говорить во время экскурсии только о том, что можно показать;

- если это возможно, то экспонаты музея желательно разрешать трогать руками;

- активность всех участников экскурсии;

- объём материала не должен быть большим, утомительным;

- изложение материала должно проводится с использование проблемной технологии;

- при выборе методических приёмов необходимо учитывать возраст;

- на экскурсии должна прослеживаться тесная обратная связь экскурсовод- экскурсант.

слайд

3 этап. Послеэкскурсионный этап


1.После экскурсии следует закрепить материал в памяти участников с последующей его проработкой. Сущность послеэкскурсионной работы заключается в необходимости восстановить в памяти участников весь ход экскурсии, более подробно разъясняя всё виденное и дополняя и углубляя отдельные вопросы.
2. Послеэкскурсионная работа выливается в следующие формы: коллективный рассказ учащихся; практические занятия и наблюдения над объектами, принесенными с экскурсии; экскурсионная выставка из собранного материала.
3. Послеэкскурсионная работа должна включать в себя следующее:
- обработка собранных данных. Каждая экскурсия должна быть зафиксирована в виде отчета, плаката, коллекции, рисунков, сочинений;
- систематическое использование экскурсионных материалов на других уроках (окружающего мира, а так же на уроках русского языка, изо).

II. Проведение имитационной игры

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам побыть моими детьми и провести виртуальную экскурсию. Что такое виртуальная экскурсия? (Игра воображений, посещение музея, не выходя из дома, класса, школы)


Virtyalis - “возможный”


Учитель: Ребята! У меня к вам предложение. Давайте сегодня мы проведем такую экскурсию

  1. Прежде всего мы должны выбрать тему экскурсии.

Перед вами лежат фотографии. Что это за фотографии?(фотографии памятников воинам ВОВ)

Для чего устанавливают памятники?(для того, чтобы сохранить воспоминания о людях, их делах, подвигах для будущих потомков)

А хотели бы вы узнать побольше о подвигах наших земляков?(да)

А что для этого надо? (совершить экскурсию)

А более подробную информацию об участниках ВОВ в нашем городе какой мемориальный памятник может рассказать? (памятник на Аллее Славы)

А почему это место назвали «Аллея Славы»?

А что такое аллея? слава? Давайте посмотрим словари Ожегова, Даля, Большой Энциклопедический словарь и найдём толкование этого слова

(аллея – дорога, с рядами деревьев, посаженных по обеим её сторонам;

слава – почётная известность как свидетельство всеобщего признания заслуг, таланта, всеобщего уважения)

Так куда мы с вами отправимся? (на Аллею Славы)

А это близко или далеко? (недалеко от нашей школы)

Следовательно, мы пойдем пешком.

И как же будет звучать тема экскурсии?

(Экскурсия на Аллею Славы.)

Какие задачи вы для себя поставите? (узнать кто защищал из земляков нашу Родину, получить информацию о них)

слайд

  1. А теперь мы с вами должны разработать маршрут экскурсии.

Перед вами схема нашего маршрута. Внимательно рассмотрите её и определите, каким маршрутом мы будем двигаться? (выходим из школы, поворачиваем направо, затем налево по пешеходному переходу, затем опять направо до Аллеи славы)

(дети разрабатывают маршрут)

слайд

  1. А теперь давайте составим план экскурсии.

  1. Вводная беседа (техника безопасности, соблюдение правил дорожного движения)

  2. Отправление из школы

  3. Следование по маршруту экскурсии

  4. Посещение Аллеи Славы

  5. Возвращение в школу

  6. Отчёт об экскурсии.

III.Моделирование


А теперь отправимся на экскурсию

слайды 17-32


Демонстрация слайдов Аллеи Славы.

Мы замечательно провели экскурсию, а теперь мне бы хотелось, чтобы вы поработали в группах и подготовили сообщения на данную тему.


Задания для 1 группы.

Найти стихотворения группе «Поэты» на военную тематику и зачитать их.

Задание для 2 группы «Искатели»

Найти информацию об Аллее Славы

Задания для 3 группы «Фотокорреспонденты»

Сделать коллаж об Аллее Славы и найти краткую информацию о земляках-героях.

Учащиеся представляют свои работы. Главный проект – это разработка экскурсии.

IV. Рефлексия


А для того, чтобы понять насколько усвоена эта информация, нужно провести рефлексию

Чаще всего я использую синквейн, потому что он очень интересен детям.

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

  • В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

  • Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

  • Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

  • Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

  • Пятая строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы или понятия в первой строке.


Таким образом, экскурсия наряду с другими формами обучения позволяет формировать у учащихся УУД.

Личностные УУД:

1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

2) Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов.

3) Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.


4) Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.

5) Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

6) Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.



7) Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Регулятивные УУД:

1) Умение самостоятельно определять цели экскурсии , ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

2) Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3) Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

4) Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД

1) В процессе экскурсии у учащихся формируются умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы.

2) Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.


Коммуникативные УУД


1) Умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать в коллективе :находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.


2) Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.


7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Рыжкова Оксана Алексеевна

Дата: 02.04.2017

Номер свидетельства: 405897


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства