Экологические загадки ХМАО-Югры. Охрана животных края.
Экологические загадки ХМАО-Югры. Охрана животных края.
Данная методическая разработка представляет собой внеклассное мероприятие на тему: «Экологические загадки ХМАО. Охрана животных нашего края», которое направленно на формирование у детей младшего школьного возраста знаний о красной книге ХМАО-Югры и животных, которые в нее занесены. Внеклассное занятие развивает у детей экологическое мышление, речь, умение работать с источниками информации. Мероприятие с экологической направленностью воспитывает у обучающихся бережное, чуткое отношение к животному миру ХМАО-Югры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Данная методическая разработка представляет собой внеклассное мероприятие на тему: «Экологические загадки ХМАО. Охрана животных нашего края» , которое направленно на формирование у детей младшего школьного возраста знаний о красной книге ХМАО-Югры и животных, которые в нее занесены. Внеклассное занятие развивает у детей экологическое мышление, речь, умение работать с источниками информации. Мероприятие с экологической направленностью воспитывает у обучающихся бережное, чуткое отношение к животному миру ХМАО-Югры.
Методическая разработка может быть использована учителями начальных классов средних общеобразовательных школ при проведении внеклассных мероприятий с целью привлечения детей к охране животных Югры.
Пояснительная записка
Тема занятия: «Экологические загадки ХМАО-Югры. Охрана животных нашего края».
Актуальность: Формирование экологической культуры у школьников является актуальной проблемой современного российского общества. В современной системе образования, на сегодняшний момент, очень важно приобщить ребенка к общественно-значимым ценностям, формировать ценностное отношение к окружающему миру в целом. Развитие эмоционально-положительного отношения к природе родного края у детей младшего школьного возраста представляет собой большое общественное значение, ставится как задача государственной важности в соответствии с вступлением в силу новых нормативных документов [8].
Цель: способствовать формированию у обучающихся знаний о Красной книге ХМАО-Югры и животных, которые в нее занесены; закрепить знания обучающихся о животном мире нашего округа.
Задачи:
Образовательные:
- углубить знания обучающихся о Красной книге ХМАО; расширить знания детей об охраняемых видах животных, встречающихся в Югре; дать детям представление о необходимости усилий по охране животных и растений, убедить в важности этого дела.
Развивающие:
- развивать экологическое мышление, речь, умение работать с источниками информации.
Воспитательные:
-воспитывать бережное, чуткое отношение к природе родного края.
Планируемые результаты:
Личностные:
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-учебно-познавательный интерес к новому учебному мате# риалу и способам решения новой частной задачи;
Метапредметные результаты:
Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме; различать способ и результат действия;
Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи;
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Форма проведения: беседа
Методы и приемы:
Словесные (объяснение, рассказ).
Наглядные (наглядные пособия, иллюстрации , использование компьютерных технологий).
Оборудование для учителя: проектор, интерактивная доска, ПК, презентационный материал, конспект урока, раздаточный материал для учащихся (текст и информацией о животных).
Оформление классной доски:
Презентация на тему: "Экологические загадки ХМАО. Охрана животных нашего края".
План предварительной подготовки:
Перед проведением классного часа необходимо подготовить мультимедийный проектор и цифровые ресурсы.
Приготовить раздаточный материал для учащихся и информацией о животных.
Содержание
План проведения внеклассного мероприятия
Название этапов и подэтапов
Предполагаемое время
1.Вступительная часть.
1.1. Организационный момент.
1.2. Введение в тему занятия и актуализация опорных знаний через беседу
5 мин.
1 мин.
4 мин.
2. Основная часть
2.1. Разгадывание загадок о животных, которые обитают в Югре.
2.2. Беседа о Красной книге ХМАО
2.3. Работа в группах с текстами о животных, которые занесены в красную книгу ХМАО
15 мин
3 мин.
5 мин.
5 мин.
3. Заключительная часть
3.1. Подведение итогов.
3.2.Заполнение кроссворда по теме
3.4. Рефлексия.
10 мин.
5 мин.
3 мин.
2 мин.
Ход мероприятия (в табличном формате)
Структурные этапы воспитатель
ного мероприятия
Воспитательные, развивающие, образовательные
задачи, реализемые на этапах
Методы и
приёмы
реализации задач и достижения результатов
Содержание этапа
Примечание
Планируемые результаты
1.Вступительная часть
1.1. Организационный момент
Проверить готовность детей к воспитательному мероприятию, создать положительный эмоциональный настрой.
Беседа
Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу для вас интересный и познавательный классный час.
Вы готовы узнать много интересного и нового?
Для успешной работы нам пригодится хорошее настроение, поэтому улыбнитесь мне и друг другу.
Мотивация, настроенность на обсуждение темы.
1.2.
Введение в тему занятия и актуализация опорных знаний через беседу.
Актуализировать знания учащихся о родном крае.
Сформулировать тему и цель занятия.
Беседа.
Ребята сейчас я вам прочитаю стихотворение. Вы мне скажете о чем оно.
Сибирский край – Югра-
Таежный край земли.
Люблю твои просторы я,
Леса болота, мхи.
Нет в мире краше Родины,
Чем милая Югра.
Пою я гимн Югры,
цвети моя земля! [4]
Правильно, ребята! Стихотворение о нашем округе!
А как по-другому называется наш округ?
Верно!Ханты-Мансийский Автономный округ- Юрга!
Ребята, сейчас я вам прочитаю еще одно стихотворение, и вы узнаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить.
Стремись животных защищать,
Они ведь — братья наши! Стремись чуть— чуть добрее стать, Мир этот сделать краше! Их дружба крепкая верна, Животные — как люди! И нам их доброта нужна, Кем без добра мы будем? [3]
Правильно, ребята! Сегодня мы с вами будем говорить об охране животных. Если мы живем в Югре, то об охране каких животных мы с вами будем говорить?
Совершенно верно! Сегодня мы с вами выясним, какие животные нашего округа находятся под охраной!
.
Высказывать свое мнение; задавать вопросы.
2.Основная часть
2.1.Разгадывание загадок о животных, которые обитают в Югре.
Актуализация знаний детей о животном мире Югры
Метод игры
Ребята, любите ли вы отгадывать загадки?
Сейчас, я буду вам загадывать загадки о животных нашего края, а вы должны будете отгадать, о каком животном идет речь!
1.Меньше тигра, больше кошки, Над ушами кисти - рожки. С виду кроток, но не верь: Страшен в жизни этот зверь.(Рысь)
2.Хозяин лесной, просыпается весной, А зимой под снежный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь)
3.Над шапками кустарника дерево плывёт. На чьей же голове оно уютно так растёт? Откроет нам поляна, лесного великана.(Лось)
4.Что за зверь зимой холодной, Ходит в чаще злой, голодный? (волк)
5.Чуток, строен и высок, гордо голову несёт, От рогов густая тень. Вот красивый зверь…… (олень)
6.Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу. В дупле на старом кедре Орешки я грызу (белка)
7.Есть в реке работники – не столяры, ни плотники, А выстроят плотину – хоть пиши картину. (Бобры)
8.Трусоват лесной красавец. Догадались? Это ………… (заяц)
9.Хитрая плутовка, Рыжая головка. Хвост пушистый, красный, ах краса! А зовут её …………………… (лиса) [9]
Молодцы, ребята! Вы правильно отгадали все загадки!
Посмотрите, как богат и многообразен животный мир нашего края!
Дети разгадывают загадки о животных Югры, если дети не знают о каком животном идет речь, то учитель рассказывает о животном и показывает его изображение.
Высказывать свое мнение; задавать вопросы.
2.2. Беседа о Красной книге ХМАО.
Углубить знания учащихся о Красной книге ХМАО
Беседа,
обсуждение, рассуждение.
Ребята, а знаете ли вы, что некоторые животные нашего округа находятся в опасности?
-Раньше животные, птицы и растения уничтожались постоянно и многие совсем исчезли с Земли.
Для того, чтобы остановить это, люди создали необычную книгу. Кто мне скажет, как называется эта книга?
- Молодцы, ребята!
- Охраняется «Красною книгой»
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
«Красная книга» - Красная! [2]
Показ Красной книги.
Несколько лет назад в ХМАО, в связи с ухудшением экологической обстановки и активизацией браконьеров. Назрела необходимость защиты флоры и фауны на законодательном уровне. Губернатором было издано постановление о создании Красной книги округа. Осенью 2003 года издание вышло в свет. В Красную книгу ХМАО внесён 71 вид животных, 140 видов растений и 16 видов грибов . Сегодня под угрозой исчезновения находятся белый журавль и западно – сибирский речной бобр, которых осталось 400 штук. Стремительно сокращается в численности сибирский осётр. Беркут, кречет, филин и серый гусь – уже также редкость. Попали в «Красную книгу» даже прыткая ящерица и травяная лягушка [7]. Безусловно, Красная книга, очень нужна. В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. И, если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Спасение их не возможно без специальных мер: запрета охоты, охраны в заповедниках, заботы об их размножении. Значит. Природа в опасности!
На слайде отображаются основные факты о Красной книге ХМАО
Умение слушать учителя и одноклассников;
умение высказывать свое мнение; задавать вопросы.
2.3Работа в группах с текстами о животных, которые занесены в красную книгу ХМАО.
Повторить правила групповой работы;
Уметь правильно работать при работе в группах
Групповая работа
Ребята, сейчас мы с вами будем работать в группах по четыре человека!
Повернитесь друг к другу, сядьте так, чтоб вам было удобно работать. Итак, перед тем как преступить к работе, давайте повторим правила работы в группах.
Кто мне скажет правила работы в группе?
Посмотрите на доску!
Давайте вместе с вами прочитаем правила работы в группе.
Ребята, мы с вами вспомнили правила работы в
группах, теперь преступим к работе. Определите капитана в своей группе.
Капитан каждой группы выйдите ко мне.
Капитанам я раздам карточки с животными нашего округа, в группах вы должны будете подготовить сообщение и рассказать классу.
В тексте, который вы получили, нужно выделить ключевые, самые важные моменты.
Затем один человек с группы выходит и рассказывает всему классу о том, какие важные факты выделили.
на слайде представлены правила работы в группе
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
3. Заключительная часть
3.1. Подведение итогов
Обобщение и систематизация знаний, полученных при групповой работе.
Метод беседы, рассуждение, презентация.
Ребята, давайте начнем проверять задание, которое мы с вами выполняли в группах.
Вы должны слушать внимательно, что бы все запомнить.
Итак, посмотрите на доску. Справилась ли группа с заданием.
Оцените работу группы.
На слайде отображаются факты о животном.
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
задавать вопросы;
аргументировать свое мнение.
3.2. Заполнение кроссворда по теме
Обобщение и систематизация знаний, полученных при парной работе.
Метод игры
Итак, ребята, чтобы закрепить все то, о чем мы с вами говорили. Я приготовила для вас кроссворд, который вы должны заполнить в парах. Пара, которая справиться с заданием первая, расскажет нам о том, как они работали.
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
задавать вопросы;
аргументировать свое мнение.
3.4. Рефлексия.
Метод рефлексии.
Ребята, давайте с вами подведем итоги нашего занятия.
О чем мы с вами сегодня говорили?
Нужно ли охранять животных?
Будете ли вы уважительно относиться к животным?
Молодцы, ребята! Вы меня очень порадовали! Спасибо вам за занятие!
И помните, что животных нужно любить и уважать. Ведь они братья наши меньшие!
Список литературы
Веденеева, Г.И. Феномен родного края и его ресурс в духовно-нравственном воспитании учащихся / Г.И. Веденеева [Текст] // Педагогика. - 2013. - № 8. - С. 58.
Золототрубов, И.В. Роль краеведческой деятельности учащихся в развитии их социальной активности / И.В. Золототрубов [Текст] // Начальная школа плюс и после. - 2011. - № 2. - С. 109.
Ковшов, С.В. Краеведение как один из способов повышения эффективности учебного процесса / С.В. Ковшов [Текст] // Вопросы образования. - 2012 – № 2 (20). – С. 23.
Любимая Родина [Электронный ресурс]. −Режим доступа: http://ljubimaja-rodina.ru/stikhi/2-stikhi-o-sibiri.html (дата обращения: 19.10.2018).
Методика воспитательной работы [Текст] : учебник для студ.учрежденийсред.проф.образования / В.П.Сергеева [и др]; под ред. В.П.Сергеевой. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2013.- С.144-146.
Мы – дети природы [Текст] : книга для учителя начальных классов ; в 2 ч. : Ч.2 / Т.К.Орлова [и др.] ; под ред Т.К.Орловой.− Ханты-Мансийск.: ГУИПП «Полиграфист» , 2003.− С.3.
Программа курса краеведения "Мы дети природы": [Электронный ресурс]. −Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/programma -kursa-kraevedeniya-my-deti-prirody-4-klass-0(дата обращения: 20.10.2018).
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации": [Электронный ресурс].−Режим доступа:http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW;n=140174;req=doc (дата обращения: 19.10.2018).
Тексты про животных, которые занесены в Красную книгу ХМАО-Югры
Гуменник
Крупный гусь размером примерно с серого гуся, в среднем несколько меньше. От других гусей отличается черным клювом с оранжевой или желтой предвершинной полосой и очень темными (темнее туловища) головой и шеей, кроме того, от серого гуся отличается оранжевыми ногами, бурыми верхними кроющими крыла, от белолобого . отсутствием белого пятна на лбу и черных пятен на брюхе. Молодые птицы окрашены более монотонно из-за менее ярких светлых каемок на перьях, клюв короткий красновато-серый или грязно-коричневый.
Краснозобая гагара
Самая мелкая из всех гагар, размером с крупную утку: вес ее колеблется от 1 до 3 кг. Оперение на голове и боках шеи пепельно-серое, на верхней стороне тела — серовато-бурое с примесью мелких белых пятен на спине, плечах и кроющих крыла. Низ тела белый с бурыми пестринами по краям зоба и брюха. На горле и передней части шеи пропадающее после осенней линьки каштаново-рыжее пятно, за которое вид и получил свое название.
Стерх (белый журавль)
Птица стерх в высоту достигает около 140-160 сантиметров, размах крыльев составляет 210-230 сантиметров, а вес журавля от 5 до 8 килограмм. Передняя часть головы белого журавля лишена оперения. У взрослых журавлей это место окрашено в красный цвет. Клюв стерха очень длинный, он длинней, чем у остальных видов, красного цвета и зазубрен пилообразно. Оперение почти полностью белое, кроме маховых перьев черного цвета на крыльях. Молодые стерхи имеют оперение коричневато-рыжего цвета. Роговица глаз журавлей красная или бледно-желтая. Лапы длинные розово-красные. Продолжительность жизни птицы составляет около 70 лет.
Западносибирский речной бобр.
Самый крупный грызун фауны ХМАО- Югры. Средняя масса тела взрослого бобра около 19 кг. Длина тела около метра, длина хвоста 20-30 см, высота в плечах 30-35 см. Самки крупнее самцов. Тело у бобра крепкое, конечности короткие, пальцы соединены плавательной перепонкой, хвост плоский, шириной 15см. Передние лапы слабее задних. Голова круглая, морда тупорылая, уши и глаза маленькие. Мех густой, темно-бурого цвета, с грубыми остевыми волосами и мягкой подпушкой. За своей шубой он тщательно ухаживает. Смазывает её маслянистым веществом, которое выделяется хвостовыми железами для водонепроницаемости, и расчесывает раздвоенным когтем, который есть на каждой задней лапе. Живет в норе, плотины сооружает редко. Питается березой, осиной, ивой.
Сибирская лягушка
Размеры у этих лягушек небольшие. Длина тела в пределах от 2 до 3 см. Кожа гладкая. Верхняя часть туловища светло-коричневая и покрыта мелкими тёмными пятнами. Живот белого цвета с желтоватым оттенком и красными пятнами крупных размеров. Часто красные пятна чередуются с тёмными пятнами. На животе красные узоры появляются на 2-м, а иногда и на 3-м году жизни. У самцов на первых пальцах лап имеются брачные мозоли тёмного цвета. Между пальцами имеются перепонки, зрачки расположены горизонтально
Кроссворд
2
4
6
5
3
1
7
по горизонтали:
1. Оленям брат. Рога – лопаты. Сам очень крупный.
4. Очень быстро, очень ровно Он перегрызает бревна! И на речке строит всюду За запрудою запруду.
5. Пушистой маленькой хозяйке морозы не страшны:
Приберегла она на ветках сушёные грибы
7.Из малых кошек, из пятнистых, а на ушах, представьте, кисти!
по вертикали
2. Бурый он и косолапый, Ловит рыбу мощной лапой. А ещё он любит мёд! Кто сластёну назовёт?
3.Всех зверей она хитрей, Шубка рыжая на ней. Пышный хвост - ее краса. Этот зверь лесной .
6. Что за зверь такой лесной, Встал как столбик под сосной? Кто стоит среди травы, Уши больше головы?