kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экологические загадки ХМАО-Югры. Охрана животных края.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка представляет собой внеклассное мероприятие на тему: «Экологические загадки ХМАО. Охрана животных нашего края», которое направленно на формирование у детей младшего школьного возраста знаний о  красной книге ХМАО-Югры и животных, которые в нее занесены. Внеклассное занятие развивает у детей экологическое мышление, речь, умение работать с источниками информации. Мероприятие с экологической направленностью воспитывает у обучающихся бережное, чуткое отношение к животному миру ХМАО-Югры. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экологические загадки ХМАО-Югры. Охрана животных края.»



Межмуниципальный конкурс методических разработок экологической направленности

Номинация ««обеспечение общеобразовательных программ экологической направленности»


Разработка

внеклассного мероприятия

Тема:«Экологические загадки ХМАО-Югры.

Охрана животных нашего края»








Категория участников: обучающиеся 2 класса

Срок реализации:1 урок

Автор:Князева Л.В., учитель начальных классов, высшая квалификационная категория


Год разработки: 2018

Общие сведения об авторе методической разработки

ФИО - Князева Лилия Владимировна

Должность - учитель начальных классов

Педагогический стаж – 36 лет

Стаж работы в МБОУ СОШ №2 – 35 лет

Аннотация

Данная методическая разработка представляет собой внеклассное мероприятие на тему: «Экологические загадки ХМАО. Охрана животных нашего края» , которое направленно на формирование у детей младшего школьного возраста знаний о красной книге ХМАО-Югры и животных, которые в нее занесены. Внеклассное занятие развивает у детей экологическое мышление, речь, умение работать с источниками информации. Мероприятие с экологической направленностью воспитывает у обучающихся бережное, чуткое отношение к животному миру ХМАО-Югры.

Методическая разработка может быть использована учителями начальных классов средних общеобразовательных школ при проведении внеклассных мероприятий с целью привлечения детей к охране животных Югры.

Пояснительная записка

Тема занятия: «Экологические загадки ХМАО-Югры. Охрана животных нашего края».

Актуальность: Формирование экологической культуры у школьников является актуальной проблемой современного российского общества. В современной системе образования, на сегодняшний момент, очень важно приобщить ребенка к общественно-значимым ценностям, формировать ценностное отношение к окружающему миру в целом. Развитие эмоционально-положительного отношения к природе родного края у детей младшего школьного возраста представляет собой большое общественное значение, ставится как задача государственной важности в соответствии с вступлением в силу новых нормативных документов [8].

Цель: способствовать формированию у обучающихся знаний о Красной книге ХМАО-Югры и животных, которые в нее занесены; закрепить знания обучающихся о животном мире нашего округа.

Задачи:

Образовательные:

- углубить знания обучающихся о Красной книге ХМАО; расширить знания детей об охраняемых видах животных, встречающихся в Югре; дать детям представление о необходимости усилий по охране животных и растений, убедить в важности этого дела.

Развивающие:

- развивать экологическое мышление, речь, умение работать с источниками информации.

Воспитательные:

-воспитывать бережное, чуткое отношение к природе родного края.

Планируемые результаты:

Личностные:

-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

-учебно-познавательный интерес к новому учебному мате# риалу и способам решения новой частной задачи;

Метапредметные результаты:

Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме; различать способ и результат действия;

Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Форма проведения: беседа

Методы и приемы:

  1. Словесные (объяснение, рассказ).

  2. Наглядные (наглядные пособия, иллюстрации , использование компьютерных технологий).

  3. Практические (информационно – рецептивный метод, объяснительно – иллюстративный).

Оборудование для учителя: проектор, интерактивная доска, ПК, презентационный материал, конспект урока, раздаточный материал для учащихся (текст и информацией о животных).

Оформление классной доски:




Презентация на тему: "Экологические загадки ХМАО. Охрана животных нашего края".


План предварительной подготовки:

  1. Перед проведением классного часа необходимо подготовить мультимедийный проектор и цифровые ресурсы.

  2. Приготовить раздаточный материал для учащихся и информацией о животных.




Содержание

План проведения внеклассного мероприятия

Название этапов и подэтапов


Предполагаемое время

1.Вступительная часть.

1.1. Организационный момент.

1.2. Введение в тему занятия и актуализация опорных знаний через беседу

5 мин.

1 мин.

4 мин.

2. Основная часть

2.1. Разгадывание загадок о животных, которые обитают в Югре.

2.2. Беседа о Красной книге ХМАО

2.3. Работа в группах с текстами о животных, которые занесены в красную книгу ХМАО

15 мин

3 мин.

5 мин.

5 мин.


3. Заключительная часть

3.1. Подведение итогов.

3.2.Заполнение кроссворда по теме

3.4. Рефлексия.


10 мин.

5 мин.

3 мин.

2 мин.



Ход мероприятия (в табличном формате)










Структурные этапы воспитатель

ного мероприятия

Воспитательные, развивающие, образовательные

задачи, реализемые на этапах


Методы и

приёмы

реализации задач и достижения результатов

Содержание этапа

Примечание

Планируемые результаты




1.Вступительная часть


1.1. Организационный момент

Проверить готовность детей к воспитательному мероприятию, создать положительный эмоциональный настрой.

Беседа


Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу для вас интересный и познавательный классный час.

Вы готовы узнать много интересного и нового?

Для успешной работы нам пригодится хорошее настроение, поэтому улыбнитесь мне и друг другу.


Мотивация, настроенность на обсуждение темы.

1.2.

Введение в тему занятия и актуализация опорных знаний через беседу.

Актуализировать знания учащихся о родном крае.

Сформулировать тему и цель занятия.














































Беседа.
































































Ребята сейчас я вам прочитаю стихотворение. Вы мне скажете о чем оно.

Сибирский край – Югра-

Таежный край земли.

Люблю твои просторы я,

Леса болота, мхи.

Нет в мире краше Родины,

Чем милая Югра.

Пою я гимн Югры,

цвети моя земля! [4]

Правильно, ребята! Стихотворение о нашем округе!

А как по-другому называется наш округ?

Верно! Ханты-Мансийский Автономный округ- Юрга!

Ребята, сейчас я вам прочитаю еще одно стихотворение, и вы узнаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить.

Стремись животных защищать,

Они ведь — братья наши!
Стремись чуть— чуть добрее стать,
Мир этот сделать краше!
Их дружба крепкая верна,
Животные — как люди!
И нам их доброта нужна,
Кем без добра мы будем? [3]

Правильно, ребята! Сегодня мы с вами будем говорить об охране животных.
Если мы живем в Югре, то об охране каких животных мы с вами будем говорить?

Совершенно верно! Сегодня мы с вами выясним, какие животные нашего округа находятся под охраной!

.

Высказывать свое мнение; задавать вопросы.



2.Основная часть


2.1.Разгадывание загадок о животных, которые обитают в Югре.

Актуализация знаний детей о животном мире Югры

Метод игры

Ребята, любите ли вы отгадывать загадки?

Сейчас, я буду вам загадывать загадки о животных нашего края, а вы должны будете отгадать, о каком животном идет речь!

1.Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами кисти - рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в жизни этот зверь.
 (Рысь)

2.Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой. 
(Медведь)

3.Над шапками кустарника дерево плывёт.
На чьей же голове оно уютно так растёт?
Откроет нам поляна, лесного великана.
 (Лось)

4.Что за зверь зимой холодной,
Ходит в чаще злой, голодный? 
(волк)

5.Чуток, строен и высок, гордо голову несёт,
От рогов густая тень.
Вот красивый зверь…… 
(олень)

6.Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом кедре
Орешки я грызу 
(белка)

7.Есть в реке работники – не столяры, ни плотники,
А выстроят плотину – хоть пиши картину. 
(Бобры)

8.Трусоват лесной красавец.
Догадались? Это ………… 
(заяц)

9.Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Хвост пушистый, красный, ах краса!
А зовут её …………………… 
(лиса) [9]

Молодцы, ребята! Вы правильно отгадали все загадки!

Посмотрите, как богат и многообразен животный мир нашего края!

Дети разгадывают загадки о животных Югры, если дети не знают о каком животном идет речь, то учитель рассказывает о животном и показывает его изображение.










Высказывать свое мнение; задавать вопросы.

2.2. Беседа о Красной книге ХМАО.


Углубить знания учащихся о Красной книге ХМАО

Беседа,

обсуждение, рассуждение.

Ребята, а знаете ли вы, что некоторые животные нашего округа находятся в опасности?

-Раньше животные, птицы и растения уничтожались постоянно и многие совсем исчезли с Земли.

Для того, чтобы остановить это, люди создали необычную книгу. Кто мне скажет, как называется эта книга?

- Молодцы, ребята!

- Охраняется «Красною книгой»

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

«Красная книга» - Красная! [2]

Показ Красной книги.

Несколько лет назад в ХМАО, в связи с ухудшением экологической обстановки и активизацией браконьеров. Назрела необходимость защиты флоры и фауны на законодательном уровне. Губернатором было издано постановление о создании Красной книги округа. Осенью 2003 года издание вышло в свет. В Красную книгу ХМАО внесён 71 вид животных, 140 видов растений и 16 видов грибов . Сегодня под угрозой исчезновения находятся белый журавль и западно – сибирский речной бобр, которых осталось 400 штук. Стремительно сокращается в численности сибирский осётр. Беркут, кречет, филин и серый гусь – уже также редкость. Попали в «Красную книгу» даже прыткая ящерица и травяная лягушка [7]. Безусловно, Красная книга, очень нужна. В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. И, если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Спасение их не возможно без специальных мер: запрета охоты, охраны в заповедниках, заботы об их размножении. Значит. Природа в опасности!

На слайде отображаются основные факты о Красной книге ХМАО




















































Умение слушать учителя и одноклассников;

умение высказывать свое мнение; задавать вопросы.


2.3Работа в группах с текстами о животных, которые занесены в красную книгу ХМАО.






Повторить правила групповой работы;

Уметь правильно работать при работе в группах











Групповая работа


Ребята, сейчас мы с вами будем работать в группах по четыре человека!

Повернитесь друг к другу, сядьте так, чтоб вам было удобно работать. Итак, перед тем как преступить к работе, давайте повторим правила работы в группах.

Кто мне скажет правила работы в группе?

Посмотрите на доску!

Давайте вместе с вами прочитаем правила работы в группе.

Ребята, мы с вами вспомнили правила работы в

группах, теперь преступим к работе. Определите капитана в своей группе.

Капитан каждой группы выйдите ко мне.

Капитанам я раздам карточки с животными нашего округа, в группах вы должны будете подготовить сообщение и рассказать классу.

В тексте, который вы получили, нужно выделить ключевые, самые важные моменты.

Затем один человек с группы выходит и рассказывает всему классу о том, какие важные факты выделили.



на слайде представлены правила работы в группе

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;


3. Заключительная часть

3.1. Подведение итогов

Обобщение и систематизация знаний, полученных при групповой работе.


Метод беседы, рассуждение, презентация.

Ребята, давайте начнем проверять задание, которое мы с вами выполняли в группах.

Вы должны слушать внимательно, что бы все запомнить.

Итак, посмотрите на доску. Справилась ли группа с заданием.

Оцените работу группы.


На слайде отображаются факты о животном.

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

задавать вопросы;

аргументировать свое мнение.

3.2. Заполнение кроссворда по теме




Обобщение и систематизация знаний, полученных при парной работе.


Метод игры

Итак, ребята, чтобы закрепить все то, о чем мы с вами говорили. Я приготовила для вас кроссворд, который вы должны заполнить в парах. Пара, которая справиться с заданием первая, расскажет нам о том, как они работали.







учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

задавать вопросы;

аргументировать свое мнение.

3.4. Рефлексия.


Метод рефлексии.

Ребята, давайте с вами подведем итоги нашего занятия.

О чем мы с вами сегодня говорили?

Нужно ли охранять животных?

Будете ли вы уважительно относиться к животным?

Молодцы, ребята! Вы меня очень порадовали! Спасибо вам за занятие!

И помните, что животных нужно любить и уважать. Ведь они братья наши меньшие!



Список литературы

  1. Веденеева, Г.И. Феномен родного края и его ресурс в духовно-нравственном воспитании учащихся / Г.И. Веденеева [Текст] // Педагогика. - 2013. - № 8. - С. 58. 

  2. Золототрубов, И.В. Роль краеведческой деятельности учащихся в развитии их социальной активности / И.В. Золототрубов [Текст] // Начальная школа плюс и после. - 2011. - № 2. - С. 109. 

  3. Ковшов, С.В. Краеведение как один из способов повышения эффективности учебного процесса / С.В. Ковшов [Текст] // Вопросы образования. - 2012 – № 2 (20). – С. 23.

  4. Любимая Родина [Электронный ресурс]. −Режим доступа: http://ljubimaja-rodina.ru/stikhi/2-stikhi-o-sibiri.html (дата обращения: 19.10.2018).

  5. Методика воспитательной работы [Текст] : учебник для студ.учрежденийсред.проф.образования / В.П.Сергеева [и др]; под ред. В.П.Сергеевой. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2013.- С.144-146.

  6. Мы – дети природы [Текст] : книга для учителя начальных классов ; в 2 ч. : Ч.2 / Т.К.Орлова [и др.] ; под ред Т.К.Орловой.− Ханты-Мансийск.: ГУИПП «Полиграфист» , 2003.− С.3.

  7. Программа курса краеведения "Мы дети природы": [Электронный ресурс]. −Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/programma -kursa-kraevedeniya-my-deti-prirody-4-klass-0(дата обращения: 20.10.2018).

  8. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации": [Электронный ресурс].−Режим доступа:http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW;n=140174;req=doc (дата обращения: 19.10.2018).

  9. zagadochki.ru.:[Электронный ресурс].−Режим доступа: http://zagadochki.ru/zagadka-menshe-tigra-bolshe-koshki-nad-ushami-kisti-rozhki.html (дата обращения: 19.10.2018).

Приложение

Тексты про животных, которые занесены в Красную книгу ХМАО-Югры

Гуменник

Крупный гусь размером примерно с серого гуся, в среднем несколько меньше. От других гусей отличается черным клювом с оранжевой или желтой предвершинной полосой и очень темными (темнее туловища) головой и шеей, кроме того, от серого гуся отличается оранжевыми ногами, бурыми верхними кроющими крыла, от белолобого . отсутствием белого пятна на лбу и черных пятен на брюхе. Молодые птицы окрашены более монотонно из-за менее ярких светлых каемок на перьях, клюв короткий красновато-серый или грязно-коричневый.

Краснозобая гагара

Самая мелкая из всех гагар, размером с крупную утку: вес ее колеблется от 1 до 3 кг. Оперение на голове и боках шеи пепельно-серое, на верхней стороне тела — серовато-бурое с примесью мелких белых пятен на спине, плечах и кроющих крыла. Низ тела белый с бурыми пестринами по краям зоба и брюха. На горле и передней части шеи пропадающее после осенней линьки каштаново-рыжее пятно, за которое вид и получил свое название.

Стерх (белый журавль)

Птица стерх в высоту достигает около 140-160 сантиметров, размах крыльев составляет 210-230 сантиметров, а вес журавля от 5 до 8 килограмм. Передняя часть головы белого журавля лишена оперения. У взрослых журавлей это место окрашено в красный цвет. Клюв стерха очень длинный, он длинней, чем у остальных видов, красного цвета и зазубрен пилообразно. Оперение почти полностью белое, кроме маховых перьев черного цвета на крыльях. Молодые стерхи имеют оперение коричневато-рыжего цвета. Роговица глаз журавлей красная или бледно-желтая. Лапы длинные розово-красные. Продолжительность жизни птицы составляет около 70 лет.


Западносибирский речной бобр.

Самый крупный грызун фауны ХМАО- Югры. Средняя масса тела взрослого бобра около 19 кг. Длина тела около метра, длина хвоста 20-30 см, высота в плечах 30-35 см. Самки крупнее самцов. Тело у бобра крепкое, конечности короткие, пальцы соединены плавательной перепонкой, хвост плоский, шириной 15см. Передние лапы слабее задних. Голова круглая, морда тупорылая, уши и глаза маленькие. Мех густой, темно-бурого цвета, с грубыми остевыми волосами и мягкой подпушкой. За своей шубой он тщательно ухаживает. Смазывает её маслянистым веществом, которое выделяется хвостовыми железами для водонепроницаемости, и расчесывает раздвоенным когтем, который есть на каждой задней лапе. Живет в норе, плотины сооружает редко. Питается березой, осиной, ивой.

Сибирская лягушка

Размеры у этих лягушек небольшие. Длина тела в пределах от 2 до 3 см. Кожа гладкая. Верхняя часть туловища светло-коричневая и покрыта мелкими тёмными пятнами. Живот белого цвета с желтоватым оттенком и красными пятнами крупных размеров. Часто красные пятна чередуются с тёмными пятнами. На животе красные узоры появляются на 2-м, а иногда и на 3-м году жизни. У самцов на первых пальцах лап имеются брачные мозоли тёмного цвета. Между пальцами имеются перепонки, зрачки расположены горизонтально





Кроссворд


 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

по горизонтали:

1. Оленям брат. Рога – лопаты. Сам очень крупный.

4. Очень быстро, очень ровно
Он перегрызает бревна!
И на речке строит всюду
За запрудою запруду.

5. Пушистой маленькой хозяйке морозы не страшны:

Приберегла она на ветках сушёные грибы

7. Из малых кошек, из пятнистых, а на ушах, представьте, кисти!

по вертикали

2. Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мёд!
Кто сластёну назовёт?

3.Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной .

6. Что за зверь такой лесной, 
Встал как столбик под сосной?
Кто стоит среди травы, 
Уши больше головы?






Презентационный материал















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Экологические загадки ХМАО-Югры. Охрана животных края.

Автор: Князева Лилия Владимировна

Дата: 08.09.2022

Номер свидетельства: 612727


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства