ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА - КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА - КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Данная статья повествует о внедрении в школах такого вида экологического воспитания детей, как экологическая тропа. С помощью этой статьи, многие педагоги смогут разработать свой маршрут экологичнской тропы непосредственно в своей школе. Также в статье указана значимость данного мероприятия не только среди младших школьников, но и некоторого населения, прилегающего к микрорайону той или иной школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА - КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Болтовская Анастасия Константиновна,
учитель начальных классов
Экологическая тропа - как средство экологического и физического воспитания младших школьников
Дети с малых лет начинают воспринимать мир таковым, какой он есть. В дошкольном возрасте у малыша формируются экологические позиции, которые помогают ему в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживание ей и принятие активных действий в решении большинства экологических проблем, которыми сейчас богат наш мир. Но по результатам наших опросов систематически на природе бывает всего лишь 15 % опрошенных детей. По данным педагогов и психологов у многих детей преобладает созерцательно-тревожное отношение к природе. Почему так происходит? Опрос учителей начальных классов и воспитателей детских садов показал, что на практике преобладает опосредованное познание природы детьми - через книги, слайды, сказки, картины, беседы и т.д.. Намного меньше внимания уделяется непосредственному общению ребенка с природой: редко организуются экскурсии, эксперименты, опыты, исследования, трудовая и социально значимая экологическая деятельность непосредственно в природе, так как пришкольные участки и территории детских садов зачастую не приспособлены для этого.
Проведя исследование территорий школ и детских садов, мы обратили внимание на то, что они обладают большим количеством пустующих участков, которые можно было специально оборудовать и использовать для организации различных видов экологической деятельности детей непосредственно в природной среде, в мире природы. Каждому ребенку будет интересно своими глазами видеть и своими руками познавать окружающий мир, открывать что-то новое и тут же делиться своими открытиями. Важнейшим, на наш взгляд, методом экологического воспитания и образования подрастающего поколения является организация их деятельности на учебной экологической тропе, а также вовлечение школьников в процесс непосредственного создания экологической тропы на территории образовательного учреждения.
Экологическая тропа (учебно-туристическая тропа) - обустроенные и особо охраняемые прогулочно-познавательные маршруты, создаваемые с целью экологического просвещения детей через установленные по маршруту информационные стенды [1, с.23]. Учебная экологическая тропа создается на территории учебного заведения и несет в себе много познавательной информации, это своеобразная лаборатория в природе.
Впервые понятие природная или экологическая тропа появилось в США. В начале века лесничий Бентон Маккей предложил учредить нечто вроде «заповедника для пешеходов» – проложить тропу по Аппалачскому хребту. К 1922 году пешеходная тропа от штата Мэн на северо-западе до Джорджии на юго-востоке была готова, длина ее составила 3300 км. И сразу же она сделалась любимым местом отдыха и общения с природой многих американцев Востока США. Вскоре, такие же тропы стали создавать в других странах мира: Канаде, Франции, Великобритании, Швеции, Швейцарии, Кении, Индии, Японии и др.
В России еще до революции, в 1916 году, в Крыму, в 7 км от Судака вдоль скал была вырублена пешеходная тропа. Ее называют Голицынской, так как строительство" проводилось по указанию князя Л. С. Голицына. Тропа проложена таким образом, что посетитель может ознакомиться с многими разнообразными и очень красивыми природными объектами. Широкое распространение учебных и учебно-познавательных троп на территорий бывшего СССР началось с начала 60-х годов. Инициатором их стал Тартуский кружок охраны природы — первое студенческое природоохранное объединение в нашей стране, образованное 13 марта, 1958 года под руководством Я. X. Эйларта — специалиста по вопросам теории и практики охраны природы, в частности создания учебных троп.
За последние пять лет в нашей стране часто организуют тропы в окрестностях школ, пионерских лагерей, где они создаются силами самих школьников. Эти маршруты и называются экологическими тропами. Сам процесс создания и последующего использования такого типа троп несет в себе большой воспитательный и образовательный эффект, что подтверждает и многолетний практический опыт. Во-первых, сам процесс оборудования тропы силами учащихся позволяет руководителям создавать разные ситуации, играющие важную роль в деле образования и воспитания школьников. Во-вторых, оборудованная тропа помогает организовать учебно-воспитательную деятельность учителей и учащихся, в-третьих, она несет информацию для тех посетителей, которые проходят по ней самостоятельно, без экскурсоводов. Если учесть, что тропа, как правило, объединяет участки, где проводится экологический практикум и организуется природоохранная деятельность учащихся, то ее использование настолько многогранно, что она становится своеобразным учебным кабинетом в природе. Из этого следует, что экологическая тропа не только многогранна в своей воспитательной миссии, но и еще очень увлекательна для обучающихся.
На базе МБОУ «СОШ № 13» г. Новокузнецка был разработан примерный маршрут учебной экологической тропы на территории школы. На экологической тропе мы постарались расположить достаточное количество станций для осуществления экологического воспитания детей:
станция – первоцветы;
станция - рябиновая аллея;
станция - альпийская горка;
станция - водоем;
станция - островок ивы;
станция - плодово-ягодные кустарники;
станция – уголок леса;
станция – зеленая аптека;
станция – метеостанция;
станция – огород;
станция – поле;
станция – луковичные цветы;
станция – декоративный отдел.
На такой экологической тропе можно будет организовать не только практическую деятельность детей, способствовать их экологическому, физическому, трудовому воспитанию, но и организовывать мероприятия экологической направленности с детьми микрорайона школы. Кроме того, создание и уход за экологической тропой будет способствовать повышению общей экологической культуры населения окружающих домов.
Организация подобной деятельности с детьми будет способствовать их экологическому воспитанию и образованию, физическому развитию, формированию познавательного интереса, а также бережного отношения к природе. Когда-то Ян Амос Коменский писал: «Учить надо так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о них». Мы считаем, что деятельность, организуемая педагогами на экологической тропе, будет отвечать этому призыву.
Литература
Ремизова, Н.И. Учебная экологическая тропа на пришкольном участке [Текст] / Н.И. Ремизова // Биология в школе.- №6.- 2000.